Региональный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:44, дипломная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы данной работы обусловлена прежде всего тем, что из всех аспектов бюджетных отношений межбюджетные отношения между Российской Федерацией и ее субъектами относятся к числу наименее законодательно урегулированных. Вступление в силу с 1 января 2000 года Бюджетного кодекса, ознаменовавшее качественный скачок в развитии бюджетного права, сравнительно мало затронуло область межбюджетных отношений. Хотя этим отношениям посвящена специальная глава Кодекса

Содержание

Введение
1.Экономическая сущность региональных бюджетов
1.1. Место региональных бюджетов в бюджетной системе
Российской Федерации
1.2. Доходные полномочия и расходные обязательства субъектов РФ
1.2.1 Собственные и регулирующие доходы региональных бюджетов
1.2.2. Расходные обязательства субъектов РФ
1.3. Юридические основы финансово – бюджетной деятельности
субъекта РФ
2. Анализ бюджетного процесса на примере Новосибирской области
за 2000 – 2002 гг.
2.1. Анализ исполнения областного бюджета по доходам
2.2 Анализ исполнения бюджета Новосибирской области по расходам
2.3 Анализ сбалансированности бюджета Новосибирской области за 2000 – 2002 гг. и основных направлений бюджетной политики на 2003 год
3. Рекомендации по повышению эффективности межбюджетных
отношений
3.1 Рекомендации в области налоговой реформы
3.2 Рекомендации в области распределения федеральной
финансовой помощи бюджетам субъектов Федерации
3.3 Рекомендации по совершенствованию бюджетного процесса
и межбюджетных отношений в Новосибирской области
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

диплом 3202(Н) -- скорректированный.doc

— 673.50 Кб (Скачать)

     В случае непринятия проекта Закона ”О бюджете области” областной Совет  до 1 января принимает Закон ”О финансировании  расходов  из областного бюджета в 1 квартале финансового года”.

     В случае неутверждения ассигнований в срок администрация  области  имеет  право  расходовать  средства  в размере 1/12 объема областного бюджета  предыдущего года в течение каждого  месяца вплоть до утверждения расходов бюджета областным Советом депутатов. При этом объем бюджетных ассигнований,  израсходованных органами исполнительной  власти по неутвержденным расходам, не может превышать расходов 4-го квартала предыдущего года.

     6. Исполнение и внесение изменений в областной бюджет

       После  утверждения бюджетных  нормативов завершается планирование  нижестоящих бюджетов. Областные  нормативы не могут быть изменены, кроме как в соответствии с  пунктом 2 статьи 20 настоящего Закона.

     В соответствии с решениями областного Совета администрация области заключает соглашения с территориями о совместных расходах.

     В соглашениях указываются взаимные обязательства  вышестоящего  и  нижестоящего органа власти, включая  порядок выплат причитающихся сумм и систему контроля расходов.

     Кассовое  исполнение областного бюджета,  районных бюджетов районов  и  бюджетов  городов  областного значения осуществляется через систему расчетно-кассовых центров  Главного  управления  Центрального банка Российской Федерации  по Новосибирской области или через систему органов федерального казначейства по Новосибирской области

     Утвержденные  ассигнования и состав финансируемых  программ  пересматриваются  областным  Советом депутатов в случаях:  изменения программ, недостаточности  доходов, превышения доходов  запланированного уровня.

     В случае, если в ходе исполнения бюджета  вышестоящий орган государственной  власти принимает решение, приводящее к уменьшению доходов или увеличению расходов нижестоящего территориального уровня,  то недостающие  в  связи с этим для сбалансирования минимального бюджета средства компенсируются указанным вышестоящим органом власти, принявшим решение, за счет его бюджета. При этом при исчислении недостающих средств в расчет не принимается свободный остаток средств бюджета нижестоящего уровня, образовавшийся на начало текущего финансового года и не израсходованный к моменту принятия указанного решения.

     Передача  объектов  бюджетного финансирования с одного уровня бюджетной системы  на другой в процессе исполнения бюджета  осуществляется с передачей соответствующего финансирования.

     В случаях,  когда при максимальной мобилизации собственных источников не обеспечивается финансирование неотложных мероприятий, администрация области  по ходатайству  администраций  территорий  вправе предоставлять ссуду нижестоящим бюджетам.

     Исполнительные  органы местного самоуправления,  получившие ссуду, обеспечивают  её  погашение  в строго установленные сроки  и используют по назначению.

