Теория монополии и проблема рыночной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – осветить и проанализировать сущность и причитны существования, формы и виды монополий, проблемы рыночной власти, а также необходимость антимонопольного регулирования.
В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- сформулировать понятие «монополии» в экономике;
- описать виды, формы, причины возникновения монополий;
- определить понятие рыночной власти
- проанализировать необходимость антимонопольного регулирования.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Сущность и причины существования монополий в экономике……..5
1.1 Сущность монополий…………………………………………………………5
1.2 Формы и виды монополий………………………………………………..…12
Глава 2. Проблемы рыночной власти…………………………………….…...19
2.1 Модели рынка и их характерные признаки…………….………………….20
2.2 Понятие рыночной власти…………………………………………………..21
2.3 Показатели рыночной власти……………………………………………….22
Глава 3. Антимонопольное регулирование в Российской Федерации…...…25
3.1 Содержание и виды антимонопольной политики……………………...….27
3.2Специфика антимонопольного регулирования экономики в России……..28
Заключение……………………………...………………………………………36
Список использованной литературы..............................................................37

Работа содержит 1 файл

монополии курсовая.docx

— 81.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Московский  государственный университет экономики,

статистики  и информатики (МЭСИ)

Кафедра экономической теории и  инвестирования

 

Курсовая  работа по дисциплине «Микроэкономика»

на  тему: «Теория монополии и проблема рыночной власти»

Руководитель:   

Вершинина А.А.

                           Выполнила: студентка

группы  ДЭЭ-101

Хороших Д.С.

 

 

 

Москва – 2011

«Теория монополии и проблема рыночной власти»

Содержание

Введение..................................................................................................................3 
Глава 1. Сущность и причины существования монополий в экономике……..5 
1.1 Сущность монополий…………………………………………………………5 
1.2 Формы и виды монополий………………………………………………..…12 
Глава 2. Проблемы рыночной власти…………………………………….…...19 
2.1 Модели рынка и их характерные признаки…………….………………….20 
2.2 Понятие рыночной власти…………………………………………………..21 
2.3 Показатели рыночной власти……………………………………………….22 
Глава 3. Антимонопольное регулирование в Российской Федерации…...…25

3.1 Содержание и виды  антимонопольной политики……………………...….27

3.2Специфика антимонопольного  регулирования экономики в России……..28

Заключение……………………………...………………………………………36

Список использованной литературы..............................................................37

 

Введение

 

Монополии – это крупные  хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так  далее), находящиеся в частной  собственности (индивидуальной, групповой  или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками  и экономикой на основе высокой степени  концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополия оказывает на все сферы жизни страны.

Возникновение монополий  – исторически неизбежный экономический процесс, обусловленный развитием концентрации производства и научно-техническим прогрессом. Поэтому необходимо понять, что, несмотря на те негативные явления, которые появляются с возникновением монополий и против которых направлены антимонопольные законы во многих странах, монополии прочно вошли в экономику отдельных стран и мира в целом.

Проблемы монополизации  хозяйственной жизни, конкуренция  на товарных рынках привлекают сегодня  пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. Отношения общественности и государства  к различным формам монополий  всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. Монополии  ограничивают выпуск продукции и  устанавливают более высокие  цены в силу своего монопольного положения  на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обуславливает  усиление неравенства доходов. Монополия  снижает жизненный уровень населения. Не всегда фирмы – монополисты  используют в полной мере свои возможности  для обеспечения научно-технического прогресса (НТП). Монополии не имеют  достаточных стимулов для повышения  эффективности за счет НТП, так как  нет конкуренции. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы  бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

Изучение монопольных  рынков актуально для принятия экономических  решений по разным вопросам.

Объектом исследования данной работы является монополия, рыночная власть.

Цель данной работы –  осветить и проанализировать сущность и причитны существования, формы и виды монополий, проблемы рыночной власти, а также необходимость антимонопольного регулирования.

