Региональный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:44, дипломная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы данной работы обусловлена прежде всего тем, что из всех аспектов бюджетных отношений межбюджетные отношения между Российской Федерацией и ее субъектами относятся к числу наименее законодательно урегулированных. Вступление в силу с 1 января 2000 года Бюджетного кодекса, ознаменовавшее качественный скачок в развитии бюджетного права, сравнительно мало затронуло область межбюджетных отношений. Хотя этим отношениям посвящена специальная глава Кодекса

Содержание

Введение
1.Экономическая сущность региональных бюджетов
1.1. Место региональных бюджетов в бюджетной системе
Российской Федерации
1.2. Доходные полномочия и расходные обязательства субъектов РФ
1.2.1 Собственные и регулирующие доходы региональных бюджетов
1.2.2. Расходные обязательства субъектов РФ
1.3. Юридические основы финансово – бюджетной деятельности
субъекта РФ
2. Анализ бюджетного процесса на примере Новосибирской области
за 2000 – 2002 гг.
2.1. Анализ исполнения областного бюджета по доходам
2.2 Анализ исполнения бюджета Новосибирской области по расходам
2.3 Анализ сбалансированности бюджета Новосибирской области за 2000 – 2002 гг. и основных направлений бюджетной политики на 2003 год
3. Рекомендации по повышению эффективности межбюджетных
отношений
3.1 Рекомендации в области налоговой реформы
3.2 Рекомендации в области распределения федеральной
финансовой помощи бюджетам субъектов Федерации
3.3 Рекомендации по совершенствованию бюджетного процесса
и межбюджетных отношений в Новосибирской области
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

диплом 3202(Н) -- скорректированный.doc

— 673.50 Кб (Скачать)

     Помимо  мер налогового регулирования в 2003 году предусматривается предоставление финансовой помощи регионам, передаваемой из федерального бюджета в сумме 294.5 млрд.руб., что на 7.2% выше ожидаемой  оценки текущего года.

     Финансовая поддержка бюджетов субъектов Российской Федерации будет осуществляться в рамках действующих в текущем году форм перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы с использованием созданных в федеральном бюджете специальных фондов финансовых средств.

     В результате оказания финансовой помощи из федерального бюджета доля налоговых  доходов бюджетов регионов в общем  объеме налоговых доходов консолидированного бюджета увеличится в 2003 году с 44.2% до 52.7%. Доля налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в 2003 году будет на 0.8 процентных пункта выше чем по ожидаемой оценке текущего года. 

     1.3. Юридические основы финансово  – бюджетной деятельности субъекта  РФ

     Рассмотрим  юридические основы финансово-бюджетной  деятельности субъекта на примере бюджетного процесса Новосибирской области.

     Бюджетный процесс в Новосибирской области  строится в соответствии  со следующими нормативными документами: Федеральным  законом РФ  от 25.09.97 г. №126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом «О федеральном бюджете РФ», Законами Российской федерации ”Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской Федерации”,  ”Об основах  бюджетных  прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной  власти республик в составе Российской Федерации,  автономной области,  автономных округов,  краев,  областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления”, Уставом Новосибирской области, Законом Новосибирской области «О внесении изменений в Устав Новосибирской области», Областным законом НСО «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Новосибирской области» в ред. от 26.04.99 N 53-ОЗ и другими нормативными документами, на основании которых ежегодно принимается Закон Новосибирской области о бюджете на соответствующий год, а также решениями представительных органов местного самоуправления,  принятыми в пределах их полномочий.

     Так, согласно статье 107 Закона Новосибирской области от 28.03.02 г. №16 – ОЗ «О внесении изменений в Устав Новосибирской области», Бюджетный процесс в  Новосибирской области  осуществляют органы, наделенные бюджетными полномочиями в соответствии с федеральным и областным законодательством.

     Согласно  статье 4 закона Новосибирской области  «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Новосибирской области» под бюджетным процессом понимается регламентированная настоящим Законом  деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Составной  частью  бюджетного  процесса  является  бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых  ресурсов между бюджетами разных уровней.

