Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:55, реферат
Важное место в реформировании хозяйствующих субъектов в настоящее время занимает приватизация особо крупных предприятий по индивидуальным проектам, реализация которых позволяет формировать оптимальную производственную структуру базовых предприятий ключевых отраслей экономики. В разработанном механизме этой приватизации в основном предусмотрена передача в частную собственность особо крупных предприятий, так как она стимулирует привлечение в производство особо крупных предприятий инвесторов.
ПРОБЛЕМЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Ключевые слова:
переход к рынку, рыночная экономика, субъекты хозяйства, материально-техническая база, инвестиции внешние и внутренние, приватизация и внешнее управление
Любому реформированию экономики присущи недостатки, просчеты, промахи. Они же наблюдаются и в переходе казахстанской экономики к рыночным отношениям. Однако задача состоит в том, чтобы свести их к минимуму.
За
период реформы в Казахстане еще
не создана материально-
Этот переход в Республике Казахстан, как нам представляется, происходит ускоренно. При этом предприятия преобразуются в акционерные общества, производственные кооперативы, общества с ограниченной ответственностью и другие формы хозяйствующего субъекта рыночной экономики. Эти преобразования осуществлялись так, чтобы в органах государственного управления были сконцентрированы контрольные пакеты акций хозяйствующих
субъектов, использование которых, по мнению специалистов, позволило бы регулировать деятельность хозяйствующего субъекта в новых условиях хозяйствования через подбор и расстановку кадров, определение стратегии развития производства, распределение его результатов. Однако они не обеспечили стабильность функционирования экономики Республики Казахстан в переходный период.
Важное место в реформировании хозяйствующих субъектов в настоящее время занимает приватизация особо крупных предприятий по индивидуальным проектам, реализация которых позволяет формировать оптимальную производственную структуру базовых предприятий ключевых отраслей экономики. В разработанном механизме этой приватизации в основном предусмотрена передача в частную собственность особо крупных предприятий, так как она стимулирует привлечение в производство особо крупных предприятий инвесторов.
Отметим, что в настоящее время еще не сформированы крупные отечественные инвесторы, которые смогли бы внедритъ в особо крупные предприятия мировые достижения науки и техники, организовать производство конкурентоспособной на мировом рынке продукции. Поэтому индивидуальные проекты в основном ориентированы на привлечение в особо крупные предприятия иностранных инвесторов.
Как
известно, в 1997 г. реализованы инвесторам
госпакеты акций и
Передача
иностранным компаниям всех крупных
предприятий базовых отраслей экономики
путем заключения контрактов на управление
с последующей приватизацией
может в перспективе привести
к значительному ослаблению государственного
управления экономикой, так как в
частной собственности
Отметим, что развитие особо крупных предприятий является основой формирования тенденций и закономерностей развития Казахстанской экономики. Поэтому государству необходимо при приватизации особо крупных предприятий сохранить экономические рычаги управления - контрольные пакеты акций, чтобы обеспечить надежность государственного управления экономикой.
Приватизация
хозяйствующих субъектов
Она позволила бы дифференцировано решить проблемы оздоровления хозяйствующего субъекта, подойти к налогообложению предприятий, разрабатывать меры, направленные на расширение рабочих мест.
Следует
заметить, что многие владельцы приватизированных
предприятий недостаточно компетентны
в управлении производством, что
негативно сказывалось на деятельности
хозяйствующих субъектов. В настоящее
время сдерживающим фактором в рациональном
использовании на предприятиях кредитных
ресурсов является слабый менеджмент,
который особенно проявился в
определении обновления и расширения
ассортимента продукции, в установлении
объемов поставок и цены на продукции,
в организации производства конкурентоспособной
продукции, а также в реагировании
производства на требования рынка. Поэтому
считаем, что государство должно
содействовать формированию независимых
от государственных органов
Взаимоотношения
хозяйствующих субъектов с
Для
проведения реформы государству
необходимо иметь резервы, использование
которых должно обеспечить стабильность
и гарантированность в развитии
экономики. При этом резервы должны
быть достаточны не только для реализации
в жизнь законов и принятого
хозяйственного механизма, но и на устранение
непредвиденных расходов при их реализации.
Иначе говоря, любое совершенствование
хозяйственного механизма должно гарантировано
обеспечиваться необходимыми на его
реализацию ресурсами. Однако этот принцип
часто нарушается на практике. В
результате не обеспечены стабильность
и гарантированность в
Думается, что на проведение реформы по углублению рыночных отношений необходимо использовать также внешние и внутренние источники финансирования. Внешние источники следует в основном использовать на формирование материально-технической базы рыночной экономики, в которой отражаются современные достижения науки и техники. Использование этой базы позволяет наладить производство конкурентоспособной на мировом рынке продукции.
