Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:44, дипломная работа
Актуальность выбранной темы данной работы обусловлена прежде всего тем, что из всех аспектов бюджетных отношений межбюджетные отношения между Российской Федерацией и ее субъектами относятся к числу наименее законодательно урегулированных. Вступление в силу с 1 января 2000 года Бюджетного кодекса, ознаменовавшее качественный скачок в развитии бюджетного права, сравнительно мало затронуло область межбюджетных отношений. Хотя этим отношениям посвящена специальная глава Кодекса
Введение
1.Экономическая сущность региональных бюджетов
1.1. Место региональных бюджетов в бюджетной системе
Российской Федерации
1.2. Доходные полномочия и расходные обязательства субъектов РФ
1.2.1 Собственные и регулирующие доходы региональных бюджетов
1.2.2. Расходные обязательства субъектов РФ
1.3. Юридические основы финансово – бюджетной деятельности
субъекта РФ
2. Анализ бюджетного процесса на примере Новосибирской области
за 2000 – 2002 гг.
2.1. Анализ исполнения областного бюджета по доходам
2.2 Анализ исполнения бюджета Новосибирской области по расходам
2.3 Анализ сбалансированности бюджета Новосибирской области за 2000 – 2002 гг. и основных направлений бюджетной политики на 2003 год
3. Рекомендации по повышению эффективности межбюджетных
отношений
3.1 Рекомендации в области налоговой реформы
3.2 Рекомендации в области распределения федеральной
финансовой помощи бюджетам субъектов Федерации
3.3 Рекомендации по совершенствованию бюджетного процесса
и межбюджетных отношений в Новосибирской области
Заключение
Список использованной литературы
В основе системы межбюджетных отношений в Новосибирской области должны лежать прогнозы экономического и финансового потенциала городов и районов, ориентировочно на 3-5 лет. На этот же период должны закрепляться нормативы отчисления в территориальные бюджеты по регулирующим налогам. В основе планирования бюджета текущих расходов должна лежать система минимальных региональных социальных стандартов, требующая законодательного оформления.
Необходимо разделение системы поддержки городских и районных бюджетов на выравнивающую и стимулирующую компоненты. Необходимо законодательное регламентирование горизонтальных межбюджетных связей, что позволило бы городам-донорам Новосибирской области более эффективно использовать и контролировать часть финансовой помощи территориям-реципиентам, по возможности заменяя трансферты целевыми инвестициями.
Считаю, что в области межбюджетных отношений в Новосибирской области следует:
Одним из механизмов реализации новых подходов в бюджетной политике Новосибирской области должна стать легализация и развитие платных услуг в социальной сфере (образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культура).
В качестве эксперимента (либо постепенно) целесообразно перейти к конкурсной системе распределения государственных заказов на социальные услуги как по расходам капитального, так и текущего характера. Такой подход к размещению бюджетных средств среди учреждений социальной сферы обеспечит переход от иждивенческого отношения к конструктивному, позволит развить элементы предпринимательства и повысит качество оказываемых услуг. Следствием этого процесса явится переход на качественно новый уровень экономического и административного управления государственным сектором и бюджетным процессом в Новосибирской области.
Необходимо продолжить реформирование отраслей социально-культурной сферы Новосибирской области, обеспечить их выход из нынешнего кризисного состояния, повысить роль местного самоуправления и местных бюджетов в развитии отраслей образования, здравоохранения и культуры. Основой развития отраслей социальной сферы станет формирование системы государственных минимальных стандартов, усиление социальной защиты социально уязвимых групп населения, повышение качества обслуживания и расширение спектра предоставляемых услуг.
