Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 16:29, курсовая работа
Особенностью существования фирмы в рыночных условиях микроэкономики является то, что она находится в постоянной взаимосвязи с другими производителями. Интенсивность, степень этого взаимодействия определяется конкретными рыночными структурами, в рамках которых функционирует конкретная фирма. Это находит выражение, прежде всего, в рыночной конкуренции. Поскольку целью деятельности любой фирмы является максимизация получаемой прибыли, необходимо знать те специфические условия, которыми характеризуются конкретные структуры и за счет которых достигается наиболее оптимальное положение фирмы в каждом конкретном случае.
Работа Курно долгое время оставалась без внимания и интерес к моделированию различных рыночных структур был возрожден только в ходе маржиналистской революции. У. С. Джевонс в 1871 г. ввел в анализ понятие «закона безразличия», определяя условием существования совершенного рынка наличие только одной цены у любого однородного товара. Ф. Эджуорт в своей работе 1881 года обратился к строгому определению совершенной конкуренции. Условиями существования конкуренции по сути, он считал следующие: неопределенно большое число участников с обеих сторон на рынке; отсутствие всяких ограничений на поведение, имеющее целью максимизацию прибыли; полная делимость торгуемых товаров. Наиболее полное определение совершенной конкуренции дали Дж. Б. Кларк и Ф. Найт. Подробную историю эволюции этого понятия от Смита до Найта можно прочесть в статье Дж. Стиглера «Perfetct Competition, Historically Contemplated», опубликованной в Journal of Political Economy в 1957 г.
Попытки учесть промежуточные состояния между монополией и конкуренцией (то, что позже стали называть несовершенной конкуренцией), были предприняты А. Маршаллом в «Принципах экономической науки». Маршалл обратил внимание на такие состояния рынка, которые вроде бы являются конкурентными, но их нельзя отнести к совершенной конкуренции – он упоминает, что фирмы могут иметь кривую спроса с отрицательным наклоном, и упоминает практику, характеризующуюся как «страх испортить рынок». К сожалению, Маршалл пытался совместить признаки совершенной конкуренции и менее чем совершенной конкуренции в одной модели, что значительно затруднило его анализ и, по мнению некоторых ученых, затормозило развитие науки в ближайшие годы5.
Ожидаемое
появление в экономическом
Появление новой концепции перевернуло представления экономистов об отраслевых структурах и, по мнению некоторых исследователей, было революцией, так как позволяло совсем отказаться от понятия «отрасль» и заменить его понятием фирмы и ее рынка, а также связью между рынками похожих благ. В течение последовавших 20 лет существенное внимание уделялось критике высказанных Чемберлином предположений о «промышленных группах» (или отраслях), выпускающих схожую, но не идентичную продукцию (или, что, по сути, идентично, о группах продуктов) и способах их определения, а также о существовании в рамках концепции избыточных мощностей6.
Роберт Триффин в 1940 г. выпустил книгу «Monopolistic Competition and General Equilibrium Theory» с критикой теории монополистической конкуренции, в которой утверждал, что этот подход плохо совместим с теорией общего равновесия и потерпит неудачу уже на этапе анализа частичного равновесия группы фирм.
Теория монополистической конкуренции подверглась критике со стороны Чикагской школы с точки зрения «новой» методологии, согласно которой предпосылки теории не имеют значение, а имеет ее предсказательная способность. М. Фридман и Дж. Стиглер в статье «Monopolistic Competition in Retrospect» (сборник «Five Lectures on Economic Problems», London, 1949) утверждали, что сторонники теории монополистической теории предпочитают эту теорию совершенной конкуренции на основе именно более реалистичных предпосылок, которые не имеют принципиального значения, а в области предсказаний теория совершенной конкуренции не уступает теории монополистической конкуренции и обыкновенной маршаллианской теории монополии. Во всяком случае, для одной и той же отрасли может подойти и та, и другая модель в зависимости от анализируемого вопроса. Например, если мы изучаем влияние налога с продаж, то прекрасно выполнит свою задачу модель совершенной конкуренции, если рентный доход фирм, то лучше подойдет модель монополистической конкуренции.
На защиту теории встал Дж. Арчибальд (1961, 1967), который утверждал, что Фридман и Стиглер толком не разобрались, что именно предсказывает теория монополистической конкуренции, что они сами критикуют предпосылки теории монополистической конкуренции вопреки своей методологии и что весьма странно иметь для анализа одного объекта две разные теории.
Значительное внимание уделялось экономистами изучению другой распространенной рыночной структуры — олигополии. Эту структуру сложно анализировать именно потому, что действия олигополистов сильно зависят друг от друга и единую стройную теорию олигополистического равновесия разработать очень сложно. Тем не менее экономисты пытались сделать какие-то общие выводы о выборе определенной ценовой и товарной стратегии поведения олигополистов, анализ вероятностей совместных их действий и т.д.
