Реструктуризация предприятия (на примере НК "НПЗ")

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 21:04, дипломная работа

Описание работы

Реформирование экономических отношений в России связано с решением ряда сложнейших проблем как теоретического, так и организационного характера. Прежде всего это внедрение теории и практики менеджмента, маркетинга и правовой базы, которые обеспечат построение новой концепции социально-экономического развития нашего общества.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
ГЛАВА 1. Анализ проблем реформирования и реструктуризации предприятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.1 Анализ проблем развития вертикально-интегрированной компании “ЮКОС” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.2 Общая характеристика предприятия НК НПЗ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
1.3 Зарубежный опыт развития нефтяной промышленности. . . . . 29
ГЛАВА 2. Развитие нефтеперерабатывающих предприятий в системе корпоративных отношений в новых условиях хозяйствования . . .. . . . 43
2.1 Факторы, определяющие конкурентоспособность в условиях
рынка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
2.2 Ресурсо-правовое обеспечение вертикально-интегрированных связей “ЮКОСа” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
2.3 Пути развития сервисных подразделений вертикально-интегрированной компании “ЮКОС” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
ГЛАВА 3. Пути повышения конкурентоспособности НПЗ – как основа реструктуризации предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
3.1 Методические вопросы реформирования и реструктуризации предприятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
3.2 Развитие маркетинга на НК НПЗ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
3.3 Совершенствование структуры управления нефтеперерабатывающего предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104

Работа содержит 1 файл

dip.doc

— 831.50 Кб (Скачать)

       На  предприятии имеется битумная установка, производящая 4 марки битумов: строительный, дорожный, кровельный.

       На  заводе продукция, получаемая на установках, только частично является товарной. В  основном, установки производят компоненты, идущие на смешение друг с другом, и  только в результате подобного смешения или компаундирования получается готовая продукция. Например: бензины, дизельные топлива, мазуты, масла. Затем готовая продукция анализируется в лабораториях и реализуется на сторону.

       Реализацию  нефтепродуктов в регионах размещения предприятия нефтепродуктообеспечения НК “ЮКОС” осуществляют:

  • нефтесбытовые организации Компании;
  • промышленные предприятия, получающие нефтепродукты по прямым поставкам;
  • альтернативные (частные) нефтесбытовые фирмы, имеющие собственную инфраструктуру сбыта (нефтебазы, АЗС и др.);
  • подразделения конкурирующих нефтяных Компаний.

       Около 100% бензина  А-76 и дизельного топлива для нефтесбытовых  организаций Компании поставлялись НПЗ, входящими в НК “ЮКОС”. Другие нефтепродукты (от 20 до 40% от общего объема продаж поставлялись следующими конкурирующими нефтяными Компаниями:

  • АО  ЛУКойл – масла, осветительный керосин;
  • АО  Башнефтехим – бензин АИ-93, масла;
  • АО  Норси – масла, битум, бензин А-92, АМ-95;
  • АО  Омский НПЗ – бензин АИ-93, смазки и др.

       Основные  усилия в маркетинге направлены на заполнение рынков сбыта в регионах, контролируемых АО НК “ЮКОС”, собственной конкурентоспособной продукцией: экологически безопасными высокооктановыми бензинами, малосернистыми дизельными топливами, смазочными маслами.

       У нефтесбытовых организаций Компании имеется опыт по организации поставок в области, не входящие в протекторат АО НК “ЮКОС” (сбыт ГСМ в Ставропольский край, Курскую, Смоленскую, Ростовскую и др. области). Эту тактику необходимо закреплять и развивать, в особенности в регионах, граничащих со странами СНГ.

       В условиях работы НК “НПЗ” в составе  АО НК “ЮКОС” завод ведет реализацию нефтепродуктов среди предприятий  нефтепродуктообеспечения (НПО) Компании в закрепленных регионах: Брянском, Белгородском, Воронежском, Липецком, Орловском, Пензенском, Самарском, Тамбовском, Ульяновском.

       Существенный  объем нефтепродуктов реализуется  в странах дальнего и ближнего зарубежья. Объем реализации нефтепродуктов в 1998 г. составил в страны ближнего зарубежья  около 400 тыс. т., что составило около 4,4% от годового объема реализации, а в страны дальнего зарубежья – 2800 тыс. т. (31% от общего объема), в том числе мазут –1150 тыс. т., дизельное топливо – 600 тыс. тонн.

       На  рынке нефтепродуктов в областях сбыта НК НПЗ существуют такие  же проблемы, как и во всей России:

  • предложение часто превышает спрос из-за неплатежеспособности заказчиков;
  • цены на моторные топлива выше уровня мировых цен;
  • малый удельный вес экологически чистых моторных топлив;
  • недостаточное количество моторных масел российского производства, соответствующих требованиям по применению в отечественных и импортных автомашинах.

       В связи с названными проблемами на внутренний рынок России увеличивается  приток импортных топлив, масел, приладок.

       Для того, чтобы иметь гарантированные  рынки сбыта в будущем, необходимо развивать сеть представительства НК “ЮКОС” в регионах, наиболее привлекательных для сбыта нефтепродуктов, в крупных промышленных центрах страны (Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ростов, Челябинск и т.д.), а также приграничных регионах (в т.ч. Юг России).

       ОАО НК “НПЗ” в течение 1997 г. работало рентабельно, значительно улучшило свои технико-экономические показатели. К уровню 1996г. объем выпуска продукции  в ценах 1997 г. и единой методологии  учета переработки вырос на 22,5%. Рост произошел в основном за счет увеличения объема переработки нефти на 24%.

