Реструктуризация предприятия (на примере НК "НПЗ")

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 21:04, дипломная работа

Описание работы

Реформирование экономических отношений в России связано с решением ряда сложнейших проблем как теоретического, так и организационного характера. Прежде всего это внедрение теории и практики менеджмента, маркетинга и правовой базы, которые обеспечат построение новой концепции социально-экономического развития нашего общества.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
ГЛАВА 1. Анализ проблем реформирования и реструктуризации предприятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.1 Анализ проблем развития вертикально-интегрированной компании “ЮКОС” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.2 Общая характеристика предприятия НК НПЗ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
1.3 Зарубежный опыт развития нефтяной промышленности. . . . . 29
ГЛАВА 2. Развитие нефтеперерабатывающих предприятий в системе корпоративных отношений в новых условиях хозяйствования . . .. . . . 43
2.1 Факторы, определяющие конкурентоспособность в условиях
рынка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
2.2 Ресурсо-правовое обеспечение вертикально-интегрированных связей “ЮКОСа” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
2.3 Пути развития сервисных подразделений вертикально-интегрированной компании “ЮКОС” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
ГЛАВА 3. Пути повышения конкурентоспособности НПЗ – как основа реструктуризации предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
3.1 Методические вопросы реформирования и реструктуризации предприятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
3.2 Развитие маркетинга на НК НПЗ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
3.3 Совершенствование структуры управления нефтеперерабатывающего предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104

Работа содержит 1 файл

dip.doc

— 831.50 Кб (Скачать)

       В результате указанных мероприятий  выпуск автобензина увеличился, улучшились его экологические характеристики. Автобензин является реформулированным, отвечает американским стандартам и может продаваться на американском рынке.

       Оксигенаты  канадские производители могут  как производить, так и экспортировать в США.

 

        Япония.

       Японская  нефтеперерабатывающая промышленность по объему перерабатываемой нефти занимает третье место в мире после США и России, а по техническому уровню входит в число наиболее развитых отраслей этого профиля.

       В период 1993-1996 гг. в нефтеперерабатывающей  промышленности Японии наблюдается  небольшой, но устойчивый рост мощностей по прямой перегонке нефти, каталитическому крекингу, риформингу и т.д.

       В Японии постоянно функционируют 40 НПЗ. За последние 4 года  число НПЗ  уменьшилось всего на одну единицу. Средняя мощность японских НПЗ относительно невысока, порядка 6 млн. т/год, что уступает средней мощности российских НПЗ, но близко к уровню средней мощности американских и западноевропейских НПЗ.

       Японская  нефтеперерабатывающая промышленность, несмотря на свои масштабы  и достаточно разветвленную технологическую структуру, не в состоянии полностью удовлетворить собственные потребности в ряде нефтепродуктов, что вызывает необходимость, помимо импорта нефти, ввозить дополнительно значительные объемы топлив, нефтехимического сырья и сжиженных газов.

       Таблица 9.

       Баланс  производства и продаж нефтепродуктов в Японии. 

Показатель 1992 1993 1994 1995 1996
Сжиженные газы, млн. т/год

Производство

Продажа

Разница

Автобензин, млн. кл/год

Производство

Продажа

Разница

 
  4,7

  20,0

-15,3 

  46,5

  47,2

- 0,7

 
  4,5

  19,7

-15,2  

  48,6

  48,3

+0,3

 
4,5

19,5

-14,8 

50,2

50,4

+0,2

 
4,9

19,0

-15 

51,4

51,6

+0,2

 
  4,8

  20,0

-15,2  

52,2

52,2

0

 

       В течение последних лет цены на автобензин на японском рынке снижались. Если в 1994 финансовом году они составляли 122 иены/л (около 1 долл./л), то к маю 1997г. снизились до 102 иены/л, а в перспективе ожидается снижение цены автобензина до 90 иен/л. В целом японская нефтеперерабатывающая промышленность уменьшила суммарную валовую прибыль с 221 млрд. иен в 1994г. до 68 млрд. иен в 1996г., а рентабельность снизилась с 1,94 до 0,55%.

