Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:44, дипломная работа
Актуальность выбранной темы данной работы обусловлена прежде всего тем, что из всех аспектов бюджетных отношений межбюджетные отношения между Российской Федерацией и ее субъектами относятся к числу наименее законодательно урегулированных. Вступление в силу с 1 января 2000 года Бюджетного кодекса, ознаменовавшее качественный скачок в развитии бюджетного права, сравнительно мало затронуло область межбюджетных отношений. Хотя этим отношениям посвящена специальная глава Кодекса
Введение
1.Экономическая сущность региональных бюджетов
1.1. Место региональных бюджетов в бюджетной системе
Российской Федерации
1.2. Доходные полномочия и расходные обязательства субъектов РФ
1.2.1 Собственные и регулирующие доходы региональных бюджетов
1.2.2. Расходные обязательства субъектов РФ
1.3. Юридические основы финансово – бюджетной деятельности
субъекта РФ
2. Анализ бюджетного процесса на примере Новосибирской области
за 2000 – 2002 гг.
2.1. Анализ исполнения областного бюджета по доходам
2.2 Анализ исполнения бюджета Новосибирской области по расходам
2.3 Анализ сбалансированности бюджета Новосибирской области за 2000 – 2002 гг. и основных направлений бюджетной политики на 2003 год
3. Рекомендации по повышению эффективности межбюджетных
отношений
3.1 Рекомендации в области налоговой реформы
3.2 Рекомендации в области распределения федеральной
финансовой помощи бюджетам субъектов Федерации
3.3 Рекомендации по совершенствованию бюджетного процесса
и межбюджетных отношений в Новосибирской области
Заключение
Список использованной литературы
Помимо
мер налогового регулирования в
2003 году предусматривается
Финансовая поддержка бюджетов субъектов Российской Федерации будет осуществляться в рамках действующих в текущем году форм перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы с использованием созданных в федеральном бюджете специальных фондов финансовых средств.
В
результате оказания финансовой помощи
из федерального бюджета доля налоговых
доходов бюджетов регионов в общем
объеме налоговых доходов
1.3.
Юридические основы финансово
– бюджетной деятельности
Рассмотрим юридические основы финансово-бюджетной деятельности субъекта на примере бюджетного процесса Новосибирской области.
Бюджетный
процесс в Новосибирской
Так, согласно статье 107 Закона Новосибирской области от 28.03.02 г. №16 – ОЗ «О внесении изменений в Устав Новосибирской области», Бюджетный процесс в Новосибирской области осуществляют органы, наделенные бюджетными полномочиями в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Согласно статье 4 закона Новосибирской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Новосибирской области» под бюджетным процессом понимается регламентированная настоящим Законом деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
Порядок составления и рассмотрения проекта областного бюджета, утверждения и исполнения областного бюджета, осуществления контроля за его исполнением, утверждения отчета об исполнении областного бюджета Новосибирской области устанавливается законом области.
Бюджетный процесс подразделяется на следующие этапы:
-
разработка прогноза социально-
- рабочая документация к проекту бюджета, представляемая в областной Совет депутатов;
- рассмотрение проект бюджета в первом чтении;
- рассмотрение проекта бюджета во втором чтении;
-
утверждение областного
-
исполнение и внесение
-
организация контроля
-
отчет об исполнении
Рассмотрим эти этапы более подробно.
1.
Разработка прогноза социально-
Решение о начале работы над составлением проекта бюджета в области принимает глава администрации области не позднее чем за 6 месяцев до начала соответствующего финансового года. На основании этого решения администрация области организует поэтапную работу по составлению проекта бюджета.
В
течение полутора месяцев составляется
прогноз социально-
Расходы на целевые общеобластные программы предусматриваются в областном бюджете и не могут быть включены в бюджеты местного самоуправления.
2. Рабочая документация к проекту бюджета, представляемая в областной Совет депутатов
Глава администрации области не позднее, чем за два месяца до начала нового финансового года представляет к рассмотрению областного Совета депутатов бюджетное послание.
