Реформирование налоговой системы Кыргызской Республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 17:33, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение налоговой системы и Кыргызской Республики, анализ, изучение развития и совершенствования налоговой системы и налогового законодательства Кыргызстана.

Задачи, которые способствуют достижению данной цели заключаются в рассмотрении сущности, видов и функции налогов, раскрытие налоговой системы и выявление альтернативных направлений развития налоговой системы западных стран через сравнительный анализ налоговых систем, действующей в разных странах в настоящее время. Объектом исследования в работе выступает налоговая система. А предметом в этой работе является взаимосвязь налоговой системы с функционированием экономики народного хозяйства в рамках концепции делового цикла.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ИНАЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1. Сущность налоговой системы 5
1.2.Виды налогов и их назначение 11
1.3.Налоговая система в развитых странах 25
ГЛАВА II. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 33
2.1. Налоговый Кодекс Кыргызской Республики 33
2.2.Налоговая система, принятая в Кыргызской Республике 45
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И НЕДОСТАТКИ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА 56
3.1. Проблемы предпринимательства возникающие в результате принятия нового Налогового Кодекса 56
3.2. Пути и задачи реформирования Налогового Кодекса 62
Заключение 65
Список использованной литературы: 68

Работа содержит 1 файл

реформирование налоговой системы кр 2010 1.doc

— 498.50 Кб (Скачать)

      Несколько позже возникла бюджетная концепция А. Лэффера, также позволяющая государству регулировать хозяйственную деятельность свободных и независимых производителей и коммерсантов.

      Осуществляя воздействие на экономику, государство, как правило, преследует следующие основные цели:

      • достижение постоянного устойчивого  экономического роста;

      • обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги;

      • обеспечение полной занятости трудоспособного  населения;

      • обеспечение определенного минимального уровня доходов населения;

      • создание системы социальной защищенности граждан, в первую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных;

      • равновесие во внешнеэкономической  деятельности.

      Достичь этих целей одновременно практически  невозможно. Найти сбалансированное соотношение — это и есть главное в экономической политике государства.

      Выше  мы сказали о государственном  участии в предприятиях и государственном  потреблении. Но основным инструментом государственного регулирования является налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство.

      При помощи сугубо экономических регуляторов, свойственных рыночному хозяйству: налогообложения, кредитования, инвестирования, государство побуждает принимать желаемые варианты хозяйственной деятельности, удовлетворяющие общественные потребности. [1]3

      Понятие "налог" уходит своими корнями  в глубь веков. В нем заключен не только экономический, но и философский  смысл.

      Налог - элемент общественного бытия. Первые упоминания о налоге можно найти  в философских трактатах античных мыслителей. На заре человеческой цивилизации философы трактовали налог как общественно необходимое и полезное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения и др. По мере общественного развития налоговые формы постепенно менялись, приближаясь к их современному содержанию. Неизменным оставался глубинный смысл понятия "налог" - опосредовать процесс обобществления необходимой для общества части индивидуальных доходов (богатств) (в современном понимании это процесс перераспределения доходов в государственную казну). Налоговые формы взаимоотношений общества с государством носили самые разные названия. Немецкие ученые рассматривали налоги как поддержку, оказываемую государству её гражданами (staure - поддержка). В Англии налог до сих пор носит название  duty - долг (обязательство). Законодательство США определяет налог как "tax" (такса). Закон о налогообложении во Франции налоговые отношения определяет как import (обязательный платёж). Принудительный характер налоговой формы в российской практике подчеркивал термин "подати" (принудительный платеж).

Не углубляясь в генезис налогообложения выделим  главные рубежи перехода налоговых  отношений из одного качественного  состояния в другое.

Вплоть  до раскола мирового сообщества на две противоборствующие налоговые  системы воззрения ученых на налоги выстраивались в логическую систему, отражая прогресс экономики и  политики.

Труды Ф. Кенэ, А. Смита, Д. Рикардо положили начало классической теории налогообложения, реализуя которые национальные налоговые системы способны двигаться к оптимальному варианту. Это был невероятный прогресс научной мысли, намного опередивший практику не только тех лет, но и современное её состояние. Этот период принято считать началом развития подлинной науки о налогообложении как об экономической и правовой категории, воплощающей своё объективное содержание на практике в конкретных формах.

Обоснование налога как одного из воспроизводственных  факторов содержаться в работах зарубежных и русских экономистов начала XVIII в. Э. Сакса, Ж.Б. Сэя, В.Т. Посошкова и др. Позже эту идею в России развили Н.И. Тургенев, В.Н. Твердохлебов, И.Х. Озеров и др. Несмотря на то, что их налоговые теории носили сугубо прикладной характер, то есть они ограничивались изучением способов мобилизации финансовых ресурсов для содержания государства, в них были учтены закономерности развития товарно - денежных отношений и международные тенденции формирования основ денежного хозяйствования. Вплоть до налоговой реформы 1930 года рекомендации этих русских ученых использовались по выработке мер по укреплению финансового хозяйства страны.

