Региональный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:44, дипломная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы данной работы обусловлена прежде всего тем, что из всех аспектов бюджетных отношений межбюджетные отношения между Российской Федерацией и ее субъектами относятся к числу наименее законодательно урегулированных. Вступление в силу с 1 января 2000 года Бюджетного кодекса, ознаменовавшее качественный скачок в развитии бюджетного права, сравнительно мало затронуло область межбюджетных отношений. Хотя этим отношениям посвящена специальная глава Кодекса

Содержание

Введение
1.Экономическая сущность региональных бюджетов
1.1. Место региональных бюджетов в бюджетной системе
Российской Федерации
1.2. Доходные полномочия и расходные обязательства субъектов РФ
1.2.1 Собственные и регулирующие доходы региональных бюджетов
1.2.2. Расходные обязательства субъектов РФ
1.3. Юридические основы финансово – бюджетной деятельности
субъекта РФ
2. Анализ бюджетного процесса на примере Новосибирской области
за 2000 – 2002 гг.
2.1. Анализ исполнения областного бюджета по доходам
2.2 Анализ исполнения бюджета Новосибирской области по расходам
2.3 Анализ сбалансированности бюджета Новосибирской области за 2000 – 2002 гг. и основных направлений бюджетной политики на 2003 год
3. Рекомендации по повышению эффективности межбюджетных
отношений
3.1 Рекомендации в области налоговой реформы
3.2 Рекомендации в области распределения федеральной
финансовой помощи бюджетам субъектов Федерации
3.3 Рекомендации по совершенствованию бюджетного процесса
и межбюджетных отношений в Новосибирской области
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

диплом 3202(Н) -- скорректированный.doc

— 673.50 Кб (Скачать)

     содержание:

     стр.: 

Введение

1.Экономическая  сущность региональных бюджетов

1.1. Место  региональных бюджетов в бюджетной  системе

Российской  Федерации

1.2. Доходные  полномочия и расходные обязательства  субъектов РФ

1.2.1  Собственные и регулирующие доходы  региональных бюджетов

1.2.2.  Расходные обязательства субъектов  РФ

1.3. Юридические  основы финансово – бюджетной  деятельности 

субъекта  РФ

2. Анализ  бюджетного процесса на примере  Новосибирской области 

за 2000 – 2002 гг.

2.1. Анализ  исполнения областного бюджета по доходам

2.2 Анализ  исполнения бюджета Новосибирской  области по расходам

2.3 Анализ  сбалансированности бюджета Новосибирской  области за 2000 – 2002 гг. и основных  направлений бюджетной политики  на 2003 год

3. Рекомендации по повышению эффективности межбюджетных

отношений  
3.1 Рекомендации в области налоговой реформы

3.2 Рекомендации  в области распределения федеральной 

финансовой  помощи бюджетам субъектов Федерации

3.3 Рекомендации  по совершенствованию бюджетного  процесса 

и межбюджетных отношений в  Новосибирской области

Заключение

Список  использованной литературы

Приложения

4

8 

8

12

12

16 

19 

29

29

38 
 

44 

53

54 

61 

63

69

77 
 

 

    Введение 

     Динамичное  и устойчивое развитие общества невозможно без активного участия государства  в экономических процессах, которое реализуется прежде всего в бюджетной и денежно-кредитной политике. Этот постулат сформулировал Кейнс и он остается реальностью и по сей день в экономике индустриально развитых стран мира.

     Государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики играет ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры  любого современного общества. Государство осуществляет экономическое и социальное регулирование с помощью  финансовой системы, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством бюджета государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

     Актуальность  выбранной темы данной работы обусловлена прежде всего тем, что из всех аспектов бюджетных отношений межбюджетные отношения между Российской Федерацией и ее субъектами относятся к числу наименее законодательно урегулированных. Вступление в силу с 1 января 2000 года Бюджетного кодекса, ознаменовавшее качественный скачок в развитии бюджетного права, сравнительно мало затронуло область межбюджетных отношений. Хотя этим отношениям посвящена специальная глава Кодекса (глава 16), ее нормы носят преимущественно декларативный или дефинитивный характер и не рассчитаны на прямое действие. В значительной мере это обусловлено тем, что межбюджетные отношения являются непосредственным отражением уровня развития федеративных отношений вообще, которые по сей день находятся в процессе становления. К моменту рассмотрения Бюджетного кодекса Правительством были только намечены тактические цели государственной политики в этой области [15]. В этих условиях жесткая законодательная фиксация межбюджетных отношений была преждевременной и даже нежелательной.

     Проблема  определения места региональных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации поднимается с 1992 года – момента начала процессов децентрализации. В настоящей работе будут рассмотрены наиболее важные вопросы организации системы государственных финансов на уровне субъектов РФ.

     Важность  изучения данной проблемы обусловлена  необходимостью более ясного восприятия реалий современного российского федерализма, углубленного понимания мотивации и характера взаимоотношений центра и периферии, противоречий регионального развития, потребностью более точных прогнозных оценок вероятности распада государственной целостности России либо ее успешной интеграции в мировой экономический и политический порядок начала XXI в.

