Рыночные структуры и проблемы рыночной власти в Российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Особенностью существования фирмы в рыночных условиях микроэкономики является то, что она находится в постоянной взаимосвязи с другими производителями. Интенсивность, степень этого взаимодействия определяется конкретными рыночными структурами, в рамках которых функционирует конкретная фирма. Это находит выражение, прежде всего, в рыночной конкуренции. Поскольку целью деятельности любой фирмы является максимизация получаемой прибыли, необходимо знать те специфические условия, которыми характеризуются конкретные структуры и за счет которых достигается наиболее оптимальное положение фирмы в каждом конкретном случае.

Работа содержит 1 файл

Рыночные структуры и проблемы рыночной власти в Российской экономике.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

    В долгосрочном периоде монополистическая  конкуренция имеет тенденцию к снижению выручки. Такая ситуация объясняется тем, что возможность роста выручки постепенно исчезает, так как появляются новые серьезные конкуренты, продукция которых является результатом внедрения новых технических решений и прогрессивных технологий, защищенных авторскими правами и патентами. Появление такого рода аналогов товаропроизводитель достаточно хорошо ощущает, поскольку объем реализации хотя и незначительно, но сокращается.

    В условиях монополистической конкуренции  для повышения выручки товаропроизводитель основной продукции должен не упускать из вида три главных элемента — цену, уровень конкурентоспособности продукции и рекламную деятельность.

 Монополистическая конкуренция обладает двумя характеристиками:

    - во-первых, фирмы конкурируют, продавая похожие продукты, которые в то же время не абсолютно взаимозаменяемы;

    - во-вторых, проникновение новых фирм на рынок не ограничено - новым фирмам несложно вступить на рынок со своими фирменными марками, а существующим фирмам - выйти, если товары перестали пользоваться спросом.

    Для рынка монополистической конкуренции  не свойственна высокая концентрация. Обычно показатель концентрации и используют для отнесения какого-либо рынка  к одному из типов. По западным меркам число производителей-конкурентов  должно быть не менее 10-15, причем доля крупнейшего из них не должна превышать 31% общего объема продаж соответствующей продукции, двух – более 44%, трех – 54% и четырех – 64%. Монополистическая конкуренция на практике встречается очень часто (рестораны, станции технического обслуживания, банки), так же, как и олигополия.

    2.3 Олигополия и ее характерные особенности

 

    Олигополией называют тип рынка, на котором несколько фирм контролируют его основную часть. При этом номенклатура продукции может быть как небольшой (нефть), так и достаточно обширной (автомобили, химическая продукция). Для олигополии характерны ограничения по вхождению новых фирм в отрасль; они связаны с эффектом масштаба, большими расходами на рекламу, существующими патентами и лицензиями. Высокие барьеры для входа являются и следствием предпринимаемых ведущими фирмами отрасли действий, с тем чтобы не допустить в нее новых конкурентов10.

    Особенностью  олигополии является взаимозависимость  решений фирм по ценам и объему производства. Ни одно подобное решение не может быть принято фирмой без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов. Действия фирм-конкурентов — это дополнительное ограничение, которое фирмы должны учитывать при определении оптимальных цены и объема производства. Не только издержки и спрос, но и ответная реакция конкурентов обусловливают принятие решений. Поэтому модель олигополии должна отражать все эти три момента.

    Олигополия — это структура рынка, на котором действуют немногочисленные продавцы. Весьма существенные барьеры препятствуют проникновению в отрасль новых фирм. На рынке реализуются как стандартизированные, так и дифференцированные продукты.

    Отношения между фирмами характеризуются  как взаимозависимость. Фирмы, знающие, что их действия затронут конкурентов в отрасли, принимают решения только после того, как выяснят характер реакции соперников.

    Олигополистические  фирмы используют в основном методы неценовой конкуренции. Существуют доказательства, что во многих олигополистических отраслях цены оставались стабильными в течение длительного периода, времени. В отличие от других структур рынка универсальной теории олигополии не существует. Вместо этого теория олигополии состоит из довольно значительного количества различных моделей, каждая из которых описывает специальный случай, который имеет место только при определенных условиях. Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. В большинстве стран почти все отрасли тяжелой промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др.) имеют именно такую структуру.

