Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:44, дипломная работа
Актуальность выбранной темы данной работы обусловлена прежде всего тем, что из всех аспектов бюджетных отношений межбюджетные отношения между Российской Федерацией и ее субъектами относятся к числу наименее законодательно урегулированных. Вступление в силу с 1 января 2000 года Бюджетного кодекса, ознаменовавшее качественный скачок в развитии бюджетного права, сравнительно мало затронуло область межбюджетных отношений. Хотя этим отношениям посвящена специальная глава Кодекса
Введение
1.Экономическая сущность региональных бюджетов
1.1. Место региональных бюджетов в бюджетной системе
Российской Федерации
1.2. Доходные полномочия и расходные обязательства субъектов РФ
1.2.1 Собственные и регулирующие доходы региональных бюджетов
1.2.2. Расходные обязательства субъектов РФ
1.3. Юридические основы финансово – бюджетной деятельности
субъекта РФ
2. Анализ бюджетного процесса на примере Новосибирской области
за 2000 – 2002 гг.
2.1. Анализ исполнения областного бюджета по доходам
2.2 Анализ исполнения бюджета Новосибирской области по расходам
2.3 Анализ сбалансированности бюджета Новосибирской области за 2000 – 2002 гг. и основных направлений бюджетной политики на 2003 год
3. Рекомендации по повышению эффективности межбюджетных
отношений
3.1 Рекомендации в области налоговой реформы
3.2 Рекомендации в области распределения федеральной
финансовой помощи бюджетам субъектов Федерации
3.3 Рекомендации по совершенствованию бюджетного процесса
и межбюджетных отношений в Новосибирской области
Заключение
Список использованной литературы
В случае непринятия проекта Закона ”О бюджете области” областной Совет до 1 января принимает Закон ”О финансировании расходов из областного бюджета в 1 квартале финансового года”.
В случае неутверждения ассигнований в срок администрация области имеет право расходовать средства в размере 1/12 объема областного бюджета предыдущего года в течение каждого месяца вплоть до утверждения расходов бюджета областным Советом депутатов. При этом объем бюджетных ассигнований, израсходованных органами исполнительной власти по неутвержденным расходам, не может превышать расходов 4-го квартала предыдущего года.
6. Исполнение и внесение изменений в областной бюджет
После утверждения бюджетных
нормативов завершается
В соответствии с решениями областного Совета администрация области заключает соглашения с территориями о совместных расходах.
В
соглашениях указываются
Кассовое
исполнение областного бюджета, районных
бюджетов районов и бюджетов
городов областного значения осуществляется
через систему расчетно-
Утвержденные ассигнования и состав финансируемых программ пересматриваются областным Советом депутатов в случаях: изменения программ, недостаточности доходов, превышения доходов запланированного уровня.
В
случае, если в ходе исполнения бюджета
вышестоящий орган
Передача объектов бюджетного финансирования с одного уровня бюджетной системы на другой в процессе исполнения бюджета осуществляется с передачей соответствующего финансирования.
В
случаях, когда при максимальной
мобилизации собственных
Исполнительные органы местного самоуправления, получившие ссуду, обеспечивают её погашение в строго установленные сроки и используют по назначению.
7.
Организация контроля
Контроль за формированием и исполнением областного бюджета, расходованием средств областных внебюджетных фондов осуществляет областной Совет депутатов.
Контроль бюджетного процесса в области осуществляется:
а) на этапе составления и
представления бюджета в
депутатов - в форме их рассмотрения, обсуждения и утверждения;
б) на этапе исполнения - в форме анализа, проверки и утверждения
отчетов об исполнении
Администрация области обязана ежеквартально представлять в комитет по бюджетной, налоговой и финансово-кредитной политике областного Совета депутатов информацию о ходе исполнения областного бюджета, использовании средств областных внебюджетных фондов.
Администрация области обязана осуществлять контроль за правильностью использования предприятиями, учреждениями и организациями выделенных им ассигнований из областного бюджета, средств внебюджетных фондов.
Администрация области вправе осуществлять надзор за ходом исполнения бюджетов исполнительными органами местного самоуправления исходя из требований соблюдения действующего законодательства, решений органов государственной власти области, принятых в пределах их компетенции. В случае, если субвенции, выделенные бюджету местного самоуправления, не израсходованы в установленный срок или расходуются не по целевому назначению, субсидирование прекращается, а выделенные средства подлежат возврату в областной бюджет.
8.
Отчет об исполнении
Администрация
области предоставляет
Отчеты об исполнении областного бюджета, бюджетов областных внебюджетных фондов составляются администрацией области или органами управления внебюджетных фондов в соответствии с Положениями об этих фондах.
Отчеты об исполнении бюджетов должны составляться по всем основным показателям доходов и расходов, утвержденными Законами о бюджетах, с пояснительной запиской о полученных доходах и расходовании средств.
Отчеты об исполнении областного бюджета и бюджетов областных внебюджетных фондов рассматриваются областным Советом депутатов, который по результатам рассмотрения принимает решение об их утверждении или отклонении.
Таким
образом, порядок формирования, утверждения
и исполнения бюджета субъекта РФ
сложный, длительный процесс и его необходимо
тщательно осуществлять на основе бюджетного
и налогового законодательства РФ.[41, c.9]
2. Анализ бюджетного
процесса на примере
Новосибирской области
за 2000 – 2002 гг.
2.1. Анализ исполнения областного бюджета по доходам.
Анализ исполнения бюджета Новосибирской области начнем с анализа исполнения областного бюджета по доходам.
