Проблемы формирования и распределения государственного бюджета (на примере Республики Беларусь)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ проблем формирования и распределения государственного бюджета на примере Республики Беларусь. Задачей же – поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих обеспечить сбалансированность государственного бюджета.

Содержание

Введение………………………………………………………..…...5
1 Государственный бюджет в системе финансовых отношений страны.
1.1 Государственный бюджет: сущность, значение и место в системе финансовых отношений страны. Функции государственного бюджета.……………………………………………………………..6
1.2 Структура государственного бюджета. Принципы его построения и процесс формирования доходной и расходной части.……………………..13
1.3 Особенности распределения бюджетных средств в современных условиях.………………………………………………………….…23
1.4 Бюджетная политика Республики Беларусь в области обеспечения сбалансированности государственного бюджета и основные направления ее реформирования.………………………….………………………...27
2 Комплексное практическое задание.
Макроэкономический анализ и прогноз функционирования национальной экономики.
2.1 Система национальных счетов. Расчет основных макроэкономических показателей по системе национальных счетов………………..…..33
2.2 Анализ и прогноз изменений в экономике с использованием модели
IS-LM………………………………………………………………...36
Заключение………………………………………………………….51
Список использованных источников……………………………...53

Работа содержит 1 файл

моя курсовая работа.doc

— 377.50 Кб (Скачать)
 

За 2007 год  производительность труда в экономике  сложилась на уровне 107,7%, в то время  как реальный рост заработной платы  работников в бюджетной сфере  за этот период составил 106%, что явилось  вкладом бюджетно-налоговой политики в сбалансированность внешней позиции.  

    Несмотря  на то, что механизм создания доходной части бюджета сегодня выработан, в определенные моменты он оказывается недостаточно эффективным и требует корректировки.

    Работа  по формированию доходной части бюджета осуществляется по следующим направлениям:

      • планирование контингентов всех видов доходов; 
          • распределение регулирующих доходов между уровнями бюджетной системы в порядке и пропорциях, предусмотренных законодательством;

      • определение размеров финансовой помощи, предоставляемой 
вышестоящими бюджетами нижестоящим (дотаций, субвенций, субсидий);

      • формирование и распределение средств фонда финансовой поддержки территорий   и   определение   размеров   трансфертов   для   выравнивания бюджетной обеспеченности регионов.

    Планирование  доходов бюджета осуществляется в несколько этапов. На первом этапе анализируются показатели предварительного исполнения доходной части бюджета (республиканского и местных) за текущий год. Проводится диагностика методов мобилизации государственных доходов.

    Такой анализ является основой для определения  возможностей и путей увеличения поступлений в бюджет при существующей системе взимания налогов и неналоговых платежей. 

    Также, в области формирования доходов можно предложить следующее:

    1. Применение     более     прогрессивных     методов     планирования     и прогнозирования,   обеспечивающих   многовариантность   расчетов   на   основе экономико-математических   методов   и   моделирования,   выбор   оптимального варианта; переход к многовариантному составлению проекта бюджета.

    2. Повышение   обоснованности   макроэкономических   показателей   как основы планирования доходов бюджета.

    3. Получение достоверной и объективной информации о предполагаемых изменениях в налоговом и таможенном законодательстве для исчисления базы налогообложения; разработка программы правовой реформы, включая программу налогообложения.

    4. Реструктуризация   доходов   бюджета.   Имеется   в   виду   оптимальное сочетание  прямых  и  косвенных  налогов,  налогов  и  неналоговых  платежей, доходов бюджета и целевых фондов; усиление роли рыночных источников в формировании    доходов    бюджета    (поступлений    средств    от    приватизации государственной  собственности,  продажи  принадлежащих  государству акций, налогов на собственность и др.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3 Особенности распределения бюджетных средств в современных условиях 

    При решении вопросов распределения  доходов и расходов между бюджетами  различных уровней следует исходить из следующих положений:

  • Степень обеспеченности собственными доходами местных бюджетов должна быть необходимой и достаточной;
  • Максимальная децентрализация доходов не согласуется с экономическими интересами других участников межбюджетных отношений. Предоставление исчерпывающих налоговых полномочий местным властям может привести к неравенству налоговых режимов, миграции экономических агентов, дифференциации условий инвестирования и т.п.
  • Закрепление расходных функций за бюджетами различных уровней должно обеспечить высокое качество и эффективность государственных услуг. Учитывая этот факт, местным бюджетам следует передавать расходы, связанные с удовлетворением социально-культурных нужд населения, обеспечивающих функционирование непроизводственной инфраструктуры (образование, здравоохранение, дороги, охрана окружающей среды и т.д.) Однако максимальная децентрализация указанных расходов в ряде случаев имеет ограничения;
  • Существует целый ряд услуг, которые экономически целесообразно закрепить за вышестоящим уровнем управления, чтобы избежать дублирования услуг местными администрациями либо для обеспечения экономии государственных средств. Кроме того, за бюджетами вышестоящего уровня целесообразно оставить некоторые расходы, влияющие на распределение доходов между социальными группами населения. При передаче их на местный уровень управления государство утрачивает возможности макроэкономического регулирования социальных процессов;
  • Степень децентрализации расходов ограничена наличием доходных источников местных бюджетов, достаточных для обеспечения расходных функций. Имеется в виду необходимость обеспечения равенства доходов и расходных функций региональных бюджетов.

