Роль налогов в формировании государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы в настоящее время значительно возросла, что объясняется высокими темпами формирования отечественного рынка, увеличения числа лиц, связанных с экономической деятельностью и извлечением доходов от этой деятельности, главной обязанностью которых является своевременная и полная уплата установленных налогов и сборов в государственный бюджет. Функционирование каждого участника рынка должно опираться на использование экономических законов, правовых актов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………....3
1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ –
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЗВЕНО ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ…………………………6
2 ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА………………………………10
3 ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ,
ИХ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И КЛАССИФИКАЦИЯ………………………….14
4 ДИНАМИКА И СТРУКТУРА ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РФ. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ……………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовая - налоговая система.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    Филиал  государственного образовательного учреждения

    высшего профессионального образования

    «Байкальский  государственный университет экономики  и права»

    в г. Братске

    Кафедра «Бухгалтерского учета и налогообложения» 
 
 

    Специальность «Налоги и налогообложение»

                                                            Дисциплина «Экономическая теория» 
 
 
 
 

    КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 
 

    РОЛЬ  НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 
 
 
 
 
 
 
 

    Руководитель

    курсовой  работы:                                             к.э.н., доцент  М.М.Истомина 

    Студент:                                                              гр. НУС-10 И.О.Попова 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Братск, 2011 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………....3

1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ –

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЗВЕНО ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ…………………………6

2 ВИДЫ  ИСТОЧНИКОВ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА………………………………10

3 ПОНЯТИЕ  НАЛОГОВ, 

ИХ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И КЛАССИФИКАЦИЯ………………………….14

4 ДИНАМИКА И  СТРУКТУРА ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТА РФ. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ……………………21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….36

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………............38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Становление рыночных отношений, построение правового демократического государства требуют наличия соответствующего механизма управления хозяйственными процессами, одним из основных элементом которого является налоговая система, призванная стимулировать развитие всех сфер общественной жизни.

     Бюджет  занимает центральное место в финансовой системе РФ и обеспечивает выполнение задач и функций, стоящих перед государством и муниципальными образованиями, выступает действенным механизмом финансовой политики государства. Бюджет - это реальная основа осуществления политики государства.

     Бюджетное устройство и проблемы его функционирования являются основным вопросом государственной политики. Бюджетная система - главное звено в процессе воздействия государства на реальный сектор экономики. Бюджет является не только средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, совершенствование материально-технической базы общественного воспроизводства.

     Бюджетное устройство определяет организацию бюджетной системы, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, их состав и структуру, процедурные вопросы формирования и использования бюджетных средств. Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система. Актуальность выбранной темы исследования определяется тем, что преобразование налоговой системы России в последние годы осуществлялось в тесной связи с проведением бюджетной реформы и преобразованиями в области бюджетного федерализма.

     В научном плане следует отметить, что довольно сложно найти еще такую сферу общественной, экономической и политической жизни, которая бы привлекала настолько пристальное внимание ученых самых разных направлений (философов, экономистов, юристов, социологов и т.п.) и в которой существует столь много застарелых ошибочных представлений, высказано так много противоречивых научных суждений, осталось такое большое количество неисследованных проблем и где политизация воззрений имеет чрезвычайно широкое распространение. Положение усложняется тем, что процесс формирования налоговой системы всегда представляет собой тесное переплетение и взаимодействие экономических и юридических начал, неотделимых друг от друга.

     Актуальность  данной темы в настоящее время значительно возросла, что объясняется высокими темпами формирования отечественного рынка, увеличения числа лиц, связанных с экономической деятельностью и извлечением доходов от этой деятельности, главной обязанностью которых является своевременная и полная уплата установленных налогов и сборов в государственный бюджет. Функционирование каждого участника рынка должно опираться на использование экономических законов, правовых актов.

       Автор в настоящей работе рассматривает  понятие, предмет, структуру государственного бюджета Российской Федерации, проводит глубокий анализ соответствующих норм части первой Налогового кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, ряда Федеральных законов, научных трудов, специально посвященных проблемам совершенствования налоговой системы.

     Целью настоящей курсовой работы является изучение и последующее применение в практической работе налогов как составляющей государственного бюджета РФ.

     Вышеуказанная цель реализуется посредством следующих  основных исследовательских задач: изучение нормативных актов, имеющих непосредственное отношение к теме исследования; исследование государственного бюджета РФ и налогов как одной из составляющих доходной части бюджета, анализ имеющихся проблем в регулировании налогообложения в стране на современном этапе; определение основных направлений государственной политики в области регулирования доходной части бюджета; изучение методов регулирования и организации налогообложения.