Исходными данными являются Закон Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2000 год» от 13.11.2000 N 126-ОЗ, Закон Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2001 год» от 18.07.2001 N 166-ОЗ, Закон Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2002 год» от 07.12.2001 N 196-ОЗ, а также отчеты об исполнении консолидированного бюджета Новосибирской области за 2000 – 2002 гг.
На основании этих данных составим таблицу, представленную в Приложении 4, наглядно иллюстрируюшую выполнение плановых показателей, как в абсолютном, так и в относительном выражении.
Как показывают данные таблицы, на всем протяжении рассматриваемого периода, а конкретно с 2000 по 2002 год наблюдается стабильное неисполнение областного бюджета по всем источникам доходов, за исключением безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней, а в 2001 году – доходов целевых бюджетных фондов.
Особенно
остро эта проблема касается налоговых
поступлений, в отношении которых
стабильно имеет место
Если в 2000 году бюджет по налоговым поступлениям был исполнен на 89%, то в 2001 году этот показатель опустился на 3% и составил 86%, а в 2002 году – 85%.
Что касается неналоговых
Основной вклад в данное невыполнение внесло недопоступление прочих неналоговых доходов практически на 90%.
Безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней в 2000 – 2001 гг. превышают запланированные показатели примерно на 15 и 9% соответственно, а в 2002 году составляют 97% от плана.
В общем план по доходам в 2000 году был исполнен на 94%, а в 2001 году – на 107%. Однако в 2002 году опять наметилась тенденция неисполнения доходной части бюджета практически на 15%.
В доходной части бюджета в 2002 году основные поступления рассчитывали получить по платежам по подоходному налогу (17,5%), а также по налогу на прибыль (10,3%). Областные власти также рассчитывали на получение дотаций из федерального бюджета в размере 4 млрд. рублей. Как заявил губернатор Виктор Толоконский, нет причин для того, чтобы федеральный центр отказал Новосибирской области, более того, по словам губернатора, он приложит все усилия для того, чтобы даже увеличить сумму трансфертов из федерального бюджета.
Намерения
губернатора вполне объяснимы. В
связи с изменениями в
Если провести анализ фактического поступления доходов в областной бюджет в динамике (Таблица 2.1), то можно отметить, что доля налоговых поступлений по отношению к предыдущему периоду повышается: в 2001 году – на 20%, в 2002 году – на 26%.
Основное увеличение налоговых поступлений происходит за счет увеличения поступления налога на прибыль.
Таблица 2.1
Анализ фактического поступления доходов в бюджет Новосибирской области за 2000 – 2002 гг.
статьи доходов | 2000 | 2001 | 2002 | ||||||
Тыс.руб. | По отн.к пред.г. | В% | Тыс.руб. | По отн.к пред.г. | В% | Тыс.руб. | По отн.к пред.г. | В% | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 3188461 | - | 100 | 3856135 | 667674 | 120,94 | 4856007 | 999872 | 125,93 |
НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ (ДОХОД),ПРИРОСТ КАПИТАЛА | 1499121 | - | 100 | 2265803 | 766682 | 151,14 | 2922905 | 657102 | 129,00 |
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ. ЛИЦЕНЗИОННЫЕ И РЕГИСТРАЦИОННЫЕ СБОРЫ | 1164539 | - | 100 | 740356 | -424183 | 63,58 | 702204 | -38152 | 94,85 |
НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД | 126499 | - | 100 | 242917 | 116418 | 192,03 | 336682 | 93765 | 138,60 |
НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО | 338639 | - | 100 | 497753 | 159114 | 146,99 | 631089 | 133336 | 126,79 |
ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ | 58101 | - | 100 | 106083 | 47982 | 182,58 | 264043 | 157960 | 248,90 |
ПРОЧИЕ НАЛОГИ, ПОШЛИНЫ И СБОРЫ | 1562 | - | 100 | 3223 | 1661 | 206,34 | -916 | -4139 | -28,42 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 373455 | - | 100 | 669604 | 296149 | 179,30 | 295532 | -374072 | 44,14 |
ДОХОДЫ
ОТ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ
И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, |
130108 | - | 100 | 59854 | -70254 | 46,00 | 134664 | 74810 | 224,99 |
ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ ЗЕМЛИ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ | 1899 | - | 100 | 1635 | -264 | 86,10 | 11250 | 9615 | 688,07 |
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ | 64051 | - | 100 | 74479 | 10428 | 116,28 | 71734 | -2745 | 96,31 |
ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА | 2332 | - | 100 | 17784 | 15452 | 762,61 | 33212 | 15428 | 186,75 |
ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 175065 | - | 100 | 515852 | 340787 | 294,66 | 44672 | -471180 | 8,66 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ: | 1555966 | - | 100 | 3448180 | 1892214 | 221,61 | 4269397 | 821217 | 123,82 |
ОТ БЮДЖЕТОВ ДРУГИХ УРОВНЕЙ | 1555966 | - | 100 | 3419180 | 1863214 | 219,75 | 4269397 | 850217 | 124,87 |
ОТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ | 0 | - | 100 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||
ДОХОДЫ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ | 17629 | - | 100 | 2382932 | 2365303 | 13517,11 | 1442985 | -939947 | 60,56 |
ДОХОДЫ ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | - | 180852 | |||||||
ВСЕГО ДОХОДОВ | 5135511 | - | 100 | 10356851 | 5221340 | 201,67 | 11044773 | 687922 | 106,64 |