Государственный бюджет и проблемы его функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассмотрена тема такого основного звена финансовой системы, как государственный бюджет и проблемы его функционирования. Предметом исследования курсовой работы является государственный бюджет, его система и устройство. Объектом исследования выступает Российская Федерация.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3

Глава 1. Государственный бюджет Российской Федерации, его уровни и структура………………………………………………………………………………...5

1.1. Сущность бюджетного процесса, его структура и стадии……………………..5

1.2. Бюджетная классификация, доходы, расходы, сбалансированность бюджета...9

1.3. Основные принципы и уровни бюджетной системы…………………………...13

Глава 2. Проблемы государственного бюджета Российской Федерации на современном этапе…………………………………………………………………….19

2.1. Состояние и специфика бюджета переходной экономики Российской Федерации……………………………………………………………………………...19

2.2. Анализ исполнения бюджета Российской Федерации в 2006-2008 гг………...21

2.3. Проблема сбалансированности и механизмы регулирования структуры государственного бюджета Российской Федерации………………………………...27

Глава 3. Основные направления реформирования современного бюджетного устройства Российской Федерации…………………………………………………..31

Заключение…………………………………………………………………………….37

Список использованной литературы…………………………………………………40

Работа содержит 1 файл

Госбюджет курсовая.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………………3

Глава 1. Государственный бюджет Российской Федерации, его уровни и структура………………………………………………………………………………...5

1.1. Сущность  бюджетного процесса, его структура и стадии……………………..5

1.2. Бюджетная классификация, доходы, расходы, сбалансированность бюджета...9

1.3. Основные принципы и уровни бюджетной системы…………………………...13

Глава 2. Проблемы государственного бюджета Российской Федерации на современном этапе…………………………………………………………………….19

2.1.  Состояние и специфика бюджета переходной экономики Российской Федерации……………………………………………………………………………...19

2.2. Анализ  исполнения бюджета Российской  Федерации в 2006-2008 гг………...21

2.3. Проблема сбалансированности и механизмы регулирования структуры государственного бюджета Российской Федерации………………………………...27

Глава 3.  Основные направления реформирования современного бюджетного устройства Российской Федерации…………………………………………………..31

Заключение…………………………………………………………………………….37

Список  использованной литературы…………………………………………………40

 

Введение 

      В данной курсовой работе рассмотрена  тема такого основного звена финансовой системы, как государственный бюджет и проблемы его функционирования. Предметом исследования курсовой работы является государственный бюджет, его система и устройство. Объектом исследования выступает Российская Федерация.

      Ведущую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, которое осуществляется в рамках экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Государственный бюджет является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на его благосостояние. Поэтому я считаю, что выбранная тема курсовой работы актуальна и практически значима. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные фонды и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. В связи с такой глобальной значимостью для процветания государства его «сбалансированного» государственного бюджета, следует внимательно изучить все проблемы, возникающие при его формировании.

      Бюджет  является формой образования и расходования денежных средств. Совокупность всех видов  бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.

      Таким образом, бюджет, его формирование и  статьи расходов, является важным разделом экономической науки, требующим большого внимания со стороны не только занимающих высокие посты экономистов и политиков, но и рядовых граждан.

      Целью курсовой работы является  разработка основных направлений реформирования бюджетной системы Российской Федерации.

      Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи:

    1. рассмотреть основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации;
    2. изучить принципы бюджетной системы;
    3. проанализировать доходную и расходную части бюджета, исполнение бюджета Российской Федерации;
    4. сформулировать основные направления реформирования бюджетной системы и  бюджетного устройства Российской Федерации.

     В курсовой работе использованы следующие  информационные источники: учебная  литература, периодические издания, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы, электронные источники. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 1. Государственный  бюджет Российской Федерации,

      его уровни и структура

      1.1. Сущность бюджетного процесса, его структура и стадии 

      Бюджетный процесс — важнейшая составная часть бюджетного устройства страны. В Бюджетном кодексе РФ под ним понимается «регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением».

      Бюджетный процесс включает процесс составления  проектов бюджетов, их рассмотрения, утверждения и исполнения, а также государственный и муниципальный финансовый контроль.

