Структура российской экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 23:40, реферат

Описание работы

Во второй половине 1980-х годов экономика России вступила в стадию кризисного развития. В начале 1990-х годов наблюдается абсолютное сокращение валового внутреннего продукта (ВВП) и производства промышленной продукции. К середине прошлого десятилетия темпы спада производства сокращаются, и экономика страны вступает в стадию относительной стабилизации. В 1999 - 2001 гг. впервые за годы экономических реформ наблюдается рост и ВВП и

Работа содержит 1 файл

Otraslevaya struktura rossiiskoi ekonomiki.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

ДЛЯ ЗАКАЗА ЭТОЙ ИЛИ НОВОЙ  РАБОТЫ СВЯЖИТЕСЬ:  ТЕЛЕФОН  8 (962) 232 35 31, ICQ 562-555,   
 
 

 

Введение

     Во  второй половине 1980-х годов экономика  России вступила в стадию кризисного развития. В начале 1990-х годов наблюдается абсолютное сокращение валового внутреннего продукта (ВВП) и производства промышленной продукции. К середине прошлого десятилетия темпы спада производства сокращаются, и экономика страны вступает в стадию относительной стабилизации. В 1999 - 2001 гг. впервые за годы экономических реформ наблюдается рост и ВВП и производства промышленной продукции, чему способствовал августовский финансово - экономический кризис 1998 г. Происходит быстрый рост спроса на отечественные товары и услуги на внутреннем рынке из-за удорожания импортной продукции. Стимулом экономического развития явился и рост цен на углеводородное сырье на мировом рынке.

     За  годы экономических реформ ВВП и  производство промышленной продукции  сократились в два раза, в результате чего Россия потеряла лидирующие позиции в мировой экономике. По основным макроэкономическим показателям в начале 2000-х годов она находится в середине второго десятка среди стран мира. Отечественной экономике и в настоящее время присущи такие черты, как высокая степень монополизации, широко развитая олигополия и высокий уровень концентрации производства.

 

  1. Виды отраслей и их хозяйственно-экономическое  значение для региона

     При анализе разных типов территориально-производственных систем (хозяйство мира, региона, страны, района и т. д.) обычно приходится иметь дело с двумя видами структур — отраслевой и территориальной. И та и другая показывает соотношение различных элементов хозяйственной системы — вещественных нетерриториальных (отрасли, предприятия, производства), и тогда речь идет о ее отраслевой (компонентной) структуре, и территориальных (регион, экономическая зона, район и т. п.), и тогда рассматривается ее территориальная (региональная) структура.

     Отраслевая  структура хозяйства — это  совокупность его отраслей, характеризующихся определенными количественными соотношениями (состав и пропорции развития отраслей) и взаимосвязями.

     Отраслевая  структура хозяйства представлена отраслями материального и нематериального  производства (отраслями производственной и непроизводственной сферы),

     Производственную  сферу образуют отрасли:

    • непосредственно создающие материальный продукт (промышленность и строительство, сельское и лесное хозяйство);
    • доставляющие материальный продукт потребителю (транспорт и связь);
    • связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения (торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки).

     Непроизводственная  сфера включает отрасли услуг (жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения, транспорт и связь по обслуживанию населения) и социального обслуживания (просвещение, здравоохранение, культура и искусство, наука и научное обслуживание, кредитование, финансирование и страхование, аппарат управления и др.).

     Представленные  основные отрасли хозяйства - промышленность, сельское хозяйство, строительная индустрия, транспорт расчленяются на так называемые укрупненные отрасли, а те, в свою очередь, — на однородные (специализированные) отрасли и виды производства (например, сельское хозяйство распадается на земледелие и животноводство; земледелие — на зерновое хозяйство, производство технических культур, овощеводство, бахчеводство, садоводство и виноградарство и т. д.; животноводство - на скотоводство, овцеводство, свиноводство, птицеводство, пчеловодство и т. д.).

     В отраслевой структуре хозяйства  выделяются также межотраслевые  сочетания (комплексы), представленные как совокупность однородных производств  в рамках одной отрасли (например, топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, транспортный комплексы), так и технологически связанные разные отрасли (например, строительный, военно-промышленный, аграрно-промышленный комплексы).