     В первой главе мы дадим характеристику бюджетной системе Российской Федерации, отразим основные тенденции развития межбюджетных отношений в РФ, доходных полномочий и расходных обязательств субъектов управления различных уровней бюджетной системы. Также в первой главе мы коснемся вопросов, связанных с юридическими основами осуществления бюджетного процесса субъектов Федерации.

     Во  второй главе будет дан анализ межбюджетных отношений на примере исполнения бюджета субъекта РФ – Новосибирской области, как по доходам, так и по расходам. Выбор объекта исследования - бюджета Новосибирской области - во многом предопределен тем, что этот сибирский регион по большинству своих качественных и количественных параметров может быть условно отнесен к числу "ординарных", т.е. территорий, не выпадающих из общего ряда благодаря отсутствию богатых природных ресурсов, ощутимой этнической специфики, близости к очагам вооруженных конфликтов и т.д. Подобная "заурядность" области способствует выявлению типичного и получению результатов, справедливых по отношению к подобным же регионам в составе РФ и возможности выработки рекомендаций, применимых и для других регионов. Разумеется,  констатация известной  "ординарности" объекта не подразумевает отказа от выявления его специфических черт и особенностей.

     Также во второй главе подробно анализируются  вопросы исполнения регионального  бюджета, структуры расходов и доходов  бюджета региона, а также производится сравнительный анализ исполнения бюджета  области за ряд лет, а именно, с 2000 по 2002 год. Также здесь мы проанализируем отношения Новосибирской области с центром и вытекающие отсюда последствия в бюджетной сфере и охарактеризуем основные направления бюджетной политики области на 2003 год.

     Завершается работа формулированием практических рекомендаций по повышению эффективности межбюджетных отношений на уровне Российской Федерации в целом, заключающихся в предложении различных вариантов дальнейшего реформирования налоговой системы и схем перераспределения налоговых доходов между бюджетами различных уровней бюджетной системы, а также реформирования системы межрегионального выравнивания.

     Данная  работа ставит своей  целью определение  места региональных бюджетов в бюджетной  системе Российской Федерации и исследование существующих межбюджетных отношений.

     Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

     1) определено понятие  бюджетной системы  и бюджетов различных  уровней;

     2) определены основные  принципы построения  и функционирования  бюджетов всех  уровней;

     3) обозначены основные проблемы бюджетного федерализма, как формы бюджетных взаимоотношений между центром и регионами;

     4) охарактеризованы  доходные и расходные  полномочия центра  и субъектов РФ;

     5) проведен анализ  исполнения бюджета  субъекта РФ –  Новосибирской области по доходам и расходам за период с 2000  по 2002 год;

     6) разработаны основные  направления повышения  эффективности межбюджетных  отношений.

     Нормативно-правовой базой данной работы являются Бюджетный  и Налоговый кодексы РФ, Федеральный  закон  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным закон «О федеральном бюджете РФ», Закон Российской федерации ”Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской Федерации”,  Областные законы Новосибирской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Новосибирской области»,  Закон Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2000 год» и другие нормативные документы.

     Методологической  основой работы послужили Указы  Президента РФ, постановления Правительства РФ, труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам бюджета.

     В процессе написания данной работы были использованы также статистические данные Госкомстата РФ, периодические  издания, сеть Интернет и информационно-правовая система «Консультант-плюс».

     В соответствии с характером темы и  объектами изучения в работе применены, экономико-статистический, экономико-математический, расчетно-аналитический и другие методы исследования. 
 
 

 

        1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ  

       1.1. Место региональных бюджетов  в бюджетной системе Российской  Федерации

       Бюджетная система Российской Федерации состоит  из бюджетов трех уровней:

  • первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень - местные бюджеты [22. c.11].

       Бюджетное устройство нашей страны обеспечивает непрерывную взаимосвязь бюджетов всех уровней (федеративный, субъектов Федерации и местных).(см. Рис.1)

         
 
 
 

       ё 
 
 
 
 
 

     Государственная бюджетная система РФ состоит  из 21 республиканского бюджета, 55 краевых  и областных бюджетов, городских  бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, а также около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).

     Вообще  принципы построения и функционирования бюджетов всех уровней одинаковы [21, c. 55]:

  • принцип единства выражает необходимость согласования бюджетов с единой правовой и документарной политикой, единым бюджетным процессом;
  • принцип гласности требует обязательного опубликования утвержденных бюджетов в СМИ;
  • принцип реальности утверждает необходимость правдивости всех бюджетных показателей;
  • принцип самостоятельности определяется наличием у бюджетов всех уровней собственных источников доходов и правом самовольного их расходования (в рамках действующего законодательства). Бюджеты нижестоящих органов самоуправления  не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

     Бюджеты субъектов Российской Федерации  входят во второй уровень бюджетной  системы. Бюджет субъекта РФ – это  форма образования и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ [1, ст.15]. Бюджеты субъектов РФ – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной, легкой и пищевой промышленности; коммунального хозяйства; развитие транспорта и связи. Важное значение имеют бюджеты субъектов в осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфрастуктуры общества.

     Наиболее  сложная проблема в бюджетном  устройстве – бюджетный федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения центров  и регионов.

Информация о работе Региональный бюджет