Рыночные структуры и проблемы рыночной власти в Российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Особенностью существования фирмы в рыночных условиях микроэкономики является то, что она находится в постоянной взаимосвязи с другими производителями. Интенсивность, степень этого взаимодействия определяется конкретными рыночными структурами, в рамках которых функционирует конкретная фирма. Это находит выражение, прежде всего, в рыночной конкуренции. Поскольку целью деятельности любой фирмы является максимизация получаемой прибыли, необходимо знать те специфические условия, которыми характеризуются конкретные структуры и за счет которых достигается наиболее оптимальное положение фирмы в каждом конкретном случае.

Работа содержит 1 файл

Рыночные структуры и проблемы рыночной власти в Российской экономике.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия» 
 

Кафедра экономической теории 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

  

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему «Рыночные структуры и проблемы рыночной власти в Российской экономике» 
 
 

                                                   Выполнил: студент 1-го курса очной

                                                   формы обучения факультета таможенного

                                                   дела, группа Т095П Э.А. Баладян

                                                   Подпись______________________ 
 

                                                   Научный руководитель: Л.С. Данилина,

                                                   доцент кафедры, к. т. н., доцент кафедры

                                                   Подпись______________________ 
 
 

Москва

2010  

       ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

    Особенностью  существования фирмы в рыночных условиях микроэкономики является то, что она находится в постоянной взаимосвязи с другими производителями. Интенсивность, степень этого взаимодействия определяется конкретными рыночными структурами, в рамках которых функционирует конкретная фирма. Это находит выражение, прежде всего, в рыночной конкуренции. Поскольку целью деятельности любой фирмы является максимизация получаемой прибыли, необходимо знать те специфические условия, которыми характеризуются конкретные структуры и за счет которых достигается наиболее оптимальное положение фирмы в каждом конкретном случае.

    Структура рыночной экономики - понятие, имеющее множество аспектов. В частности, структура рыночной экономики может быть охарактеризована с точки зрения конкурентных отношений, степени их развитости.

    В соответствии с этим выделяются следующие типы рыночной структуры микроэкономики: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

    Знание  структуры рынка необходимо для  того,  чтобы определить возможные объемы  продаж при различных уровнях цен,  и как поведут себя фирмы-конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов.

    Можно сказать,  что структура рынка  определяет степень его конкурентности. В настоящее время по данному  критерию выделяют следующие типы рынков: чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии.  За исключением чистой или  совершенной конкуренции,  все другие структуры характеризуют рынок несовершенной конкуренции.

    Все вышеперечисленные факторы и обусловили актуальность моего исследования. 

    Цели  исследования состоят в изучении видов рыночных структур и проблем рыночной власти в экономике.

    В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:

    - рассмотреть сущность рынка;

    - изучить историю теорий рыночных структур;

    - рассмотреть рынок свободной конкуренции;

    - проанализировать рынок монополистической конкуренции;

    - определить особенности олигополии;

    - изучить рынок чистой монополии.

    - дать определение и характеристику  рыночной власти;

    - рассмотреть антимонопольное законодательство  и государственное регулирование  экономики России.

    Методы исследования:

    -обработка,  анализ  научных источников;

    -анализ  научной литературы, учебников и  пособий по исследуемой проблеме.

    Объект исследования – рыночные структуры.

    Предмет исследования – особенности и характеристика видов рыночных структур.

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР

    1.1 Сущность структуры рынка

    Рынок ― это механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов отдельных товаров и услуг. Основой рыночной экономики изначально было общественное разделение труда, частная собственность. Появление излишков произведённой продукции и рост потребностей в других товарах, побуждали продавать продукцию, расширять производство. Всё это способствовало дальнейшему разделению труда.

    Рыночная экономика — экономика организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей. Это экономика, в которой только решения самих потребителей,поставщиков ресурсов и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов1.

    Рыночная  экономика характеризуется как  система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, которая  опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.  Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Личный интерес выступает главным мотивом и главной движущей силой экономики. Для потребителей этим интересом является максимизация полезности, для производителей - максимизация прибыли. Свобода выбора становится основой конкуренции

    Рыночная  экономика - экономика, основанная на принципах: 

    - свободного предпринимательства;

    - многообразия форм собственности на средства производства;

    - рыночного ценообразования;

    - договорных отношений между хозяйствующими субъектами.

    Важнейшим условием эффективного функционирования рыночной экономики, главной движущей силой ее является конкуренция. Конкуренция  – это экономическое соперничество  хозяйствующих субъектов (участников экономики) за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция позволяет обеспечить наиболее эффективное распределение экономических ресурсов, количество которых в любом обществе ограничено. Конкуренция стимулирует деятельность участников экономики, побуждая их к уменьшению издержек производства, улучшению качества выпускаемой продукции, расширению ее ассортимента, снижению цен. Другими словами, конкуренция представляет собой присущий товарному производству стихийный метод выбора оптимального хозяйственного решения. Конкуренция бывает двух видов: рыночная и нерыночная. Рыночная конкуренция включает ценовую и неценовую рыночную конкуренцию.

