Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 11:33, курсовая работа
Цель моей работы – выявление и анализ проблем современной экономики.
Задачи данной работы:
•Проанализировать современную экономическую ситуацию в России
•Обозначить основные проблемы современной экономики нашей страны
•Выявить причины возникновения этих проблем
•Исследовать данные проблемы
•Нахождение возможных путей решения
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Экономическая ситуация в стране. Основные проблемы
и их анализ………………………………………………………………………...4
§1. Общая оценка экономической ситуации ………………………………….4
§2. Стратегические ресурсы России …………………………………………13
§ 3.Темпы инфляции…………………………………………………………..17
§ 4. Уровень безработицы……………………………………………………..23
§ 5. Взаимосвязь этих проблем……………………………………………….25
Глава 2. Основные процессы развития внешнеэкономических связей России…………………………………………………………………………….28 §1.Общая оценка развития внешнеэкономических связей России…………..28
§2. Место и роль России в мировой торговле………………………………..31
Глава 3.Значение внешнеэкономических связей для экономики России….................................................................................................................38
§1.Показатели России внешней торговли…………………………………….38
§2. Внешнеэкономические связи России……………………………………..42
§3. Россия и всемирная торговля организация: проблемы присоединения, особенности взаимоотношений…………………………………………………43
Заключение……………………………………………………………………….46
Используемая литература……………………………………………………
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Экономическая ситуация в стране. Основные проблемы
и их анализ………………………………………………………………
§1. Общая оценка экономической ситуации ………………………………….4
§2. Стратегические ресурсы России …………………………………………13
§ 3.Темпы
инфляции…………………………………………………………
§ 4. Уровень
безработицы…………………………………………………
§ 5. Взаимосвязь этих проблем……………………………………………….25
Глава
2. Основные процессы развития внешнеэкономических
связей России………………………………………………………………
§2. Место и роль России в мировой торговле………………………………..31
Глава
3.Значение внешнеэкономических связей
для экономики России….......................
§1.Показатели России внешней торговли…………………………………….38
§2. Внешнеэкономические связи России……………………………………..42
§3.
Россия и всемирная торговля организация:
проблемы присоединения, особенности
взаимоотношений………………………………………
Заключение……………………………………………………
Используемая
литература……………………………………………………
В проделанной мною работе я попыталась отобразить положение России на данном этапе развития, показать его всесторонне: лучшие и худшие стороны.
Цель моей работы – выявление и анализ проблем современной экономики.
Задачи данной работы:
На
рубеже XXI века внешнеэкономические
связи России переживают сложный
период глубоких качественных преобразований,
связанных с осуществлением реформ и поиском
путей интегрирования в систему мирохозяйственных
отношений. Анализ этих процессов предполагает
широкий и комплексный подход к оценке
многих явлений современности, возникающих
как в мировом хозяйстве и международных
отношениях, так и внутри страны, связанных
с изменениями в состоянии отечественной
экономики и перспективами ее развития.
Чтобы вникнуть в суть экономических отношений
между разными странами необходимо: понять,
как складывалась международная торговля;
рассмотреть отношения России с Всемирной
торговой организацией; оценить место
и роль России в мировой торговле; понять
как работает Россия на международном
рынке труда; изучить государственное
регулирование внешнеэкономических связей;
и просто понять значение внешнеэкономических
связей и причину развития.
Глава 1. Экономическая ситуация в стране. Основные проблемы и их анализ
Россия в настоящее время находится на развилке экономических траекторий. Выбор направления дальнейшего движения будет, абсолютно очевидно, иметь далеко идущие последствия.
Завершилась фаза восстановительного роста, начата разработка стратегии и механизмов для перехода к экономическому росту инвестиционного типа. Собственно говоря, выбор уже сделан: взят курс на капитализацию глобальных конкурентных преимуществ страны – энергетического потенциала и трансконтинентального транзита. Страна развивает инвестиционные программы в этих областях с привлечением крупнейших стратегических инвесторов, используя при этом механизмы для накопления рентных доходов, которые будут использованы для модернизации нашей экономики.
Установленная законом верхняя планка Стабилизационного фонда в 2,6 трлн рублей ,была превышена уже в 2007 г., почти на два года раньше, чем планировалось первоначально.
Уже
сейчас имеется критически значимая
сумма для осуществления
Сегодня финансовые возможности России достигли своего пика за последние четверть века. Сейчас важно, чтобы объекты инвестирования соответствовали приоритетам стратегии национальной конкурентоспособности и имели конкретное проектное воплощение.
Вместе с тем на фоне растущих вызовов глобальной конкуренции и необходимости ускорения темпов развития нарастает критическая масса факторов, которая может привести к существенному торможению экономического роста в нашей стране. Практически исчерпан потенциал экспортно-сырьевой модели экономического роста в связи с усилением ограничений по эффективной добыче природных ресурсов и пропускной способности транспортной инфраструктуры.
Сохраняется тенденция деградации производственной инфраструктуры, социальной сферы, прежде всего, в сферах жилищно-коммунального хозяйства, общего образования и здравоохранения.
Обостряются проблемы технологического отставания российской экономики, недостаточного качества производственной инфраструктуры, низкого уровня инновационной активности [14].
