Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 21:04, дипломная работа
Реформирование экономических отношений в России связано с решением ряда сложнейших проблем как теоретического, так и организационного характера. Прежде всего это внедрение теории и практики менеджмента, маркетинга и правовой базы, которые обеспечат построение новой концепции социально-экономического развития нашего общества.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
ГЛАВА 1. Анализ проблем реформирования и реструктуризации предприятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.1 Анализ проблем развития вертикально-интегрированной компании “ЮКОС” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.2 Общая характеристика предприятия НК НПЗ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
1.3 Зарубежный опыт развития нефтяной промышленности. . . . . 29
ГЛАВА 2. Развитие нефтеперерабатывающих предприятий в системе корпоративных отношений в новых условиях хозяйствования . . .. . . . 43
2.1 Факторы, определяющие конкурентоспособность в условиях
рынка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
2.2 Ресурсо-правовое обеспечение вертикально-интегрированных связей “ЮКОСа” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
2.3 Пути развития сервисных подразделений вертикально-интегрированной компании “ЮКОС” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
ГЛАВА 3. Пути повышения конкурентоспособности НПЗ – как основа реструктуризации предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
3.1 Методические вопросы реформирования и реструктуризации предприятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
3.2 Развитие маркетинга на НК НПЗ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
3.3 Совершенствование структуры управления нефтеперерабатывающего предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
Таким образом, программа, охватывающая все заводы самарского узла, позволяет устранить наиболее узкие места в структуре производства. То есть даже в условиях кризиса взгляд, ориентированный в будущее, позволит компании сохранить свои позиции в конкурентной борьбе.
Вопросам кооперации предприятий в рамках самарского узла уделяется повышенное внимание, поскольку этим достигается решение сразу нескольких задач в рамках программы повышения конкурентоспособности продукции. Это снижение издержек, улучшение структуры товарного баланса двух предприятий (КНПЗ и НК НПЗ), оптимизация системы отгрузок и хранения нефтепродуктов. Реализация данного проекта также позволяет дополнительно увеличить выработку высокооктановых бензинов на 10%, а также перейти на выпуск 50 тыс. т. в год дизельного топлива с серой 0,05%. Снизятся также удельные затраты на переработку нефти при увеличении выработки товарной продукции.
Все эти плюсы говорят “за” кооперацию заводов. Однако без проведения реконструкции сохранение конкурентоспособности просто немыслимо. А для реализации программ реконструкции потребуется привлечение долгосрочных инвестиций, что в условиях сегодняшнего российского кризиса достаточно проблематичная задача. Но будем надеяться, что в России будут созданы все необходимые условия для привлечения иностранных инвесторов.
Несмотря на кризис, на Новокуйбышевском НПЗ продолжается реализация уникального проекта госфинподдержки (ГФП), (табл.13), в рамках которого, начиная с 1996г. (от начала реализации проекта), компанией строго соблюдаются все условия предоставления кредита.
В
настоящее время на НК “НПЗ”
разрабатывается новая экологическая
программа, рассчитанная на период до
2005 года. В экологическую программу завода
включены мероприятия, связанные с
Исполнение
ГФП в 1998 году.
Вид оплаты | l | ll | lll | lV | V | Vl | Vll | Vlll | lX | X | Xl | Xll | ИТОГО |
р/с КБ "Менатеп" | 2 183.00 | 45.00 | 78.00 | 2 306.00 | |||||||||
р/с КБ "Солидарность" | 155.00 | 4 156.00 | 5 153.63 | 1 049.52 | 202.40 | 30.00 | 325.00 | 86.00 | 4 573.00 | 15 730.55 | |||
векселя банков | 1 783.73 | 455.00 | 1 617.00 | 1 000.00 | 350.00 | 5 205.73 | |||||||
товарные векселя | 3 724.00 | 5 213.00 | 5 905.36 | 7 949.49 | 10 344.36 | 17 343.79 | 21 398.66 | 9 137.02 | 25 281.68 | 24 419.15 | 5 070.34 | 135 786.85 | |
н/продукты | 333.00 | 12.00 | 10.00 | 87.00 | 29 281.00 | 14.00 | 16.00 | 1.00 | 2 302.39 | 5 087.00 | 7 866.19 | ||
векселя банков | 0.00 | ||||||||||||
Полученные от | 9 938.45 | 18 938.45 | |||||||||||
НК "ЮКОС" под ГФП | |||||||||||||
ИТОГО | 2 183.00 | 13 212.00 | 9 381.00 | 21 052.44 | 9 164.01 | 12 330.49 | 17 802.59 | 23 029.66 | 10 183.02 | 25 957.68 | 26 807.54 | 14 730.34 | 185 833.77 |
улучшением состояния водного, воздушного бассейнов, а также с утилизацией твердых промышленных отходов.