    Ценовая конкуренция – это конкуренция  в ценах на продукцию. Это может быть понижение продажной цены товара (для предприятий с низкими затратами), стремление крупных предприятий получить скидки при закупке сырья и материалов большими партиями, применение различных условий оплаты2.

    Неценовая рыночная конкуренция выражена в  достижении преимуществ с применением маркетинговых методов (реклама, торговые марки, товарные знаки, дополнительные услуги покупателям, гарантии качества), в захвате исключительных прав на рынке (создание трудностей для вхождения в рынок потенциальных конкурентов, выпуск товаров с исключительными свойствами).

    Рыночная  конкуренция может быть совершенной  и несовершенной. Совершенной или  свободной конкуренция является тогда, когда ни один из продавцов  или покупателей на рынке не может  существенно влиять на цену товара. В настоящее время свободной конкуренции практически не существует. Несовершенной называется конкуренция, при которой отдельные продавцы или покупатели способны существенно влиять на цену товара3.

    Исходя  из степени «совершенности» выделяют типы рынков, образующихся в результате взаимодействия конкуренции и монополии (фирмы, захватившей значительную часть производства и сбыта продукции и господствующей на рынке).

    Условия, в которых обычно протекает конкуренция, называются рыночной структурой.

    Под структурой рынка понимается его характеристика с точки зрения воздействия как рынка  на  положение  и поведение отдельных товаропроизводителей, так и отдельных предприятий на состояние рынка.

    Можно сказать,  что структура рынка определяет степень его конкурентности. В настоящее время по данному критерию выделяют следующие типы рынков: чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии.  За исключением чистой или  совершенной конкуренции,  все другие структуры характеризуют рынок несовершенной конкуренции.

    Обычно  выделяют четыре вида рыночных структур – свободная (чистая) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и чистая монополия.

    1.2 История теорий рыночных структур

    Теория  рыночных структур посвящена поведению фирм на рынке того или иного продукта или ресурса. Естественно предположить, что возможности и желания фирмы в конкурентной борьбе определяются в том числе ее производственной функцией, а также ее принципами поведения — то есть теми обстоятельствами, которые являются предметом теории фирмы. Более того, уже первый вопрос теории рыночных структур: а сколько фирм существует на рынке — целиком зависит от технологических и поведенческих аспектов, которые изучает теория фирмы.

    Первоначально, еще до классических работ конца 18-19 вв. рассмотрение рыночных структур происходило в рамках простейшей дихотомии: «конкуренция — монополия». По сути эти два понятия вполне исчерпывали содержание хозяйственных процессов в течение очень долгого времени. Поэтому в поисках истоков упоминаний о подобного рода «структурах» можно зайти очень далеко. Стоит заметить, что обсуждение монополии зачастую фиксировалось на аспектах функционирования международной торговли и государственных привилегий, по крайней мере в Англии, представители которой доминировали в классической экономической науке, а сама страна являлась мощной торговой державой. Кроме того, монополия представлялась сугубо отрицательным феноменом, зачастую в рамках исключительно нормативного анализа, в то время как конкуренция считалась «нормальным состоянием». Отметим, что подобного рода воззрения являлись существенным элементом экономической теории очень долго – до того момента, как развитие (и овладение) аналитическим

    инструментарием и изменения в области хозяйственной  практики не достигли некоей «критической» величины4.

    Конкуренция рассматривалась как «нормальное» состояние с давних пор, задолго  до появления классической теории. Отчетливо мысли в защиту конкуренции  были высказаны отдельными экономистами незадолго до классической политической экономики (например, У. Петти или Ж. Тюрго). Нужно заметить, что эти авторы считали конкуренцию главной силой, которая устанавливает рыночную цену на некотором «естественном» уровне. Эта теория была хорошо развита и закреплена в «Богатстве народов» А. Смита, который предложил различать рыночные и естественные цены на любых рынках (в том числе рынке труда или капитала) и явно связал наличие естественных цен с действием конкуренции. Смит также анализировал только две структуры: монополию и конкуренцию — и не пытался выделить какие-либо другие типы рынка. В дальнейшем в рамках работ экономистов-классиков конкуренция оставалась «естественной» структурой («институциональным допущением», по точному замечанию Й. Шумпетера) и экономисты пытались понять, от чего зависит естественная конкурентная цена в различных условиях: входит ли в нее рента (Д. Рикардо), прибавочная стоимость (К. Маркс) и т. д. По сути это было анализом равновесия в длительном периоде, причем описательным вербальным анализом, без использованием какой-либо математики.

    Первой  попыткой осуществить моделирование  рыночных структур с помощь математики стала работа О. Курно (1838), который  проанализировал простейшие рыночные структуры с помощью формул и  графиков. Будучи математиком, Курно  начал с анализа простой стуктуры, при которой число фирм в отрасли n равно 1 (монополия), затем рассмотрел ситуацию, когда n = 2 (дуополия), затем ситуацию, когда n = ∞ (конкуренция). Последнюю Курно называл «неограниченной конкуренцией» и определял как ситуацию, в которой количество производимой отдельным производителем продукции несравнимо мало для оказания влияния на изменение ее цены

Информация о работе Рыночные структуры и проблемы рыночной власти в Российской экономике