     Наиболее  сложной структурой среди них  отличается агропромышленный комплекс (АПК), включающий три сферы деятельности:

    • промышленность, производящую средства производства для сельского хозяйства (сельскохозяйственное машиностроение, производство удобрений и др.);
    • собственно сельское хозяйство (отрасли земледелия и животноводства);
    • отрасли по заготовке и переработке сельскохозяйственной продукции, доведению ее до потребителя (пищевая промышленность и первичные отрасли легкой промышленности, заготовительная система и элеваторно-складское хозяйство, торговля плодтоварами и общепит).

     Важной  составной частью хозяйства является инфраструктура, представляющая собой совокупность материальных средств по обслуживанию производства и населения.

     В зависимости от выполняемых функций  различают производственную, социальную и рыночную инфраструктуру.

     Производственная  инфраструктура продолжает процесс производства в сфере обращения и включает транспорт, связь, складское хозяйство, материально-техническое снабжение, инженерные сооружения и устройства, коммуникации и сети (линии электропередач, нефтепроводы, газопроводы, теплотрассы, водопровод, телефонные сети и т. п.).

     Социальную  инфраструктуру в основном образуют отрасли жилищно-коммунального и  бытового хозяйства населенных пунктов (пассажирский транспорт, сети водо- и  энергоснабжения, канализация, телефонные сети, культурно-зрелищные объекты, учреждения народного образования, здравоохранения, общепита и т. п,).

     Рыночная  инфраструктура включает коммерческие банки, товарно-сырьевые и фондовые (операции с денежными ресурсами  и ценными бумагами) биржи.

     Отраслевая  структура хозяйства определяется:

    • по удельному весу отраслей в общем, объеме производства продукции;
    • по численности занятых и стоимости основных производственных фондов (машин, оборудования, инструментов, производственных зданий и сооружений и т. п., используемых в материальном производстве).

     Среди перечисленных основным является показатель объема произведенной продукции, позволяющий  наиболее объективно судить о соотношении  отраслей и их взаимосвязях.

     В ходе исторического развития в отраслевой структуре мирового хозяйства происходят изменения. Как общая тенденция, сначала «первичные отрасли» (сельское хозяйство и добывающая промышленность) уступают первенство «вторичным отраслям» (обрабатывающая промышленность и строительство), затем «вторичные» — «третичным» (сфера услуг).

     В современной структуре мирового хозяйства доля сферы услуг и других отраслей непроизводственной сферы (третичные отрасли) существенно возросла и уменьшилась доля производственной сферы (первичные и вторичные отрасли). В среднем в мире в непроизводственной сфере уже занято более 1/3 активного населения, а в отдельных развитых странах мира этот показатель (занятости) доходит до 50% и выше. В структуре ВВП отдельных развитых стран доля сферы услуг и того выше (60% в Германии и Японии, 70% в США).

     Большие изменения в настоящее время происходят и в структуре материального производства. Они связаны, прежде всего, с изменением пропорций между промышленностью и сельским хозяйством в пользу промышленности, от развития которой зависит рост производительности труда во всех отраслях хозяйства. Удельный вес промышленности в ВВП наиболее развитых стран мира (США, Япония, Германия, Франция и др.) находится на уровне 25-35%, а сельского хозяйства составляет всего 2—3%. В новых индустриальных и постсоциалистических странах доля сельского хозяйства также неуклонно снижалась, хотя еще и относительно высока (6 -10% ВВП) .

     И только в развивающихся странах  сельское хозяйство (его доля в ВВП  составляет 30-40%) по-прежнему значительно  превосходит промышленность (10-20%).

     В составе промышленности продолжает снижаться доля добывающих отраслей и расти доля обрабатывающих. В последних особо высокими темпами роста выделяются новейшие наукоемкие отрасли машиностроения и химической промышленности (микроэлектроника, робототехника, органический синтез и др.).

     Произошли изменения и на транспорте. В грузообороте первое место занимает морской транспорт (более 60%), а в пассажирообороте —  автомобильный (около 80%). И в том  и в другом виде перевозок второй — железнодорожный транспорт (соответственно 15 и 10,2%), Быстро развиваются сравнительно новые виды транспорта: воздушный и трубопроводный.