Реализация
всех отмеченных выше предложений и
рекомендаций по "новосибирской
модели региональной политики" требует
серьезного совершенствования
Основным
документом, определяющим развитие области
должны стать концепция или
Заключение
В
результате проведенного нами исследования
можно сделать следующие
Первая глава данной работы, включающая в себя теоретические аспекты рассматриваемой проблемы дает обстоятельное изложение понятия бюджетной системы и ее составляющих – бюджетов различных уровней, принципов их построения и функционирования, а также проблем, связанных с межбюджетными взаимоотношениями. В качестве обобщения к ней, можно сказать, что государственная бюджетная система Российской Федерации - чрезвычайно многогранный механизм реализации основных функций государства. Одной из важнейших его частей является бюджетная система Субъектов Федерации, которая состоит из 21 республиканского бюджета, 55 краевых и областных бюджетов, городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, а также около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).
Региональные
бюджеты входят во второй уровень
бюджетной системы и
Основными принципами построения и функционирования бюджетов всех уровней являются:
Как правило, именно реализация данных принципов на практике и влечет за собой проблему межбюджетных взаимоотношений, а также органичной интеграции бюджетных систем всех уровней в Единый бюджетный процесс, на решение которой направлено пристальное внимание Правительства нашей страны на протяжении всего переходного периода к рыночной экономике.
Основные меры, принятые в области совершенствования межбюджетных отношений и региональных финансов за последний период (большая часть из которых начала действовать с 1 января 2001 года), можно разбить на несколько блоков:
1.
Изменение налогового
2. Изменение бюджетного законодательства и норм, регламентирующих федеральную финансовую поддержку регионов. В Законе о федеральном бюджете на 2001 год было предусмотрено создание дополнительного вида федеральной финансовой помощи региональным бюджетам – целевых трансфертов из Фонда компенсаций. Указанный фонд был создан в федеральном бюджете за счет средств, полученных от централизации поступлений налога на добавленную стоимость, а суммы финансовой помощи из данного фонда распределяются между всеми субъектами Федерации и направляются целевым образом на финансирование расходов на финансирование реализации федеральных законов «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». При подготовке закона о федеральном бюджете на 2001 год продолжилось совершенствование методики оценки налогового потенциала и расходных потребностей субъектов Федерации, используемых при расчете сумм трансфертов из Фонда финансовой поддержки регионов.
3. Прочие решения, затрагивающие отношения федерального бюджета и субъектов Федерации. Помимо изменений в области налогового и бюджетного законодательства, в 2000 году был принят ряд решений в других областях, которые могут оказать существенное влияние на состояние дел в бюджетной сфере. Среди таких решений следует прежде всего отменить принятие поправок в законодательство, позволяющих федеральному центр отстранять от должности руководителей органов исполнительной власти субъектов Федерации, допустивших нарушения федерального законодательства на своей территории, а также ужесточение политики в отношении особого бюджетного статуса таких субъектов Федерации, как республики Башкортостан и Татарстан.
Также в первой главе нами были рассмотрены юридические основы финансово-бюджетной деятельности субъекта РФ на примере бюджетного процесса Новосибирской области, включающего в себя следующие этапы:
-
разработка прогноза социально-
- рабочая документация к проекту бюджета, представляемая в областной Совет депутатов;
- рассмотрение проект бюджета в первом чтении;
- рассмотрение проекта бюджета во втором чтении;
-
утверждение областного
-
исполнение и внесение
-
организация контроля
-
отчет об исполнении
Одним из основных выводов первой главы является остающаяся уже на протяжении длительного периода времени актуальность несбалансированности региональных бюджетов. Острота и злободневность данной проблемы подтверждена результатами анализа исполнения бюджета Новосибирской области за 2000 – 2002 гг., проведенного во второй главе данной работы.
Результаты проведенного анализа показывают, что на протяжении ряда лет бюджет рассматриваемого региона испытывает хронический дефицит – постоянное превышение расходов над доходами, и в этом плане не является исключением из общей массы, а скорее, наглядным показателем ситуации по стране в целом.
Основное место в структуре доходов Новосибирской области занимают налоговые поступления, и именно невыполнение бюджета области по доходам из-за недопоступления налогов вносит немалую лепту в бюджетный дефицит.