Реструктуризация предприятия (на примере НК "НПЗ")

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 21:04, дипломная работа

Описание работы

Реформирование экономических отношений в России связано с решением ряда сложнейших проблем как теоретического, так и организационного характера. Прежде всего это внедрение теории и практики менеджмента, маркетинга и правовой базы, которые обеспечат построение новой концепции социально-экономического развития нашего общества.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
ГЛАВА 1. Анализ проблем реформирования и реструктуризации предприятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.1 Анализ проблем развития вертикально-интегрированной компании “ЮКОС” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.2 Общая характеристика предприятия НК НПЗ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
1.3 Зарубежный опыт развития нефтяной промышленности. . . . . 29
ГЛАВА 2. Развитие нефтеперерабатывающих предприятий в системе корпоративных отношений в новых условиях хозяйствования . . .. . . . 43
2.1 Факторы, определяющие конкурентоспособность в условиях
рынка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
2.2 Ресурсо-правовое обеспечение вертикально-интегрированных связей “ЮКОСа” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
2.3 Пути развития сервисных подразделений вертикально-интегрированной компании “ЮКОС” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
ГЛАВА 3. Пути повышения конкурентоспособности НПЗ – как основа реструктуризации предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
3.1 Методические вопросы реформирования и реструктуризации предприятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
3.2 Развитие маркетинга на НК НПЗ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
3.3 Совершенствование структуры управления нефтеперерабатывающего предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104

Работа содержит 1 файл

dip.doc

— 831.50 Кб (Скачать)

       В программе модернизации завода предусмотрено  увеличение мощности по прямой перегонке  нефти  на 25%, сооружение установки  каталитического крекинга мощностью 1,0 млн. т/год. Государственная компания Qatar General Petroleum Corp. Собирается организовать на заводе в Умм-Сайде переработку газового конденсата с гигантского месторождения Норт Филд (вместо того, чтобы экспортировать газовый конденсат). Предполагаемая мощность первой линии по переработке конденсата – 1.35 млн. т/год.

       В Омане имеется  завод государственной  компании Ministry of Petroleum and Minerals. Завод, расположенный в г. Мина-Эль-Фахал, был пущен в 1982 г., в настоящее время имеет мощность 4,2 млн. т/год. Оператором завода является американская фирма Ashland Petroleum. В составе завода имеется установка каталитического риформинга мощностью 0,8 млн. т/год, на которой получают неэтилированный бензин. Дальнейшее расширение завода задерживается из-за ограниченности промышленной площадки, однако намечен ввод небольшой установки изомеризации. В перспективе в Омане проектируется создание еще одного НПЗ мощностью 2,5 млн. т/год, сырьем для которого будет мазут с завода в Мина-Эль-Фахал. Ориентировочная стоимость нового НПЗ – 500 млн. долл.

       Кроме указанных мной заводов в плане  расширения мощностей по переработке  нефти в регионе фигурирует НПЗ  в Дубае в г. Джебель-Али мощностью 3 млн. т/год. Этот проект был разработан 5 лет назад, но только сейчас начинает осуществляться.

       Я считаю, что из всех перечисленных проектов реконструкции и расширения мощностей НПЗ наибольшее впечатление производит программа модернизации нефтеперерабатывающей отрасли Саудовской Аравии. Рассчитанная на 10-12 лет, эта программа суммарно оценивается в 16 млрд. долл. и в результате ее реализации предполагается, что Саудовская Аравия станет одной из крупных нефтеперерабатывающих стран мира. Но ряд проектов по финансовым соображениям были отложены или реализуются с задержками. Тем не менее нефтегазовые компании ближневосточных стран готовы вкладывать деньги как в реализацию программы модернизации НПЗ на собственной территории, приобретение активов нефтяных компаний  других стран, так и в строительство НПЗ в регионе, куда в небольших размерах экспортируется их продукция – в странах юго-восточной Азии. В частности Kuweit National Petroleum Co. собирается инвестировать средства  в строительство НПЗ в Индии. Компания Saudi Aramco инвестирует увеличение мощностей НПЗ на Филиппинах и в перспективе намечает создать СП по переработке нефти с Китаем, Индонезией и Японией.

       В структуре экспорта нефтепродуктов также намечаются изменения (рис. 5). Из стран Ближнего Востока намечается в перспективе увеличение доли бензинов, реактивного и дизельного топлива  и заметное снижение доли мазута. Отмечаемые тенденции являются откликом на намечаемый в перспективе рост потребления моторных топлив  в Азиатско-Тихоокеанском регионе (основном регионе импорта) и подтверждают направление на углубление переработки в странах Ближнего Востока с целью увеличения выхода светлых нефтепродуктов за счет тяжелых остатков. Нефтеперерабатывающая промышленность региона является экспортно ориентированной. Это видно по масштабам производства, потребления и экспорта нефтепродуктов (табл. 6).

       Важнейшей проблемой для нефтепереработки региона, продиктованной соображениями экологии, является улучшение качества нефтепродуктов. Актуальнейшее значение имеет переход на выпуск неэтилированного бензина. До сравнительно недавнего времени практически весь бензин  в странах Ближнего Востока выпускался  в виде этилированного бензина.

 

       

       Рис. 5 График структуры экспорта нефтепродуктов из региона 

       Ближнего  Востока (%).

 

        Таблица 6.

       Производство, потребление и экспорт нефтепродуктов

       в странах Ближнего Востока, млн. т. 

