Ресурсы, качество и эффективность управления предприятием» (по материалам ОАО «Ресурс»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 15:49, дипломная работа

Описание работы

Целью написания дипломной работы является комплексное исследование сущности ресурсов хозяйствующего субъекта, оценка эффективности их использования как проявление качества и эффективности управления предприятием и разработка направлений повышения прибыльности.
В ходе написания дипломной работы должны быть решены следующие задачи:
рассмотреть сущность ресурсов и их классификацию;
изучить механизм формирования спроса и предложения на ресурсы предприятия;
исследовать показатели эффективности использования ресурсов;
дать подробную организационно-экономическую характеристику исследуемому предприятию и провести анализ эффективности использования ресурсов данным предприятием;
оценить прибыльность финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Ресурс» как показатель качества управления предприятием;
предложить направления повышения эффективности использования ресурсов и прибыльности.

Работа содержит 1 файл

ресурсы и качествоуправления предприятием 2.doc

— 2.10 Мб (Скачать)

 

Рентабельность активов ОАО «Ресурс» снизилась на 0,044%. В том числе за счет изменения рентабельности продаж она снизилась на 0,055%, а за счет изменения оборачиваемости активов возросла на 0,012%.

Рентабельность оборотных  активов ОАО «Ресурс» в 2003 г. снизилась  на 0,210%. В том числе за счет изменения рентабельности продаж снизилась на 0,017%, за счет изменения оборачиваемости оборотных активов снизилась на 0,027%.

Далее проведем анализ динамики рентабельности собственного капитала ОАО «Ресурс» (табл. 2.29).

Таблица 2.29 - Динамика рентабельности собственного капитала ОАО «Ресурс»

Показатели

Абсолютные значения

Абсолютный прирост

Темп роста, %

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2002 к 2001

2003 к 2002

2002 к 2001

2003 к 2002

Сумма чистой прибыли  отчетного года

375,16

6237,51

4532,42

5862,35

-1705,09

1662,63

72,66

Среднегодовая сумма  собственного капитала

40740,79

42881,31

45292,50

2140,52

2411,19

105,25

105,62

Рентабельность собственного капитала, %

0,92

14,55

10,01

13,63

-4,54

1579,63

68,80


 

Таким образом, за анализируемый  период рентабельность собственного капитала ОАО «Ресурс» сначала резко возросла (на 13,63% темп роста 1579,63%) исключительно из-за роста чистой прибыли отчетного года, а в 2003 г. из-за снижения величины чистой прибыли снизилась на 4,54% (темп роста 68,80%).

Для выявления причин вышеописанных изменений проведем факторный анализ рентабельности собственного капитала ОАО «Ресурс».

Сначала в качестве базового года примем 2001 г., в качестве отчетного  — 2002 г. Исходные данные для анализа  за 2001-2002 гг. представлены в табл. 2.30.

Таблица  2.30 - Исходные данные для анализа рентабельности собственного капитала за 2001-2002 гг.

Показатель

2001 г.

2002 г.

Абсолютное изменение

Балансовая прибыль, тыс. руб.

573,40

8604,13

8030,73

Все виды налогов и  отчислений от прибыли, тыс. руб.

198,24

2366,62

2168,38

Прибыль после уплаты налогов, тыс. руб.

375,16

6237,51

5862,35

Удельный вес чистой прибыли в общей сумме балансовой прибыли (Дчп)

0,654

0,725

0,071

Выручка от продажи, тыс. руб.

30292,94

67913,24

37620,30

Общая среднегодовая сумма капитала, тыс. руб.

50345,17

53084,44

2739,27

В том числе собственного капитала, тыс. руб.

40740,79

42881,31

2140,52

Рентабельность продаж по балансу прибыли (Rоб), %

1,893

12,669

10,776

Коэффициент оборачиваемости  капитала (Коб)

0,602

1,279

0,678

Мультипликатор капитала (МК)

1,236

1,238

0,002

Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли (ROE), %

0,921

14,546

13,625


 

Общее изменение ROE 13,625% (14,546-0,921),

в том числе за счет изменения

удельного веса чистой прибыли  в общей сумме балансовой прибыли:

D ROE=0,071*1,236*0,602*1,893= 0,0995%

мультипликатора капитала:

D ROE=0,725*0,002*0,602*1,893= 0,0018%

оборачиваемости капитала:

D ROE=0,725*1,238*0,678*1,893= 1,1511%

рентабельности продаж:

D ROE=0,725*1,238*1,279*10,776= 12,3728%

Следовательно, доходность собственного капитала повысилась в  основном из-за повышения уровня рентабельности продаж. Остальные факторы оказали незначительное влияние на ее уровень.

