Проблема демонополизации российской экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:19, реферат

Описание работы

Цель настоящей работы заключается в том, чтобы изучить и раскрыть особенности антимонопольного регулирования в России.
Для достижения поставленных целей данной работы необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть методы антимонопольной политики;
изучить проблему демонополизации российской экономики.

Содержание

Введение 3
1. Методы антимонопольной политики 5
2. Проблема демонополизации российской экономики 11
Заключение 17
Список использованных источников 19

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по ГРЭ Антимонопольная политика государства.docx

— 48.17 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 3

1. Методы антимонопольной политики 5

2. Проблема демонополизации российской экономики 11

Заключение 17

Список использованных источников 19

Приложение 20

 

Введение

 

      На  совершенном конкурентном рынке  действует достаточно продавцов  и покупателей товара, и поэтому  ни один продавец или покупатель в  отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить продавать, а потребители принимают её как заданную, решая, сколько купить.

      Предмет данной работы – монополия. Монополии  – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополия оказывает на все сферы жизни страны.

      Монополия – исключительное право в определённой области государства, организации, фирмы.

      При анализе монополии важно учитывать  неоднозначность самого термина  «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова «моно» - один, «полио» - продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала одна единственная фирма – производитель товаров не имеющих субститов. Следовательно в использовании термина «монополия» всегда присутствует известная доля условности.

      Формирование  и рост монополий исторически  неразрывно связаны перерастанием  капитала свободной конкуренции  в монополистический капитализм. В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привёл к усилению их диктата и господства. Совершенная конкуренция и «чистая» абсолютная монополия – это теоретические абстракции, выражают две полярные ситуации, два логических предела. 

      Проблемы  монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких  слоев населения.

      Успех экономических преобразований в  немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования  государством монопольных процессов  и конкурентных отношений.

      Актуальность  данной темы обуславливается, прежде всего, тем, что монополия представляет собой самую крайнюю форму  несовершенной конкуренции, и наиболее устойчивую. Многие монополии представляют собой объединение более мелких фирм, и чем больше становится таких  центров объединения на каком-то рынке, тем меньше происходит дальнейшее объединение, так как уже существуют достаточно крупные монополии. И  таким образом на рынке образуется несколько крупных монополий, конкурирующих  между собой. Поэтому большинство  существующих рынков в важнейших  аспектах занимают промежуточное положение  между монополией и конкуренцией.

     Цель  настоящей работы заключается в  том, чтобы изучить и раскрыть особенности антимонопольного регулирования  в России.

     Для достижения поставленных целей данной работы необходимо решить следующие  задачи:

  • рассмотреть методы антимонопольной политики;
  • изучить проблему демонополизации российской экономики.

      Объектом  исследования данной работы является антимонопольное регулирование.

      Предметом исследования данной работы являются особенности антимонопольного регулирования  в России.

      Данная  работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

  1. Методы  антимонопольной политики
 

      Ограничительные меры. Они предусмотрены законом "О конкуренции" и применяются  антимонопольным органом к хозяйствующим  субъектам, которые нарушают антимонопольное  законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и  недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые  могут неблагоприятно сказаться  на развитии конкуренции.

      Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление  предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления  являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.

      Довольно  часто встречаются такие нарушения, как навязывание контрагенту  невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные  действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше  трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.

      Закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с  тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к  предмету договора, включать в договор  дискриминирующие условия, которые  ставят контрагента в неравное положение  по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или  уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

      Монопольно  высокая цена: ее устанавливает доминирующий на рынке данного товара хозяйствующий  субъект (производитель), чтобы компенсировать необоснованные затраты, вызванные  недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получить дополнительную прибыль за счет снижения качества товара.

      Монопольно  низкая цена: цена приобретаемого товара, установленная доминирующим на рынке  данного товара покупателем с  целью получить дополнительную прибыль  и (или) компенсировать за счет продавца свои необоснованные затраты; цена, сознательно  установленная доминирующим на рынке  данного товара продавцом на уровне, приносящем убытки от продажи, для того чтобы вытеснить конкурентов  с рынка.