Страна Производство Потребление Экспорт
  1995г.     2005г. 1995г. 2005г. 1995г. 2005г.
Саудовская  Аравия

Кувейт

Бахрейн

ОАЭ

Катар

Оман

  75,8 
  32,0

  12,4

  9,7

  2,6

  3,8

  102,5

  43,3

  12,5

  19,7

  4,2

  4,.2

  47,7

  5,6

  1,7

  7,9

  0,8

  2,1

  57,7

  6,0

  1,9

  8,0

  1,0

  2,6

28,1

26,4

10,7

1,7

1,8

1,7

44,8

37,3

10,6

10,2

3,2

1,5

Итого   136,3   186,4   65,8   77,2 70,4 107,6
 

         Хотя со временем степень содержания  тетраэтилсвинца (ТЭС) в автобензине,  выпускаемом НПЗ ближневосточных стран, снижалась, но отставание от требований  времени было заметным. Стремление улучшить экологическую ситуацию вынуждает принимать меры по модернизации НПЗ, и мне кажется, что опыт НПЗ Саудовской Аравии должны использовать и другие страны.

       Канада.

       Канадский нефтяной комплекс, на мой взгляд, тесно  связан  с американским. Значительная часть добываемой в Канаде нефти  экспортируется в США. Данные о канадском  балансе нефти приведены в  табл. 7.

         Таблица 7.

       Баланс  добычи, потребления и экспорта нефти  в Канаде (млн. т)1

Показатель   1986 г.   1995 г.    2005 г.
Добыча

Внутреннее  потребление

Возможности для экспорта

Реэкспорт

Итого чистый экспорт

   78,7

   68,2

   10,5

   13,2

   23,7

    98,3

    75,9

    22,4 

    29,7

    52,1

  117,7

  80,3

  37,4

  29,5

  66,9

 

       В 1995 и 1996 гг. Канада экспортировала 11,3 и 17,6 млн. т. нефтепродуктов, а ввозила, соответственно, 6,7 и 6,8 млн. т. Я отмечу, что, экспортируя нефтепродукты, в  первую очередь, автобензин, соответствующий  американским стандартам, Канада ввозит из США так называемые “чистые” автомобили, т.е. автомобили, снабженные устройствами, уменьшающие вредные выбросы в окружающую среду.

       Нефтеперерабатывающая промышленность Канады за последнее  время активизировалась: мощности снижались, объемы переработки стабилизировались (рис.6).

       Технологическая структура нефтеперерабатывающей  промышленности Канады в последние  годы изменилась незначительно. Наблюдается  некоторое увеличение средней мощности канадских НПЗ, а также значительный рост мощностей по производству масел и битума (табл.8).

       Таблица 8.

       Изменение мощностей технологических процессов  переработки нефти в Канаде в 1994-1997 гг.

Процесс Мощность  на 01.01, млн. т/год
    1994   1995 1996   1997
Прямая  перегонка

Число НПЗ (единиц)

Средняя мощность НПЗ

Каталитический  крекинг

Каталитический  риформинг

Каталитический  гидрокрекинг

Каталитическая  гидроочистка

Каталитическая  гидрообработка

Производство  масел

Производство  битума

   94,0

   25

   3,8

   19,6

   18,0

   10,5

   3,2

   37,0

   0,9

   6,3

  95,4

  25

  3,8

  20,0

  18,2

  10,9

  1,4

  40,1

  0,9

  4,4

  92,4

  23

  4,0

  19,0

  17,4

  10,8

  1,4

  38,0

  0,8

  4,4

  92,6

  22

  4,2

  19,3

  17,4

  10,9

  1,9

  38,4

  2,1

  7,0

 

         Структура потребления нефтепродуктов  в Канаде  отличается от американской за счет большего удельного веса дизельных и котельных топлив.

       По  расчетам экспертов, спрос на нефтепродукты  в Канаде на период до 2010 г. будет  расти на 1,3% в год. Однако имеются  мнения, что темп роста потребителя  нефтепродуктов не превысит 0,4% в год до 2000 года.

 
 

       Рис. 6 График Показатели развития нефтеперерабатывающей

         промышленности Канады.

 

        Среди новостроек и новых проектов в Канадской нефтеперерабатывающей  промышленности следует отметить: установку  гидрокрекинга мощностью 0,5 млн. т/год на заводе в Ньюфаундленде и установку гидродепарафинизации на заводе PetroCanada Lubricants  в Миссисауга, провинция Онтарио. Канадский и американский нефтяные комплексы тесно связаны между собой. Когда американское агенство по защите окружающей среды провозгласило требование к качеству моторных топлив, многие канадские нефтяные фирмы стали искать пути удовлетворения этих требований. Поэтому часть канадских НПЗ выпускает реформулированный бензин, иначе говоря, эти заводы действуют в русле стратегии, разработанной их более могущественным соседом по континенту.

       На  мероприятия по улучшению качества моторных топлив и другую природоохранную  деятельность нефтепереработки Канады затратили, по оценкам экспертов, от 1до 3 млрд. долл.

       Столь значительные капиталовложения были израсходованы, несмотря на то, что, во-первых, состояние окружающей среды в Канаде, особенно в урбанизированных районах, не столь драматично, как в США; во-вторых, дополнительные затраты на природоохранные мероприятия для канадских нефтепереработчиков более чувствительны, так как они имеют менее совершенную и гибкую переработку, чем в США; в-третьих, канадские нефтепереработчики испытывают постоянный ценовой пресс конкурентов из США.

       Тем не менее, в Канаде разработали и  реализовали собственную схему производства реформулированного бензина. Автобензин получают смешением прогидрированных фракций прямогонного бензина, катализата платформинга и бутана. Такой бензин соответствует стандартам канадского рынка.

       На  НПЗ фирмы NARL в состав технологической схемы ввели установку гидрирования катализата риформинга мощностью 0,375 млн. т/год и стали добавлять в бензин покупной МТБЭ.

Информация о работе Реструктуризация предприятия (на примере НК "НПЗ")