       Японские  нефтепромышленники энергично проводят реструктуризацию, сокращают численность  обслуживающего и административного  персонала, создают совместные предприятия, объединяют производственные, сбытовые, научно-исследовательские подразделения, осуществляют диверсификацию производства. Существует практика обмена продукцией. Так фирма Идемицу Косан, выпускающая автобензин с содержанием бензола 1%, обменивается продукцией с фирмой Ниппон Ойл, у которой содержание бензола в автобензине составляет 3% об. В результате удается добиться содержания бензола в автобензине на уровне новых  жестких стандартов. Такова картина развития японской нефтепереработки на современном этапе.

       Основные  факторы, под влиянием которых будет проходить развитие японской  нефтепереработки в перспективе:

  • динамика и структура спроса на нефтепродукты, сжиженные газы, нефтехимическое сырье; соотношения спроса и предложения, ограничения по поставкам нефти, ее качество,
  • требования по охране окружающей среды;
  • общенациональная политика энергоснабжения;
  • необходимость придания технологическим схемам и установок по переработке нефти гибкости, возможности оперативно откликаться на изменения конъюнктуры на энергетическом рынке;
  • достижение безопасности, простоты управления, комфортности управления на НПЗ, повышение прибыльности производства и сбыта.

       Еще одной важной тенденцией развития нефтепереработки Японии является качество поступаемой  в страну нефти. В период до 2010 г. ожидается рост поставок из ближневосточных  стран нефти с повышенным содержанием серы. Повышение содержания серы в нефти сопровождается увеличением плотности нефти, а более плотная и сернистая нефть создает массу трудностей при ее переработке и облагораживании остатков.

       Истинно японский взгляд на проблему развития нефтеперерабатывающей промышленности в свете более жестких  требований по охране окружающей среды заключается  в разработке проекта НПЗ ХХI века (REF-21) – проекта, вобравшего в себя научно-технические достижения в области технологии нефтепереработки  и охраны среды, а также воплощающего идеи интеграции переработки нефти, производства электроэнергии, выпуска нефтехимической продукции.

       НПЗ ХХI века рассчитан на переработку 7,5 млн. т/год высокосернистой тяжелой нефти из ближневосточного региона. Завод предполагает 4 схемы работы:

  1. гибкую, позволяющую оперативно откликаться на колебания спроса;
  2. с максимальным производством автобензина;
  3. с генерированием электроэнергии;
  4. НПЗ с развитием ряда нефтехимических производств.

       В традиционную схему  НПЗ для завода ХХI века добавлена биокаталитическая установка обессеривания сырья, позволяющая удалять свыше 30% серы в сырье, а также включен усовершенствованный процесс каталитического крекинга флюид (ККФ) – его особенностью является возможность получения обычного бензина.

       Главным достижением нового НПЗ REF-ХХI является его эколого-экономическое преимущество по сравнению с действующими заводами

       Новая генерация японских НПЗ, основанная на технических новшествах, синергетическом  эффекте, интеграции нефтепереработки, нефтехимии и электроэнергетики при проведении аналитической и маркетинговой работы по ресурсам на нефть, спросу на нефтепродукты, ценам, по мнению разработчиком проекта, должна обеспечить прибыльную работу НПЗ в будущем.

       Если  сравнивать развитие нефтяной промышленности у нас и за рубежом, то можно сказать следующее. Конечно же сейчас в России кризис, и финансовый, и нефтяной, однако нефтяная промышленность не должна стоять на месте, она должна развиваться. В странах Ближнего и Среднего Востока на нефтеперерабатывающих заводах внедряют новые программы модернизации, реконструкции, и основная цель реконструкции - улучшение качества автобензина, моторных топлив. У нас же эти программы внедряются на единичных предприятиях.

       На  Западе практически все нефтеперерабатывающие предприятия переходят на выпуск неэтилированного бензина. Почему? Потому что там заботятся о загрязнении окружающей среды, особенно в Канаде. У нас же на окружающую среду мало кто обращает внимание.