    Распределение расходов между уровнями бюджетов является еще более сложной проблемой, которая по-разному решается в разных странах. Во многих странах с переходной экономикой правительство несет ответственность за оборону и общенациональную систему обслуживания населения, а на местные органы власти возложены расходы на развитие образования, здравоохранения, городской инфраструктуры и различных служб местного уровня.

    В любом случае диспропорции между  доходами и расходами региональных органов власти делают необходимым  перераспределение средств между  бюджетами различных уровней.

    Вместе  с тем при распределении бюджетных ресурсов нельзя не учитывать важную роль республиканского бюджета в финансировании общегосударственных программ и мероприятий, что предполагает централизацию на его уровне значительной части доходов.

    Задача  состоит в том, чтобы при формировании республиканского бюджета обеспечить максимальное сбалансирование доходов и расходов местных бюджетов посредством оптимального сочетания различных форм и методов бюджетного регулирования, рационального построения межбюджетных отношений.

    В настоящее время доходы местных бюджетов формируются из следующих каналов поступлений: собственных (муниципальных) доходов, налогов и сборов; закрепленных за местными бюджетами налогов и доходов; отчислений от общереспубликанских налогов и доходов. Дополнительно в республиканском бюджете предусматриваются средства, безвозмездно передаваемые местным бюджетам с целью оказания им финансовой помощи.

    Такая используемая с давних лет многоканальная система формирования доходов местных  бюджетов основана на принципах распределения  доходов между различными уровнями бюджетов, в соответствии с которыми наиболее значимые, регулярно поступающие доходы зачисляются в республиканский бюджет.

    В основу доходов местных бюджетов в этом случае закладываются муниципальные (собственные) доходы, налоги и сборы, а для укрепления доходной базы за местными бюджетами в соответствии с законодательством Республики Беларусь закрепляются полностью или частично определенные доходы.

    Поскольку объём расходов каждого бюджета  не может ограничиваться только собственными доходами ввиду их недостаточности, для покрытия дефицита требуется привлечение дополнительных средств из вышестоящих бюджетов – регулирующих доходов в виде отчислений от общереспубликанских доходов и налогов, а также дотаций, субсидий, субвенций.

    Перераспределение доходов между отдельными видами бюджетов путем передачи средств вышестоящими бюджетами нижестоящим и составляет содержание бюджетного регулирования. 

    Наиболее  крупными до недавних пор были расходы  бюджета на финансирование народного хозяйства. В их состав включались расходы на отрасли материального производства, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения. Основная масса бюджетных ресурсов направлялась на финансирование капитальных вложений в государственном секторе экономики и выдачу предприятиям разного вида дотаций (на возмещение разницы в ценах, оказание финансовой помощи малорентабельным и убыточным хозяйствам и т.д.).  

    Значительные  бюджетные средства ежегодно направляются на финансирование социально-культурных мероприятий. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять минимальные потребности населения в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту граждан, повышать уровень их социального обеспечения. Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение. Являясь финансовой базой осуществления социальных  прав - на образование, медицинское обслуживание, социальную защиту и т.д., эти расходы одновременно влияют на общественное производство, способствуя улучшению качественного  состава трудовых ресурсов,  созданию условий для повышения производительности труда на основе использования научных достижений, ускорению научно-технического прогресса.

Часть средств бюджета государство направляет на оборону.

    Расходы бюджета на управление обусловлены  выполнением государством хозяйственно-организаторской  функции и связаны с наличием специфической - управленческой - сферы  деятельности. Бюджетные расходы  на управление являются частью общего фонда управления, формируемого также и в децентрализованном порядке путем включения расходов на управление в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий и организаций.  
 
 
 
 
 
 
 

    1.4 Бюджетная политика Республики Беларусь в области обеспечения сбалансированности государственного бюджета и основные направления ее реформирования 

    Сбалансированность  бюджета — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

    Этот  принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной  бюджетных поступлений (доходов  бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним — несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета — обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны.

    Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета — разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.  

    Сбалансированность  бюджета достигается разными  методами; одни из них применяются  при формировании бюджета; другие —  при его исполнений. К методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся: лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов; совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними; выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов; построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений; планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максимальным эффектом; сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности; жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат; использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.  

Информация о работе Проблемы формирования и распределения государственного бюджета (на примере Республики Беларусь)