Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 20:12, курсовая работа
Целью данной работы является анализ проблем формирования и распределения государственного бюджета на примере Республики Беларусь. Задачей же – поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих обеспечить сбалансированность государственного бюджета.
Введение………………………………………………………..…...5
1 Государственный бюджет в системе финансовых отношений страны.
1.1 Государственный бюджет: сущность, значение и место в системе финансовых отношений страны. Функции государственного бюджета.……………………………………………………………..6
1.2 Структура государственного бюджета. Принципы его построения и процесс формирования доходной и расходной части.……………………..13
1.3 Особенности распределения бюджетных средств в современных условиях.………………………………………………………….…23
1.4 Бюджетная политика Республики Беларусь в области обеспечения сбалансированности государственного бюджета и основные направления ее реформирования.………………………….………………………...27
2 Комплексное практическое задание.
Макроэкономический анализ и прогноз функционирования национальной экономики.
2.1 Система национальных счетов. Расчет основных макроэкономических показателей по системе национальных счетов………………..…..33
2.2 Анализ и прогноз изменений в экономике с использованием модели
IS-LM………………………………………………………………...36
Заключение………………………………………………………….51
Список использованных источников……………………………...53
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………….
1 Государственный бюджет в системе финансовых отношений страны.
1.1 Государственный
бюджет: сущность, значение и место в системе
финансовых отношений страны. Функции
государственного бюджета.…………………………………………………………
1.2 Структура государственного бюджета. Принципы его построения и процесс формирования доходной и расходной части.……………………..13
1.3
Особенности распределения бюджетных
средств в современных условиях.………………………………………………………
1.4 Бюджетная политика
Республики Беларусь в области обеспечения
сбалансированности государственного
бюджета и основные направления ее реформирования.………………………….…………
2 Комплексное практическое задание.
Макроэкономический анализ и
прогноз функционирования
2.1 Система
национальных счетов. Расчет основных
макроэкономических
2.2 Анализ и прогноз изменений в экономике с использованием модели
IS-LM……………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников……………………………...53
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.
Целью данной работы является анализ проблем формирования и распределения государственного бюджета на примере Республики Беларусь. Задачей же – поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих обеспечить сбалансированность государственного бюджета.
Учитывая вышесказанное, моя курсовая работа состоит из четырёх глав. В первой главе раскрывается понятие бюджета, его сущность, значение в системе финансовых отношений страны, функции государственного бюджета. В главе 2 описывается структура государственного бюджета, принципы его построения, проводится анализ формирования доходной и расходной части бюджета. Наряду с теоретическим анализом даются статистические материалы. В главе 3 рассматриваются особенности распределения бюджетных средств в современных условиях. В главе 4 речь пойдёт о сбалансированности государственного бюджета и основных направлениях его реформирования.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы подтверждается авторитетными экономистами, посвящающими ей немалую часть своих исследований. Подтверждается она и самой жизнью: ведь большинство из стоящих на сегодняшний день перед государством проблем в той или иной мере обусловлено продолжающимся кризисом бюджета. Именно поэтому проблемам совершенствования бюджетной политики следует уделить повышенное внимание.
1
Государственный
бюджет в системе
финансовых отношений
страны
1.1
Государственный бюджет:
сущность, значение
и место в системе финансовых
отношений страны. Функции
государственного бюджета
Бюджет является важнейшей финансовой категорией, неотъемлемой частью государственных и муниципальных финансов. Сущность бюджета обусловлена не только сущностью приоритетной по отношению к ней категории финансов, но и сущностью государства и общественно-политического строя. При всех общественно-экономических формациях бюджет удовлетворяет потребности государства в денежных средствах. Вновь созданная производительным трудом стоимость объективно должна не только способствовать решению производственных задач, но и обеспечивать функционирование государственных институтов, гарантирующих конституционные права и свободы граждан.
Бюджет функционирует в рамках относительно обособленной финансовой системы государства. Такое обособление связано с тем, что любое государство призвано защищать национальные интересы граждан. Бюджет задает исходные параметры баланса социальной и экономической политики, представляет собой соотношение целей развития общества и средств их достижения. Конкретными формами этого баланса являются соотношения между накоплением и потреблением, между экономической эффективностью и социальной справедливостью, между различными моделями экономического развития.
С одной стороны, отличительная особенность бюджета состоит в том, что он ориентирован непосредственно на интересы граждан. Но не менее важная особенность бюджета заключается и в том, что он имеет отношение к сфере перераспределения и потребления общественного продукта. Как известно, способ распределения определяется способом производства, однако перераспределительные отношения могут либо тормозить, либо способствовать процессу производства, быть фактором повышения производительности труда. С другой стороны, специфика бюджета заключается в ориентации на экономический рост и преумножение материального богатства. Это расширяет свободу выбора в сфере перераспределения и открывает более широкие возможности для реализации экономической политики государства.
В бюджете отражается циклический характер развития общества и его диалектика, когда старое не отрицается абсолютно, а все положительное в нем воспринимается и ассимилируется на новом витке развития, что и является ключевым моментом в рассмотрении роли и значения бюджета.
Финансовые отношения, складывающиеся
у государства с предприятиями,
Бюджетные отношения
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета - определяющего финансового плана в жизни государства. По экономической сущности государственный бюджет - это совокупность финансовых отношений, возникающих у государства с юридическими и физическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственного фонда денежных средств. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.
Будучи экономической формой существования реальных, объективных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение - по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории.
Именно
с помощью бюджета государство
имеет возможность
Таким образом, при правильном
подходе бюджет объективно
Сущность
государственного бюджета как
экономической категории
Распределительная функция бюджета состоит в том, что государство осуществляет распределение денежных поступлений через различные каналы, через государственный бюджет перераспределяется от 20 до 60% национального дохода.
Вместе с тем, отражая реальное движение бюджетных ресурсов и происходящие экономические процессы через систему показателей по доходам и расходам государства, бюджет объективно выполняет контрольную функцию, «предупреждая» о нежелательных тенденциях с целью своевременного корректирования бюджетной политики.
Регулирующая функция предполагает, что изменение доходов и расходов государственного бюджета позволяет смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, темпы инфляции и т.д., т.е. стабилизировать экономику.
Государственный бюджет является исторической категорией, появившейся с возникновением государства и развитием товарно-денежных отношений, он задействован в разных эпохах для обеспечения выполнения общегосударственных функций. Поэтому сущность бюджета как экономической категории не меняется в зависимости от смены общественных формаций, но на его содержание и роль влияют объективные и субъективные факторы. Среди объективных, первостепенное значение имеет уровень развития производительных сил, экономический потенциал страны, характер производственных отношений, экономические, природные, социальные особенности и др. К субъективным факторам относятся тип государства, политика правительства в конкретном периоде и соответственно выдвинутые им приоритеты развития, уровень экономической науки и др.
В
Законе РБ "О бюджетной системе
РБ и государственных внебюджетных фондах"
"государственный бюджет" определен
как "основной финансовый план формирования
и использования денежных средств для
обеспечения функций государственных
органов, экономического и социального
развития Республики Беларусь или соответствующих
административно-
В таблице 1.1.1 представлен консолидированный бюджет Республики Беларусь на 2004-2007гг.
Таблица
1.1.1 Консолидированный бюджет Республики
Беларусь
(в сопоставимой структуре), млрд. рублей
|