     Порядок составления и рассмотрения проекта областного  бюджета, утверждения и исполнения областного  бюджета, осуществления контроля за его исполнением, утверждения отчета об исполнении областного бюджета Новосибирской области  устанавливается законом области.

     Бюджетный процесс подразделяется на следующие  этапы:

     - разработка прогноза социально-экономического  развития области;

     - рабочая  документация  к проекту  бюджета,  представляемая в областной  Совет депутатов;

     - рассмотрение проект бюджета  в первом чтении;

     - рассмотрение проекта бюджета  во втором чтении;

     - утверждение областного бюджета;

     - исполнение и внесение изменений  в областной бюджет;

     - организация контроля бюджетного  процесса;

     - отчет об исполнении областного  бюджета.

     Рассмотрим  эти этапы более подробно.

     1. Разработка прогноза социально-экономического  развития области

     Решение о начале работы над составлением проекта бюджета в области  принимает глава администрации  области не позднее чем за 6 месяцев  до начала соответствующего финансового  года.  На основании  этого решения  администрация области организует поэтапную работу по составлению проекта бюджета.

     В течение полутора месяцев составляется прогноз социально-экономического развития области, сводный баланс финансовых ресурсов, определяются основные направления бюджетной политики,  уточняется перечень целевых общеобластных программ подлежащих бюджетному  финансированию.  На  основании этого решения и положений настоящего Закона управление финансов и налоговой политики области осуществляет расчеты и обоснование нормативов отчислений от регулирующих доходов, сумм дотаций, субвенций, которые доводит до органов местного самоуправления не позднее 3,5 месяца до начала финансового года.

     Расходы на целевые общеобластные  программы  предусматриваются  в областном бюджете и не могут быть включены в бюджеты местного самоуправления.

     2. Рабочая  документация  к проекту  бюджета,  представляемая в областной  Совет депутатов

     Глава  администрации области не позднее,  чем за два месяца до начала нового финансового года представляет к рассмотрению областного Совета депутатов бюджетное послание.

     Бюджетное послание главы администрации области  должно включать:

     а) Предварительные  итоги  развития  области  за отчетный период, прогноз  социально-экономического развития области  на плановый период, основные направления бюджетно-финансовой политики области на предстоящий период,  сводный баланс финансовых ресурсов области, сведения о государственных  доходах  области,  обоснования  и расчеты по целевым программам, нормативам отчислений от регулирующих доходов, суммам дотаций  и  субвенций,  основным разделам,  главам и статьям областного бюджета и областных внебюджетных фондов.

          б) Проект Закона ”Об областном  бюджете” и приложения к нему:

          - приложение N1 ” Прогноз консолидированного бюджета области”;

          - приложение N2 ” Проект областного  бюджета”;

          - приложение N3 ” Нормативы отчислений  по регулирующим источникам доходов  в бюджеты городов, районов”;

          - приложение N4 ” Дотации и субвенции  бюджетам городов,  районов,  административно-территориальных образований”;

          - приложение N5 ” Перечень приоритетных  отраслей  бюджетного  финансирования  и защищенных статей”;

          - приложение N6 ” Капитальные вложения”  с расшифровкой по  территориям,  направлениям финансирования и  укрупненным объектам.

          в) Проекты Законов о бюджетах  областных внебюджетных фондов.

     3. Рассмотрение проект бюджета  в первом чтении

       Бюджетное послание главы администрации области после регистрации направляется для предварительного рассмотрения в комитеты областного Совета депутатов.

       В течение  15  дней все комитеты  областного Совета представляют  в комитет по бюджетной, налоговой  и кредитно-денежной политике заключения по этому проекту.  Комитет по бюджету в течение 20 дней с момента регистрации бюджетного послания готовит Сводное заключение по проекту бюджета.

