Проблемы рыночной экономики республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:55, реферат

Описание работы

Важное место в реформировании хозяйствующих субъектов в настоящее время занимает приватизация особо крупных предприятий по индивидуальным проектам, реализация которых позволяет формировать оптимальную производственную структуру базовых предприятий ключевых отраслей экономики. В разработанном механизме этой приватизации в основном предусмотрена передача в частную собственность особо крупных предприятий, так как она стимулирует привлечение в производство особо крупных предприятий инвесторов.

Работа содержит 1 файл

реферат 2.docx

— 23.14 Кб (Скачать)

ПРОБЛЕМЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Ключевые слова:

переход к рынку, рыночная экономика, субъекты хозяйства, материально-техническая  база, инвестиции внешние и внутренние, приватизация и внешнее управление

Любому  реформированию экономики присущи  недостатки, просчеты, промахи. Они  же наблюдаются и в переходе казахстанской  экономики к рыночным отношениям. Однако задача состоит в том, чтобы  свести их к минимуму.

За  период реформы в Казахстане еще  не создана материально-техническая  база рыночной экономики, в полной мере не отработан хозяйственный механизм, не проведена переподготовка кадров для внедрения в производство мировых достижений науки и техники, а также к условиям рынка. Кроме  того, переход экономики к рыночным отношениям осуществляется с определенными  перегибами.

Этот  переход в Республике Казахстан, как нам представляется, происходит ускоренно. При этом предприятия  преобразуются в акционерные  общества, производственные кооперативы, общества с ограниченной ответственностью и другие формы хозяйствующего субъекта рыночной экономики. Эти преобразования осуществлялись так, чтобы в органах  государственного управления были сконцентрированы контрольные пакеты акций хозяйствующих

субъектов, использование которых, по мнению специалистов, позволило бы регулировать деятельность хозяйствующего субъекта в новых  условиях хозяйствования через подбор и расстановку кадров, определение  стратегии развития производства, распределение  его результатов. Однако они не обеспечили стабильность функционирования экономики  Республики Казахстан в переходный период.

Важное  место в реформировании хозяйствующих  субъектов в настоящее время  занимает приватизация особо крупных  предприятий по индивидуальным проектам, реализация которых позволяет формировать оптимальную производственную структуру базовых предприятий ключевых отраслей экономики. В разработанном механизме этой приватизации в основном предусмотрена передача в частную собственность особо крупных предприятий, так как она стимулирует привлечение в производство особо крупных предприятий инвесторов.

Отметим, что в настоящее время еще  не сформированы крупные отечественные  инвесторы, которые смогли бы внедритъ в особо крупные предприятия мировые достижения науки и техники, организовать производство конкурентоспособной на мировом рынке продукции. Поэтому индивидуальные проекты в основном ориентированы на привлечение в особо крупные предприятия иностранных инвесторов.

Как известно, в 1997 г. реализованы инвесторам госпакеты акций и имущественные  комплексы 47 предприятий, сделка по этим предприятиям рассчитана на период до 10 лет. К ним относятся предприятия  нефтегазового комплекса (21), электроэнергетики (10), угольной промышленности (4), горно-металлургического  комплекса (6), машиностроения (3), телекоммуникации (1), прочие (2). Ежегодное поступление  в бюджет от этих сделок составит около 56,5 млрд. тенге (745,4 млн. долл.).

Передача  иностранным компаниям всех крупных  предприятий базовых отраслей экономики  путем заключения контрактов на управление с последующей приватизацией  может в перспективе привести к значительному ослаблению государственного управления экономикой, так как в  частной собственности иностранных  компаний окажутся особо крупные  предприятия казахстанской экономики, которые будут управляться по законам мировой экономики. Кроме  того, они будут распоряжаться  богатством недр нашей земли.

Отметим, что развитие особо крупных предприятий  является основой формирования тенденций  и закономерностей развития Казахстанской  экономики. Поэтому государству  необходимо при приватизации особо  крупных предприятий сохранить  экономические рычаги управления - контрольные пакеты акций, чтобы  обеспечить надежность государственного управления экономикой.

Приватизация  хозяйствующих субъектов привела  к расслоению общества. При этом она не обеспечила стабильное функционирование экономики, а сократила количество рабочих мест. Поэтому существует необходимость разработки экономической  политики, учитывающей результаты приватизации по количеству владельцев хозяйствующих  субъектов, а также распределение  их доходов.

Она позволила бы дифференцировано решить проблемы оздоровления хозяйствующего субъекта, подойти к налогообложению  предприятий, разрабатывать меры, направленные на расширение рабочих мест.