      Среди ограничивающих конкуренцию следует  выделить, во-первых, соглашения, которые  препятствуют доступу других предприятий  на рынок; во-вторых, отказы от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями; в-третьих, соглашения по разделу рынка по территориальному признаку или ассортименту реализуемой  продукции, по кругу продавцов или  покупателей; в-четвертых, ценовые соглашения.

      Контроль  за усилением экономической концентрации. Наряду с запретами на заключение вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль за экономической концентрацией. Она  возникает:

      в результате создания, реорганизации  или слияния предприятий и  объединений;

      когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке  согласованную политику. Согласно закону "О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках", если предприятие  достигает определенного порога по объему операций, оно обязано  получить согласие антимонопольного органа на свои действия (предварительный контроль) или уведомить его о них (последующий контроль).

      Предварительно  контролируются, во-первых, создание, слияние  и присоединение коммерческих организаций, объединений, союзов и ассоциаций, если их активы превышают 100 тыс. МРОТ; во-вторых, ликвидация и разделение (выделение) государственных и муниципальных  унитарных предприятий, активы которых  превышают 50 тыс. МРОТ, если это приводит к появлению предприятия, доля которого на товарном рынке превышает 35% (за исключением  случаев, когда предприятие ликвидируется  по решению суда) [4, c.42].

      Кроме этого, предварительное согласие требуется, когда:

      лицо (группа лиц) приобретает акции (доли) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, если оно (она) получает право распоряжаться более  чем 20% таких акций. Это требование не распространяется на учредителей  хозяйственного общества при его  образовании;

      одно  предприятие (группа лиц) получает в  собственность или пользование  основные производственные средства либо нематериальные активы другого предприятия  и балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% балансовой стоимости этих средств  и активов предприятия, отчуждающего имущество;

      лицо (группа лиц) приобретает права, позволяющие  определять условия ведения предпринимательской  деятельности предприятия или функции  его исполнительного органа.

      В этих трех случаях предварительное  согласие нужно, если суммарная балансовая стоимость активов лиц, участвующих  в сделках, превышает 100 тыс. МРОТ, или  одним из них является предприятие, внесенное в реестр хозяйствующих  субъектов, доля которых на рынке  определенного товара превышает 35%, или приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность этого  предприятия.

      При создании нового хозяйствующего субъекта учредители освобождены от предварительного контроля, однако они должны уведомить  антимонопольный орган о создании предприятия в 15-дневный срок после  регистрации. В случае, если создание новой фирмы ведет к ограничению  конкуренции, МАП может потребовать  от учредителей восстановить первоначальные условия. Если же они опасаются антиконкурентных последствий своих действий, то могут  обратиться в МАП до регистрации  и получить соответствующее заключение.

      Новое для российского антимонопольного законодательства понятие "группа лиц" конкретизирует взаимоотношения между  материнской и дочерней компаниями, т.е. при проведении государственного контроля за сделками антимонопольный  орган рассматривает не только стороны, непосредственно участвующие в  сделке, но и те организации, которые  контролируют приобретателя или  сами подконтрольны ему.

      Российское  антимонопольное законодательство не разрешает действия или сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные антиконкурентные последствия не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому  контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции  с зарубежными фирмами.

      Запрет  на недобросовестную конкуренцию. Под  ней понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые  противоречат законодательству, обычаям  делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые  причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб  их деловой репутации. Речь идет о  распространении ложных, неточных или  искаженных сведений, способных причинить  убытки либо нанести ущерб, введении потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельца.

      Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию. Развитие рыночных отношений  предполагает устранение прямого вмешательства  государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом  запрещено принимать нормативные  акты и совершать действия, которые  ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные  условия для одних в ущерб  другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий  или граждан.

      Однако  власти субъектов Федерации и  органы местного самоуправления допускают  многочисленные нарушения, в частности  необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу  или покупку товаров, указывают  на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры  регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг "иногородних" предприятий и  т.п. Реестр как инструмент антимонопольного контроля. По результатам анализа  состояния товарного рынка и  доли предприятий на нем (более или  менее 35%) они включаются либо исключаются  из государственного реестра. Делает это  МАП, если речь идет о российском рынке  в целом, или его территориальные  управления в случае региональных рынков. Реестр составляется для того, чтобы  иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства [5, c.43].

Информация о работе Проблема демонополизации российской экономики