Проблемы формирования и распределения государственного бюджета (на примере Республики Беларусь)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ проблем формирования и распределения государственного бюджета на примере Республики Беларусь. Задачей же – поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих обеспечить сбалансированность государственного бюджета.

Содержание

Введение………………………………………………………..…...5
1 Государственный бюджет в системе финансовых отношений страны.
1.1 Государственный бюджет: сущность, значение и место в системе финансовых отношений страны. Функции государственного бюджета.……………………………………………………………..6
1.2 Структура государственного бюджета. Принципы его построения и процесс формирования доходной и расходной части.……………………..13
1.3 Особенности распределения бюджетных средств в современных условиях.………………………………………………………….…23
1.4 Бюджетная политика Республики Беларусь в области обеспечения сбалансированности государственного бюджета и основные направления ее реформирования.………………………….………………………...27
2 Комплексное практическое задание.
Макроэкономический анализ и прогноз функционирования национальной экономики.
2.1 Система национальных счетов. Расчет основных макроэкономических показателей по системе национальных счетов………………..…..33
2.2 Анализ и прогноз изменений в экономике с использованием модели
IS-LM………………………………………………………………...36
Заключение………………………………………………………….51
Список использованных источников……………………………...53

Работа содержит 1 файл

моя курсовая работа.doc

— 377.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………..…...5

1   Государственный бюджет в системе финансовых отношений страны.

1.1 Государственный бюджет: сущность, значение и место в системе финансовых отношений страны. Функции государственного бюджета.……………………………………………………………..6

1.2 Структура государственного бюджета. Принципы его построения и процесс формирования доходной и расходной части.……………………..13

     1.3 Особенности распределения бюджетных средств в современных условиях.………………………………………………………….…23

1.4 Бюджетная политика Республики Беларусь в области обеспечения сбалансированности государственного бюджета и основные направления ее реформирования.………………………….………………………...27

2    Комплексное  практическое задание.

      Макроэкономический анализ и  прогноз функционирования национальной экономики.

2.1  Система  национальных счетов. Расчет основных  макроэкономических показателей  по системе национальных счетов………………..…..33

2.2 Анализ и  прогноз изменений в экономике  с использованием модели 

IS-LM………………………………………………………………...36

Заключение………………………………………………………….51

Список использованных источников……………………………...53 

    Введение

 

    Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

    Целью данной работы является анализ проблем формирования и распределения государственного бюджета на примере Республики Беларусь. Задачей же – поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих обеспечить сбалансированность государственного бюджета.

    Учитывая  вышесказанное, моя курсовая работа состоит из четырёх глав. В первой главе раскрывается понятие бюджета, его сущность, значение в системе финансовых отношений страны, функции государственного бюджета. В главе 2 описывается структура государственного бюджета, принципы его построения, проводится анализ формирования доходной и расходной части бюджета. Наряду с теоретическим  анализом  даются  статистические материалы.  В главе 3 рассматриваются особенности распределения бюджетных средств в современных условиях. В главе 4 речь пойдёт о сбалансированности государственного бюджета и основных направлениях его реформирования.

        Важность и актуальность рассматриваемой проблемы  подтверждается авторитетными экономистами, посвящающими ей немалую часть своих исследований. Подтверждается она и самой жизнью: ведь большинство из стоящих на сегодняшний день перед государством проблем в той или иной мере обусловлено продолжающимся кризисом бюджета. Именно поэтому проблемам совершенствования бюджетной политики следует уделить повышенное внимание.

1 Государственный  бюджет в системе  финансовых отношений  страны 

    1.1 Государственный бюджет: сущность, значение и место в системе финансовых отношений страны. Функции государственного бюджета 

    Бюджет является важнейшей финансовой категорией, неотъемлемой частью государственных и муниципальных финансов. Сущность бюджета обусловлена не только сущностью приоритетной по отношению к ней категории финансов, но и сущностью государства и общественно-политического строя. При всех общественно-экономических формациях бюджет удовлетворяет потребности государства в денежных средствах. Вновь созданная производительным трудом стоимость объективно должна не только способствовать решению производственных задач, но и обеспечивать функционирование государственных институтов, гарантирующих конституционные права и свободы граждан.

