Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:44, дипломная работа
Актуальность выбранной темы данной работы обусловлена прежде всего тем, что из всех аспектов бюджетных отношений межбюджетные отношения между Российской Федерацией и ее субъектами относятся к числу наименее законодательно урегулированных. Вступление в силу с 1 января 2000 года Бюджетного кодекса, ознаменовавшее качественный скачок в развитии бюджетного права, сравнительно мало затронуло область межбюджетных отношений. Хотя этим отношениям посвящена специальная глава Кодекса
Введение
1.Экономическая сущность региональных бюджетов
1.1. Место региональных бюджетов в бюджетной системе
Российской Федерации
1.2. Доходные полномочия и расходные обязательства субъектов РФ
1.2.1 Собственные и регулирующие доходы региональных бюджетов
1.2.2. Расходные обязательства субъектов РФ
1.3. Юридические основы финансово – бюджетной деятельности
субъекта РФ
2. Анализ бюджетного процесса на примере Новосибирской области
за 2000 – 2002 гг.
2.1. Анализ исполнения областного бюджета по доходам
2.2 Анализ исполнения бюджета Новосибирской области по расходам
2.3 Анализ сбалансированности бюджета Новосибирской области за 2000 – 2002 гг. и основных направлений бюджетной политики на 2003 год
3. Рекомендации по повышению эффективности межбюджетных
отношений
3.1 Рекомендации в области налоговой реформы
3.2 Рекомендации в области распределения федеральной
финансовой помощи бюджетам субъектов Федерации
3.3 Рекомендации по совершенствованию бюджетного процесса
и межбюджетных отношений в Новосибирской области
Заключение
Список использованной литературы
В то же время в 2001 году резко снизилась поступление налогов на товары и услуги за счет изменений в налоговом законодательства, касающихся налога на добавленную стоимость. Поступления по налогу на совокупный доход, на имущество, по налогу за пользование природными ресурсами по отношению к предыдущему году стабильно увеличиваются.
Неналоговые доходы в 2001 году превысили уровень 2000 года на 80% главным образом за счет поступления штрафных санкций и возмещения ущерба, а в 2002 году – снизились за счет прочих неналоговых поступлений. Характерной чертой неналоговых поступлений 2002 года является значительное увеличение поступлений за счет продажи земли и нематериальных активов, превысивших уровень 2001 года в несколько раз.
Безвозмездные перечисления в 2001 году в два раза больше аналогичного показателя 2000 года, что связано с необходимостью компенсации передачи отчислений по НДС в Федеральный бюджет. В 2002 году безвозмездные перечисления в областной бюджет увеличились еще на 25%.
Согласно данным таблицы 2.2, доля налоговых доходов, составлявшая в 2000 году 62% от всех доходов снизилась до 37% в 2001 году именно за счет передачи отчислений по налогу на добавленную стоимость в Федеральный бюджет в 100% размере.
Таблица 2.2
Структура доходов бюджета Новосибирской области за 2000 – 2002 гг.
Виды доходов | 2000 | 2001 | 2002 | |||
Тыс.руб | В % | Тыс.руб | В % | Тыс.руб | В % | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 3188461 | 62,1 | 3856135 | 37,2 | 4856007 | 43,97 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 373455 | 7,3 | 669604 | 6,5 | 295532 | 2,68 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ | 1555966 | 30,3 | 3448180 | 33,3 | 4269397 | 38,66 |
ДОХОДЫ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ | 17629 | 0,3 | 2382932 | 23,0 | 1442985 | 13,06 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ДОХОДЫ ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | - | - | - | - | 268867,9 | 2,43 |
ВСЕГО ДОХОДОВ | 5135511 | 100,0 | 10356851 | 100,0 | 11044773 | 100,00 |
В результате структура доходов областного бюджета изменилась кардинальным образом.
Так, в 2001 году доходы целевых бюджетных фондов стали составлять 23% в структуре доходов против 0,3% в 2000г., в 2002 году – 13,06%.
Также в 2002 году повысилась доля налоговых доходов до 44% в общей массе поступлений, и доля безвозмездных перечислений – 38,6% против 33 и 30% в 2001 и в 2000 гг. соответственно. Помимо вышеназванных источников поступлений в 2002 выделяются доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности – 2,4%.
Структура налоговых поступлений, представленная в таблице 2.3 и на рисунках 2.1 – 2.3, наглядно демонстрирует рост удельного веса налога на прибыль с 47% в 2000 году до 60% в 2002, налога на совокупный доход (около 7% в 2002 году), платежей за пользование природными ресурсами.
Доля налога на имущество изменяется незначительно, а доля налогов на товары и услуги резко снизилась за счет НДС, о чем уже говорилось выше.
Таблица 2.3
Структура налоговых поступлений в бюджет Новосибирской области за 2000 – 2002 гг
|
Рис.
