Реструктуризация предприятия (на примере НК "НПЗ")

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 21:04, дипломная работа

Описание работы

Реформирование экономических отношений в России связано с решением ряда сложнейших проблем как теоретического, так и организационного характера. Прежде всего это внедрение теории и практики менеджмента, маркетинга и правовой базы, которые обеспечат построение новой концепции социально-экономического развития нашего общества.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
ГЛАВА 1. Анализ проблем реформирования и реструктуризации предприятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.1 Анализ проблем развития вертикально-интегрированной компании “ЮКОС” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.2 Общая характеристика предприятия НК НПЗ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
1.3 Зарубежный опыт развития нефтяной промышленности. . . . . 29
ГЛАВА 2. Развитие нефтеперерабатывающих предприятий в системе корпоративных отношений в новых условиях хозяйствования . . .. . . . 43
2.1 Факторы, определяющие конкурентоспособность в условиях
рынка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
2.2 Ресурсо-правовое обеспечение вертикально-интегрированных связей “ЮКОСа” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
2.3 Пути развития сервисных подразделений вертикально-интегрированной компании “ЮКОС” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
ГЛАВА 3. Пути повышения конкурентоспособности НПЗ – как основа реструктуризации предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
3.1 Методические вопросы реформирования и реструктуризации предприятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
3.2 Развитие маркетинга на НК НПЗ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
3.3 Совершенствование структуры управления нефтеперерабатывающего предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104

Работа содержит 1 файл

dip.doc

— 831.50 Кб (Скачать)

       Важную  роль играют средства массовой информации, которые начали публиковать опыт предприятий (например, “Экономика и жизнь”, “Эксперт”, “Аудит и финансовый анализ”, “Финансовая газета”) и организовывать семинары.

       Интересным  фактором является появление объединений  предприятий, желающих взаимно обмениваться опытом по реформированию. Примером может служить партнерство реформируемых и реструктуризируемых предприятий, которое объединяет уже более 250 предприятий, прошедших через семинары российской консультационной группы.

       Но  особенно следует отметить важнейший  фактор, который может многократно усилить результаты – это наметившаяся в 1998-1999 годах поддержка реформирования и реструктуризации предприятий со стороны местных, региональных и федеральных властей.

       Администрация целого ряда городов и областей (Волгоград, Самара, Кострома, Краснодар, Набережные Челны, Московская область и др.) активно содействуют ведению семинаров по распространению успешного опыта реформирования и реструктуризации. Я приведу пример Нижегородской региональной программы, он особенно показателен.

       В Нижегородской области согласно распоряжению бывшего губернатора Немцова Б.Е. с середины 1997 года реализуется проект содействия реструктуризации промышленных предприятий области.

       В данный проект входят ( средних промышленных предприятий, он был задуман как  начальный этап подготовки широкомасштабной программы реструктуризации промышленных предприятий, отработки механизмов государственного регулирования рыночных отношений на региональном уровне.

       Суть  данного проекта в том, что  аккумулированные ресурсы областной  администрации (прием жилищно-коммунальной сферы, реструктуризация долгов, денежные средства, налоговые льготы) обмениваются на обязательства предприятия улучшить свою деятельность, закрепленные соответствующими договорами и гарантиями.

       Принципиальным  при этом является разработка с помощью консалтинговой фирмы плана реструктуризации предприятия и его реализация с возможным сопровождением консалтинговой фирмы в течение одного года. Я приведу примерный план реструктуризации предприятий в общем:

 Разработка  стратегий развития и реструктуризации предприятия;

       1.1 управление финансами и ценными  бумагами;

       1.2 управление инвестициями;

       1.3 управление затратами издержками;

       1.4 управление снабжением;

       1.5 управление выходом в рынок;

       1.6 управление маркетингом;

2. Аналитическая часть программы:

       2.1 Анализ стратегических приоритетов;

       2.2 Организационно-правовая экспертиза;

       2.3 Анализ финансового состояния;

       2.4 Анализ организационной структуры  управления;

3. Комплексная  диагностика:

       3.1 Прогноз развития по отдельным  подсистемам;

       3.2 Разработка стратегий конкурентной  борьбы, роста предприятия.

4. Разработка  менеджмента реструктуризации.