Теперь в качестве базового года примем 2002 г., в качестве отчетного — 2003 г. Исходные данные для  анализа за 2002-2003 гг. представлены в  табл. 2.31.

Таблица  2.31 - Исходные данные для анализа рентабельности собственного капитала за 2002-2003 гг.

Показатель

2002 г.

2003 г.

Абсолютное изменение

Балансовая прибыль, тыс. руб.

8604,13

6646,06

-1958,07

Все виды налогов и  отчислений от прибыли, тыс. руб.

2366,62

2113,64

-252,98

Прибыль после уплаты налогов, тыс. руб.

6237,51

4532,42

-1705,09

Удельный вес чистой прибыли в общей сумме балансовой прибыли (Дчп)

0,725

0,682

-0,043

Выручка от продажи, тыс. руб.

67913,24

93281,78

25368,540

Общая среднегодовая  сумма капитала, тыс. руб.

53084,44

61523,48

8439,04

В том числе собственного капитала, тыс. руб.

42881,31

45292,50

2411,185

Рентабельность продаж по балансу прибыли (Rоб), %

12,669

7,125

-5,545

Коэффициент оборачиваемости  капитала (Коб)

1,279

1,516

0,237

Мультипликатор капитала (МК)

1,238

1,358

0,120

Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли (ROE), %

14,546

10,007

-4,539


 

Общее изменение ROE -4,539% (10,007-14,546),

в том числе за счет изменения

удельного веса чистой прибыли  в общей сумме балансовой прибыли:

D ROE=-0,043*1,238*1,279*12,669= -0,8622%

мультипликатора капитала:

D ROE=0,682*0,120*1,279*12,669=1,3311%

оборачиваемости капитала:

D ROE=0,682*1,358*0,237*12,669=2,7798%

рентабельности продаж:

D ROE=0,682*1,358*1,516*(-5,545)= -7,7876%

Следовательно, доходность собственного капитала снизилась в основном из-за снижения уровня рентабельности продаж (на 7,7876%) и снижения удельного веса чистой прибыли в общей сумме балансовой прибыли (на 0,8622%).

Положительным образом  сказался рост мультипликатора капитала (на 1,3311%) и рост оборачиваемости  капитала (на 2,77989%).

Таким образом, чтобы  обеспечить рост рентабельности собственного капитала, необходимо разработать рекомендации, способствующие в первую очередь  росту рентабельности продаж и оптимизации  налоговой политики в части налогообложения  прибыли.

 

3. Направления повышения эффективности  использования ресурсов и прибыльности  ОАО «Ресурс»

3.1. Снижение дебиторской задолженности

Поскольку в структуре  актива баланса присутствует дебиторская  задолженность (хотя за анализируемый  период ее величина и снижается), сумма которой достаточно велика, необходимым является предложение следующего мероприятия.

Это - предложение различных  способов предотвращения и взимания просроченной дебиторской задолженности.

Наличие просроченной дебиторской  задолженности – явление отрицательное, так как оно замедляет оборот капитала, ухудшает структуру баланса, увеличивает потребность в кредитах. Поэтому вполне очевидно, что наиболее предпочтительным можно признать действия кредитора, направленные, прежде всего, на предотвращение просроченной дебиторской задолженности.

В любых ситуациях, даже, когда у ОАО «Ресурс» с покупателем  имеются длительный контакт и  устоявшиеся связи, целесообразно  принимать все усилия для того, чтобы предприятие имело информацию о платежеспособности покупателя, об общем состоянии его дел и финансовых результатах. ОАО «Ресурс» должно своими действиями демонстрировать настроенность на партнерство, сотрудничество и заинтересованность в благополучии покупателя. Тогда покупатель будет открыт для ОАО «Ресурс», не будет опасаться информировать его о возможных трудностях в своевременной оплате поставляемых товаров. Поиск совместных решений по предотвращению  нарушений условий контрактов в части платежей есть наиболее рациональный путь упреждения просроченной задолженности.

Чтобы избежать этого  в дальнейшем, целесообразно действовать  следующим образом:

1. Ситуация: оптовые поставки.

В этом случае должны использоваться только безналичные расчеты.

