Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:32, курсовая работа
Цель данной работы – осветить и проанализировать сущность и причитны существования, формы и виды монополий, проблемы рыночной власти, а также необходимость антимонопольного регулирования.
В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- сформулировать понятие «монополии» в экономике;
- описать виды, формы, причины возникновения монополий;
- определить понятие рыночной власти
- проанализировать необходимость антимонопольного регулирования.
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Сущность и причины существования монополий в экономике……..5
1.1 Сущность монополий…………………………………………………………5
1.2 Формы и виды монополий………………………………………………..…12
Глава 2. Проблемы рыночной власти…………………………………….…...19
2.1 Модели рынка и их характерные признаки…………….………………….20
2.2 Понятие рыночной власти…………………………………………………..21
2.3 Показатели рыночной власти……………………………………………….22
Глава 3. Антимонопольное регулирование в Российской Федерации…...…25
3.1 Содержание и виды антимонопольной политики……………………...….27
3.2Специфика антимонопольного регулирования экономики в России……..28
Заключение……………………………...………………………………………36
Список использованной литературы..............................................................37
Министерство образования и науки РФ
Московский
государственный университет
статистики и информатики (МЭСИ)
Кафедра экономической теории и инвестирования
Курсовая работа по дисциплине «Микроэкономика»
на тему: «Теория монополии и проблема рыночной власти»
Руководитель:
Вершинина А.А.
Выполнила: студентка
группы ДЭЭ-101
Хороших Д.С.
Содержание
Введение......................
Глава 1. Сущность
и причины существования монополий в экономике……..5
1.1 Сущность монополий………………………………………………………
1.2 Формы и виды монополий………………………………………………..…
Глава 2. Проблемы
рыночной власти…………………………………….…...19
2.1 Модели рынка и их характерные признаки…………….………………….20
2.2 Понятие рыночной власти…………………………………………………..21
2.3 Показатели рыночной власти……………………………………………….22
Глава 3. Антимонопольное
регулирование в Российской Федерации…...…25
3.1 Содержание и виды
антимонопольной политики………………
3.2Специфика антимонопольного
регулирования экономики в
Заключение……………………………...………………
Список использованной
литературы....................
Введение
Монополии – это крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополия оказывает на все сферы жизни страны.
Возникновение монополий – исторически неизбежный экономический процесс, обусловленный развитием концентрации производства и научно-техническим прогрессом. Поэтому необходимо понять, что, несмотря на те негативные явления, которые появляются с возникновением монополий и против которых направлены антимонопольные законы во многих странах, монополии прочно вошли в экономику отдельных стран и мира в целом.
Проблемы монополизации
хозяйственной жизни, конкуренция
на товарных рынках привлекают сегодня
пристальное внимание не только специалистов,
но и широких слоев населения.
Отношения общественности и государства
к различным формам монополий
всегда двойственно вследствие противоречивой
роли монополий в экономике. Монополии
ограничивают выпуск продукции и
устанавливают более высокие
цены в силу своего монопольного положения
на рынке, что вызывает нерациональное
распределение ресурсов и обуславливает
усиление неравенства доходов. Монополия
снижает жизненный уровень
Изучение монопольных рынков актуально для принятия экономических решений по разным вопросам.
Объектом исследования данной работы является монополия, рыночная власть.
Цель данной работы – осветить и проанализировать сущность и причитны существования, формы и виды монополий, проблемы рыночной власти, а также необходимость антимонопольного регулирования.
В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- сформулировать понятие «монополии» в экономике;
- описать виды, формы, причины возникновения монополий;
- определить понятие рыночной власти
- проанализировать необходимость антимонопольного регулирования.
В течение написания курсовой работы наиболее активно использовались труды таких авторов, внесших большой вклад в исследование данной проблемы, как В. И. Антипиной, И. Э. Белоусова, Г. М. Гукасьяна, А.Г. Грязновой, Б.А. Липсица, В.Новикова, И.В. Райзберга, и других. Также были использованы Федеральные Законы «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О естественных монополиях», «О защите конкуренции». Проанализирована учебно-методическая литература, статьи журналов и газет, сайты.
1.Сущность и причины существования монополий в экономике
На современном рынке часто встречается ситуация, когда одна фирма полностью контролирует предложение одного товара, поскольку для покупателя не существует более или менее близкого, взаимозаменяемого с ним товара.
Монополия – (от греч. mono – один, poleo – продаю) исключительное право в определённой области государства, организации, фирмы. Обращаясь к монополии как к виду экономической структуры рынка, ее следует рассматривать как определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара.
