Региональный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:44, дипломная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы данной работы обусловлена прежде всего тем, что из всех аспектов бюджетных отношений межбюджетные отношения между Российской Федерацией и ее субъектами относятся к числу наименее законодательно урегулированных. Вступление в силу с 1 января 2000 года Бюджетного кодекса, ознаменовавшее качественный скачок в развитии бюджетного права, сравнительно мало затронуло область межбюджетных отношений. Хотя этим отношениям посвящена специальная глава Кодекса

Содержание

Введение
1.Экономическая сущность региональных бюджетов
1.1. Место региональных бюджетов в бюджетной системе
Российской Федерации
1.2. Доходные полномочия и расходные обязательства субъектов РФ
1.2.1 Собственные и регулирующие доходы региональных бюджетов
1.2.2. Расходные обязательства субъектов РФ
1.3. Юридические основы финансово – бюджетной деятельности
субъекта РФ
2. Анализ бюджетного процесса на примере Новосибирской области
за 2000 – 2002 гг.
2.1. Анализ исполнения областного бюджета по доходам
2.2 Анализ исполнения бюджета Новосибирской области по расходам
2.3 Анализ сбалансированности бюджета Новосибирской области за 2000 – 2002 гг. и основных направлений бюджетной политики на 2003 год
3. Рекомендации по повышению эффективности межбюджетных
отношений
3.1 Рекомендации в области налоговой реформы
3.2 Рекомендации в области распределения федеральной
финансовой помощи бюджетам субъектов Федерации
3.3 Рекомендации по совершенствованию бюджетного процесса
и межбюджетных отношений в Новосибирской области
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

диплом 3202(Н) -- скорректированный.doc

— 673.50 Кб (Скачать)

      
 

     В то же время в 2001 году резко снизилась  поступление налогов на товары и услуги за счет изменений в налоговом законодательства, касающихся налога на добавленную стоимость. Поступления по налогу на совокупный доход, на имущество, по налогу за пользование природными ресурсами по отношению к предыдущему году стабильно увеличиваются.

     Неналоговые доходы в 2001 году превысили уровень 2000 года на 80% главным образом за счет поступления штрафных санкций  и возмещения ущерба, а в 2002 году – снизились за счет прочих неналоговых  поступлений. Характерной чертой неналоговых поступлений 2002 года является значительное увеличение поступлений за счет продажи земли и нематериальных активов, превысивших уровень 2001 года в несколько раз.

     Безвозмездные перечисления в 2001 году в два раза больше аналогичного показателя 2000 года, что связано с необходимостью компенсации передачи отчислений по НДС в Федеральный бюджет. В 2002 году безвозмездные перечисления в областной бюджет увеличились еще на 25%.

     Согласно  данным таблицы 2.2, доля налоговых доходов, составлявшая в 2000 году 62% от всех доходов снизилась до 37% в 2001 году именно за счет передачи отчислений по налогу на добавленную стоимость в Федеральный бюджет в 100% размере.

     Таблица 2.2

     Структура доходов бюджета Новосибирской  области за 2000 – 2002 гг.

Виды  доходов 2000 2001 2002
Тыс.руб В % Тыс.руб В % Тыс.руб В %
1 2 3 4 5 6 7
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 3188461 62,1 3856135 37,2 4856007 43,97
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 373455 7,3 669604 6,5 295532 2,68
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ 1555966 30,3 3448180 33,3 4269397 38,66
ДОХОДЫ  ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 17629 0,3 2382932 23,0 1442985 13,06
1 2 3 4 5 6 7
ДОХОДЫ  ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - - - - 268867,9 2,43
ВСЕГО ДОХОДОВ 5135511 100,0 10356851 100,0 11044773 100,00
 

     В результате структура доходов областного бюджета изменилась кардинальным образом.

     Так, в 2001 году доходы целевых бюджетных  фондов стали составлять 23% в структуре  доходов против 0,3% в 2000г., в 2002 году – 13,06%.

     Также в 2002 году повысилась доля налоговых  доходов до 44% в общей массе поступлений, и доля безвозмездных перечислений – 38,6% против 33 и 30% в 2001 и в 2000 гг. соответственно. Помимо вышеназванных источников поступлений в 2002 выделяются доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности – 2,4%.

     Структура налоговых поступлений, представленная в таблице 2.3 и на рисунках 2.1 – 2.3, наглядно демонстрирует рост удельного веса налога на прибыль с 47% в 2000 году до 60% в 2002, налога на совокупный доход (около 7% в 2002 году), платежей за пользование природными ресурсами.