Следует заметить, что многие владельцы приватизированных  предприятий недостаточно компетентны  в управлении производством, что  негативно сказывалось на деятельности хозяйствующих субъектов. В настоящее  время сдерживающим фактором в рациональном использовании на предприятиях кредитных  ресурсов является слабый менеджмент, который особенно проявился в  определении обновления и расширения ассортимента продукции, в установлении объемов поставок и цены на продукции, в организации производства конкурентоспособной  продукции, а также в реагировании производства на требования рынка. Поэтому  считаем, что государство должно содействовать формированию независимых  от государственных органов управления фирм, объединений и т.д., которые  занимались бы исследованием и использованием деятельности хозяйствующих субъектов, оказывали бы практическую помощь в  оздоровлении экономики. Кроме того, необходимо создавать такие фирмы, объединения и т.д., которые на платной основе занимались бы переподготовкой  кадров для управления производством  в условиях рынка, а также конкурсным подбором управленческих кадров. Иначе говоря, государство должно оказывать реальную помощь в формировании независимых от государственных органов управления фирм, объединений, центров и т.д., которые в условиях рынка помогли бы подобрать и рекомендовать хозяйствующим субъектам профессиональных руководителей, команды управленцев, оказали бы им практическую помощь (рекомендации, предложения, разработки и т.д.) по оздоровлению и подъему экономики предприятий.

Взаимоотношения хозяйствующих субъектов с этими  фирмами, объединениями и центрами, по нашему мнению, должны строиться  на хозрасчетной основе, которая сыграет  важную роль в повышении их материальной ответственности за рекомендации (предложения, разработки) по подбору и постановке кадров, а также по оздоровлению и подъему экономики конкретного  предприятия. Допустим, что рекомендованная  центром команда управленцев  не справилась с решением проблем  предприятия к установленному сроку, и эта команда отстраняется от управления предприятием, сумма залога, которая оговорена в договоре между центром и владельцами  предприятия, должна переходить в собственность  предприятия. Если эта команда успешно  решила задачи предприятия к установленному в договоре сроку, то центр возвращает себе сумму залога, а также он получает поощрение в виде оговоренной  в договоре доли совокупного дохода предприятия. Такой подход к подбору  и расстановке кадров способствует использованию присущей рыночной экономике  системы стимулирования и материальной ответственности за реализацию принятого  в договоре решения, что реально  привлечет к управлению предприятием деловую, компетентную и профессиональную команду управленцев.

Для проведения реформы государству  необходимо иметь резервы, использование  которых должно обеспечить стабильность и гарантированность в развитии экономики. При этом резервы должны быть достаточны не только для реализации в жизнь законов и принятого  хозяйственного механизма, но и на устранение непредвиденных расходов при их реализации. Иначе говоря, любое совершенствование  хозяйственного механизма должно гарантировано  обеспечиваться необходимыми на его  реализацию ресурсами. Однако этот принцип  часто нарушается на практике. В  результате не обеспечены стабильность и гарантированность в оздоровлении и подъеме экономики Республики Казахстан, наблюдается провал некоторых  направлений экономической политики по проведению реформ. К ним, в частности, можно отнести финансирование предприятий  легкой промышленности РК.

Думается, что на проведение реформы по углублению рыночных отношений необходимо использовать также внешние и внутренние источники  финансирования. Внешние источники  следует в основном использовать на формирование материально-технической  базы рыночной экономики, в которой  отражаются современные достижения науки и техники. Использование  этой базы позволяет наладить производство конкурентоспособной на мировом  рынке продукции.

Следует отметить, что уровень изношенности основных фондов составляет более 50 %, это говорит о низком уровне внедрения  в производство достижений науки  и техники, что не позволяет производить  конкурентоспособную продукцию. Поэтому  для улучшения формирования материально-технической  базы рыночной экономики необходимо принять два закона. Один из них  должен быть направлен на формирование банка, в котором будут концентрироваться  амортизационные фонды. Этот банк будет  финансировать техническое перевооружение и реконструкцию предприятия, а  также обновление и расширение основных фондов. Другой — направлен на изменение соотношения краткосрочных (70,7%) и долгосрочных кредитов (6,4%) в пользу последних. Иначе говоря, в этом законе необходимо предусмотреть нормативы на структуру кредитных ресурсов, использование которого позволит обновить основные фонды и внедрить в производство современные достижения науки и техники.

Экономическая политика по привлечению иностранных  инвестиций осуществляется несистемно и непоследовательно. Она проводится в виде создания совместных предприятий, передачи в иностранное управление промышленных предприятий и т.д. В результате нерационально используются внешние источники финансирования.

Привлечение в экономику РК иностранных компаний пока еще имеет определенные негативные тенденции. Они наглядно проявляются  в механизме при влечения в управление предприятием иностранной компании, а также в результатах ее деятельности.

