Регламентация трудового процесса специалиста по труду (на примере ОАО «Авиакор-авиационный завод»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 17:11, дипломная работа

Описание работы

В ряду важнейших задач, выдвинутых современными реалиями российской экономики, особое место принадлежит комплексу мер по развитию и совершенствованию систем управления организациями. Эти вопросы одинаково актуальны как для вновь создаваемых организаций, так и для действующих производственно-хозяйственных систем.
Исходным пунктом решения поставленных задач является регламентация труда.
В общем виде термин «регламентация» обозначает процесс разработки правил, положений, определяющих порядок работы учреждений, организаций, предприятий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
Глава I. Особенности труда специалистов и особенности регламентации их трудового процесса………………………………………………………….
Сущность регламентации и нормирования управленческого труда………………………………………………………………….
Трудовой процесс специалиста…………………………………
Методы сбора и анализа информации для реализации трудового процесса специалиста……………………………………………..
Формы регламентации труда………………………………………
Глава II. Анализ состояния нормирования, организации и оплаты труда на предприятии ОАО «Авиакор – авиационный завод»…………………
2.1. Общая характеристика предприятия………………………………
2.2. Состояние нормирования труда на предприятии…………
2.1.1 Структура и функции служб по нормированию труда…….
2.2.2. Виды норм и методы их установления……………………
2.2.3 Анализ качества действующих норм………………………..
2.3. Организация оплаты труда…………………………………………
2.4. Существующая автоматизированная система расчетов норм по труду…………………………………………………………………………
2.5. Анализ содержания трудового процесса специалиста по организации и нормированию труда……………………………………..
2.6. Организация рабочего места специалиста по нормированию труда…………………………………………………………………………
Глава III. Пути совершенствования организации и нормирования труда на предприятии на основе его регламентации…………………….
3.1. Разработка карты организации труда ведущего инженера по организации и нормированию труда……………………………………………
3.2. Разработка операционно-технологической карты на ……………
Заключение…………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………
Приложения……………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Диплом от Ирины.docx

— 300.13 Кб (Скачать)

    Говоря  о специфических особенностях термина  «регламентация» применительно  к управленческому труду, нельзя обойти внимание количественные показатели управленческой деятельности, так как  формализация (нормирование) этих процессов  остается проблематичной и дискуссионной.

    Поэтому необходимо обратится к термину  «нормирование». Нормирование труда  – это установленные нормы  меры затрат труда на изготовление единицы продукции или выработки  продукции в единицу времени, на выполнение заданного объема работ  или обслуживание средств производства в определенных организационно-технических  условиях. Нормирование труда руководителей и специалистов представляет собой более сложную проблему, чем установление норм для других категорий промышленно-производственного персонала, поскольку приходится иметь дело с трудовыми процессами, в которых преобладает умственная деятельность, имеется значительное разнообразие работ по объему, характеру и содержанию, месту и времени их выполнения и т.д2.

    Продукт труда  в данной области  - информация, а не материально-вещественные элементы как у производственных рабочих.

    Для нормирования труда служащих рекомендуется  использовать следующие виды норм:

    • норма времени;
    • норма выработки;
    • норма обслуживания;
    • нормы управляемости;
    • нормы численности.

    Нормирование  труда в производственной сфере  изучается и совершенствуется продолжительный  период времени. Нормирование управленческой деятельности начало разрабатываться только в 70-х годах 20-го века, чему в значительной степени способствовало начало эры автоматизации управленческого труда. К нерешенным проблемам в данной области относится отсутствие комплексной системы методов и показателей нормирование управленческих работ3.  К сожалению, в современный период предприятия не имеют достаточной качественной нормативной базы для нормирования работ, выполняемых руководителями и специалистами, и ее необходимо создавать заново. Однако разработке нормативов времени, как показывает практика, трудоемка и длительна, большинству предприятий эта работа не под силу и может быть выполнена лишь специализированными организациями.

