Проблемы формирования и распределения государственного бюджета (на примере Республики Беларусь)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ проблем формирования и распределения государственного бюджета на примере Республики Беларусь. Задачей же – поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих обеспечить сбалансированность государственного бюджета.

Содержание

Введение………………………………………………………..…...5
1 Государственный бюджет в системе финансовых отношений страны.
1.1 Государственный бюджет: сущность, значение и место в системе финансовых отношений страны. Функции государственного бюджета.……………………………………………………………..6
1.2 Структура государственного бюджета. Принципы его построения и процесс формирования доходной и расходной части.……………………..13
1.3 Особенности распределения бюджетных средств в современных условиях.………………………………………………………….…23
1.4 Бюджетная политика Республики Беларусь в области обеспечения сбалансированности государственного бюджета и основные направления ее реформирования.………………………….………………………...27
2 Комплексное практическое задание.
Макроэкономический анализ и прогноз функционирования национальной экономики.
2.1 Система национальных счетов. Расчет основных макроэкономических показателей по системе национальных счетов………………..…..33
2.2 Анализ и прогноз изменений в экономике с использованием модели
IS-LM………………………………………………………………...36
Заключение………………………………………………………….51
Список использованных источников……………………………...53

Работа содержит 1 файл

моя курсовая работа.doc

— 377.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1.   Структура государственного бюджета. Принципы его построения и процесс формирования доходной и расходной части
 

    

                          Рис. 1.2.1 Структура государственного бюджета 

    Государственный бюджет имеет свою структуру, представленную на рис. 1.2.1, основными составляющими которой служат государственные расходы и государственные доходы. Расходная часть бюджета подразделяется на расходы: на содержание государственного аппарата, оборону, социально-экономические цели, стимулирование внешнеэкономической деятельности и т.п. Доходная часть бюджета формируется в основном за счет прямых и косвенных налогов.

    Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

    Для выяснения роли и значения многообразных  бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в  воспроизводстве, общественному значению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.

    По  роли в общественном производстве расходы  государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием  материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая используется на содержание и дальнейшее  развитие  непроизводственной  сферы.  С помощью бюджетных расходов государство может регулировать распределение денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с потребностями общества в области экономического и социального развития; воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики и видов производства, влиять на ускорение научно-технического прогресса.

             Экономическая группировка бюджетных  расходов по их общественному назначению отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и др. В соответствии с общественным назначением, все расходы бюджета могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство,  социально-культурные мероприятия, оборона и управление.

    В расходной части бюджета в  переходный период сохраняются основные направления затрат, а также развиваются  новые, которые отражают происходящие на данном этапе изменения в экономике и социальной сфере: индексация доходов населения; расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью; фонд финансирования специальных программ развития производственной структуры АПК; расходы, по обслуживанию государственного долга и т. д.

    В связи с расширением функций  государства появились многие новые  косвенные затраты, связанные с  поддержанием политического и экономического суверенитета РБ: на оборону, правоохранительные органы, выпуск национальной валюты, содержание дипломатических представительств за границей и т. п.

    В таблице 1.2.1 представлена структура расходов консолидированного бюджета Республики Беларуси. 

    Таблица 1.2.1 Структура расходов консолидированного бюджета

    Республики  Беларуси

          2006 год

    (тыс. руб.)

    2007 год

    (тыс. руб.)

    ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ     6 061 017 583,0     7 389 259 417,0
    НАЦИОНАЛЬНАЯ  ОБОРОНА     908 427 245,0     1 130 646 989,0
    ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ      
     1 484 282 505,0
 
    1 729 195 084,0
    НАЦИОНАЛЬНАЯ  ЭКОНОМИКА     5 743 056 228,0     7 118 508 442,0
    ОХРАНА  ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ     425 938 477,0     480 736 250,0
    ЖИЛИЩНЫЕ  И КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ     6 946 805,0     8 967 697,0
    ЗДРАВООХРАНЕНИЕ     732 843 746,0     919 458 930,0
    ФИЗ КУЛЬТУРА, СПОРТ, КУЛЬТУРА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ          367 931 206,0  
 
    407 015 564,0
    ОБРАЗОВАНИЕ     1 004 273 451,0     1 157 326 639,0
    СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА     9 903 444 838,0     11 669 968 267,0
    ВСЕГО     26 638 162 084,0     32 011 083 279,0

    В 2007 году при реальном росте всех расходов консолидированного бюджета  на 20% по сравнению с 2006 годом в разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Наиболее значительно возросли расходы на поддержку отраслей национальной экономики – на 24%, общегосударственные расходы – на 22%, расходы на жилищные и коммунальные услуги – на 29%.

    В 2007 году по сравнению с 2006 годом на 3,1 процентных пункта возросла доля расходов консолидированного бюджета на поддержку национальной экономики; на 0,3 процентных пункта – доля общегосударственных расходов при снижении удельного веса расходов по другим разделам функциональной классификации, рис. 1.2.2

    

    Рис. 1.2.2 Функциональная структура расходов консолидированного бюджета.