    Бюджет  функционирует в рамках относительно обособленной финансовой системы государства. Такое обособление связано с  тем, что любое государство призвано защищать национальные интересы граждан. Бюджет задает исходные параметры баланса социальной и экономической политики, представляет собой соотношение целей развития общества и средств их достижения. Конкретными формами этого баланса являются соотношения между накоплением и потреблением, между экономической эффективностью и социальной справедливостью, между различными моделями экономического развития.

    С одной стороны, отличительная особенность  бюджета состоит в том, что  он ориентирован непосредственно на интересы граждан. Но не менее важная особенность бюджета заключается и в том, что он имеет отношение к сфере перераспределения и потребления общественного продукта. Как известно, способ распределения определяется способом производства, однако перераспределительные отношения могут либо тормозить, либо способствовать процессу производства, быть фактором повышения производительности труда. С другой стороны, специфика бюджета заключается в ориентации на экономический рост и преумножение материального богатства. Это расширяет свободу выбора в сфере перераспределения и открывает более широкие возможности для реализации экономической политики государства.

    В бюджете отражается циклический  характер развития общества и его  диалектика, когда старое не отрицается абсолютно, а все положительное в нем воспринимается и ассимилируется на новом витке развития, что и является ключевым моментом в рассмотрении роли и значения бюджета.

          Финансовые отношения,  складывающиеся  у государства с предприятиями,  организациями,  учреждениями  и  населением, называются бюджетными.  Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и,   во-вторых,  связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

           Бюджетные отношения характеризуются  большим многообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования.

               Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного   бюджета - определяющего финансового плана в  жизни государства.  По   экономической   сущности государственный бюджет - это совокупность финансовых отношений, возникающих у государства с юридическими и физическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственного фонда денежных средств.  Благодаря бюджету государство  имеет  возможность  сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

    Будучи  экономической формой существования  реальных, объективных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение - по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории.

    Именно  с помощью бюджета государство  имеет возможность сосредоточивать  финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.  Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны; именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

          Таким образом, при правильном  подходе бюджет объективно может  быть не просто средством государственного  экономического регулирования, он  может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

    Сущность  государственного  бюджета  как  экономической категории реализуется через его функции: распределительную, контрольную  и регулирующую.

    Распределительная функция бюджета состоит в том, что государство осуществляет распределение денежных поступлений через различные каналы, через государственный бюджет перераспределяется от 20 до 60% национального дохода.

    Вместе  с тем, отражая реальное движение бюджетных ресурсов и происходящие экономические процессы через систему показателей по доходам и расходам государства, бюджет объективно выполняет контрольную функцию, «предупреждая» о нежелательных тенденциях с целью своевременного корректирования бюджетной политики.

    Регулирующая  функция предполагает, что изменение доходов и расходов государственного бюджета позволяет смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, темпы инфляции и т.д., т.е. стабилизировать экономику.

    Государственный бюджет является исторической категорией, появившейся с возникновением государства и развитием товарно-денежных отношений, он задействован в разных эпохах для обеспечения выполнения общегосударственных функций. Поэтому сущность бюджета как экономической категории не меняется в зависимости от смены общественных формаций, но на его содержание и роль влияют объективные и субъективные факторы. Среди объективных, первостепенное значение имеет уровень развития производительных сил, экономический потенциал страны, характер производственных отношений, экономические, природные, социальные особенности и др. К субъективным факторам относятся тип государства, политика правительства в конкретном периоде и соответственно выдвинутые им приоритеты развития, уровень экономической науки и др.