2.1. Структура налоговых
Рис.
2.3. Структура налоговых
Что касается безвозмездных перечислений, то их динамика за рассматриваемый период представлена в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Анализ безвозмездных перечислений в бюджет Новосибирской области за 2000 – 2002 гг.
поступления | 2000 | 2001 | 2002 | |||
тыс.руб. | в % к предыд.году | тыс.руб. | В % к предыд.году | тыс.руб. | в % к предыд.году | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ОТ БЮДЖЕТОВ ДРУГИХ УРОВНЕЙ | 1555966 | 100 | 3418180 | 219,68 | 4269397 | 124,90 |
Дотации | - | - | 211053 | - | 358111 | 169,68 |
Субвенции | 15000 | 100 | 1175796 | 7838,64 | 657050 | 55,88 |
Средства,
полученные по взаимным расчетам, в
том числе компенсации |
479536 | 100 | 35593 | 7,42 | 235372 | 661,29 |
Дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности | - | - | - | - | 2673514 | - |
Субсидии | - | - | - | - | 345350 | - |
Трансферты | 1061430 | 100 | 1996738 | 188,12 | - | - |
Прочие безвозмездные поступления | - | - | 29000 | - | - | - |
Как
показывают данные таблицы, безвозмездные
перечисления в 2001 году увеличились по
сравнению с 2000 годом более чем в два раза,
главным образом за счет поступления дотаций
и субвенций, а также увеличения трансфертов.
В 2002 году безвозмездные перечисления
увеличились еще на 25% за счет средств,
полученных по взаимным расчетам, в том
числе компенсаций дополнительных расходов,
возникших в результате решений, принятых
органами государственной власти, а также
получения дотаций на выравнивание уровня
бюджетной обеспеченности и субсидий.
Так, согласно статье 10 Закона «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Новосибирской области» (в ред. 26.04.99 N 53-ОЗ ) / Ч.1 «Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики.
Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета.
При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов».
Анализ расходов областного бюджета, также, как и доходов, будем проводить исходя из имеющихся данных: Закон Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2000 год» от 13.11.2000 N 126-ОЗ, Закон Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2001 год» от 18.07.2001 N 166-ОЗ, Закон Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2002 год» от 07.12.2001 N 196-ОЗ, а также отчеты об исполнении консолидированного бюджета Новосибирской области за 2000 – 2002 гг.
На основании этих данных составим таблицу, представленную в Приложении, иллюстрирующую выполнение бюджета НСО за 2000 – 2002 гг. по расходам.
Как показывают данные таблицы, в Новосибирской области на протяжении всего рассматриваемого периода бюджет по расходам выполняется стабильно, лишь в 2002 году фактические расходы составили около 88% запланированных. В 2000 году запланированные расходы соответствовали фактическим, а в 2001 фактические превысили плановые на 11%.
При рассмотрении выполнении бюджета по расходам постатейно можно отметить следующее.
Фактические расходы на государственное и местное самоуправление на всем рассматриваемом периоде составляют около 80 плановых; расходы на правоохранительную деятельность примерно совпадают с планом, лишь в 2002 году они составили 77%. Ярко выраженную тенденцию к превышению факта над планом имеют расходы на сельское хозяйство: от 94% в 2000 году до 168% в 2002 г. То же можно сказать и о расходах на жилищно-коммунальное хозяйство: от 68% в 2000 году до 151% в 2002 году, и расходах на средства массовой информации – от 86 до 116% в 2000 и в 2002 году соответственно.
Расходы на промышленность, энергетику и строительство в 2000 году составляли 55%, в 2002 году – 85%, однако в 2001 году - 119%.
На стабильно низком уровне находятся расходы на охрану окружающей среды – 44% в 2000 году, и около 60% в 2001-2002 гг.
Расходы на развитие рыночной инфраструктуры значительно превысили плановые лишь в 2002 году – на 40%.
На мой взгляд, относительно неблагоприятной тенденцией является то, что фактические расходы на образование и здравоохранение значительно ниже плановых и имеют дальнейшую тенденцию к снижению – от 90% до 80% в образовании, и от 152% до 76% в здравоохранении в 2000 и в 2002 годах соответственно.
Расходы на социальную политику примерно соответствуют плановым показателям.
Существенно изменились расходы на обслуживание государственного долга. Если в 2000 году они составляли лишь 50% от плановых, то в 2002 году этот показатель был уже на уровне 107%.
Финансовая помощь бюджетам других уровней находится примерно на одном и том же уровне – 100 – 110%.
Рассмотрим
фактически произведенные расходы в динамике
за 2000 – 2002 гг. (таблица 2.5).
Таблица 2.5
Анализ фактических расходов бюджета Новосибирской области за 2000 – 2002 гг
|