            Подводя общий итог, можно сказать,  что регламентация и нормирование  управленческого труда  -  разные  грани одного и того же процесса, а именно совершенствование труда  персонала предприятия.

    Анализируя  сходство терминов «регламентация»  и «нормирование» применительно  к труду руководителей, специалистов и служащих, можно сделать следующие  выводы:

    • нормирование характеризуется разработкой и установлением строго количественных параметров трудовых процессов;
    • регламентация предполагает разработку не только количественных, но и качественных параметров управленческих процессов;
    • нормирование неотъемлемая часть регламентации, а регламентация, в свою очередь, более широкое понятие рационализации и упорядочивания управленческой деятельности, включающая в себя элементы нормирования.

Регламентация процессов управления, рассматриваемая в научной литературе в более широком смысле, обеспечивает:

- четкое  определение взаимоотношений, прав  и ответственности горизонтальных  и вертикальных органов управления  в различных сферах их деятельности;

- установление  обязанностей, прав и ответственности  структурных подразделений и  отдельных работников аппарата  управления;

- формирование  на нормативно-правовой основе  контура системы управления (определение  количества уровней и звеньев,  их взаимосвязь, подчиненности,  количества работников на каждом  уровне, и по каждой функции,  их должностных окладов и т.д.)

-    упорядочивание приемов и методов  решения отдельных управленческих  задач;

-   установление количественных характеристик  управленческих процессов на  разных уровнях (трудоемкости  и периодичности выполнения отдельных  процедур, требуемых объемов информации, уровня организации и автоматизации  процессов и пр.);

- определение  условий экономического стимулирования  организаций(предприятий) и отдельных  работников;

-    четкий порядок подготовки и  повышения квалификации управленческих  кадров и т.д.

    В настоящее время большие трудности  в работе руководителей, специалистов и служащих промышленных предприятий  вызывает отсутствие четкой системы  движения кадровой информации. Несвоевременное  получение необходимых данных затрудняет оперативное взаимодействие подразделений  предприятий. Поэтому в рамках основных целей системы регламентации  труда необходимо обозначить его  рационализацию и интенсификацию использования  современных средств обработки  информации, а также улучшение  условий работы и психологического климата.

Рационализация  труда  предполагает:

  • снижение трудоемкости управленческих процедур;
  • совершенствование форм документации;
  • улучшения качества выполняемых работ;
  • обеспечение эффективного использования функций управления;
  • обеспечение эффективного использования информационных и документационных потоков.

Интенсификация  предполагает:

  • выявление использования возможностей новых средств оргтехники;
  • увеличение скорости обработки информации;
  • повышение эффективности использования действующих средств оргтехники.

Улучшение условий работы и психологического климата включает следующие мероприятия:

    • разработка офисных планировок;
    • повышение эффективности стимулирования персонала4.

      Рис.1.1 Система регламентации труда 

    2.2. Трудовой процесс  специалиста как  объект регламентации

    Трудовой  процесс представляет собой совокупность действий, осуществляемых исполнителем в процессе выполнения конкретных работ, содержание и структура трудового  процесса зависит от производственного  задания, применяемой технологии, и  используемых материальных и технических  средств. Основой анализа и проектирования состава и структуры трудового  процесса служащих является его классификация. Она заключается в выделении  элементов однотипных процессов  решения задач и объединении  их в однотипные группы и классы.

    Исходной  базой для формирования составных  частей трудового процесса руководителей и специалистов является рассмотрение предмета их труда как информации об объекте управления. Состояние объекта управления характеризуется комплексом информационных показателей. Поскольку объект управления, как правило, представляет сложное явление, то выделяют параметры, которые характеризуют отдельные его стороны. Эти параметры будем считать выходными информационными показателями.

    В практической деятельности для нахождения выходного информационного показателя исполнителю приходится осуществлять ряд дополнительных расчетов и измерений, определять промежуточный информационный показатель.