На  первом этапе иностранные компании, не став еще владельцами иму-шеств предприятий, погашают некоторую часть их кредиторской задолженности по заработной плате и внешне создают образ "доброго дяди". При этом они не оформляют документы по своим обязательствам и гарантиям. На втором этапе Госкомимущество, распоряжаясь государственным контрольным пакетом акций предприятия, не получая согласия других акционеров на продажу его имущества, продает иностранной компании имущество предприятия, а затем долго разрабатывает, дорабатывает договор на его куплю-продажу. За этот период иностранная компания добивается от Госкомимущества и правительства льготы на налогообложение, на погашение кредиторской задолженности предприятия и т.д. На третьем этапе иностранные компании, ухудшив состояние экономики предприятия, не справившись с его проблемами, отказываются от управления предприятием. На четвертом этапе Госкомимущество вновь привлекает к управлению предприятием новую иностранную компанию.

Следует подчеркнуть то, что при этом иностранные  компании, имея в уставных фондах своих  несколько десятков тысяч долларов, руководят крупными промышленными  предприятиями, уставные фонды которых  составляют сотни миллиардов тенге, кроме того, они вывозят из страны имущество и продукцию на многие миллионы долларов США, которые часто и бесследно исчезают из экономического оборота и не возвращаются на предприятия в виде финансовых ресурсов. Следует подчеркнуть то, что они, являясь иностранными инвесторами, не вкладывают в оздоровление и подъем экономики промышленных предприятий инвестиций, не несут никакой ответственности за ухудшение состояния экономики этих предприятий. В результате на предприятиях не проводятся ни техническое перевооружение, ни реконструкция, ни диверсификация производства, то есть не реализуются оговоренные в договорах программы развития производства.

При этом Госкомимущество (ГКИ) допускает  одни и те же просчеты при составлении  договоров на куплю-продажу имушеств предприятий, убытки от которых составляют на предприятиях сотни миллионов тенге. Этот орган в свою очередь, не несет никакой ответственности за свои просчеты, промахи, ошибки.

Эти положения наглядно видны на особо  крупных предприятиях, которые принято  называть градообразующими. Речь идет о таких объектах, как АО "Химпром", АО "Каратпау", АО "Нод-фос", Завод минеральных удобрений, ГХК "Каратау", ГОК "Жанатас", на которых в основном держались города Каратау, Жанатас, Тараз. Они образуют химическую отрасль Жамбылской области.

Объем производства химической отрасли в  общем объеме промышленного производства Жамбылской области если в 1990 году занимал свыше 40 %, то в настоящее время он составляет лишь около 20 %, т.е. сокращен вдвое.

За  четыре года сменился пятый инвестор. Каждый из них вносил определенную лепту в ухудшение финансового  состояния предприятий химического  комплекса. Например, последним иностранным  инвестором явился МКК "Тексуна". Он, имея со смешным уставным фондом в несколько десятков тысяч долларов, руководил ГХК "Каратау", который имел уставной фонд более десятков миллиардов тенге. Кроме того, МКК "Тексуна", являясь иностранным инвестором, проводил поиск в Республике Казахстан кредитных ресурсов. При этом он вывозил из РК материальных ценностей и руды на многие миллионы долларов США. В результате при имеющейся потребности в продукции предприятий химического комплекса кредиторская задолженность их составляет более 8,6 млрд. тенге, сократилось количество рабочих мест на несколько десятков тысяч человек, что создало в регионе социальную напряженность.

Сейчас  многие иностранные компании стремятся  использовать сиюминутную выгоду от состояния и деятельности предприятия. При этом на практике наблюдается  такая ситуация, когда иностранные  компании часто не справляются с  решением проблем предприятия. При  этом они не несут материальной ответственности  за ухудшение состояния предприятия. Кроме того, они не вкладывают в  дело инвестиции. Представляется, что  необходимо принять законы, которые  предусматривали бы материальную ответственность (залоги) договаривающихся сторон за реализацию программы развития производства, а  также составления договора предприятий  с иностранной компанией на длительный период (5-7 лет). Действие этих законов  должно носить стабильный характер. Они позволяли бы привлечь в управление предприятием серьезных, опытных, компетентных, зарубежных управленцев с добрыми намерениями, реально оздоровить и поднять экономику производства.

Другим  из важных внутренних источников является привлечение в оздоровление и  подъем экономики РК финансовых ресурсов населения.

Для восстановления доверия населения  к финансовым институтам страны необходимо принять закон, реализация которого должна обеспечить гарантиро-ванность как выполнения принципов кредитования (срочности, возвратности, платности) на накопление населением в Национальном Банке Казахстана финансовых ресурсов, так и рационального использования их на развитие реального сектора казахстанской экономики. Оно, по нашему мнению, должно формироваться как за счет обязательного отчисления от фонда оплаты труда работающих (10% от фонда оплаты труда), так и за счет добровольных вкладов населения. Иначе говоря, при Национальном Банке Казахстана открывается каждому вкладчику лицевой счет, в котором накапливаются не только обязательные платежи от фонда оплаты труда вкладчика, но и его добровольные взносы.

Информация о работе Проблемы рыночной экономики республики Казахстан