     7. Организация контроля бюджетного  процесса

       Контроль за формированием и  исполнением  областного  бюджета, расходованием  средств областных внебюджетных фондов осуществляет областной Совет депутатов.

     Контроль  бюджетного процесса в области осуществляется:

          а) на этапе составления и  представления бюджета в областной  Совет

       депутатов - в форме их рассмотрения, обсуждения и утверждения;

          б) на этапе исполнения - в форме  анализа,  проверки и утверждения

       отчетов об исполнении бюджетов  соответствующего года.

     Администрация области обязана ежеквартально  представлять в комитет по бюджетной,  налоговой и финансово-кредитной политике областного Совета депутатов информацию о ходе исполнения областного  бюджета, использовании средств областных внебюджетных фондов.

       Администрация области обязана  осуществлять  контроль  за  правильностью использования предприятиями,  учреждениями и организациями выделенных им ассигнований из областного бюджета,  средств внебюджетных фондов.

     Администрация области вправе осуществлять надзор за ходом  исполнения бюджетов исполнительными  органами местного самоуправления исходя из требований соблюдения  действующего  законодательства,  решений органов государственной власти области, принятых в пределах их компетенции. В случае, если субвенции, выделенные бюджету местного самоуправления, не израсходованы в установленный срок или расходуются не по целевому назначению, субсидирование прекращается, а выделенные средства подлежат возврату в областной бюджет.

     8. Отчет об исполнении областного  бюджета

     Администрация области предоставляет областному Совету  депутатов отчеты об исполнении областного бюджета,  бюджетов областных внебюджетных фондов за год и за периоды, на которые были утверждены бюджеты в течение года не позднее 2-х недель после окончания установленного срока представления отчетов в Министерство  Финансов  Российской Федерации.

     Отчеты  об  исполнении областного бюджета,  бюджетов областных внебюджетных фондов составляются администрацией области  или  органами управления  внебюджетных  фондов в соответствии с Положениями  об этих фондах.

     Отчеты  об исполнении бюджетов должны составляться по всем основным показателям доходов и расходов,  утвержденными Законами о бюджетах,  с  пояснительной запиской о полученных доходах и расходовании средств.

     Отчеты  об  исполнении областного бюджета  и бюджетов областных внебюджетных фондов рассматриваются областным Советом депутатов,  который по результатам рассмотрения принимает решение об их утверждении или отклонении.

     Таким образом, порядок формирования, утверждения  и исполнения бюджета субъекта РФ сложный, длительный процесс и его необходимо тщательно осуществлять на основе бюджетного и налогового законодательства РФ.[41, c.9] 

 

      2. Анализ бюджетного  процесса на примере  Новосибирской области  за 2000 – 2002 гг. 

     2.1. Анализ исполнения областного  бюджета по доходам.

     Анализ исполнения бюджета Новосибирской области начнем с анализа исполнения областного бюджета по доходам.

     Исходными данными являются Закон Новосибирской  области «Об областном бюджете  Новосибирской области на 2000 год»  от 13.11.2000 N 126-ОЗ, Закон Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2001 год» от 18.07.2001 N 166-ОЗ, Закон Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2002 год» от 07.12.2001 N 196-ОЗ, а также отчеты об исполнении консолидированного бюджета Новосибирской области за 2000 – 2002 гг.

     На  основании этих данных составим таблицу, представленную в Приложении 4, наглядно иллюстрируюшую выполнение плановых показателей, как в абсолютном, так и в  относительном выражении.

     Как показывают данные таблицы, на всем протяжении рассматриваемого периода, а конкретно с 2000 по 2002 год наблюдается стабильное неисполнение областного бюджета по всем источникам доходов, за исключением безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней, а в 2001 году – доходов целевых   бюджетных фондов.

     Особенно  остро эта проблема касается налоговых  поступлений, в отношении которых  стабильно имеет место недоимка.

     Если  в 2000 году бюджет по налоговым поступлениям был исполнен на 89%, то в 2001 году этот показатель опустился на 3% и составил 86%, а в 2002 году – 85%.

       Что касается неналоговых доходов,  то в 2001 году они превысили  запланированный показатель на 60%. Основной вклад в это превышение  внесли штрафные санкции и  возмещение ущерба, увеличившиеся  в несколько раз. Но в 2002 году опять наблюдается невыполнение плана практически на 50%.