Завод будет решать проблему очистки сернисто-щелочных стоков, будут разработаны мероприятия по улучшению очистки топливного газа, на который переводится все технологические печи завода.
В 1999 году будет проведена инвентаризация источников выбросов вредных веществ в атмосферу с разработкой норм предельно допустимых выбросов для предприятий. В процессе работы будут обследованы все источники выбросов, выданы конкретные рекомендации по их сокращению и предложены технические мероприятия для достижения установленных норм.
С целью оптимизации схем водоснабжения и очистных сооружений завода предполагается провести комплексное обследование водоканализационного хозяйства и очистных сооружений.
Замечу, что мероприятия по охране водного, воздушного бассейнов намечаются и выполняются на заводе каждый год. Сегодня на НК “НПЗ” имеется полный набор установок природоохранного назначения – это установки по утилизации сероводорода, по переработке нефтешлаков, по очистке нефтесодержащих стоков и другие. Надо только, чтобы они работали в оптимальном режиме. Доведение их работы до нормы позволит без дополнительных затрат на новое оборудование укладываться в установленные для заводов нормативы по выбросам вредных веществ и отходам.
ОАО “Самаранефтегаз” в рамках экологической программы, проводимой НК “ЮКОС” организовал собственное производство стеклоэмалевого покрытия нефтяных труб.
До
2005 года компания планирует реализовать
комплексную программу
Внутреннее антикоррозийное покрытие сохраняет физикомеханические и защитные свойства металла при температуре от минус 40 до плюс 200 градусов и относительной влажности 100%. Его гладкая поверхность значительно уменьшает гидравлическое сопротивление, что сокращает энергетические затраты по перекачке нефти.
Мощность антикоррозийного производства составляет около 300 км нефтяных труб с условным диаметром от 50 до 250 мм ежегодно. Как известно, срок службы обычной трубы составляет 5-10 лет, а трубы со стеклоэмалевым покрытием – 25 лет.
Из
всего сказанного можно сделать
вывод: что один из главных приоритетов
деятельности “ЮКОСа” является охрана
окружающей среды, здоровье и безопасность
персонала и населения. Компанией разработана
экологическая программа, в основе которой
лежит принцип минимального воздействия
на окружающую среду. Только на основные
природоохранные мероприятия, запланированные
“ЮКОСом” до 2000 года, компания затратит
более 300 млн. долларов.
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
НПЗ – КАК ОСНОВА РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ
ПРЕДПРИЯТИЯ.
3.1
МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
РЕФОРМИРОВАНИЯ И
РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ
ПРЕДПРИЯТИЙ.
Несколько лет назад в качестве одной из мер решения проблемы спада производства возник вариант реформирования и реструктуризации предприятий с привлечением консультантов. Появились и отдельные примеры существенного улучшения финансово-экономического состояния предприятия за счет активизации и использования его внутренних возможностей. К концу 1997 года появился реальный практический опыт реформирования на десятках предприятий и фирм.
В числе наиболее типичных проектов – рабочих методик, выработанных в процессе реформирования специалистами в 1997-1998 годах, можно назвать следующие:
В
изменении состояния
стабилизировали свое состояние, или обеспечивают рост объемов продаж, рентабельности, улучшение финансового состояния.