     В пассажирских перевозках воздушный  транспорт уже приблизился к  железнодорожному (9,2%), в грузовых - трубопроводный (11,8%) также догоняет железнодорожный.

     В товарной структуре мировой торговли увеличилась доля готовых изделий, машин и оборудования, уменьшилась доля сырья и продовольствия. Возросла торговля технологиями (патентами, лицензиями и т. д.).

     Промышленность  Тамбовской области — это производственный комплекс с разветвленной инфраструктурой, включающей в себя предприятия многих отраслей народного хозяйства. В его составе работают 242 крупных и средних промышленных предприятий, 543 промышленных предприятий малого бизнеса. В отраслях промышленности трудятся 95,6 тыс. человек. Тесные технологическая и экономическая связи предприятий области с партнерами из других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья свидетельствуют об успешной интеграции промышленности области в единый промышленный комплекс России и всего мира.

     В отраслевой структуре промышленного  производства ведущее место занимают 5 отраслей, на долю которых в 2004 году приходилось 92,4 процента общего объема производства промышленной продукции:

    • пищевая промышленность, удельный вес в общем объеме производства составил 26,9 процентов и 41,6 процента налоговых платежей в бюджет области;
    • машиностроение и металлообработка — соответственно 27,9 и 27,5 процента;
    • химическая и нефтехимическая промышленность — 18,3 и 14,2 процента;
    • электроэнергетика — 15,6 и 10,8 процентов;
    • легкая промышленность — 3,7 и 1,4 процента.

     Одной из основных проблем в промышленности по-прежнему остается физический износ  основных фондов, который в отдельных  отраслях составляет до 63 процентов.

     Сельскохозяйственные  угодья занимают более 76 процентов территории Тамбовской области (из них 60 процентов — пахотные земли), что составляет 1,3 процента угодий Российской Федерации.

     На  данных площадях производится 1,2 процента валовой продукции страны, 7,8 процента валовой продукции Центрального федерального округа и 14,5 процента валовой продукции областей Центрального Черноземья.

     Развитая  железнодорожная сеть позволяет  осуществлять пассажирские и грузовые перевозки в любые регионы  России и зарубежья. Эксплуатационная длина железных дорог общего пользования составляет 736 км, в том числе 113 км — электрифицированных. Кроме того, 245 предприятий и организаций промышленности, строительства и агропромышленного комплекса имеют железнодорожных подъездных путей протяженностью 503 км.

     Территория  области обслуживается предприятиями Юго-Восточной и Куйбышевской железных дорог, их Мичуринским, Ртищевским, Воронежским и Пензенским отделениями.

     Автомобильный транспорт является основным видом  транспорта по осуществлению перевозок  в области. Эксплуатационная длина автомобильных дорог — 5,5 тыс. км, из них 5,1 тыс. км с твердым покрытием. Через Тамбов проходят крупные автомагистрали федерального значения: Москва-Астрахань, автодороги Тамбов-Орел, Тамбов-Пенза.

     Перевозки пассажиров осуществляют 43 автотранспортных предприятия различных форм собственности. Парк автотранспортных предприятий области за последние годы обновлялся незначительно и к 2003 году насчитывает 1004 автобуса и 69 троллейбусов. Кроме того, на трассах области осуществляют деятельность 470 индивидуальных владельцев автобусов, объединенных в 20 фирмах (обществах). Ежедневно на 48 городских, 267 пригородных и 55 междугородних маршрутах перевозится порядка 460 тыс. человек.

     Кризисное состояние объектов и сетей жилищно-коммунального  хозяйства (ЖКХ) области требует ускоренного проведения его реформы. Высокий износ основных фондов (до 70 %), большие потери энергии, воды и других ресурсов обусловлены дотационностью жилищно-коммунального комплекса, неудовлетворительным финансовым положением его предприятий, высокой затратностью

     Состояние потребительского рынка товаров  в 2004 году характеризовалось высоким уровнем насыщенности товарами и обеспечением товарными ресурсами. Больше внимания стало уделяться отечественной продукции, в том числе местным производителям продовольственных товаров. Однако, потребительский спрос на многие товары удовлетворяется за счет ввоза из других регионов России.

Информация о работе Структура российской экономики