Рыночные структуры и проблемы рыночной власти в Российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Особенностью существования фирмы в рыночных условиях микроэкономики является то, что она находится в постоянной взаимосвязи с другими производителями. Интенсивность, степень этого взаимодействия определяется конкретными рыночными структурами, в рамках которых функционирует конкретная фирма. Это находит выражение, прежде всего, в рыночной конкуренции. Поскольку целью деятельности любой фирмы является максимизация получаемой прибыли, необходимо знать те специфические условия, которыми характеризуются конкретные структуры и за счет которых достигается наиболее оптимальное положение фирмы в каждом конкретном случае.

Работа содержит 1 файл

Рыночные структуры и проблемы рыночной власти в Российской экономике.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

    Рыночная  власть заключается в способности  продавцов или покупателей воздействовать на рыночную ситуацию, складывающуюся в связи с реализацией определенного вида товара, не имеющего заменителя, посредством цены товара или объема выпуска.

    Рыночная  власть имеет две формы проявления: монополия и монопсония. Эти понятия  противоположны совершенной конкуренции.

    Монополия означает исключительное право на конкретную деятельность в определенной области государства. В нашем случае монополия предполагает сосредоточение в руках одного производителя (продавца) всех средств влияния на ценообразование. При этом он производит товар, не имеющий близких заменителей. В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом на

    максимальную прибыль14. Когда продавцы назначают цену выше своих предельных издержек, говорят о наличии монопольной власти.

    Монопольная власть определяется величиной, на которую  цена превышает предельные издержки, и частично зависит от количества конкурирующих на рынке фирм. Монополии по их образованию можно классифицировать следующим образом:

    1. Естественные монополии. Образуются в результате технологических особенностей производственного процесса, который требует определенного уровня концентрации производства. Существование естественных монополий объясняется «эффектом масштаба» производства, т. е. эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Естественные монополии — положительное явление для общества, хотя в силу монополистической природы их деятельность необходимо постоянно контролировать. К естественным монополиям относят предприятия, эксплуатирующие в основном уникальные природные ресурсы, продукт деятельности которых связан с общественным пользованием (электрические, газовые компании, водоснабжения, линии связи и транспортные фирмы).

    2. Агломераты. Образуются в результате объединения малых по объему и аналогичных по характеру производства предприятий.

    3. Государственные монополии. Образуются вследствие того, что государство создает привилегированные условия для отдельных производств, защищая их от конкуренции (монополии на производство соли, разработку минеральных ресурсов и др.).

    В случае возникновения монополии  со стороны потребителя говорят  о наличии монопсонии.

    Монопсония  предполагает наличие одного покупателя на рынке. Если покупатель может предложить цену, которая ниже предельной оценки товара, говорят о наличии монопсонной власти.

    Монопсонная власть определяется величиной, на которую  предельная оценка превышает цену товара.

    Величина  рыночной власти (монопольной и монопсонной) является предметом научного анализа.

    Рыночная  власть одной фирмы (чистая монополия) зависит от эластичности рыночного  спроса. Чем меньше эластичность спроса, тем большей монопольной властью  обладает фирма15.

    Рыночная  власть нескольких фирм зависит не только от эластичности рыночного спроса, но и от взаимодействия фирм. Чем более агрессивно они конкурируют, тем меньшей монопольной властью обладает каждая из них.

    Рыночная  власть одного покупателя (чистая монопсония) зависит от эластичности рыночного предложения. Чем менее эластично предложение, тем большей монопсонной властью обладает покупатель.

    Рыночная  власть нескольких покупателей зависит  не только от эластичности предложения, но и от конкуренции покупателей  за предложение.

    Основная  проблема фирм-монополистов и монопсонистов  - использование своей рыночной власти как можно эффективнее, т. е. с учетом характеристик рыночного спроса, издержек производства, определения оптимальных объемов выпуска, качества продукции и цены.

    Основная цель рыночной стратегии фирм с рыночной властью — захватить потребительский излишек и превратить его в дополнительную прибыль. Наиболее распространенным способом такого превращения является диверсификация цен.

3.2 Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики в России. Рыночная власть

 

    Антимонопольное регулирование – это система  нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих  им подавлять сводную конкуренцию и  контролировать цены.

    Методы  антимонопольного регулирования:

    1. Ограничение монополизации рынка;

    2. Постоянный государственный мониторинг;

    3. Запрещение установления монополистических цен;

       4. Сохранение и поддержание конкуренции всех цивилизованных фирм.

    Антимонопольное законодательство – законодательно закрепленные основополагающие правила  деятельности на рынке участников хозяйственного оборота, органов государственной  власти и управления.

    Основные  цели антимонопольного законодательства – обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции в народном хозяйстве, снятие всех преград на пути ее активизации на правовой основе, позволяющей исключить монополистические действия центральных органов власти и управления, диктат участников хозяйственного оборота, а также определение правового режима регулирования ответственности за монополистические действия и за нарушение правил честной добросовестной конкуренции16.

    Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий являются одними из важнейших функций государства.

    Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного  характера.

    Экономические меры поддержания конкуренции и  борьбы с монополией:

- поощрение создания товаров – заменителей;

- поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса;

- привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;

- финансирование мероприятий по расширению товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.

    Особенность российских монополий заключается  в их истории. В СССР в каждой отрасли  строились предприятия-гиганты (одно предприятие на весь союз). Они были узко специализированы, и у них не было конкурентов. Тогда конкуренция была выражена слабо, всё решал Госплан. Это значительно облегчало управление государством. С переходом к рыночным отношениям многие предприятия стали монополистами, какие-то локальными, а некоторые и общегосударственными, такие как РАО «Газпром» и РАО «ЕЭС России».

    В Российской Федерации, как и во всём мире, отношение к монополиям двоякое. С одной стороны они, доминируя  на рынке, диктуют свои цены и тарифы на продукцию, управляют спросом  с помощью предложения. С другой стороны при крупном производстве издержки на единицу продукции уменьшаются при увеличении объёма производства.

    На  территории России действуют два закона:

    1) О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках17. Данный закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создан Государственный комитет по антимонопольной политике (Антимонопольный комитет),

    Антимонопольный комитет проводит государственную  политику по развитию товарных рынков и конкуренции, по ограничению монополистической деятельности и пересечению недобросовестной конкуренции.

    Антимонопольная политика  - это комплекс государственных  мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против мобилизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

    По  решению Антимонопольного комитета доля хозяйствующего субъекта может  быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.

    Общественное  регулирование деятельности естественных монополий может осуществляться на основе использования различных  форм.

    Правительство составило реестр (список) предприятий-монополистов. В него вошли предприятия, которые захватывают более 30% рынка. По отношению к таким предприятиям государство применяет прежде всего  контроль над ценами, требуя их обоснования (должны быть равны затратам плюс нормальной прибыли).

    2) О естественных монополиях18.

    Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на рынке эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства. Товары, производимые естественными монополиями, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном рынке товаров в меньшей степени зависит от цены, чем на другие виды товаров.

    В Российской Федерации сложилась  уникальная ситуация, когда в стране сложилось несколько «естественных» монополий. Т.е. компании юридически не являются естественными монополиями, т.к. РАО «Газпром» и РАО «ЕЭС России» занимаются не только разрешенной законом «О естественных монополиях» транспортировкой, но и соответственно добычей газа и производством тепло- и электроэнергии, что подпадает под закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». При этом транспортировка является заключительной стадией производственного цикла.

    В такой ситуации перед государством стоит сложная задача – провести реструктуризацию естественных монополий. А именно, отделить компанию, по транспортировке от фирм-производителей. 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Таким образом, под структурой рынка понимается его характеристика с точки зрения воздействия как рынка  на  положение  и поведение отдельных товаропроизводителей, так и отдельных предприятий на состояние рынка.

    Можно сказать,  что структура рынка определяет степень его конкурентности.

    По  степени развития конкуренции экономическая  теория выделяет четыре основные модели рынка (в экономической литературе их также называют видами рыночных структур): совершенная (чистая) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

    Совершенная конкуренция — экономическая  модель, идеализированное состояние  рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену.

    На  рынке совершенной конкуренции  расщепление экономической власти максимально и механизмы конкуренции  работают в полную силу. Здесь действует  множество производителей, лишенных каких-либо рычагов навязывания  своей воли потребителям.

    Признаки  совершенной конкуренции: множество  продавцов и покупателей, однородность и делимость продаваемой продукции, отсутствие барьеров для входа или  выхода с рынка, высокая мобильность  факторов производства, равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров)

    Монополистическая конкуренция это тип рынка, который  предполагает сочетание монополии  и конкуренции и складывается там, где много сравнительно небольших  производителей предлагают похожую, но не одинаковую продукцию (разные виды одежды, обуви, мебели). Многочисленность таких фирм не позволяет каждой из них в отдельности влиять на рыночное предложение и цену и мешает тайному сговору для

    овладения рынком. Поэтому между ними идет как ценовая, так и неценовая  конкуренция

    Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой на рынке какого-либо продукта присутствует небольшое число фирм-продавцов, каждая из которых занимает существенную долю рынка и обладает значительным контролем над ценами. Не следует, впрочем, думать, что компании можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам. В олигополистической отрасли, как и при монополистической конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм. Однако на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий.

    Чистая  монополия – четвертый тип  рынка – существует, когда одна фирма является единственным производителем данного продукта. Изменяя объемы предложения своей продукции, монополист по существу диктует потребителям и свою цену. Экономическая мощь и эффективность малозатратного производства делают практически невозможным проникновение в эту отрасль других фирм.

Информация о работе Рыночные структуры и проблемы рыночной власти в Российской экономике