Реформирование налоговой системы Кыргызской Республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 17:33, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение налоговой системы и Кыргызской Республики, анализ, изучение развития и совершенствования налоговой системы и налогового законодательства Кыргызстана.

Задачи, которые способствуют достижению данной цели заключаются в рассмотрении сущности, видов и функции налогов, раскрытие налоговой системы и выявление альтернативных направлений развития налоговой системы западных стран через сравнительный анализ налоговых систем, действующей в разных странах в настоящее время. Объектом исследования в работе выступает налоговая система. А предметом в этой работе является взаимосвязь налоговой системы с функционированием экономики народного хозяйства в рамках концепции делового цикла.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ИНАЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1. Сущность налоговой системы 5
1.2.Виды налогов и их назначение 11
1.3.Налоговая система в развитых странах 25
ГЛАВА II. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 33
2.1. Налоговый Кодекс Кыргызской Республики 33
2.2.Налоговая система, принятая в Кыргызской Республике 45
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И НЕДОСТАТКИ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА 56
3.1. Проблемы предпринимательства возникающие в результате принятия нового Налогового Кодекса 56
3.2. Пути и задачи реформирования Налогового Кодекса 62
Заключение 65
Список использованной литературы: 68

Работа содержит 1 файл

реформирование налоговой системы кр 2010 1.doc

— 498.50 Кб (Скачать)

      Примером  такого налога может служить налог  на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает. Таким образом, этот способ устанавливает доходность объекта неточно.

      2) на основе декларации

      Декларация - документ,  в котором плательщик налога приводит расчет годового дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода. Примером может служить налог на прибыль.

      3) у источника

      Этот  налог вносится лицом, выплачивающим  доход, поэтому оплата налога производится до получения дохода налогоплательщиком, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

      Например, подоходный налог с физических лиц.  Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. Этот способ наиболее распространен в нашей стране.

      Вся совокупность налогов, сборов, пошлин и других внебюджетных платежей, взимаемых  в установленном порядке государственными органами с плательщиков - юридических и физических лиц, на территории страны образуют налоговую систему.

      Государство, исходя из объективной необходимости, формирует соответствующую налоговую  систему, совершенствует ее структуру  и механизм функционирования в финансовой системе страны. Факторы социального и экономического порядка стимулируют обновление производственных отношений в части налогов. Так, переход к рыночным отношениям объективно потребовал от государства проведения коренной перестройки налоговой системы Кыргызской Республики (НСКР) и ее бюджетной политики.

      Налоговая система как любая другая должна быть четко налажена и гибка. Все  налоговые системы развитых стран  складывались под воздействием разных экономических, политических и социальных условий. По набору налогов, их структуре, способам взимания, ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, сфере действия налогов, налоговым льготам налоговые системы существенно отличаются друг от друга. Но общепринятые принципы построения налоговых систем стран с рыночной экономикой в целом находят конкретное выражение в общих элементах налогов, которые включают в себя субъект, объект, источник, единицу обложения, ставку, льготы и налоговый оклад.

      Итак, субъектами налога выступают налогоплательщики (юридические и физические лица), несущие юридическую ответственность за уплату налогов. Налогами можно стимулировать или, наоборот ограничивать деловую активность, а следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности.

      Объектами (предметом налогообложения) выступают различные виды доходов, товары и услуги, а также различные формы накопленного богатства или имущества. Существует следующая классификация объектов налогообложения:

  • Доходы домашних хозяйств или их членов
  • Доходы конечных потребителей
  • Доходы от розничной торговли
  • Валовые доходы от предпринимательской деятельности
  • Предпринимательские доходы за минусом амортизационных отчислений
  • Фонд оплаты труда
  • Прибыль
  • Заработная плата
  • Сбережения
  • Дивиденды.

      Предмет обложения непрерывно связан с источником налога - национальным доходом, так как все предметы обложения представляют собой ту или иную форму национального дохода.

      Единица обложения зависит от предмета обложения и может выступать как в денежной форме, так и в натуральном выражении. В основе построения налоговых ставок, или величины налога на единицу обложения лежит принцип равенства и справедливости. 
 
 
 
 
 

      Ставки  могут быть твердыми или процентными. 

Схема 1

Виды  налоговых ставок

 

 

 

Схема 2

Виды  налогов по соотношению между  ставкой и доходам 

 
 

 
 

Процентные  ставки могут быть пропорциональными  и прогрессивными.

      Пропорциональные  ставки построены по принципу единого процента, взимаемого с предмета обложения.

      Прогрессивные ставки построены по принципу роста объекта обложения  образуют шкалу ставок с простой или сложной прогрессией. Простая прогрессия - рост налоговой ставки ко всему объекту обложения, а сложная предполагает деление объекта на части, каждая последующая из которых облагается повышенной ставкой.

      Система налоговых льгот в развитых странах  имеет разнообразные формы и  строения, отдельно для каждого налога с учетом приоритетов национальной фискальной политики.

      Налоговые льготы - это уменьшение налоговых ставок или полное освобождение от налогов отдельных предприятий или производств в зависимости от профиля, характера, производимой продукции и выполняемых работ, используемой рабочей силы, зоны расположения. Предусмотрены следующие виды налоговых льгот7:

  • Необлагаемый минимум объекта налога
  • Изъятие из обложения определенных элементов объекта
  • Освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков
  • Понижение налоговых ставок
  • Целевые налоговые льготы
  • Налоговые кредиты

      Льготы  по  налогообложению  прибыли  предприятий  направлены на стимулирование:

  1. Финансирования затрат на развитие производства и жилищное строительство
  2. Малых форм предпринимательства
  3. Занятости инвалидов и пенсионеров
  4. Благотворительной деятельности в социально- культурной и природоохранной сферах.