Интересным сюжетом в истории теории олигополии была концепция «ломаной» кривых спроса олигополиста, которую предложил в 1939 г. П. Суизи. Идея заключалась в том, что фирмы следуют за снижением цены, но не следуют за повышением, поэтому кривая спроса для отдельной фирмы имеет излом в точке равновесия. В этом же году подобная идея была высказана Р. Холлом и Ч. Хитчем в статье, посвященной результатам опроса 38 предпринимателей. Идея ломанной кривой спроса подверглась серьезной критике в 1947 г. со стороны Дж. Стиглера, который утверждал, что эмпирические данные не подтверждают подобного поведения
Рынок свободной конкуренции характеризуется большим числом продавцов и покупателей. Покупатель и продавец находятся в равных экономических условиях, т. е. не оказывают решающего влияния на изменение свободных цен.
Конкуренция протекает в виде соперничества. Для устранения соперника используются различные способы, вплоть до реализации товара ниже себестоимости, но это не означает, что соперник не располагает защитой.
Конкуренция товаропроизводителей зарождается еще на предпроизводственной стадии, когда товаропроизводитель с учетом основных технико-экономических параметров и технологических характеристик производства будущего изделия формирует производственные запасы и орудия труда, т.е. создает техническую и материальную базу производства для новой или модернизированной продукции, предполагая реализовать ее по более низким ценам, с более высокими качественными характеристиками либо при одновременном сочетании высокого качества и низкой цены7.
Стратегия товаропроизводителя, направленная на создание производства высококачественной продукции с использованием современной технологии и высококвалифицированных специалистов, позволяет обеспечить высокий имидж и долгую жизнь на рынке. Так, разработка аналогичных товаров с соответствующим уровнем качества новым товаропроизводителем (соперником) связана с привлечением
значительных инвестиций, возврат которых в экономически оправданный срок обусловлен значительной степенью риска.
Модель чистой конкуренции основана на ряде допущений относительно организации рынка.
1.
Рынок состоит из многих
2.
Малость и множественность.
На конкурентном рынке фирма, руководствуясь текущей ценой, выступает как «прайс-тейкер». Поэтому в условиях чистой конкуренции кривая спроса на продукцию фирмы всегда горизонтальна, т.е. абсолютно эластична.
В случае увеличения объема производства отдельной фирмой, выступающей на рынке, общий отраслевой выпуск изменяется незначительно и влияния на рыночную цену товара не оказывает. Общая выручка предприятия TR изменяется пропорционально изменению выпуска продукции, средняя и предельная выручка от ее реализации равны и совпадают с ценой (P = AR = MR). Малость субъектов рынка предполагает и их множественность, т.е. наличие на рынке большого числа мелких продавцов и покупателей. Малость и множественность субъектов рынка предполагают отсутствие (формальных и неформальных) соглашений (сговора) между ними с целью обретения монопольных преимуществ на рынке8.
3.
Отсутствуют входные барьеры
для вступления в отрасль
4.
Полная информированность всех
участников рынка. Информация
о ценах, технологии и
5.
Субъекты рынка действуют
Итак, чистая конкуренция представляет собой такую рыночную структуру, при которой неограниченное количество фирм производят и продают однородную продукцию; вход и выход субъектов хозяйствования из отрасли ничем не ограничен, число субъектов рынка (покупателей и продавцов) весьма велико; все покупатели и продавцы обладают полной информацией о ценах продаваемых товаров.
В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.
Совершенная конкуренция, является скорее абстрактной моделью, удобной для анализа основных принципов формирования рыночного поведения фирмы. В реальной действительности чисто конкурентные рынки встречаются редко, как правило каждая фирма имеет «свое лицо», и каждый потребитель, выбирая продукцию той или иной фирмы, руководствуется не только полезностью продукции и ее ценой, но и своим отношением к самой фирме, к качеству выпускаемых ею изделий. В этом смысле положение каждой фирмы на рынке в чем-то уникально, или, иными словами, в ее поведении присутствует элемент монополизма. Этот элемент накладывает отпечаток на деятельность фирмы, заставляет ее несколько иначе подходить к формированию ценовой стратегии, определению объема выпуска продукции, наиболее эффективного с точки зрения прибылей и убытков9.
Подавляющее
большинство реальных рынков — это
рынки несовершенной
Для рынка монополистической конкуренции характерна большая номенклатура товаров при значительном количестве товаропроизводителей. Вся продукция специализирована и дифференцирована, т.е. представлена аналогичными, но не схожими изделиями, товарами, которые отличаются типом, маркой, качеством и другими потребительскими характеристиками. Вход на рынок другим товаропроизводителям свободен, поскольку появление новых аналогов или заменителей не может повлиять на уровень конкурентоспособности товаров, которые защищены патентами и авторскими правами. Товаропроизводители могут нести временные потери только до того момента, пока потребитель не убедится в преимуществах основной продукции.
Информация о работе Рыночные структуры и проблемы рыночной власти в Российской экономике