    Более 90% расходов бюджета по разделу "Национальная экономика" приходилось на расходы  по четырем подразделам: "Промышленность, энергетика, строительство и архитектура" – 37% всех расходов на национальную экономику, "Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность" – 34,7%, "Дорожное хозяйство" – 16% и "Транспорт" – 7%.

    Расходы по разделу "Социальная политика" составили 27,3% всех расходов консолидированного бюджета, "Образование" – 11,6%, "Здравоохранение" - 9%, "Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации" – 2,4%.

    В расходах консолидированного бюджета  в 2007 году в разрезе экономической  классификации преобладали текущие  расходы – 78,6%, в том числе на заработную плату рабочих и служащих и начисления на нее – 20%, субсидии и текущие трансферты – 42,7%, обслуживание государственного долга – 0,8%. Доля капитальных расходов составила 20%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 17% всех бюджетных расходов.

    Все расходные статьи бюджета делятся  на защищенные и незащищенные. Перечень защищенных дается ежегодно в законе о бюджете. Защищенные статьи не подлежат сокращению при недостатке доходных источников.  

    Политика государственных расходов, с одной стороны, не должна быть расточительной и на деле ориентировать бюджетную политику на умеренно жесткие показатели, а с другой стороны, эти расходы должны принимать форму инвестиций, тогда можно будет добиваться больших результатов за счет мультипликационного эффекта. 

    Расходы государственного бюджета тесно  взаимосвязаны с его доходами. С одной стороны, объем расходов бюджета лимитируется жесткими  рамками  поступающих  бюджетных  доходов,  причем последние в свою очередь определяются экономическими возможностями государства. С другой стороны, расходы при надлежащем использовании бюджетных средств могут оказывать обратное влияние на доходы, содействуя росту производства, развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала и т.д. 
 

    Доходы  государственного бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

    Выделяют следующие основные принципы формирования доходов государства:

  1. Обусловленность     конкретных    видов    платежей существующими 
    экономическими и социально- политическими факторами, постоянным 
    совершенствованием   системы   бюджетных   доходов   в   соответствии   с 
    потребностями развития экономики. Установление платежей в бюджет в 
    размере необходимом для полного обеспечения закономерных темпов 
    роста экономики и реализации социальных программ;
  1. Обязательное изъятие (полное или частичное) в бюджет, которое не 
    связано с трудовыми усилиями предприятия.

    Эти принципы обусловлены методами хозяйства, формами собственности, активной ролью бюджета, стимулирующие производство в регулирующих народно - хозяйственных пропорциях. 

    Анализ  формирования доходов бюджетов различных  стран показывает, что существует три основных канала денежных поступлений в бюджет:

  1. Государственное имущество, общегосударственные ресурсы.   За пользование ими могут взиматься плата, вноситься определенные взносы.
  2. Обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые в виде различных налогов и сборов.
  3. Привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации других ценных бумаг, лотерей, части вкладов в государственные банки и др.

      В свою очередь, доходы бюджета  подразделяются на такие виды как: налоговые, неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

    К налоговым платежам относятся такие  виды налогов, как:

  • Налог на добавленную стоимость;
  • Акцизы;
  • Налог на прибыль и доходы;
  • Экологический налог;
  • Налог на недвижимость;
  • Таможенные экспортные и импортные пошлины;

    К неналоговым доходам относятся  доходы:

  • от использования, продажи и иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности;
  • от платных услуг, оказанных государственными или местными органами власти и учреждениями;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);
  • финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней и др.

     

    Доходная  часть бюджета РБ, как и в  странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.

    К доходам республиканского бюджета РБ относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы (за минусом отчислений в местные бюджеты), налог на прибыль, таможенные пошлины и сборы. Кроме того, к ним относятся средства, получаемые от других государств в соответствии с заключенными соглашениями, неналоговые платежи и др.

    В таблице 1.2.2 приведены доходы республиканского бюджета. 

    Таблица 1.2.2 Доходы республиканского бюджета Республики Беларусь

Показатели январь-декабрь

2006

январь-декабрь

2007

Налоговые доходы - всего  70,1 71,3
в том  числе:    
  • Налоги  на доходы и прибыль 
16,0 15,5
в т.ч. - подоходный налог  6,5 6,4
  • Налоги на фонд заработной платы
1,8 0
  • Налоги на собственность
3,3 3,2
  • Налоги на товары и услуги
38,4 35,0
в т.ч. - НДС  19,2 18,0
- акцизы  7,4 6,3
  • Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности
5,4 13,1
Взносы  на государственное социальное страхование  24,2 23,4
Неналоговые доходы 5,7 5,3
Итого доходов 100,0 100,0

Информация о работе Проблемы формирования и распределения государственного бюджета (на примере Республики Беларусь)