В истории  развития налоговой науки определяющую роль сыграли два научных течения: марксизм и неоклассицизм, вобравший  идеи А. Смита и Д. Рикардо о налогах. Классовый характер марксистского учения о государстве, природе стоимости, смысле и целях распределения и был положен в основу реформирования производственных отношений в СССР. Советский Союз, приступив к построению социализма, отошел от магистрального пути налоговых преобразований, по которому пошли США, Великобритания, Франция, Япония. Их налоговые системы строились согласно идеям А. Маршалла, Д.С. Милля, Э. Селегмана и др. Советские ученые М.М. Агарков, А.В. Бачурин, Г.Л. Рабинович и другие старались доказать преимущества происходящих идеологических преобразований в системе производственных отношений, трансформируя их экономическое содержание в неприсущие им административные, идеологические формы.4

Итак, сделаем краткие  выводы:

Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек  в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин Франклин писал, что  «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен  и в кыргызском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

Налоги  играют важнейшую роль среди государственных  доходов, так как они  составляют более 80% доходной части бюджета.

Сколько веков существует государство, столько  же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.

Адам  Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе  экономики:

1)Подданные  государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству налогообложения.

2) Налог,  который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен ( срок уплаты, способ платежа, сумма платежа ).

3) Каждый  налог должен взиматься тем  способом или в то время,  когда плательщику удобнее всего  оплатить его.

4) Каждый  налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне государства. (Налог может брать и удерживать из кармана народа гораздо больше, чем он приносит казне, если, например, его сбор требует такой армии чиновников, жалованье которых будет поглощать значительную часть суммы, которую приносит налог.)

Современные налоговые системы используют оба  принципа налогообложения, в зависимости  от экономической и социальной целесообразности

Государство, исходя из объективной необходимости, формирует соответствующую налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны. Факторы социального и экономического порядка стимулируют обновление производственных отношений в части налогов. Так, переход к рыночным отношениям объективно потребовал от государства проведения коренной перестройки налоговой системы Кыргызской Республики (НСКР) и ее бюджетной политики.

Налоговая система как любая другая должна быть четко налажена и гибка. Все налоговые системы развитых стран складывались под воздействием разных экономических, политических и социальных условий. По набору налогов, их структуре, способам взимания, ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, сфере действия налогов, налоговым льготам налоговые системы существенно отличаются друг от друга. Но общепринятые принципы построения налоговых систем стран с рыночной экономикой в целом находят конкретное выражение в общих элементах налогов, которые включают в себя субъект, объект, источник, единицу обложения, ставку, льготы и налоговый оклад.

1.2.Виды  налогов и их  назначение

      Государство,   выражая   интересы   общества   в   различных   сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику -экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально- экономических процессов используются финансово-кредитный ценовой механизм.

      Финансово-бюджетная  система охватывает отношения по поводу формирования и использования  финансовых ресурсов государства,бюджета  и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной  и других функций государства. Важной "кровеносной артерией" финансово-бюджетной системы являются налоги.

      Налоги  возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и  появлением государства,   которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. "В налогах воплощено экономически выраженное существование государства" - справедливо подчеркивал великий теоретик Карл Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий-рынков сырья, и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

      Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости  валового продукта в  виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

  • работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
  • хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

      Экономическое   содержание   налогов   выражается,   таким   образом, взаимоотношениями  хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. Всеобщим исходным источником налоговых сборов, отчислений, пошлин и других платежей независимо от объекта налогообложения является ВВП. ВВП образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора хозяйственной жизни в национальном масштабе: оплата труда работников, прибыль хозяйствующих субъектов и централизованный доход государства (налоги в бюджет, социальные отчисления во внебюджетные фонды).

      Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи "питают" бюджетную систему страны. Кроме того, существуют государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений. Источником этих отчислений также является произведенный ВВП, за счет которого на стадии образования первичных доходов формируется соответствующая часть платежей во внебюджетные фонды социального назначения по тарифам страховых взносов, привязанных к оплате труда и включаемых в себестоимость продукции. Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов),необходимых ему для выполнения соответствующих функций:

  • социальной,
  • оборонной,
  • правоохранительной,
  • по развитию фундаментальной науки и другие.

      Как составная часть экономических  отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной  необходимостью, ибо обусловлены  потребностями поступательного  развития общества. Государству собираемые средства нужны для выполнения принятых на себя функций и требовать уничтожение налогов значило бы требовать уничтожение самого общества.

      Вся совокупность законодательно установленных  налогов, сборов, пошлин и других платежей подразделяется (классифицируется) на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам. Первая классификация налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов, который первоначально еще в XVII веке был привязан к доходам землевладельца (поземельный налог - это прямой налог, остальные - косвенные). Впоследствии Адам Смит, исходя из факторов производства (земля, труд, капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда, и соответственно, двумя прямыми налогами - на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наемного работника. Косвенные же налоги, считал Адам Смит, - это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются таким образом на потребителя5.

Информация о работе Реформирование налоговой системы Кыргызской Республики