    В структуре самой задачи может  быть выделена подзадача, решение которой связано с получением промежуточного информационного показателя, необходимого для расчета выходного.

    Трудовой  процесс решения задачи состоит  из трудовых движений, действий и операций.

    Трудовое  движение - это однократное перемещение рук,  глаз, поворот головы исполнителя в процессе труда.

    Под трудовым действием понимается комплекс трудовых движений, выполняемых непрерывно и имеющих единое   целевое назначение.

    Трудовой  процесс решения производственной задачи   состоит из операций. Операция - это законченный цикл трудовых     действий по нахождению информационного показателя в      процессе решения задачи.

    Чрезмерное  разнообразие трудовых движений и   действий усложняет   их использование в качестве первичных элементов для регламентации технологии управленческих процессов.

    И хотя перечень элементов трудового  процесса ограничен, он вполне достаточен для описания процесса решения любой производственно-экономической задачи.

    По  характеру преобразования информации трудовые процессы можно подразделить на две группы: стереотипные и эвристические.

    Стереотипные  трудовые процессы характеризуются  преобразованием информации по заранее установленному правилу (алгоритму). Эвристические же процессы связаны с поиском алгоритма преобразования информации. Причем, поиск может быть двояким: 1) выбор необходимого (или оптимального) алгоритма из имеющихся; 2) алгоритм неизвестен, его нужно разработать.

    Преобладание  того или иного характера трудового  процесса определяет сложность задач  и сложность деятельности отдельного исполнителя. Это является основанием для предъявления к исполнителю соответствующих квалификационных требований.

    Для проектирования трудового процесса, совершенствования квалификационного разделения труда служащих необходимо подбирать различные группы, задач, решаемых специалистами. Для этого необходим классификатор задач.

      В таблице 1.1 представлена  примерная классификация инжннерно-управленческих задач, которая содержит такие признаки однородности, как: общность целевой направленности, характер трудового процесса, степень сложности, периодичность.

    По  целевой направленности выделяют следующие  классы задач:

    - аналитические, связанные с анализом  факторов, обуславливающих количественные  и качественные параметров объекта  управления;

    - плановые, характеризующиеся расчетом  плановых значений параметров  объекта управления;

    - организационные, связанные с  проектированием элементов производственных  систем;

     - учетные и контрольные, направленные  на систематический учет и  контроль достижения заданных  параметров объекта управления;

    - задачи по руководству коллективом  исполнителей.

    Указанная группировка задач может быть использована в процессе проектирования специализации исполнителей структурного подразделения и для определения  состава их трудового процесса.

    Для обоснования квалификационного  разделения труда специалистов следует  использовать другие признаки однородности при группировке задач. К ним  относят характер трудового процесса и степень сложности.

    По  характеру трудового процесса задачи подразделяются на следующие классы: технические, формально-логические и  творческие.

    К классу технических отнесены задачи по учету и передаче информации о  состоянии объекта управления, размножению  производственно-технической документации, ее регистрации и хранению.

    По  степени сложности задачи подразделяются на 4 группы: I –низкой сложности, II- средней сложности, III – повышенной сложности, IV- высокой сложности.

    В группу низкой сложности входят технические  задачи по сбору и передаче информации об объекте управления в неизменном виде. Сюда включаются также простые  расчетные задачи, связанные с  учетом и контролем отдельных  показателей, объекта управления. Завершают  эту группу простые задачи по руководству  коллективом, направленные на реализацию управленческих решений (выдача заданий, распоряжений).

    Вторая  группа объединяет задачи средней сложности  по планированию. Контролю, анализу  и учету как отдельных показателей, так и комплекса показателей, характеризующих объект управления. Сюда же включены задачи по разработке отдельных элементов системы  управления, организационных мероприятий  по подготовке и проведению производственных совещаний и т.п.

Информация о работе Регламентация трудового процесса специалиста по труду (на примере ОАО «Авиакор-авиационный завод»)