    В Законе РБ "О бюджетной системе РБ и государственных внебюджетных фондах"  "государственный бюджет" определен как "основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов)". В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты. При рассмотрении нашего государственного бюджета часто используется понятие консолидированный бюджет - совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы. Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы ежегодно составляют консолидированные бюджеты соответственно Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц.

    В таблице 1.1.1 представлен консолидированный  бюджет Республики Беларусь на 2004-2007гг.

    Таблица 1.1.1 Консолидированный бюджет Республики Беларусь  
(в сопоставимой структуре), млрд. рублей

          2004 год      2005 год      2006 год      2007 год 
    1. ДОХОДЫ - всего     23 004,2     30 824,9     38 391,2     48 048,9
    1.1 НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них:      16 751,4     22 330,0     26 929,0     34 235,6
    Подоходный налог     1 403,8     1 882,3     2 480,1     3 081,0
    Налог на прибыль      1 629,7     2 376,9     3 140,8     3 837,1
    Налоги  на собственность      957,0     1 148,6     1 268,4     1 519,2
    НДС     3 854,5     5 909,0     7 364,8     8 669,6
Продолжение таблицы 1.1.1                     
    Акцизы     1 125,8     1 368,0     2 829,7     3 045,9
    Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности     1 094,8     1 682,3     2 068,7     6 281,3
    1.2 ВЗНОСЫ НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ  
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
    5 382,2     7 345,5     9 287,7     11 256,7
    1.3 НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ      869,7     1 149,4     2 174,5     2 556,7
    2. РАСХОДЫ (функциональная классификация)     22 546,5     30 556,0     37 256,2     47 626,8
    2.1 Общегосударственные расходы      2 533,2     4 003,6     4 936,9     6 471,1
    2.1 Национальная оборона      483,0     720,1     998,8     1 206,2
    2.3 Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности     1 000,7     1 382,7     1 719,2     2 062,7
    2.4 Национальная экономика      4 507,5     5 983,5     7 600,9     11 189,0
    2.5 Охрана окружающей среды      314,6     384,6     460,3     537,8
    2.6 Жилищно-коммунальные услуги и  жилищное строительство     1 398,8     1 671,8     1 674,0     2 152,5
    2.7 Здравоохранение      2 256,3     2 985,4     3 527,7     4 325,2
    2.8 Физ. культура, спорт, культура и средства массовой информации     528,7     705,1     918,8     1 120,4
    2.9 Образование      2 985,4     4 007,9     4 788,4     5 547,3
    2.10 Социальная политика      6 538,4     8 711,3     10 631,2     13 014,5
    РАСХОДЫ (экономическая классификация)     22 546,5     30 556,0     37 256,2     47 626,8
    ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них:     18 204,2     24 610,1     29 444,7     37 417,8
    Заработная  плата      3 879,6     5 290,0     6 528,0     7 501,9
    Начисления  на заработную плату      1 064,0     1 477,6     1 801,0     2 048,8
    Выплата процентов      243,3     229,5     293,4     386,8
    Субсидии  и текущие трансферты     9 023,3     12 618,2     15 107,7     20 347,5
    КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ      4 084,0     5 387,2     7 608,9     9 596,5
    ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ  КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ      258,3     558,7     202,5     612,5
Окончание таблицы 1.1.1
    Дефицит (профицит)     457,7     268,9     1 135,0     422,1
    Финансирование     -457,7     -268,9     -1 135,0     -422,1
    Внутреннее  финансирование     -693,8     -467,1     -1 150,7     -3 513,6
    Внешнее финансирование     236,1     198,2     15,7     3 091,5
    Справочно:                        
    ФОНД  СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ                         
    Доходы      5 416,7     7 404,7     9 384,6     11 4 21 ,7
    в т.ч. трансферты республиканского бюджета      36,1     288,9     115,4     12,2
    Расходы     5 226,0     6 735,5     8 491,1     10 484 ,8
    Сальдо      190,7     669,3     893,5     936,9

Информация о работе Проблемы формирования и распределения государственного бюджета (на примере Республики Беларусь)