Бюджетное послание главы администрации области должно включать:
а) Предварительные итоги развития области за отчетный период, прогноз социально-экономического развития области на плановый период, основные направления бюджетно-финансовой политики области на предстоящий период, сводный баланс финансовых ресурсов области, сведения о государственных доходах области, обоснования и расчеты по целевым программам, нормативам отчислений от регулирующих доходов, суммам дотаций и субвенций, основным разделам, главам и статьям областного бюджета и областных внебюджетных фондов.
б) Проект Закона ”Об
- приложение N1 ” Прогноз консолидированного бюджета области”;
- приложение N2 ” Проект областного бюджета”;
- приложение N3 ” Нормативы отчислений
по регулирующим источникам
- приложение N4 ” Дотации и субвенции
бюджетам городов, районов, административно-
- приложение N5 ” Перечень приоритетных отраслей бюджетного финансирования и защищенных статей”;
- приложение N6 ” Капитальные вложения” с расшифровкой по территориям, направлениям финансирования и укрупненным объектам.
в) Проекты Законов о бюджетах областных внебюджетных фондов.
3. Рассмотрение проект бюджета в первом чтении
Бюджетное послание главы администрации области после регистрации направляется для предварительного рассмотрения в комитеты областного Совета депутатов.
В течение 15 дней все комитеты
областного Совета
При первом чтении перед
По итогам обсуждения проекта бюджета областной Совет депутатов может принять решение о принятии его за основу или о его отклонении.
При принятии проекта бюджета
за основу областной Совет
депутатов поручает комитету
по бюджету совместно с
При отклонении проекта бюджета
в первом чтении областной
Совет принимает одно из
- о создании согласительной комиссии, которая исходя из рекомендаций, изложенных в Сводном заключении в течение 15 дней разрабатывает согласованный вариант уточнений показателей проекта областного бюджета, после чего администрация области вносит проект бюджета на рассмотрение областного Совета во втором чтении;
- о возвращении данного
До принятия проекта бюджета в первом чтении администрация области может вносить в него любые изменения по результатам обсуждения и информировать о них областной Совет депутатов.
4. Рассмотрение проекта бюджета во втором чтении
В течение 20 дней после внесения администрацией области проекта бюджета на второе чтение он рассматривается в комитетах и на сессии областного Совета по статьям, разделам, частям.
Перед постатейным обсуждением доработанного с учетом замечаний проекта бюджета председательствующий ставит его на голосование для принятия ”за основу”.
Постатейное обсуждение состоит из доклада комитета по бюджету о работе с поступившими предложениями, замечаниями, поправками, обоснованием их включения в проект или отклонения, выступлений депутатов и главы областной администрации (его представителя).
Обсуждение
доходной и расходной частей бюджета
проводится отдельно по видам
доходов с рассмотрением
При рассмотрении проекта бюджета во втором чтении сессия областного Совета рассматривает и утверждает следующие основные характеристики бюджета:
-
распределение регулирующих
доходов между областным
- доходы областного бюджета;
- объем расходов областного
- превышение доходов над расходами или дефицит бюджета и его предельный размер в процентах от суммы расходов;
-
перечень защищенных статей
- оборотную кассовую наличность;
- дотации и субвенции бюджетам местного самоуправления;
- перечень приоритетных программ областного бюджета;
5. Утверждение областного бюджета
После утверждения бюджета во втором чтении областной Совет депутатов принимает Закон Новосибирской области об областном бюджете.
Затем рассматриваются и утверждаются проекты бюджетов областных внебюджетных фондов.
Текст принятого Закона об областном бюджете с приложениями направляется для подписания и опубликования главе областной администрации в порядке, установленном регламентом областного Совета депутатов.
Одновременно с Законом об областном бюджете для опубликования направляется решение областного Совета депутатов о порядке введения Закона в действие.