       В 1998 г. отделом реализации нефтепродуктов завода было заключено 72 договора на поставку нефтепродуктов, 11 договоров на поставку продукции по доверенности, от лица нефтяной компании “ЮКОС”.

       Основная  часть готовой продукции отгружалась  по договору на проведение работ по переработке нефти с нефтяной компанией “ЮКОС” на давальческих условиях.

       Сбыт  собственной продукции осуществлялся  по предоплате, взаимозачету. С марта  по август 1998 год включительно, отгрузку продукции, принадлежащей НК “ЮКОС”, производила торговая компания “ЮКОС-САМАРА”.

       Транспортные  каналы сбыта использовались следующим  образом:

 

                                                               Таблица 14 .

Нефте-                         продукт Вид транспорта
  ж/дорожный Трубопров. Водный а/мобильн.
Автобензин 27% 279272 50% 517170 18% 186181 5% 51718
Дизтопливо 26% 579825 60% 1346977 8,3% 185098 5,3% 118194
Мазут 88,5% 2071586 1,4% 32771 8,2% 191943 1,9% 44475
Масла 81,4% 73948         18,6% 16897
Битум 21% 20459         79% 97425
 

       Отгрузка  собственной продукции по предоплате (прямые договора Управления Реализации) в 1998 г. (табл. 15)

                                                               Таблица 15 . 

Месяц Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сент-Дек. Итог
н/продукт                    
А-76 56 848 853 891 957 1278 1142 295   6320
ДТ 23 879 442 287 322 1678 497     4129
РТ   154 179   65 241 110     749
Нефрас   48   110 58 104 56     376
Мазут   5032 60 157 15 193 21     5478
Битум 92 156 57 554 382 308 556 88   2193
Масла 269 909 679 1120 394 738 1056     5165
Присад 40 601 382 805 1216 67 579     3690
 

       Экспорт нефтепродуктов собственности ОАО  НК “НПЗ” осуществляется через  договора комиссии с АОЗТ “САНОКР  –МОСКВА”, ЗАО “ТРАНСКОМ” и по контрактам с инофирмами.

Поставлено  на экспорт в натуральном выражении: (табл.16)

       Отгрузка  нефтепродуктов осуществлялась железнодорожным транспортом, танкерами и трубопроводным транспортом.

       Отгружено танкерами:

  • вакуумного газойля 53389,469 или 57,5%  общего объема вывоза газойля на экспорт;
  • мазута 89292,336 или 29,3% общего объема.

 

        Рис. 12 Отгрузка собственной продукции по предоплате.

 

                                                               Таблица 16

Наименование  н/продукт Количество
  Дальнее зарубежье СНГ ИТОГО
Мазут 303839,273 881,631 304720,904
Диз.топливо 315269,396 369,895 315639,291
Бензин  А-76 114779,036 158,753 114937,789
Бензин  прямогонный 45779,068 - 45779,068
Вакуумный газойль 92908,262 - 92908,262
Продукт К-4 9010,240 - 9010,240
Масла 992,771 150,225 1142,996
Битум - 385,866 385,866
Присадки - 59,826 59,826
 

       Перекачано  трубопроводным транспортом:

  • дизтопливо 283921,.832 или 90,1% от общего объема экспорта дизтоплива;
  • бензина А-76 103970,587 или 90,6% от объема экспорта бензина.

       Ценовая политика на НК “НПЗ” осуществлялась следующим образом. В 1997 г. фиксированная  цена была установлена на широкую  фракцию углеводородов, рефлюксы для  коммунально-бытового назначения. Меняться она могла только по решению Министерства топлива и энергетики. Нередко в процесс ценообразования вмешивались органы местной власти. На НК “НПЗ” управлением ценовой политики при комитете по экономике и финансам Администрации области были установлены фиксированные цены на техническую воду, хим. очищенную воду и очищенные стоки.

       Отпуск  цен на свободу сам по себе не решает проблему политики ценообразования. В условиях высокомонопольной экономики  такая свобода привела не к  колебаниям цен, а к их постоянному росту. Ибо монополист  не склонен проявлять заботу об улучшении качества и росту количества своей продукции . Ведь у потребителей нет выбора и он вынужден приобретать нужную ему продукцию на любых условиях. Новокуйбышевский НПЗ порой приобретает сырье и реагенты по непомерно высоким ценам, так как этот вид сырья  больше нигде нельзя приобрести, а особенно в настоящее время, когда потеряны многие связи с другими предприятиями, которые относятся не к России, а к странам СНГ и Балтии. К таким видам сырья и реагентов относятся многие присадки для производства масел:

  • присадка ДФ-11
  • присадка АФК
  • присадка В-15/41
  • присадка Шелвис – 50

       Поэтому экономическая свобода цен в  этих условиях оборачивается не благом, а злом. Отсюда вытекает настоятельная  необходимость преодоления монополизма, а это возможно лишь на пути развития конкуренции между производителями . В широком плане развитию конкуренции должны способствовать новые процессы. Одним из таких процессов  стало открытие экономических границ и предоставление возможности зарубежным фирмам продавать свои товары на нашей территории. Но конкуренция со стороны зарубежных производителей не только действенная, но и опасная. Ничем неограниченное проникновение  импортной продукции может поставить многие отечественные производства на грань полного банкротства, поэтому пользоваться этим следует осторожно, чтобы избежать разрушения собственного производства.

Информация о работе Реструктуризация предприятия (на примере НК "НПЗ")