     Доля  налога на имущество изменяется незначительно, а доля налогов на товары и услуги резко снизилась за счет НДС, о  чем уже говорилось выше.

     Таблица 2.3

     Структура налоговых поступлений в бюджет Новосибирской области за 2000 – 2002 гг

наименование налога 2000 2001 2002
Тыс.руб. В % Тыс.руб. В % Тыс.руб. В %
1 2 3 4 5 6 7
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 3188461 100 3856135 100 4856007 100
НАЛОГИ  НА ПРИБЫЛЬ (ДОХОД),ПРИРОСТ КАПИТАЛА 1499121 47,02 2265803 58,76 2922905 60,19
1 2 3 4 5 6 7
НАЛОГИ  НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ. ЛИЦЕНЗИОННЫЕ И РЕГИСТРАЦИОННЫЕ СБОРЫ 1164539 36,52 740356 19,20 702204 14,46
НАЛОГИ  НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД 126499 3,97 242917 6,30 336682 6,93
НАЛОГИ  НА ИМУЩЕСТВО 338639 10,62 497753 12,91 631089 13,00
ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ 58101 1,82 106083 2,75 264043 5,44
ПРОЧИЕ  НАЛОГИ, ПОШЛИНЫ И СБОРЫ 1562 0,05 3223 0,08 -916 -0,02

     

     Рис. 2.1. Структура налоговых поступлений  в бюджет Новосибирской области  в 2000 году

       

     

     Рис. 2.3. Структура налоговых поступлений  в бюджет Новосибирской области  в 2002 году.

     Что касается безвозмездных перечислений, то их динамика за рассматриваемый  период представлена в таблице 2.4.

     Таблица 2.4

     Анализ  безвозмездных перечислений в бюджет Новосибирской области за 2000 – 2002 гг.

поступления 2000 2001 2002
тыс.руб. в % к предыд.году тыс.руб. В % к предыд.году тыс.руб. в % к предыд.году
1 2 3 4 5 6 7
ОТ  БЮДЖЕТОВ ДРУГИХ УРОВНЕЙ 1555966 100 3418180 219,68 4269397 124,90
Дотации - - 211053 - 358111 169,68
Субвенции 15000 100 1175796 7838,64 657050 55,88
Средства, полученные по взаимным расчетам, в  том числе компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной  власти 479536 100 35593 7,42 235372 661,29
Дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности - - - - 2673514 -
Субсидии - - - - 345350 -
Трансферты 1061430 100 1996738 188,12 - -
Прочие  безвозмездные поступления - - 29000 - - -

     Как показывают данные таблицы, безвозмездные перечисления в 2001 году увеличились по сравнению с 2000 годом более чем в два раза, главным образом за счет поступления дотаций и субвенций, а также увеличения трансфертов. В 2002 году безвозмездные перечисления увеличились еще на 25% за счет средств, полученных по взаимным расчетам, в том числе компенсаций дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, а также получения дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и субсидий. 

       2.2 Анализ исполнения бюджета Новосибирской области по расходам

       Основная  цель бюджетной политики в области  расходов за последние годы заключалась  в обеспечении сбалансированности  и эффективности управления средствами областного бюджета.

     Так, согласно статье 10 Закона «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Новосибирской области» (в ред. 26.04.99 N 53-ОЗ ) / Ч.1 «Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики.

     Превышение  расходов  над доходами составляет дефицит бюджета.

     При наличии дефицита бюджета первоочередному  финансированию  подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов».

     Анализ  расходов областного бюджета, также, как  и доходов, будем проводить исходя из имеющихся данных:  Закон Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2000 год»  от 13.11.2000 N 126-ОЗ, Закон Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2001 год» от 18.07.2001 N 166-ОЗ, Закон Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2002 год» от 07.12.2001 N 196-ОЗ, а также отчеты об исполнении консолидированного бюджета Новосибирской области за 2000 – 2002 гг.

     На  основании этих данных составим таблицу, представленную в Приложении, иллюстрирующую выполнение бюджета НСО за 2000 – 2002 гг. по расходам.

     Как показывают данные таблицы, в Новосибирской  области на протяжении всего рассматриваемого периода бюджет по расходам выполняется  стабильно, лишь в 2002 году фактические  расходы составили около 88% запланированных. В 2000 году запланированные расходы соответствовали фактическим, а в 2001 фактические превысили плановые на 11%.

     При рассмотрении выполнении бюджета по расходам постатейно можно отметить следующее.