Следует
отметить, что уровень изношенности
основных фондов составляет более 50 %,
это говорит о низком уровне внедрения
в производство достижений науки
и техники, что не позволяет производить
конкурентоспособную продукцию. Поэтому
для улучшения формирования материально-технической
базы рыночной экономики необходимо
принять два закона. Один из них
должен быть направлен на формирование
банка, в котором будут
Экономическая политика по привлечению иностранных инвестиций осуществляется несистемно и непоследовательно. Она проводится в виде создания совместных предприятий, передачи в иностранное управление промышленных предприятий и т.д. В результате нерационально используются внешние источники финансирования.
Привлечение в экономику РК иностранных компаний пока еще имеет определенные негативные тенденции. Они наглядно проявляются в механизме при влечения в управление предприятием иностранной компании, а также в результатах ее деятельности.
На первом этапе иностранные компании, не став еще владельцами иму-шеств предприятий, погашают некоторую часть их кредиторской задолженности по заработной плате и внешне создают образ "доброго дяди". При этом они не оформляют документы по своим обязательствам и гарантиям. На втором этапе Госкомимущество, распоряжаясь государственным контрольным пакетом акций предприятия, не получая согласия других акционеров на продажу его имущества, продает иностранной компании имущество предприятия, а затем долго разрабатывает, дорабатывает договор на его куплю-продажу. За этот период иностранная компания добивается от Госкомимущества и правительства льготы на налогообложение, на погашение кредиторской задолженности предприятия и т.д. На третьем этапе иностранные компании, ухудшив состояние экономики предприятия, не справившись с его проблемами, отказываются от управления предприятием. На четвертом этапе Госкомимущество вновь привлекает к управлению предприятием новую иностранную компанию.
Следует подчеркнуть то, что при этом иностранные компании, имея в уставных фондах своих несколько десятков тысяч долларов, руководят крупными промышленными предприятиями, уставные фонды которых составляют сотни миллиардов тенге, кроме того, они вывозят из страны имущество и продукцию на многие миллионы долларов США, которые часто и бесследно исчезают из экономического оборота и не возвращаются на предприятия в виде финансовых ресурсов. Следует подчеркнуть то, что они, являясь иностранными инвесторами, не вкладывают в оздоровление и подъем экономики промышленных предприятий инвестиций, не несут никакой ответственности за ухудшение состояния экономики этих предприятий. В результате на предприятиях не проводятся ни техническое перевооружение, ни реконструкция, ни диверсификация производства, то есть не реализуются оговоренные в договорах программы развития производства.
При этом Госкомимущество (ГКИ) допускает одни и те же просчеты при составлении договоров на куплю-продажу имушеств предприятий, убытки от которых составляют на предприятиях сотни миллионов тенге. Этот орган в свою очередь, не несет никакой ответственности за свои просчеты, промахи, ошибки.
Эти положения наглядно видны на особо крупных предприятиях, которые принято называть градообразующими. Речь идет о таких объектах, как АО "Химпром", АО "Каратпау", АО "Нод-фос", Завод минеральных удобрений, ГХК "Каратау", ГОК "Жанатас", на которых в основном держались города Каратау, Жанатас, Тараз. Они образуют химическую отрасль Жамбылской области.
Объем производства химической отрасли в общем объеме промышленного производства Жамбылской области если в 1990 году занимал свыше 40 %, то в настоящее время он составляет лишь около 20 %, т.е. сокращен вдвое.
За
четыре года сменился пятый инвестор.
Каждый из них вносил определенную
лепту в ухудшение финансового
состояния предприятий
Сейчас
многие иностранные компании стремятся
использовать сиюминутную выгоду от
состояния и деятельности предприятия.
При этом на практике наблюдается
такая ситуация, когда иностранные
компании часто не справляются с
решением проблем предприятия. При
этом они не несут материальной ответственности
за ухудшение состояния
Другим из важных внутренних источников является привлечение в оздоровление и подъем экономики РК финансовых ресурсов населения.
Для восстановления доверия населения к финансовым институтам страны необходимо принять закон, реализация которого должна обеспечить гарантиро-ванность как выполнения принципов кредитования (срочности, возвратности, платности) на накопление населением в Национальном Банке Казахстана финансовых ресурсов, так и рационального использования их на развитие реального сектора казахстанской экономики. Оно, по нашему мнению, должно формироваться как за счет обязательного отчисления от фонда оплаты труда работающих (10% от фонда оплаты труда), так и за счет добровольных вкладов населения. Иначе говоря, при Национальном Банке Казахстана открывается каждому вкладчику лицевой счет, в котором накапливаются не только обязательные платежи от фонда оплаты труда вкладчика, но и его добровольные взносы.
Информация о работе Проблемы рыночной экономики республики Казахстан