       И еще, я хочу сказать по поводу развития нефтяной промышленности, что нам есть чему поучиться у зарубежных стран. 

 

ГЛАВА 2.  РАЗВИТИЕ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ  В  СИСТЕМЕ  КОРПОРАТИВ-НЫХ ОТНОШЕНИЙ  В  НОВЫХ  УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ.

2.1  ФАКТОРЫ,  ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ  ПРЕДПРИЯТИЙ

В  УСЛОВИЯХ  РЫНКА. 

       Успех любого предприятия зависит от умения тщательно анализировать конкурентную внешнюю среду рынка, оценивать  ситуацию относительно угроз воздействия  ее факторов на деятельность и развитие предприятия. Современная стратегическая ориентация предприятия в среде рыночных отношений предполагает:

  • оценку уровня конкурентоспособности предприятия;
  • корректировку целей деятельности и миссии, исходя из состояния конкурентоспособности и диверсификации производства на основе жизненного цикла выпускаемой продукции;
  • совершенствование системы управления и повышение уровня профессиональной подготовки персонала на основе развития знаний и навыков менеджмента;
  • проведение инновационных преобразований и развитие потенциальных возможностей организации на основе внедрения новейших технологий и стратегий приоритетного развития в целях повышения конкурентного статуса предприятия.

       В современных условиях динамического  развития механизм управления предприятием можно представить с позиции логистики - как совокупность различных видов деятельности с целью получения необходимого, исходя из спроса, количества продукции с наименьшими затратами заданного качества, выраженную различными по характеру потоками (материальные, финансовые, технологические и соответствующие им информационные потоки и процессы их взаимодействия).

       Предприятие является сложной многофункциональной  системой, которая в рыночных отношениях должна рассматриваться как многокритериальная модель динамически связанных элементов функционирующих в условиях неопределенности.

       В связи с большим множеством факторов воздействующих на формирование и развитие  конкурентоспособного потенциала предприятия  представим его в виде составляющих подсистем (см.рис.7). 
 

Инновационный 

 потенциал

  Стратегический  потенциал

   Конкурентоспособность

Совокупный              конкурентоспособный 

потенциал

предприятия

 Качество

Производственно-технический

потенциал

 Экономичность

Действенность

Организационно-

кадровый

потенциал

Ресурсный потенциал

Информа-

ционный

Материально-сырьевой Финан-совый
 
 

       Рис. 7    Схема формирования конкурентоспособного совокупного

         потенциала предприятия. 
 

         
      Р
ынок и условия конкуренции постоянно изменяются, поскольку силы конкуренции находятся в движении во времени, которое создает стимул или принуждение к изменению. Наиболее важные из этих называются прогрессивными движущими силами, поскольку они имеют наибольшее  значение  при определении изменений в соотношении сил конкуренции: какая из них становится сильнее, а какая может ослабнуть. Существуют следующие типы движущих сил:

  1. Быстрый или медленный рост долгосрочного спроса. Сильный подъем долгосрочного спроса, естественно, привлекает новые организации на рынок, а ожидание спада подталкивает покинуть его.
  2. Изменения в составе покупателей и способах использования продукта приводит к расширению или сужению круга выпускаемой продукции и организации рекламы.
  3. Обновление товара (расширяет рынок, стимулирует рост спроса, увеличивает степень дифференциации среди соперничающих продавцов).
  4. Инновации (технологические новшества, дизайн и др.)
  5. Маркетинговые инновации (расширение нового рынка, завоевание новых потребителей).
  6. Создание имиджа предприятия (приоритетная реклама, фирменный стиль, дизайн, организационная культура).
  7. Изменения в государственной политике и регулировании экономики.
  8. Уменьшение неопределенности и риска (разработка стратегий конкурентной борьбы, лидерства и роста фирмы).
  9. Изменения в эффективности и издержках (рост цен на ресурсы, энергетику).
  10. Рост покупательских предпочтений заменителям (новые технологии).

Информация о работе Реструктуризация предприятия (на примере НК "НПЗ")