    Формально к олигополистическим обычно относят  те отрасли, где несколько крупнейших фирм (в разных странах за точку  отсчета принято от 3 до 8 фирм) производят более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции.

    Продукция на олигополистическом рынке может  быть как однородной, стандартизированной (медь, цинк, сталь), так и дифференцированной (автомобили, бытовые электроприборы). Степень дифференциации сказывается на характере конкуренции. Например, в Германии обычно автомобильные заводы конкурируют друг с другом в отдельных классах автомобилей (число конкурентов доходит до девяти). Российские автозаводы практически не конкурируют друг с другом, так как в большинстве своем узкопредметно специализированы и превращаются в монополистов.

    Важным  условием, воздействующим на характер отдельных рынков, является высота барьеров, ограждающих отрасль (величина первоначальных капиталов, контроль действующих фирм над новой технологией и новейшими продуктами с помощью патентов и технических секретов и т. п.)11.

    Дело  в том, что крупных фирм в отрасли  никогда не может быть много. Уже многомиллиардная стоимость их заводов служит надежным барьером на пути проникновения новых компаний в отрасль. При обычном развитии событий фирма укрупняется постепенно и к тому моменту, когда в отрасли складывается олигополия, узкий круг крупнейших фирм уже фактически определен. Чтобы вторгнутся в него, надо сразу иметь такую сумму, которую олигополисты постепенно инвестировали в дело за десятилетия. Поэтому история знает лишь очень небольшое число случаев, когда фирма-гигант создавалась «на пустом месте» путем единоразовых огромных инвестиций (примером можно считать Фольксваген в Германии, однако инвестором в этом случае выступало государство, т.е. в формировании этой фирмы большую роль играли неэкономические факторы).

    Но  даже если бы нашлись средства на сооружение большого числа гигантов, те не смогли бы в дальнейшем прибыльно работать. Ведь емкость рынка ограничена. Потребительского спроса вполне хватает, чтобы поглотить продукцию тысяч мелких пекарен или авторемонтных мастерских. Однако никому не нужен металл в тех количествах, которые могли бы выплавить тысячи домен-гигантов.

    Существуют  значительные ограничения в доступности  экономичесеой информации в этой рыночной структуре. Каждый участник рынка  тщательно оберегает коммерческую тайну от своих конкурентов.

    Большая доля в выпуске продукции в  свою очередь обеспечивает фирмам-олигополистам  значительную степень контроля над  рынком. Уже каждая из фирм в отдельности  достаточно велика, чтобы оказывать  влияние на положение в отрасли. Так, если олигополист решит уменьшить выпуск продукции, это приведет к повышению цен на рынке. Летом 1998 г. АвтоВАЗ воспользовался этим обстоятельством: он перешел на работу в одну смену, что привело к рассасыванию непроданных запасов автомобилей и позволило заводу поднять цены. А если несколько олигополистов начнут проводить общую политику, то их совместная рыночная власть и вовсе приблизится к той, которой обладает монополия.

    Характерной особенностью олигополистической структуры  является то, что фирмы при формировании своей ценовой политики должны принимать во внимание реакцию конкурентов, т. е. все производители, выступающие на олигополистическом рынке, взаимозависимы. При монополистической структуре такого положения не возникает (конкуренты отсутствуют), при совершенной и монополистической конкуренции — также (конкурентов, наоборот, слишком много, и учесть их действия невозможно). Между тем реакция фирм-конкурентов может быть различной, и прогнозировать ее сложно. Олигополистическая взаимозависимость — необходимость учета реакции фирм-конкурентов на действия крупной фирмы на олигополистическом рынке.

    Любая модель олигополии должна исходить из учета действий конкурентов. Это  дополнительное существенное ограничение, которое обязательно следует  принимать во внимание при выборе схемы поведения олигополистической фирмы. Поэтому стандартной модели определения оптимального объема производства и цены продукции для олигополии не существует. Можно сказать, что определение ценовой политики олигополиста — это не только наука, но и искусство. Здесь не последнюю роль играют субъективные качества менеджера, такие как интуиция, способность принимать нестандартные решения, идти на риск, смелость, решительность и т. д12.