В соответствии с целью  курсовой работы были поставлены следующие  задачи:

- сформулировать понятие «монополии» в экономике;

- описать виды, формы, причины возникновения монополий;

- определить понятие рыночной власти

- проанализировать необходимость антимонопольного регулирования.

В течение написания курсовой работы наиболее активно использовались труды таких авторов, внесших  большой вклад в исследование данной проблемы, как В. И. Антипиной, И. Э. Белоусова, Г. М. Гукасьяна, А.Г. Грязновой, Б.А. Липсица, В.Новикова, И.В. Райзберга, и других. Также были использованы Федеральные Законы «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О естественных монополиях», «О защите конкуренции». Проанализирована учебно-методическая литература, статьи журналов и газет, сайты.

 

 

 

 

 

 

1.Сущность и причины существования монополий в экономике

 

На современном рынке  часто встречается ситуация, когда  одна фирма полностью контролирует предложение одного товара, поскольку  для покупателя не существует более  или менее близкого, взаимозаменяемого  с ним товара.

Монополия – (от греч. mono – один, poleo – продаю) исключительное право в определённой области государства, организации, фирмы. Обращаясь к монополии как к виду экономической структуры рынка, ее следует рассматривать как определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара.

Как экономическое явление  монополии были известны давно. Они  существовали и в древнем мире, и при феодализме, причем выражали обладание каким-либо исключительным экономическим преимуществом в  данной системе хозяйствования. Но в те времена они были не типичным явлением, а просто исключением. В XX столетии они получили широкое распространение. С появлением монополий конкурентная борьба ведется между монополиями  и аутсайдерами (предприятиями, не входящими  в монополистические объединения), а также внутри монополий.

В данной главе мы рассмотрим основные черты монополии и причины  возникновения, её формы и виды, а  также попытаемся выяснить о необходимости антимонопольного регулирования

 

1.2 Сущность монополий

 

Монополия представляет собой  сложное, многоплановое явление, поэтому  при ее определении целесообразно  применять комплексный подход. Как  правило, используется троякое определение  монополии, а именно монополия определяется как:

  • Рыночная структура, в которой одна фирма является производителем и продавцом товара, не имеющего на рынке близкого заменителя (от греч. μονο (mono) — один и πωλέω (poleo) — продаю) [10];
  • исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству [7];
  • крупная компания, корпорация, объединяющая несколько компаний и достигающая благодаря этому положения на рынке определенного товара или группы товаров, когда рынок имеет только одного продавца и множество покупателей [8].

Монополия как тип структуры  рынка обладает следующими особенностями:

  • на рынке присутствует только одна фирма и множество покупателей её продукции;
  • нет товаров, могущих служить конкурентами тем, которые предлагает эта фирма;
  • полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж;
  • наличие определенных преград для вхождения на рынок других фирм.

Монополии встречаются на мировом, национальном, региональном и  местном уровнях.

Например: Компания De Beers контролирует поставки алмазов на мировой рынок, в России также большой рыночной властью обладают естественные монополии, функционирующие в базовых сферах экономики - электроэнергетике и транспорте. Так, в электроэнергетике федеральная сетевая компания будет монопольно владеть магистральными линиями электропередач – «РАО ЕЭС России» контролирует 98% потребителей электроэнергии, «РАО ГАЗПРОМ» - 94 % внутреннего газового рынка, МПС - 77% грузооборота, на региональном уровне в Республике Бурятия только одна тепловая компания ТГК-14 осуществляет горячее водоснабжение и теплоснабжение города, и т.д.

Причины возникновения монополии:

  • Исключительные права, предоставленные правительством. Например: только «Росспиртпром» имеет право производить и продавать спирт.
  • Исключительная собственность на какой-либо производственный ресурс.

Например: алюминиевая компания контролирует добычу бокситов, киностудия обладает эксклюзивными правами  на уникальный фильм, фирма имеет  патент на свой уникальный голос.

  • Возрастающая отдача от масштаба – случай естественной монополии.

Естественная монополия - это фирма, могущая удовлетворить  любой рыночный спрос с меньшими средними затратами, чем те, которые  сложились бы при существовании  двух и более фирм [6].