Как экономическое явление
монополии были известны давно. Они
существовали и в древнем мире,
и при феодализме, причем выражали
обладание каким-либо исключительным
экономическим преимуществом в
данной системе хозяйствования. Но
в те времена они были не типичным
явлением, а просто исключением. В XX
столетии они получили широкое распространение.
С появлением монополий конкурентная
борьба ведется между монополиями
и аутсайдерами (предприятиями, не входящими
в монополистические
В данной главе мы рассмотрим основные черты монополии и причины возникновения, её формы и виды, а также попытаемся выяснить о необходимости антимонопольного регулирования
1.2 Сущность монополий
Монополия представляет собой сложное, многоплановое явление, поэтому при ее определении целесообразно применять комплексный подход. Как правило, используется троякое определение монополии, а именно монополия определяется как:
Монополия как тип структуры рынка обладает следующими особенностями:
Монополии встречаются на мировом, национальном, региональном и местном уровнях.
Например: Компания De Beers контролирует поставки алмазов на мировой рынок, в России также большой рыночной властью обладают естественные монополии, функционирующие в базовых сферах экономики - электроэнергетике и транспорте. Так, в электроэнергетике федеральная сетевая компания будет монопольно владеть магистральными линиями электропередач – «РАО ЕЭС России» контролирует 98% потребителей электроэнергии, «РАО ГАЗПРОМ» - 94 % внутреннего газового рынка, МПС - 77% грузооборота, на региональном уровне в Республике Бурятия только одна тепловая компания ТГК-14 осуществляет горячее водоснабжение и теплоснабжение города, и т.д.
Причины возникновения монополии:
Например: алюминиевая компания контролирует добычу бокситов, киностудия обладает эксклюзивными правами на уникальный фильм, фирма имеет патент на свой уникальный голос.
Естественная монополия - это фирма, могущая удовлетворить любой рыночный спрос с меньшими средними затратами, чем те, которые сложились бы при существовании двух и более фирм [6].
Например: В качестве примера возьмем ТГК -14 тепловая компания г.Улан-Удэ Республики Бурятия. Обеспечивающая компания является монополистом в масштабах города. Теоретически возможно провести в квартиры несколько труб с горячей и холодной водой, принадлежащих разным фирмам. Тогда потребитель сможет выбирать, услугами какой фирмы пользоваться, и конкуренция будет обеспечена. Так, однако, не делают, поскольку общие расходы на прокладку труб возрастут ровно во столько раз, сколько фирм примут участие в проекте. Вырастут в результате и затраты на каждый литр воды. Следовательно, конкуренция приведет к увеличению затрат, а поэтому будет неэффективной.
Таким образом, существование естественной монополии основано не на правительственных привилегиях, а на преимуществах в затратах перед более мелкими фирмами.
В условиях совершенной конкуренции доля фирмы на рынке ничтожна (менее 1%), поэтому фирма не может влиять на рыночную цену, воспринимает ее как данность, т.е. выступает на рынке как ценополучатель. Совершенно в другой ситуации находится монополист. Он единственный продавец на рынке, обладающий настолько большим объемом производства, что в состоянии обеспечить весь отраслевой спрос. В этих условиях фирма становится ценоискателем, т.е. может не только определять объем производства, но и назначать цену, соответствующую наибольшей массы прибыли [8].
Как и в условиях совершенной конкуренции оптимальный для фирмы объем производства достигается в точке равенства предельного дохода и предельных издержек (MR=MC), но если в условиях совершенной конкуренции цена равна предельному доходу (P=MR), то в условиях несовершенной конкуренции предельный доход становится меньше цены единицы продукции (MR<P). Поэтому если в условиях совершенно конкурентного рынка равновесие фирмы достигается в точке равенства предельного дохода предельным издержкам и цене единицы продукции (P=MR=MC), то в условиях монополии при максимизации прибыли фирма выпускает такой объем производства, при котором равенство предельного дохода и предельных издержек достигается при более высокой цене по сравнению с условиями совершенной конкуренции (P>MR=MC). В условиях монополии фирма всегда стремится к получению экономической прибыли. Поэтому оптимальным для монополии соотношением цены и средних издержек является превышение цены единицы продукции над издержками на производство этой единицы продукции (P>AC), что свидетельствует о возможности получения фирмой экономической прибыли.
Таким образом, развернутая формула равновесия в условиях монополии выглядит так:
P>MR=MC<AC
Она характеризует ситуацию, при которой фирма - монополист выбирает такой объем производства и цену, при которых возможно получить наибольшую массу прибыли.
Экономическая эффективность монополий.
Считается, что существование монополии (если она не является естественной монополией) снижает экономическую эффективность отрасли. В доказательство этому приводятся следующие аргументы:
Эффектом масштаба называют
эффект, связанный с изменением стоимости
единицы продукции в
Информация о работе Теория монополии и проблема рыночной власти