      4.1 Комплекс мероприятий по внедрению  инновационных предложений:

       - по срокам;

       - по исполнителям;

       - по ресурсам.

       Для участия в данном проекте отбирались консалтинговые фирмы, способные не только оказать качественно комплексные консультационные услуги, но и готовые получать основную часть оплаты своих услуг по достижении предприятием запланированных результатов (например, поквартально). Каждая из отобранных консалтинговых фирм имеет свои технологии работы, но принципиальным является их ответственность, финансовая и моральная, за достижение предприятием запланированных результатов. Администрацией были выработаны требования к основным результатам и принципы отбора предприятий. При этом был учтен опыт, материалы о котором были опубликованы консультационной группой в еженедельнике “Экономика и жизнь”. Первый вариант положения о взаимодействии с предприятиями был проработан в 1996 году представителем администрации области вместе с руководителями предприятий на трехдневном семинаре по обмену опытом по реформированию предприятий.

       И здесь, на мой взгляд, скорее всего  больших успехов добились консалтинговые фирмы, ориентированные на помощь предприятию  в создании на нем сильной управленческой команды, а не только наибольший объем экспертных заключений и рекомендаций.

       Все участники проекта, включая сотрудников  Департамента промышленности администрации  Нижегородской области, непосредственно  курирующих этот проект, повысят в ходе его реализации свою квалификацию, и это будет также одним из результатов проекта.

       Подведение  предварительных итогов за вторую половину 1997г. показало высокую эффективность  вложения финансовых средств в региональные программы реформирования и реструктуризации. В 1997г. при стартовых затратах (пополам – предприятия и администрация области ) около 1 млрд. руб. на оплату работы консультантов за полгода на этих предприятиях был получен прирост объемов продаж на 100 млрд. руб. и прирост выплаты налогов в бюджеты всех уровней – 17 млрд. руб.

       Итак, начиная с сентября 1996 года на семинарах  по распространению опыта реформирования сотрудниками Минэкономики по поручению  Департамента экономических реформ ведется круглый стол по проекту  концепции и основных направлений программы реформирования предприятий.

       В концепции отмечается, что создание только макроэкономических условий  экономического роста недостаточно и необходимо сконцентрировать усилия и ресурсы реформы на обеспечении  эффективного развития предприятий как основного структурного элемента экономической системы России, стимулировании внутренних преобразований на предприятиях.

       Целью реформы предприятий является содействие изменениям, необходимым для успешной работы предприятий в условиях рыночной экономики, улучшение управления на предприятиях, стимулирование их деятельности по повышению эффективности производства, конкурентоспособности, улучшению финансово-экономических результатов их деятельности. Основным средством поддержки предприятий является создание более благоприятных условий тем предприятиям, которые сами активно реформируются.

       Таким образом, можно отметить, что в  целом в России имеются необходимые  предпосылки выполнения программы  массового реформирования и реструктуризации предприятий в 1999-2000 гг. 

 

3.2 РАЗВИТИЕ МАРКЕТИНГА  НА “НК  НПЗ”. 

       Новокуйбышевский  нефтеперерабатывающий завод –  одно из самых мощных многопрофильных  предприятий России, вырабатывающее широкий ассортимент топлив,  минеральных масел, присадок, парафинов, ароматических углеводородов, продуктов нефтехимии, битумов, нефтяных коксов. Установление деловых связей с крупнейшими фирмами США, ФРГ, Японии, Италии, Великобритании, Швеции, преследует цель – включить Новокуйбышевский гигант в международную  элиту нефтеперерабатывающих предприятий.

       Завод имеет удобное территориальное  расположение в центре России. Он расположен в Самарской области на пересечении  крупных транспортных магистралей  – железнодорожной, соединяющей  европейскую часть страны с азиатской, и водной – Волжским речным путем, соединяющим север страны с югом. Потребность создания нефтеперерабатывающего комплекса в этом регионе возникла в результате открытия и разработки нефтяных месторождений Урала и Среднего Поволжья.

       Впервые в отечественной практике Новокуйбышевский завод реализовал на промышленном уровне  такие процессы современной нефтепереработки и нефтехимии, как производство масел из сернистых нефтей, гидроочистку светлых нефтепродуктов, каталитическое облагораживание бензинов на алюмоплатиновом катализаторе, получение сырья для микробиологической промышленности, получение жидких парафинов на молекулярных ситах.

