Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 20:12, курсовая работа
Целью данной работы является анализ проблем формирования и распределения государственного бюджета на примере Республики Беларусь. Задачей же – поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих обеспечить сбалансированность государственного бюджета.
Введение………………………………………………………..…...5
1 Государственный бюджет в системе финансовых отношений страны.
1.1 Государственный бюджет: сущность, значение и место в системе финансовых отношений страны. Функции государственного бюджета.……………………………………………………………..6
1.2 Структура государственного бюджета. Принципы его построения и процесс формирования доходной и расходной части.……………………..13
1.3 Особенности распределения бюджетных средств в современных условиях.………………………………………………………….…23
1.4 Бюджетная политика Республики Беларусь в области обеспечения сбалансированности государственного бюджета и основные направления ее реформирования.………………………….………………………...27
2 Комплексное практическое задание.
Макроэкономический анализ и прогноз функционирования национальной экономики.
2.1 Система национальных счетов. Расчет основных макроэкономических показателей по системе национальных счетов………………..…..33
2.2 Анализ и прогноз изменений в экономике с использованием модели
IS-LM………………………………………………………………...36
Заключение………………………………………………………….51
Список использованных источников……………………………...53
Рис. 1.2.1 Структура государственного бюджета
Государственный бюджет имеет свою структуру, представленную на рис. 1.2.1, основными составляющими которой служат государственные расходы и государственные доходы. Расходная часть бюджета подразделяется на расходы: на содержание государственного аппарата, оборону, социально-экономические цели, стимулирование внешнеэкономической деятельности и т.п. Доходная часть бюджета формируется в основном за счет прямых и косвенных налогов.
Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному значению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.
По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы. С помощью бюджетных расходов государство может регулировать распределение денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с потребностями общества в области экономического и социального развития; воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики и видов производства, влиять на ускорение научно-технического прогресса.
Экономическая группировка
В расходной части бюджета в переходный период сохраняются основные направления затрат, а также развиваются новые, которые отражают происходящие на данном этапе изменения в экономике и социальной сфере: индексация доходов населения; расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью; фонд финансирования специальных программ развития производственной структуры АПК; расходы, по обслуживанию государственного долга и т. д.
В связи с расширением функций государства появились многие новые косвенные затраты, связанные с поддержанием политического и экономического суверенитета РБ: на оборону, правоохранительные органы, выпуск национальной валюты, содержание дипломатических представительств за границей и т. п.
В
таблице 1.2.1 представлена структура
расходов консолидированного бюджета
Республики Беларуси.
Таблица 1.2.1 Структура расходов консолидированного бюджета
Республики Беларуси
2006
год
(тыс. руб.) |
2007
год
(тыс. руб.) | |
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ | 6 061 017 583,0 | 7 389 259 417,0 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА | 908 427 245,0 | 1 130 646 989,0 |
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ | 1 484 282 505,0 |
1 729 195 084,0 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА | 5 743 056 228,0 | 7 118 508 442,0 |
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | 425 938 477,0 | 480 736 250,0 |
ЖИЛИЩНЫЕ И КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ | 6 946 805,0 | 8 967 697,0 |
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ | 732 843 746,0 | 919 458 930,0 |
ФИЗ КУЛЬТУРА, СПОРТ, КУЛЬТУРА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ | 367 931 206,0 | 407 015 564,0 |
ОБРАЗОВАНИЕ | 1 004 273 451,0 | 1 157 326 639,0 |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА | 9 903 444 838,0 | 11 669 968 267,0 |
ВСЕГО | 26 638 162 084,0 | 32 011 083 279,0 |
В 2007 году при реальном росте всех расходов консолидированного бюджета на 20% по сравнению с 2006 годом в разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Наиболее значительно возросли расходы на поддержку отраслей национальной экономики – на 24%, общегосударственные расходы – на 22%, расходы на жилищные и коммунальные услуги – на 29%.
В 2007 году по сравнению с 2006 годом на 3,1 процентных пункта возросла доля расходов консолидированного бюджета на поддержку национальной экономики; на 0,3 процентных пункта – доля общегосударственных расходов при снижении удельного веса расходов по другим разделам функциональной классификации, рис. 1.2.2
Рис. 1.2.2 Функциональная структура расходов консолидированного бюджета.
Более 90% расходов бюджета по разделу "Национальная экономика" приходилось на расходы по четырем подразделам: "Промышленность, энергетика, строительство и архитектура" – 37% всех расходов на национальную экономику, "Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность" – 34,7%, "Дорожное хозяйство" – 16% и "Транспорт" – 7%.
Расходы по разделу "Социальная политика" составили 27,3% всех расходов консолидированного бюджета, "Образование" – 11,6%, "Здравоохранение" - 9%, "Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации" – 2,4%.
В
расходах консолидированного бюджета
в 2007 году в разрезе экономической
классификации преобладали
Все
расходные статьи бюджета делятся
на защищенные и незащищенные. Перечень
защищенных дается ежегодно в законе
о бюджете. Защищенные статьи не подлежат
сокращению при недостатке доходных источников.
Политика
государственных расходов, с одной стороны,
не должна быть расточительной и на деле
ориентировать бюджетную политику на
умеренно жесткие показатели, а с другой
стороны, эти расходы должны принимать
форму инвестиций, тогда можно будет добиваться
больших результатов за счет мультипликационного
эффекта.
Расходы
государственного бюджета тесно
взаимосвязаны с его доходами.
С одной стороны, объем расходов
бюджета лимитируется жесткими
рамками поступающих бюджетных
доходов, причем последние в свою очередь
определяются экономическими возможностями
государства. С другой стороны, расходы
при надлежащем использовании бюджетных
средств могут оказывать обратное влияние
на доходы, содействуя росту производства,
развитию науки, совершенствованию кадрового
потенциала и т.д.
Доходы государственного бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
Выделяют следующие основные принципы формирования доходов государства:
Эти
принципы обусловлены методами хозяйства,
формами собственности, активной ролью
бюджета, стимулирующие производство
в регулирующих народно - хозяйственных
пропорциях.
Анализ формирования доходов бюджетов различных стран показывает, что существует три основных канала денежных поступлений в бюджет:
В свою очередь, доходы
К налоговым платежам относятся такие виды налогов, как:
К неналоговым доходам относятся доходы:
Доходная часть бюджета РБ, как и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.
К доходам республиканского бюджета РБ относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы (за минусом отчислений в местные бюджеты), налог на прибыль, таможенные пошлины и сборы. Кроме того, к ним относятся средства, получаемые от других государств в соответствии с заключенными соглашениями, неналоговые платежи и др.
В
таблице 1.2.2 приведены доходы республиканского
бюджета.
Таблица 1.2.2 Доходы республиканского бюджета Республики Беларусь
|