      Участниками бюджетного процесса являются органы и лица, обладающие бюджетными полномочиями:

    • Президент Российской Федерации;
    • органы законодательной (представительной) власти;
    • органы  исполнительной  власти (высшие  должностные  лица  субъектов  РФ,  главы  местного  самоуправления, финансовые органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
    • органы денежно-кредитного регулирования;
    • органы государственного и муниципального финансового контроля;
    • государственные внебюджетные фонды;
    • главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
    • бюджетные учреждения;
    • государственные и муниципальные унитарные предприятия;
    • кредитные  организации,  осуществляющие  операции  со  средствами  бюджетов  и  государственных  внебюджетных фондов;
    • другие органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

      Особую  роль в бюджетном процессе играет стадия формирования бюджета: в ней отражается смысл действующего государственного социально-экономического устройства и главное содержание финансовой политики органов власти. От качества формирования бюджета всецело зависит дальнейший ход бюджетного процесса, а, следовательно, и эффективность реализации финансовой политики.

      Формирование  бюджета состоит из двух частей: организации и разработки.

      Организация формирования бюджетного процесса включает:

  • определение субъектов (участников) бюджетного процесса и их полномочий;
  • установление объектов (денежных потоков и фондов) бюджетного процесса;
  • составление планов формирования бюджетного процесса в целом и его отдельных компонентов.

      В бюджетном процессе принимают участие  все субъекты страны (физические, юридические лица, государственные структуры), а также ряд аналогичных зарубежных субъектов. В целом их можно разделить на две группы:

  • пассивную — поставщики бюджетных ресурсов (физические и юридические налогоплательщики, кредиторы и т.д.) и конечные потребители денежных средств (физические и юридические лица);
  • активную — органы, наделенные бюджетными полномочиями, к которым относятся органы государственного управления, финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного и муниципального финансового контроля; каждый орган имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных полномочий.

      Организация бюджетного процесса является важнейшим  звеном бюджетного менеджмента. Чем полнее и обоснованнее организационная работа, тем эффективнее осуществляется бюджетный процесс.

      Процесс разработки проектов бюджетов включает следующие этапы:

  • разработка прогнозов экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовки сводных финансовых балансов;
  • составление и оглашение бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ;
  • разработка проекта законов о бюджете;
  • представление пакета документов в законодательные органы.

      Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на государственные или муниципальные услуги, а также в соответствии с другими нормами (нормативами).

      Разработкой проектов бюджетов занимаются Правительство  РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

      Непосредственное  составление проектов бюджетов осуществляют Минфин РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

      Формирование  федерального бюджета начинается за 10 месяцев до начала очередного финансового года и осуществляется в соответствии с бюджетной политикой РФ, определенной в Бюджетном послании Президента РФ. Порядок и сроки разработки проекта федерального бюджета определяются Правительством РФ.

      Уполномоченный  орган исполнительной власти организует разработку прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и уточнение параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ. Минфин РФ организует одновременную разработку проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год.

      Этапы формирования федерального бюджета:

      1) Разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана-прогноза функционирования экономики РФ, содержащего основные макроэкономические показатели экономики. На основании выбранного плана-прогноза Минфин РФ осуществляет разработку основных характеристик федерального бюджета.

      Одновременно  Правительством РФ рассматриваются предложения о соотношениях между прожиточным минимумом и минимальными размерами оплаты труда, пенсий по старости, стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, а также предложения о порядке индексации оплаты труда работникам бюджетной сферы в очередном году и на среднесрочную перспективу.

      Минфин  РФ в двухнедельный срок со дня принятия Правительством РФ основных характеристик федерального бюджета:

  • направляет проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета;
  • уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений РФ и субъектов РФ на очередной год.

      2) Распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной год, а также разработка предложений о структурных и организационных преобразованиях в экономике и социальной сфере.

      Одновременно  уполномоченный орган исполнительной власти формирует перечень федеральных целевых программ, согласовывает объемы их финансирования в предстоящем году и на среднесрочную перспективу. Несогласованные вопросы по проектировкам подлежат рассмотрению межведомственной правительственной комиссией, возглавляемой Министром финансов.

      Разработка  и согласование федеральными органами исполнительной власти показателей федерального бюджета на очередной год, а также законопроектов о минимальном размере оплаты труда, минимальном размере государственных пенсий, порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий завершаются не позднее 15 июля текущего года. С 15 июля по 15 августа Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития РФ на очередной год и среднесрочную перспективу, проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной год, проект перспективного финансового плана и другие документы и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год для внесения его в Государственную Думу РФ. 
 

    1.2. Бюджетная классификация, доходы, расходы,

    сбалансированность  бюджета 

Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его функционирования