Для того чтобы ответить на вызовы времени и воплотить в жизнь новые стратегии экономического развития, необходимо ответить на ряд острых для общества и специалистов вопросов. Один из таких вопросов – спокойное, профессиональное и строгое подведение итогов приватизации в нашей стране. Это гигантский по своим масштабам и последствиям процесс трансформации не только экономики, но и всего нашего общества. За ничтожный срок произведена ломка отношений между государством и субъектами экономики, в стране радикально поменялось положение общественных слоев и групп. Последствия этих процессов наше общество стало осознавать и осмысливать совсем недавно.
Ускоренная приватизация вызвала много споров о ее правовой основе. Неверно думать, что в этой сфере царил полный правовой беспредел. Анализ показал, что в каждый данный момент наличествовало законодательство, которое устанавливало рамки действий государственных органов[18].
Другое дело – качество этого законодательства, его неполнота и нередко нецивилизованное лоббирование частных интересов. В результате образовался ряд «завалов».
Во-первых: С позиции сегодняшнего дня видны противоречия и «дыры» в законодательстве, и явная «подгонка» правовых актов под конкретные интересы и нужды. Особенно этим отличались президентские указы тех лет. Но даже это несовершенное законодательство постоянно нарушалось чиновниками всех уровней, которые отвечали за раздачу государственной собственности. Ни о какой прозрачности для общества этих решений речи тогда не шло.
Почти каждый приватизированный объект немедленно обрастал «гроздьями оффшоров». В результате образовался первый крупный «завал»: отсутствие прозрачности и ясности в важнейшем вопросе – кто и чем владеет? Без наведения правового порядка в этой сфере нельзя обеспечить эффективную защиту прав собственников, невозможно четко отделить бизнес от государственной бюрократии, открыть простор для массовой частной инициативы, сколько бы «единых окон» мы не учреждали.
Во-вторых: Какие доходы бюджет получил от приватизации?
Разумеется, это просто слезы по сравнению с теми оценками активов, теми доходами, которые впоследствии получили новые собственники.
Мы постоянно слышали аргумент: целью приватизации было создание эффективного собственника, а не пополнение бюджета, и это правда. И никто не предлагает пересматривать приватизацию на этом основании.
Но, второй «завал», тем не менее, образовался. Его суть – гигантская недооценка национального богатства страны, его фактическое обесценение в ходе приватизации. И с этим что-то нужно делать. Необходимо вернуть экономике России ее истинные масштабы, а через это – и надлежащее место в мире.
В-третьих: Одна из причин, почему значительная часть экономики, нашего национального богатства оказалась ненаблюдаемой, – это отсутствие строгого и исчерпывающего описания объектов собственности, включая их оценку[14].
Подобное описание в советской экономике с единственным собственником, государством, не требовалось. А когда началась приватизация, отсутствие описания объектов приватизации позволило их оценивать, как Бог на душу положит, а потом прятать в оффшорах огромные куски активов, получая с них неучтенные доходы. Так мы получили третий «завал».
Перед государством стоит задача обеспечения четкого описания всех объектов собственности, включая отражение в земельных и лесных кадастрах. И только решив эту задачу, мы можем прийти к обществу цивилизованных собственников, а государство получит твердую основу для разработки и проведения в жизнь реалистичной экономической политики[24].
В-четвертых: О сверхконцентрации собственности в руках немногих граждан и не граждан страны. На старте приватизации провозглашалась цель сделать собственниками максимально большое число граждан нашей страны, чьим трудом было создано национальное богатство. Если бы эта задача была последовательнореализована, мы имели бы сегодня в России современную рыночную экономику, стоящую на двух китах:
– гигантские корпорации под управлением наемных менеджеров с десятками и сотнями тысяч собственников– держателей акций, и
– огромное число малых и средних предприятий, которые, кстати, во всех странах мира создают до 80% новых рабочих мест и продвигают нововведения.
Но, в середине 90-х от этой цели фактически отказались. Вместо этого были созданы гигантские холдинги, прежде всего, в сырьевых отраслях, а собственность была передана в руки горстки лиц.
Малый же бизнес был брошен на произвол судьбы и практически отдан под власть криминала и «крышующих» его правоохранителей.
Так мы получили четвертый «завал»[14].
Из-за
сверхконцентрации
Не говоря уже о соблазнах конвертировать экономическую власть в политическое влияние и обратных тенденциях[13]. Ясно, что мы не построим конкурентоспособную рыночную экономику, не разобрав этот «завал».
Полагается, что всем понятна искусственность и неадекватность границ России на экономической карте мира. Большая часть реальных активов, составляющих национальное богатство страны, либо не вовлечена в хозяйственный оборот, либо не отражается в легальном финансовом обороте, что ведет, в частности, к занижению валового внутреннего продукта.
В результате в России сложился многотриллионный мешок как бы «виртуализированных», но вполне реальных активов, – прямая противоположность финансовому «пузырю» на рынках развитых стран. Уже второе десятилетие страна живет в противофазе с остальным миром, тем самым формируется системное напряжение между экономиками двух типов, снятие которого требует комплексного и стратегически выверенного подхода [17].
Ситуация подводит нас к выбору: либо мы соглашаемся со сложившимися условиями и будем пытаться выжать в этих рамках максимум возможного, либо мы выходим за эти рамки и подводим под задачи, поставленные президентом, принципиально иные ресурсные возможности, которые позволят совершить модернизационный рывок и оздоровить морально-политическую и, если угодно, психологическую обстановку в стране.
Информация о работе Современные проблемы Российской экономики