      Налоговый оклад , или сумма налога взимается в 3-х формах:

  1. У источника (взимание налога до получения дохода)
  2. По декларации (взимание налога после получения дохода)
  3. По кадастру (перечню типичных объектов обложения, классифицируемых по внешним признакам, с указанием средней доходности объекта).

      Взимание  у источника характерно для обложения  доходов лиц наемного труда и  других более или менее фиксированных  доходов. Взимание налога по декларации практикуется для обложения нефиксированных  доходов или при множестве  их источников, а кадастровый способ применяется при поземельном, подомовом и промысловом налоге.

      Налоговые льготы можно подразделить на 3 большие группы:

  1. налоговые освобождения,
  2. налоговые скидки,
  3. налоговые кредиты.

      В основе их такой теоретической классификации  лежат различия в методах льготирования путем их влияния на изменение какого-либо конкретного элемента структуры налога (объект, плательщик, ставка, налоговая база, окладная сумма)8.

      Кроме того, налоговые льготы можно классифицировать и по другим признакам в зависимости от их применения:

  • По видам налогов - для физических и для юридических лиц.
  • По степени охвата плательщиков на общие для всех налогоплательщиков (например, исключение из налоговой базы стоимости имущества, равной в необлагаемой сумме, по налогу с наследств и дарений) и специальные для отдельных категорий плательщиков (малые предприятий, отдельных групп населения и так далее).
  • По условиям предоставления налоговых льгот - на безусловные и условные, то есть в первом случае не требуется никаких дополнительных условий для получения права на льготу, а во втором - получение ее предполагает наличие определенных дополнительных оснований.
  • По условиям налогового регулирования - на общеэкономические и социальные льготы. Последние касаются не только подоходного налога с физических лиц, но предусмотрены в механизме налогообложения прибыли (по инвалидам, в части расходов предприятий на благотворительные цели и содержание социально-культурных объектов и другие).

Схема 3 Налоговые льготы

 
 

 

 

 

 
 

      Важным  в функционировании налоговой системы, в ее четкой слаженности немаловажную роль играет законодательная база. Как говорил великий немецкий философ Фридрих Ницше: "Совершенство достигается тогда, когда в исполнении не ошибаются и не медлят"5. Правовое регулирование налогообложения осуществляется налоговой службой страны, состоящей из Государственной налоговой инспекции (ГКНС) при Министерстве финансов республики, государственных налоговых инспекций по областям, столицы, районам и городам.

Правовой  базой деятельности Налоговой службы являются Конституция Республики, Налоговый  и Гражданский кодексы, а также  законы.

      Система управления налогообложением должна представлять собой единую централизованную систему, построенную по принципу многоуровневой иерархической организации: республиканского, областного и районного уровней. Главной задачей налоговых служб является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью их внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных в законодательном порядке.

      Структура налоговой службы предполагает единство целей, при котором локальные  системы управления одного уровня функционируют  по одной (типовой) схеме, решают идентичный набор задач по заранее определенной единой методологии и технологии обработки данных. Основными задачами ГНС являются следующие9:

  • Учет   налогоплательщиков   (по   категориям,   территории,   видам налогообложения, роду деятельности);
  • Учет поступления налогов (по категориям налогоплательщиков, территории, видам налогов, роду деятельности, банкам);
  • Анализ динамики поступления налогов по всем отслеживаемым признакам;
  • Совершенствование    функционирования    системы    налогообложения (законодательная инициатива, методические разработки, информационное обеспечение, взаимодействие с органами власти в части исполнения налогового законодательства);
  • Информирование   налогоплательщиков   по   вопросам   налогового законодательства и разъяснения им системы налогообложения.

      На  налоговые органы возложен контроль за обеспечением полноты и своевременности  уплаты юридическими и физическими  лицами причитающихся  налогов и  других обязательных платежей. Им предоставлено  право взыскивать с юридических  лиц не уплаченные в срок налоги и другие обязательные платежи и начисленные за просрочку пени в бесспорном порядке. Контроль за полнотой и своевременностью уплаты исчисленных налогов и других обязательных платежей осуществляется как в ходе проверок непосредственно у плательщиков, так и на основе поступающих в налоговые органы банковских документов (копий платежных поручений, подтверждающих уплату налогов, выписок банков и т.п.).

      Проверки  непосредственно на предприятиях, как  правило, высокоэффективны, способствуют повышению уровня организации бухгалтерского учета и платежной дисциплины. Вместе с тем такой контроль не может быть всеобъемлющим, поскольку сравнительно небольшой аппарат работников налоговых органов не в состоянии одновременно проверить значительное число предприятий, состоящих на учете в качестве налогоплательщиков. В этих условиях контроль за предприятиями достигается посредством ведения в налоговых органах оперативно-бухгалтерского учета начислений. Существует 5 желательных характеристик любой налоговой системы. Широко принято исходить из 5 свойств «хорошей» налоговой системы10:

Информация о работе Реформирование налоговой системы Кыргызской Республики