     Основной  вклад в данное невыполнение внесло недопоступление прочих неналоговых  доходов практически на 90%.

     Безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней  в 2000 – 2001 гг. превышают запланированные показатели примерно на 15 и 9% соответственно, а в 2002 году составляют 97% от плана.

     В общем план по доходам в 2000 году был  исполнен на 94%, а в 2001 году – на 107%. Однако в 2002 году опять наметилась тенденция  неисполнения доходной части бюджета практически на 15%.

     В доходной части бюджета в 2002 году основные поступления рассчитывали получить по платежам по подоходному  налогу (17,5%), а также по налогу на прибыль (10,3%). Областные власти также  рассчитывали на получение дотаций  из федерального бюджета в размере 4 млрд. рублей. Как заявил губернатор Виктор Толоконский, нет причин для того, чтобы федеральный центр отказал Новосибирской области, более того, по словам губернатора, он приложит все усилия для того, чтобы даже увеличить сумму трансфертов из федерального бюджета.

     Намерения губернатора вполне объяснимы. В  связи с изменениями в Налоговом  кодексе, а также решением правительства  повысить уровень заработной платы  работникам бюджетной сферы, региональным властям  придется  не только усилить работу по собираемости налогов, но и добиться расположения федерального центра.  Причем последнее  является для регионов сложной задачей, так как правительство уже объявило о том, что оно пока не намерено помогать субъектам федераций [46, c.7].

     Если  провести анализ фактического поступления доходов в областной бюджет в динамике (Таблица 2.1), то можно отметить, что доля налоговых поступлений по отношению к предыдущему периоду повышается: в 2001 году – на 20%, в 2002 году – на 26%.

     Основное  увеличение налоговых поступлений происходит за счет увеличения поступления налога на прибыль.

 

     

     Таблица 2.1

     Анализ  фактического поступления доходов  в бюджет Новосибирской области  за 2000 – 2002 гг.

статьи  доходов 2000 2001 2002
Тыс.руб. По отн.к пред.г. В% Тыс.руб. По отн.к пред.г. В% Тыс.руб. По отн.к пред.г. В%
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 3188461 - 100 3856135 667674 120,94 4856007 999872 125,93
НАЛОГИ  НА ПРИБЫЛЬ (ДОХОД),ПРИРОСТ КАПИТАЛА 1499121 - 100 2265803 766682 151,14 2922905 657102 129,00
НАЛОГИ  НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ. ЛИЦЕНЗИОННЫЕ И РЕГИСТРАЦИОННЫЕ СБОРЫ 1164539 - 100 740356 -424183 63,58 702204 -38152 94,85
НАЛОГИ  НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД 126499 - 100 242917 116418 192,03 336682 93765 138,60
НАЛОГИ  НА ИМУЩЕСТВО 338639 - 100 497753 159114 146,99 631089 133336 126,79
ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ 58101 - 100 106083 47982 182,58 264043 157960 248,90
ПРОЧИЕ  НАЛОГИ, ПОШЛИНЫ И СБОРЫ 1562 - 100 3223 1661 206,34 -916 -4139 -28,42
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 373455 - 100 669604 296149 179,30 295532 -374072 44,14
ДОХОДЫ  ОТ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ  И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,ИЛИ  ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 130108 - 100 59854 -70254 46,00 134664 74810 224,99
ДОХОДЫ  ОТ ПРОДАЖИ ЗЕМЛИ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 1899 - 100 1635 -264 86,10 11250 9615 688,07
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ 64051 - 100 74479 10428 116,28 71734 -2745 96,31
ШТРАФНЫЕ  САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА 2332 - 100 17784 15452 762,61 33212 15428 186,75
ПРОЧИЕ  НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 175065 - 100 515852 340787 294,66 44672 -471180 8,66
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ: 1555966 - 100 3448180 1892214 221,61 4269397 821217 123,82
ОТ  БЮДЖЕТОВ ДРУГИХ УРОВНЕЙ 1555966 - 100 3419180 1863214 219,75 4269397 850217 124,87
ОТ  ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 0 - 100 0 0   0 0  
ДОХОДЫ  ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 17629 - 100 2382932 2365303 13517,11 1442985 -939947 60,56
ДОХОДЫ  ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   -           180852  
ВСЕГО ДОХОДОВ 5135511 - 100 10356851 5221340 201,67 11044773 687922 106,64

Информация о работе Региональный бюджет