Например: В качестве примера  возьмем ТГК -14 тепловая компания г.Улан-Удэ Республики Бурятия. Обеспечивающая компания является монополистом в масштабах города. Теоретически возможно провести в квартиры несколько труб с горячей и холодной водой, принадлежащих разным фирмам. Тогда потребитель сможет выбирать, услугами какой фирмы пользоваться, и конкуренция будет обеспечена. Так, однако, не делают, поскольку общие расходы на прокладку труб возрастут ровно во столько раз, сколько фирм примут участие в проекте. Вырастут в результате и затраты на каждый литр воды. Следовательно, конкуренция приведет к увеличению затрат, а поэтому будет неэффективной.

Таким образом, существование  естественной монополии основано не на правительственных привилегиях, а на преимуществах в затратах перед более мелкими фирмами.

В условиях совершенной конкуренции  доля фирмы на рынке ничтожна (менее 1%), поэтому фирма не может влиять на рыночную цену, воспринимает ее как  данность, т.е. выступает на рынке  как ценополучатель. Совершенно в другой ситуации находится монополист. Он единственный продавец на рынке, обладающий настолько большим объемом производства, что в состоянии обеспечить весь отраслевой спрос. В этих условиях фирма становится ценоискателем, т.е. может не только определять объем производства, но и назначать цену, соответствующую наибольшей массы прибыли [8].

Как и в условиях совершенной  конкуренции оптимальный для  фирмы объем производства достигается  в точке равенства предельного  дохода и предельных издержек (MR=MC), но если в условиях совершенной конкуренции цена равна предельному доходу (P=MR), то в условиях несовершенной конкуренции предельный доход становится меньше цены единицы продукции (MR<P). Поэтому если в условиях совершенно конкурентного рынка равновесие фирмы достигается в точке равенства предельного дохода предельным издержкам и цене единицы продукции (P=MR=MC), то в условиях монополии при максимизации прибыли фирма выпускает такой объем производства, при котором равенство предельного дохода и предельных издержек достигается при более высокой цене по сравнению с условиями совершенной конкуренции (P>MR=MC). В условиях монополии фирма всегда стремится к получению экономической прибыли. Поэтому оптимальным для монополии соотношением цены и средних издержек является превышение цены единицы продукции над издержками на производство этой единицы продукции (P>AC), что свидетельствует о возможности получения фирмой экономической прибыли.

Таким образом, развернутая  формула равновесия в условиях монополии  выглядит так:

P>MR=MC<AC

Она характеризует ситуацию, при которой фирма - монополист выбирает такой объем производства и цену, при которых возможно получить наибольшую массу прибыли.

Экономическая эффективность  монополий.

Считается, что существование  монополии (если она не является естественной монополией) снижает экономическую  эффективность отрасли. В доказательство этому приводятся следующие аргументы:

  1. Если действие эффекта масштаба при расширении деятельности фирмы невелико (например, в розничной торговле), то объем производства устанавливается ниже, чем в условиях конкуренции, а цена выше. При этом большая часть доходов потребителей расходуется на покупку товара производителя - монополиста за счет сокращения потребления других товаров.

Эффектом масштаба называют эффект, связанный с изменением стоимости  единицы продукции в зависимости  от размеров предприятия — его  масштаба. Рассматривается в долгосрочном периоде. Обычно речь идёт о снижении затрат на единицу продукции при  укрупнении производства [8].

  1. Являясь единственным продавцом на рынке, монополист не так сильно стремится к снижению производственных издержек, улучшению качества продукции. У него также нет стимула для использования более современных технологий. Поэтому монополизированная отрасль медленнее развивается, чем конкурентная.
  2. В условиях чистой монополии спрос становится неэластичен по цене, монопольная власть фирмы на рынке возрастает. Если фирма пользуется монопольной властью на рынке, устанавливает высокие цены на продукцию и сокращает выпуск, то тормозится развитие смежных отраслей и, в конечной итоге, экономики в целом.

Информация о работе Теория монополии и проблема рыночной власти