     Важным  по своему содержанию и перспективному значению является изучение налогов с помощью единой методологии исследования: проведение четкого разграничения экономических отношений и вопросов бюджетирования как экономической категории. В числе специальных методов, примененных в процессе анализа предмета исследования были использованы методы систематически-структурного анализа, сравнительного правоведения, дефинитивный, экстраполяции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  – ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЗВЕНО ФИНАНСОВОЙ  СИСТЕМЫ 

     Понятие бюджетной системы Российской Федерации  закреплено в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ1. Бюджетная система РФ - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

     К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (ст. 10 БК РФ) относятся:

     - федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов;

     - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

     - местные бюджеты, в том числе  бюджеты муниципальных районов,  бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

     - бюджеты городских и сельских  поселений2.

     24 июля 2007 г. впервые в истории  нашей страны был принят Федеральный закон о федеральном бюджете не на один предстоящий бюджетный год, а на более длительный трехлетний период: Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ3

     Система государственных и местных (муниципальных) бюджетов является центральным звеном финансовой системы. Посредством бюджетов образуются денежные фонды государственного или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления.

     В материальном аспекте как государственный, так и местный бюджет представляют собой централизованный в масштабах определенного государственного и муниципального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления. Материальное содержание бюджета подвижно, постоянно меняется объем концентрируемых в нем денежных средств, виды поступлений в него, направления расходов и т.п. Однако сущность бюджета проявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с концентрацией и использованием его средств, т. е. в характеристике бюджета как экономического механизма (категории). В этом аспекте бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления задач государственных и муниципальных образований общего значения и выполнения функций соответствующих органов власти и самоуправления4.

     В БК РФ (ст. 2) установлена основная правовая форма этого акта применительно к бюджетам разных уровней: федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации утверждаются в форме соответствующих законов, местные (муниципальные) - в форме решений представительных органов местного самоуправления, в чем проявляется принцип демократизма и бюджетной деятельности. Названную основную форму дополняют финансово-плановые акты органов исполнительной власти, конкретизирующие бюджет (например, сводная бюджетная роспись).

     В законодательстве содержится юридическая характеристика бюджета и с позиции права собственности. Согласно ГК РФ5 (ст. 214) средства государственного бюджета входят в состав государственной казны РФ или субъекта РФ. Средства местного бюджета — составная часть муниципальной казны (ст. 215). Такая характеристика важна тем, что определяет собственника бюджетных средств; им является не тот или иной орган государственной власти или местного самоуправления, а сами названные государственные или муниципальные образования. Соответствующие органы власти и управления осуществляют в пределах своей компетенции распоряжение этой собственностью.

     Бюджетный кодекс РФ6 (ст. 6) определяет бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, что не отражает всех особенностей бюджета. Для более полного представления о его сущности и роли необходимо рассмотреть эту категорию в разных аспектах.

     Роль  бюджета выражается в том, что он создает финансовую базу функционирования государства и муниципальных образований, выполнения ими своих задач. В то же время и государственный аппарат, и органы местного самоуправления содержатся за счет средств соответствующего бюджета. Сконцентрированные в бюджете средства предназначаются для осуществления государственной социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности страны, т. е. для выполнения задач общего значения в рамках соответствующей территории.7

     Бюджет  является мощным управляющим механизмом в распоряжении государства, выступает проводником ем финансовой политики. Местные бюджеты служат финансовой основой развития местного самоуправления. В непосредственной взаимосвязи с бюджетом и под его воздействием функционируют все другие звенья финансовой системы. Наличие бюджета создает возможности для маневрирования при распределении средств на потребности общества с учетом их приоритетности на определенном отрезке времени для страны в целом или се регионов. Роль бюджета в федеративном государстве имеет и особые стороны: он способствует реализации региональной и национальной политики в Российской Федерации. Бюджет способствует также развитию международных связей России и укреплению ее взаимоотношений с государствами СНГ.

     Помимо  упомянутых бюджетов, составляется консолидированный бюджет, т. е. свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ). Он используется для расчетов и анализа финансовых ресурсов, аккумулируемых в рамках данной территории через действующие там бюджеты. Это имеет значение для прогнозирования социально-экономического развития страны в целом и ее территориальных подразделений, а также для формирования взаимоотношений с выше- и нижестоящими органами власти (межбюджетных отношений). В результате в консолидированном бюджете РФ учитываются все бюджеты, от федерального до местных, действующие на территории страны (ст. 14-16 БК РФ).

Информация о работе Роль налогов в формировании государственного бюджета