Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 21:04, дипломная работа
Реформирование экономических отношений в России связано с решением ряда сложнейших проблем как теоретического, так и организационного характера. Прежде всего это внедрение теории и практики менеджмента, маркетинга и правовой базы, которые обеспечат построение новой концепции социально-экономического развития нашего общества.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
ГЛАВА 1. Анализ проблем реформирования и реструктуризации предприятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.1 Анализ проблем развития вертикально-интегрированной компании “ЮКОС” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.2 Общая характеристика предприятия НК НПЗ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
1.3 Зарубежный опыт развития нефтяной промышленности. . . . . 29
ГЛАВА 2. Развитие нефтеперерабатывающих предприятий в системе корпоративных отношений в новых условиях хозяйствования . . .. . . . 43
2.1 Факторы, определяющие конкурентоспособность в условиях
рынка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
2.2 Ресурсо-правовое обеспечение вертикально-интегрированных связей “ЮКОСа” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
2.3 Пути развития сервисных подразделений вертикально-интегрированной компании “ЮКОС” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
ГЛАВА 3. Пути повышения конкурентоспособности НПЗ – как основа реструктуризации предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
3.1 Методические вопросы реформирования и реструктуризации предприятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
3.2 Развитие маркетинга на НК НПЗ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
3.3 Совершенствование структуры управления нефтеперерабатывающего предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
Покупатели оказывают влияние на состояние сил конкуренции. Сила влияния на производителей и способность вести торговлю со стороны покупателей сильнее, когда:
Конкуренция выполняет роль естественного механизма взаимной координации и регулирования индивидуальных действий субъектов рынка без централизованного вмешательства в их деятельность на основе конкурентных преимуществ организации.
Конкурентные преимущества - это такие характеристики и свойства товара, которые создают для фирмы определенное превосходство над своими постоянными конкурентами. Эти характеристики могут быть самыми различными и относиться как к самому товару, так и к дополнительным услугам или сервису.
Основными задачами конкурентного преимущества являются:
Для
анализа внутреннего рынка
В
качестве показателей
Инновационный потенциал | |
Запасы нефти | |
Конкуренто-
способность |
Производственные и сбытовые мощности | |
Потенциал высшего звена руководства | |
Итоги предыдущих лет |
Рис. 8 Факторы, определяющие конкурентоспособность
нефтяных
предприятий.
Конкурентоспособность нефтяных предприятий зависит от уровня производственных и сбытовых издержек по всем этапам производства и реализации продукции по сравнению с аналогичными издержками конкурентов. Использование сравнительного анализа издержек по всем этапам производства и реализации продукции помогает определить те статьи и группы затрат, которые имеют наибольшее значение для реализации стратегии предприятия, и наметить конкретные мероприятия по созданию или усилению конкурентных преимуществ по сравнению с предприятиями-конкурентами.
Итак, сохранение темпов роста издержек значительно снижает конкурентоспособность нефтяных предприятий. И главная цель и содержание рационализации издержек (контроля за издержками) состоит в том, чтобы обеспечить уровень, динамику и структуру затрат, при которых достигается максимальная производительность от использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Таким образом рост производительности труда одного работающего является одним из существенных факторов снижения производственных издержек. По этому показателю ОАО НК “НПЗ” выглядит лучше других. В ОАО НК “НПЗ” за последние два года численность персонала в нефтепереработке сокращена примерно на 5%, как и на других предприятиях еще имеются резервы дальнейшего сокращения численности персонала, поэтому по мере дальнейшей перестройки предприятия возможны значительный рост производительности труда и снижение затрат. Так по рис. 9 можно проследить объем переработки нефти НК “НПЗ” по месяцам в 1998 году.
Чтобы выйти на мировой уровень в области нефтепереработки, российским нефтяным предприятиям необходимо резко сократить затраты на материалы (в 3раза), а также затраты на топливо и энергию (в 5 раз).
Первый этап программы
Уровень производственных и сбытовых издержек в нефтепереработке зависит прежде всего от мощности и географического положения НПЗ, глубины переработки нефти, удельного веса вторичных технологических процессов, загрузки производственных мощностей.