В настоящее время больше всего “на виду и на слуху” негативный процесс, что неудивительно: по экспертным оценкам более 40% предприятий убыточны, для них характерны задержки зарплаты, неплатежи в бюджет и т. п. и, как следствие, обострение социальной напряженности. Второй же, позитивный процесс, освещается средствами массовой информации намного меньше, хотя живой опыт этих предприятий (а их по экспертным оценкам 10-15%, что немало) является одним из важнейших факторов, которые могут помочь переломить негативные тенденции и обеспечить подъем российской экономики.
Практика показывает, что, активно используя накопленный опыт, почти любое предприятие, по настоящему желающее улучшить свое состояние, за 3-5 месяцев первого этапа упорной работы может повысить эффективность своей работы (например, рентабельность) на 10-20%, а на втором этапе (год) – еще на 20-40% (есть примеры и до 100%). Результат получается за счет активизации внутренних возможностей, существенного изменения (реформирования) стратегии, реорганизации и создания эффективной системы управления, активного развития персонала, изменения структуры (реструктуризации) предприятия, создаваемой им продукции.
Результаты первого этапа означают в среднем удвоение прибыли предприятия, увеличение примерно в 1,5 раза уровня жизни работающих и выплаты в бюджет (а значит: пенсионерам, на армию, образование, науку, медицину). Если такую работу проведет большинство предприятий, да еще добавятся хотя бы частично результаты второго этапа, то это может привести к перелому негативных тенденций и улучшению состояния всей российской экономики. С одной стороны, это очень много, а с другой мало.
Для среднего предприятия, имеющего годовой оборот 60-70 млрд. руб., это означает прирост объема продаж не менее чем на 20млрд. руб. и налоговых платежей – на 3-4 млрд. руб. При этом требуются только “стартовые затраты” на консультантов и обучение, которые составляют 0,1-0,2 млрд. руб. (далее предприятия становятся привлекательными для инвестиций, и получение кредита происходит автономно).
Программа реформирования 1000 средних предприятий в 1997 году могла бы дать за год дополнительный объем продаж в 20 трлн. руб., пополнение бюджета на 3-4 трлн. руб. при стартовых затратах на пусковой механизм реформирования около 10 млрд. руб.
Соответственно, если на 1999-2000 годы принять программу реформирования хотя бы по 10 тысячам предприятий (что реально – всего лишь по 100-150 предприятий на субъект федерации), то это могло бы дать пополнение бюджета более чем на 60-80 млрд. деноминированных рублей, что сравнимо с дефицитом федерального бюджета, повышение уровня жизни работающих в 1,5-2 раза, прирост объемов продаж и производства – на 300-400 млрд. руб., при стартовых затратах менее 0,5 млрд. руб. Даже с учетом приблизительности этих оценок они говорят о том, что программа массового реформирования предприятий является одним из самых эффективных проектов подъема российской экономики.
Однако для реализации этого помимо опыта предприятий необходимо благоприятное сочетание ряда других факторов: наличие подготовленных консультантов и преподавателей, поддержка региональных и федеральных властей, а также другие необходимые предпосылки.
Так как полностью самостоятельное реформирование и реструктуризации предприятия – на практике очень редкая, поэтому важным фактором адаптации, обобщения и передачи опыта является наличие достаточного количества эффективно работающих консультантов. В этом отношении следует отметить ряд положительных сдвигов: в 1996-1997 годах медленно, но начал формироваться российский рынок услуг управленческого консультирования. Появились российские фирмы, впитавшие и опыт зарубежных фирм, и создавшие свои методики, хорошо реализуемые в российской практике.
Эти фирмы:
Возможности реализации эффективных систем управления, а также аккумулирование накопленных знаний и их тиражирование существенно увеличились за последние один-два года в связи с появлением в России интегрированных компьютеризованных информационных систем (типа “Галактика”), которые реализуют все основные функции, имевшееся до того только в зарубежных странах, но в большей степени соответствующие российской практике, развиваемые и сопровождаемые российской фирмой и имеющие в несколько раз меньшую цену.
Информация о работе Реструктуризация предприятия (на примере НК "НПЗ")