Если покупатель неизвестен и нет информации о его платежеспособности, целесообразно использовать аккредитивную форму расчетов, которая обеспечивает практически стопроцентную гарантию платежей. Аккредитивная форма расчетов предполагает оплату отгруженных товаров по месту нахождения продавца за счет средств, депонированных в обслуживающем покупателя банке, на условиях, предусмотренных в заявлении на выставление аккредитива. Однако если имеется информация о необязательности покупателя, то в качестве условия продажи товара могут быть выдвинуты предварительная оплата и авансовые платежи. Если информации о платежеспособности покупателя недостаточно и если покупатель не имеет возможности осуществить предоплату, авансовые платежи, выставить аккредитив, то можно использовать другие формы гарантированных платежей. В противном случае будут потеряны покупатели, рынки сбыта. В качестве гарантий выступают предоставление покупателем гарантийных обязательств погашения задолженности со стороны крупных, известных и надежных финансовых институтов; залог. Возможно оформление долга векселем, о чем уже говорилось выше.

В тех случаях, когда  ОАО «Ресурс» в принципе  уверено  в обязательности покупателя, но имеются  факторы, во многом случайные, которые  могут повлечь за собой задержку платежей, то целесообразно застраховать себя от несвоевременности оплаты поставленных товаров.

2. Ситуация: покупатель  не выполняет своих обязательств  перед ОАО «Ресурс» по своевременной  оплате задолженности.

При этих обстоятельствах  ОАО «Ресурс» может принять следующие  меры  по сокращению и ликвидации дебиторской задолженности.

Во-первых, можно предложить покупателю оформить долг как коммерческий кредит ОАО «Ресурс», если:

    • покупатель способен и согласен оплатить часть стоимости постановленных и оплаченных товаров с обязательством перечисления оставшейся стоимости в течение срока кредитования;
    • имеются основания полагать, что покупатель преодолеет временные финансовые трудности и будет платежеспособен в предстоящих периодах.

Во-вторых, если ОАО «Ресурс» требуются наличные средства, то он может предпринять усилия по продаже  долга с дисконтом.

Покупатель долга будет  заинтересован в покупке долга, если будут основания считать  этот долг не потерянным. В противном  случае долг останется невостребованным.

В-третьих, если не удалось  продать долг, то можно попытаться каким-то образом погасить его, например ОАО «Ресурс» может согласиться на оплату поставленных товаров имеющимися у покупателя высоколиквидными ценностями или выпускаемой им продукцией.

В-четвертых, если должник  имеет все определенные перспективы, предполагаются инвестиционные вложения в его материальную базу, то возможно использовать вариант погашения долга пакетом акций должника. Однако возникают трудности оценки этих акций. Их разрешение требует совместных согласований у покупателя и продавца.

Наконец, в - пятых, если покупатель не в состоянии погасить долг, то при большом удельном весе этого долга в общей сумме кредиторской задолженности покупателя, ОАО «Ресурс» может объявить его банкротом со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Эффективность управления дебиторской задолженностью рассмотрим на примере уменьшения величины дебиторской задолженности за счет использования факторинговых услуг.

Факторинг можно рассматривать  как особую форму финансирования, при использовании которой предприятие  получает возможность получить средства немедленно или в срок, определенный договором (в последующих расчетах он будет равен 10 дням). В результате предприятие не зависит от платежеспособности покупателя.

Суть факторинга состоит  в том, что специализированная фактор-фирма (как правило банк) покупает у предприятия-продавца (ОАО «Ресурс») его требования к его должникам на взыскание дебиторской задолженности. Затем в течение короткого промежутка времени (2-3 дня) перечисляет предприятию 70-90% суммы средств за отгруженную продукцию. После получения платежа по этим счетам от покупателей-должников фактор-фирма перечисляет предприятию оставшиеся 30-10% суммы, за вычетом процентов и комиссионных вознаграждений.

Можно выделить следующие  преимущества факторинга:

  • позволяет уменьшить срок платежа, что в свою очередь уменьшает риск, связанный с платежеспособностью клиента, а также обеспечивает ускорение оборота средств предприятия;
  • позволяет не брать на себя достаточно трудоемкую работу по проверке платежеспособности своих клиентов и ведению бухгалтерского учета в отношении своих требований. Решение всех проблем берет на себя фактор-фирма (банк);
  • фактор - фирмы, принадлежащие крупным коммерческим банкам, заставляют оплачивать счета в срок, т.к. банки постоянно обмениваются информацией о финансовом положении различных фирм. Нарушение сроков оплаты в случае использования факторинга может самым негативным образом сказаться на деловой репутации предприятия.

Информация о работе Ресурсы, качество и эффективность управления предприятием» (по материалам ОАО «Ресурс»)