    Причинами становления олигополии являются:

    - возможность в некоторых отраслях эффективного производства только на крупных предприятиях;

    - владение патентами и контроль над сырьем;

    - поглощение слабых фирм более сильными на основе финансовых операций, направленных на приобретение предприятия полностью или частично путем скупки контрольного пакета акций или значительной доли капитала;

    - эффект слияния, имеющего добровольный характер, при котором новая фирма может добиться ряда преимуществ: возможности контролировать рынок, цену, закупать сырье по более низким ценам;

    - научно-технический прогресс, с которым связано расширение производства с целью реализации эффекта масштаба.

    Главной же причиной формирования олигополии является экономия на масштабах производства. Отрасль приобретает олигополистическую структуру в том случае, если крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию издержек и, следовательно, если крупные фирмы в ней имеют значительные преимущества над мелкими.

    2.4 Рынок чистой монополии

 

    Рынок чистой монополии представлен единственным товаропроизводителем, который располагает различными льготами и привилегиями со стороны государства.

    Рыночная  структура, в которой единственному  продавцу противостоит единственный покупатель, называется двусторонней монополией.

    Обладая на конкретном рынке товаров большой властью, монополист использует ценовую дискриминацию, которая возможна только при условии группировки покупателей по платежеспособности, ценовой эластичности спроса и т. п. Такой искусственный подход объясняется тем, что товаропроизводитель-монополист обращает мало внимания на физическое и моральное состояние парка основного технологического оборудования. При этом темпы обновления очень низкие, не стимулируется внедрение достижений научно-технического прогресса, не повышается качество продукции и т.п.13

    В реальной экономике развитых стран  чистая монополия - такая же абстракция, как и совершенная конкуренция. Вместе с тем и монополиями  и свободно конкурирующими фирмами  движут одни и те же мотивы. И те, и другие стремятся к максимизации прибыли.

    Имеется ряд обстоятельств, делающих возможным существование монополии. Таким общим условием являются барьеры для входа в отрасль, представляющие ограничители, которые предотвращают появление дополнительных продавцов (покупателей) на рынке монопольной прибыли. Барьеры для входа необходимы для долгосрочного поддержания монопольной власти. В качестве основных типов барьеров, поддерживающих монополии, следует отметить следующие.

    Некоторые барьеры для входа на рынок  есть результат правительственных  мер, дающих фирмам исключительное право предоставления определенного вида товаров и услуг на рынок (например, услуги связи, транспорта, основные коммунальные услуги и т.д.);

    Предоставление  патентов и авторских прав, обеспечивающих монопольные позиции в целях  изобретения новых продуктов и технологических процессов. Однако исключительные права гарантируются на ограниченный период, а образованная таким образом монополия является временной;

    Монополия может поддерживаться за счет владения конкретного ресурса, необходимого для создания монополизированного продукта;

    Преимущество  низких издержек крупного производства, обусловленного эффектом масштаба. Это  может способствовать установлению монопольной власти и стать барьером для входа на рынок других фирм (монополия может устанавливать относительно низкие цены, соответствующие своим низким издержкам, недоступные для «новичков» на рынке).

    Соответственно  этим обстоятельствам можно выделить следующие виды монополий:

    1. Закрытая монополия - монополия,  защищенная юридическими запретами,  наложенными на конкуренцию.

    2. Естественная монополия - отрасль,  в которой долгосрочные средние  издержки минимальны только тогда,  когда одна фирма обслуживает  весь рынок. 

    3. Открытая монополия - монополия,  при которой одна фирма, по  крайней мере, на некоторое время становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции.

    Своеобразным  промежуточным типом несовершенной  конкуренции, наблюдающимся практически  во всех развитых странах, является монополистическая  конкуренция. 
 

 

3. ПРОБЛЕМА РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

    3.1 Понятие и характеристика  рыночной власти

    Проблема  власти приобретает особое значение для анализа переходной экономики. Одним из условий реформирования хозяйства является трансформация  властных отношений в экономике - преобразование системы экономической власти, характерной для планового хозяйства в систему властных отношений рыночной экономики

    Под рыночной властью обычно понимают способность  отдельного продавца или группы продавцов  поддерживать неоправданно высокий уровень цен в течение значительного периода времени. Субъект, обладающий такой властью, становится активным участником ценообразования.

Информация о работе Рыночные структуры и проблемы рыночной власти в Российской экономике