     Фактические расходы на государственное и  местное самоуправление на всем рассматриваемом периоде составляют около 80 плановых; расходы на правоохранительную деятельность примерно совпадают с планом, лишь в 2002 году они составили 77%. Ярко выраженную тенденцию к превышению факта над планом имеют расходы на сельское хозяйство: от 94% в 2000 году до 168% в 2002 г. То же можно сказать и о расходах на жилищно-коммунальное хозяйство: от 68% в 2000 году до 151% в 2002 году, и расходах на средства массовой информации – от 86 до 116% в 2000 и в 2002 году соответственно.

     Расходы на промышленность, энергетику и строительство  в 2000 году составляли 55%, в 2002 году – 85%, однако в 2001 году  - 119%.

     На  стабильно низком уровне находятся  расходы на охрану окружающей среды  – 44% в 2000 году, и около 60% в 2001-2002 гг.

     Расходы на развитие рыночной инфраструктуры значительно превысили плановые лишь в 2002 году – на 40%.

     На  мой взгляд, относительно неблагоприятной  тенденцией является то, что фактические  расходы на образование и здравоохранение  значительно ниже плановых и имеют  дальнейшую тенденцию к снижению – от 90% до 80% в образовании, и от 152% до 76% в здравоохранении в 2000 и в 2002 годах соответственно.

     Расходы на социальную политику примерно соответствуют  плановым показателям.

     Существенно изменились расходы на обслуживание государственного долга. Если в 2000 году они составляли лишь 50% от плановых, то в 2002 году этот показатель был уже на уровне 107%.

     Финансовая  помощь бюджетам других уровней находится  примерно на одном и том же уровне – 100 – 110%.

     Рассмотрим  фактически произведенные расходы в динамике за 2000 – 2002 гг. (таблица 2.5). 

 

     

     Таблица 2.5

     Анализ  фактических расходов бюджета Новосибирской  области за 2000 – 2002 гг

статьи  расходов 2000 2001 2002
Тыс.руб. По отн.к пред.г. В% Тыс. руб. По отн.к пред.г. В % к пред.г. Тыс. руб. По отн.к пред.г. В % к пред.г.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ 164920 - 100 278626 113706 168,95 355054 76428 127,43
СУДЕБНАЯ  ВЛАСТЬ 1785 - 100 12208 10423 683,92 12310 102 100,84
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА 279559 - 100 352415 72856 126,06 387284 34869 109,89
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И СОДЕЙСТВИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ПРОГРЕССУ 10299 - 100 44707 34408 434,09 3300 -41407 7,38
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ЭНЕРГЕТИКА И СТРОИТЕЛЬСТВО 258742 - 100 492489 233747 190,34 581288 88799 118,03
СЕЛЬСКОЕ  ХОЗЯЙСТВО И РЫБОЛОВСТВО 317339 - 100 416170 98831 131,14 695692 279522 167,17
ОХРАНА  ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И  ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЯ , КАРТОГРАФИЯ И ГЕОДЕЗИЯ 6239 - 100 13488 7249 216,19 26959 13471 199,87
ТРАНСПОРТ,ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО,СВЯЗЬ И ИНФОРМАТИКА 66170 - 100 167511 101341 253,15 205525 38014 122,69
РАЗВИТИЕ  РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 7292 - 100 9962 2670 136,62 11244 1282 112,87
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО 54713 - 100 105206 50493 192,29 7561 -97645 7,19
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ  И ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ 11125 - 100 18695 7570 168,04 20239 1544 108,26
ОБРАЗОВАНИЕ 194362 - 100 337090 142728 173,43 358164 21074 106,25
КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО И КИНЕМАТОГРАФИЯ 147076 - 100 234890 87814 159,71 267434 32544 113,85
СРЕДСТВА  МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 16060 - 100 23626 7566 147,11 39515 15889 167,25
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 581804 - 100 927499 345695 159,42 1117021 189522 120,43
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 474195 - 100 817541 343346 172,41 886636 69095 108,45
ОБСЛУЖИВАНИЕ  ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 303776 - 100 285507 -18269 93,99 356700 71193 124,94
ФИНАНСОВАЯ  ПОМОЩЬ БЮДЖЕТАМ ДРУГИХ УРОВНЕЙ 2200923 - 100 2914664 713741 132,43 4441730 1527066 152,39
ПРОЧИЕ  РАСХОДЫ 567680 - 100 560338 -7342 98,71 514270 -46068 91,78
ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ 4881 - 100 2813079 2808198 57633,25 1272863 -1540216 45,25
ВСЕГО РАСХОДОВ 5668940 - 100 10825711 5156771 190,97 11560789 735078 106,79

Информация о работе Региональный бюджет