       При первом чтении перед обсуждением  проекта бюджета слово  для  доклада предоставляется главе администрации области (или его представителю) и для содоклада - председателю  комитета  по  бюджету.  После этого  проводится  обсуждение  проекта бюджета.  Председательствующий ставит на голосование вначале предложения комитета по бюджету,  а затем предложения комитетов или отдельных депутатов,  не принятые комитетом по бюджету, если авторы настаивают на проведении голосования, а также предложения,  внесенные главой администрации области в ходе обсуждения.

       По итогам обсуждения проекта  бюджета  областной  Совет  депутатов может принять решение о принятии его за основу или о его отклонении.

       При принятии проекта бюджета  за основу областной Совет   депутатов поручает  комитету  по бюджету совместно с администрацией  подготовить проект ко второму   чтению,  устанавливает  предельный  срок  внесения письменных  предложений  и  замечаний  и определяет дату рассмотрения бюджета во втором чтении.

       При отклонении  проекта  бюджета   в первом чтении областной  Совет принимает одно из следующих  решений:

      - о создании согласительной комиссии,  которая исходя из рекомендаций, изложенных в Сводном заключении в течение 15 дней разрабатывает  согласованный  вариант  уточнений  показателей проекта областного бюджета,  после чего администрация области вносит проект  бюджета  на рассмотрение областного Совета во втором чтении;

      - о возвращении данного законопроекта  областной администрации.  В течение  последующих 20 дней областная  администрация представляет  новый  проект бюджета с учетом рекомендаций, изложенных в Сводном заключении,  для рассмотрения его в первом чтении.  Новый вариант  проекта бюджета направляется областному Совету депутатов и рассматривается им в порядке, установленном настоящим Законом.

       До  принятия проекта бюджета  в первом чтении администрация  области может вносить в него любые изменения по результатам обсуждения и информировать о них областной Совет депутатов.

     4. Рассмотрение проекта бюджета  во втором чтении

     В течение 20 дней после внесения администрацией области проекта  бюджета на второе чтение он рассматривается в комитетах  и на сессии областного Совета по статьям, разделам, частям.

     Перед постатейным  обсуждением  доработанного  с учетом замечаний проекта бюджета председательствующий ставит его  на  голосование  для принятия ”за основу”.

     Постатейное обсуждение состоит из доклада комитета по  бюджету о работе с поступившими предложениями, замечаниями, поправками, обоснованием их включения в проект или отклонения,  выступлений депутатов и главы областной администрации (его представителя).

     Обсуждение  доходной и расходной частей бюджета  проводится  отдельно  по видам  доходов с рассмотрением нормативов отчислений от регулирующих доходов, а также по разделам, главам и укрупненным статьям  расходов в соответствии с бюджетной классификацией.

     При рассмотрении проекта бюджета во втором чтении  сессия  областного  Совета рассматривает и утверждает следующие основные характеристики бюджета:

     - распределение  регулирующих  доходов между областным бюджетом  и бюджетами районов и городов  области;

     - доходы областного бюджета;

      - объем расходов областного бюджета,  в том числе бюджета текущих  расходов и бюджета развития;

     - превышение доходов над расходами или дефицит бюджета и его предельный размер в процентах от суммы расходов;

     - перечень защищенных статей областного  бюджета;

     - оборотную кассовую наличность;

     - дотации и субвенции бюджетам  местного самоуправления;

     - перечень приоритетных программ областного бюджета;

     5. Утверждение областного бюджета

     После утверждения бюджета во втором чтении областной Совет депутатов  принимает  Закон Новосибирской области  об областном бюджете.

     Затем рассматриваются и утверждаются проекты бюджетов областных  внебюджетных фондов.

     Текст принятого Закона об  областном  бюджете  с  приложениями направляется для подписания и опубликования  главе областной администрации  в порядке,  установленном регламентом  областного Совета депутатов.

     Одновременно  с Законом об  областном  бюджете  для  опубликования направляется  решение  областного Совета депутатов о порядке введения Закона в действие.

Информация о работе Региональный бюджет