Нефтяная
компания “ЮКОС” по итогам 1998 года
заняла лидирующие позиции, выпуская почти
шестую часть от их общероссийского объема.
При этом доля компании по нефтепереработке
увеличилась с 12% до 15%. Конкретно по заводам
в ее составе: на долю “Новокуйбышевского
НПЗ” пришлось 9,5 млн. тонн, “Куйбышевского
НПЗ” - 5,2 млн., “Сызранского НПЗ” - 5,5 млн.,
и “Ачинского НПЗ” - 5 млн. Значительно
улучшились показатели глубины переработки
на предприятиях НК “ЮКОС” - до 65-68%. Эти
показатели существенно выше среднеотраслевого
- 63,5%. Нефтеперерабатывающие предприятия
компании “ЮКОС” имеют одни из наиболее
высоких показателей в отрасли по степени
использования производственных мощностей
(в 1998 г. - до 82%). В результате средние затраты
на переработку нефти на НПЗ компании
за счет условно-постоянных расходов существенно
ниже, чем у конкурентов.
Рис.9 График объема переработки нефти по НК “НПЗ” в 1998 году (тыс. т).
Уровень производственных и сбытовых издержек в нефтепереработке зависит прежде всего от мощности и географического положения НПЗ, глубины переработки нефти, удельного веса вторичных технологических процессов, загрузки производственных мощностей.
Нефтяная компания “ЮКОС” по итогам 1998 года заняла лидирующие позиции, выпуская почти шестую часть от их общероссийского объема. При этом доля компании по нефтепереработке увеличилась с 12% до 15%. Конкретно по заводам в ее составе: на долю “Новокуйбышевского НПЗ” пришлось 9,5 млн. тонн, “Куйбышевского НПЗ” - 5,2 млн., “Сызранского НПЗ” - 5,5 млн., и “Ачинского НПЗ” - 5 млн. Значительно улучшились показатели глубины переработки на предприятиях НК “ЮКОС” - до 65-68%. Эти показатели существенно выше среднеотраслевого - 63,5%. Нефтеперерабатывающие предприятия компании “ЮКОС” имеют одни из наиболее высоких показателей в отрасли по степени использования производственных мощностей (в 1998 г. - до 82%). В результате средние затраты на переработку нефти на НПЗ компании за счет условно-постоянных расходов существенно ниже, чем у конкурентов.
Одним
из важных показателей
Поволжский
экономический район является одним
из крупных центров нефтяной и
нефтеперерабатывающей
Первичная
переработка нефти и производство
основных видов нефтепродуктов (январь-октябрь
1998г., тыс., т).
ЮКОС | Самарский
НПЗ |
Сызранский
НПЗ |
Новокуйбы-шевский НПЗ | |
Первичная переработка нефти на 01.11.98г. | 72,1 | 0,0 | 20,9 | 51,2 |
Производство основных видов нефтепродуктов: бензин автомобильный | 2666,1 |
912,5 |
672,1 |
1081,5 |
Дизельное топливо | 4935,8 | 1708,3 | 1198,7 | 2028,3 |
Керосин авиационный | 610,6 | 0,0 | 79,4 | 531,2 |
мазут топочный | 5536,7 | 1450,6 | 1510,4 | 2575,7 |
Топливо бытовое | 37,3 | 0,0 | 37,3 | - |
масла смазочные,тонн | 100256,6 | - | - | 42309,4 |
Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод усиляет свои позиции за счет повышения качества выпускаемой продукции и расширения ее ассортимента, что соответственно повышает его конкурентоспособность. На заводе выпускают большой выбор масел, присадок, различных видов моторных топлив и других основных нефтепродуктов.
Новокуйбышевский НПЗ ищет пути совершенствования своей коммерческой и производственной деятельности. Ведь, чтобы сегодня выжить: нужно уметь удержать имеющиеся и научиться получать новые конкурентные преимущества.
Информация о работе Реструктуризация предприятия (на примере НК "НПЗ")