       Сырая нефть поступает на завод по магистральным  трубопроводам через узел учета. Это Западно-сибирская малосернистая, Тюменская, смесь Оренбургских нефтей,  смесь Куйбышевских нефтей. С 1994 г. практически перестали поступать малосернистая Западно-сибирская и легкие Куйбышевские нефти, что привело к снижению потенциала светлых нефтепродуктов.

       На  Новокуйбышевском НПЗ выпускается  свыше 25 наименований различной продукции. Это продукция нефтепереработки (светлые нефтепродукты, масла, битумы, мазуты и т.д.), нефтехимии, присадки (Детерсол-50, Детерсол-140, КНД, НСК):

    1. Автобензин Аи-95
    2. Автобензин Аи-92
    3. Автобензин А-76
    4. Авиакеросин
    5. Дизтопливо “З”-35 ВС
    6. Дизтопливо “Л”-40,62-0,5
    7. Дизтопливо утяжеленного фракционного состава
    8. Бензин прямогонный
    9. Продукт термодеструктивных процессов переработки тяжелых остатков нефти К-10
    10. Топливо судовое маловязкое
    11. Топливо печное
    12. Сырье для производства растворителей
    13. Мазут топочный М-100
    14. Мазут топочный М-40
    15. Нефрас С-150/200
    16. ШФЛУ (рефлюксы)
    17. Гудрон для нефтебитумов
    18. Нефтебитум дорожный
    19. Нефтебитум строительный
    20. Нефтебитум кровельный
    21. Вакуумный газойль
    22. Кокс марки А
    23. Кокс марки Б
    24. Коксовая мелочь
    25. Серная кислота 
    26. Кислород м3.
    27. Газ сухой н/очищенный

       Существующий ассортимент основных нефтепродуктов, вырабатываемых на заводах определяется профилем заводов: топливно-масляным на НК НПЗ и топливным на КНПЗ и СНПЗ. Поэтому НК НПЗ имеет значительно больший ассортимент продукции за счет производства масел и присадок, чем два других завода.

       Нефть сырая с различных месторождений  страны (смесь Куйбышевских, Западно-сибирских, Тюменская и т.д.) поступает на электрообессоливание (ЭЛОУ), где освобождается  от механических примесей, солей и  т.д. Затем электрообессоленная нефть идет на установки первичной переработки – АВТ, где вырабатывают светлые нефтепродукты (бензин, уайт-спирит, рефлюксы, дизельные топлива) и темные (вакуумный газойль, являющийся  сырьем для каталитических крекингов, масляные дестилляты, т.е. фракции 300-400 Со,350-420, Со,370-500  Со, являющиеся сырьем для установок производства масел: фенольной, селективной очистки (УСОМ), депарафинизации, контактных и компаундирования).

       Светлые нефтепродукты, получаемые на АВТ, также  направляются на дальнейшую переработку. Бензины и широкая фракция поступают на вторичную перегонку (установка 22-4), где вырабатываются узкие фракции от 110 Со до 180 Со, служащие сырьем для каталитического реформирования – облагораживание (установка 35-11-300) и получения высокооктановых компонентов бензинов (установки 35-6 и 35-8).

       Дизельные топлива в АВТ направляются на:

  1. установки гидроочистки, где обессериваются для получения товарного дизельного топлива с содержанием серы 0,2% и 0,5%. С гидроочистки часть дизтоплива идет на комплекс “Парекс”, где получают зимнее и летнее дизельное топливо;

2) если  возникает избыток дизтоплива  с АВТ, то его направляют  в товар.

       На  установках производства масел вырабатывается около 50 различных видов продукции  – дизельных, автомобильных, индустриальных. Для повышения качества масел в них добавляются присадки, ряд которых получают на самом НПЗ (Детерсол-140, НСК, КНД).

       В составе завода есть установка получения  серной кислоты, преимущественно из собственного сырья. Эта установка 59-20 (регенерация отработанной кислоты).

       На  установках каталитического крекинга производят жирный газ, служащий сырьем для ряда газофракционирующих установок  предприятия ГФУ, АГФУ, где вырабатываются сжиженные газы и прочая необходимая  народному хозяйству продукция.

Информация о работе Реструктуризация предприятия (на примере НК "НПЗ")