Формирование расходов бюджета на образование

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа формирование гос бюджетов.docx

— 54.04 Кб (Скачать)

     Курсовая  работа 

     на  тему: «Формирование расходов бюджета  на образование» 
 

     Введение 
 

     Расходы бюджета, будучи компонентом общей  финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в  связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования  средств централизованного фонда  денежных средств государства по различным направлениям.  

     Экономическая сущность расходов бюджета проявляется  во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу  явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину. Структура бюджетных  расходов ежегодно устанавливается  непосредственно в бюджетном  плане и зависит от экономической  ситуации и общественных приоритетах. 

     Многообразие  конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным  устройством государства, формами  предоставления бюджетных средств  и т.п. Сочетание этих факторов порождает  ту или иную систему расходов бюджета  любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.  

     Образование традиционно является приоритетной сферой в Казахстане. Это провозглашено  во многих политических заявлениях и  программах. И если в первое десятилетие  независимости республики эти декларации не всегда подкреплялись соответствующим  финансированием, то с 2000-2001 гг. ситуация изменилась: стабилизация и подъем экономики позволили увеличить  расходы государства на образование  

     Однако, очевидному возрастанию интереса и  внимания к образованию и со стороны  государства, и со стороны общества сопутствует «нарастающее ощущение его неблагополучия»: несмотря на регулярно  проводимые реформы, качество знаний и  уровень интеллектуальной подготовки школьников и студентов ежегодно неуклонно снижаются.  

     Причиной  такого положения дел традиционно  считается уменьшение финансирования образования в период 1991 -1998гг., которое  повлекло за собой закрытие детских  садов, школ, резкое увеличение наполняемости  классов и их совмещение, потерю квалифицированных педагогических кадров и т.д. Поскольку, безусловно, вышеперечисленные факты имеют  место и ежедневно негативно  сказываются на каждом участнике  образовательной реальности, то выход  из сложившейся кризисной ситуации видится ими, прежде всего, в увеличении финансирования.  

     В настоящее  время актуальным является изучение направления, содержания и эффективности  образовательных реформ в РК. Тема расходов бюджета на финансирование образования постоянно обсуждается  на заседаниях Правительства и депутатского корпуса РК как в плане повышения  информированности о процессах  формирования, распределения и расходования бюджетных средств, так и в  плане получения реальной картины  взаимодействия органов власти и  общественности в бюджетном процессе в сфере образования.  

     Цель  курсовой работы заключается в исследовании расходов бюджета на финансирование образования. 

     К задачам  курсовой работы относятся: 

     1.   изучить финансовое обеспечение  образовательной отрасли;  

     2.   проанализировать механизм формирования  бюджета образования. 

     3.   проанализировать структуру бюджета  и проследить динамику расходов  на образование по статьям; 

     4.   оценить реальную эффективность  освоения бюджетных средств, выделяемых  на финансирование образования  в Республике Казахстан.  

     Методологической  основой для написания курсовой работы послужили нормативно-законодательные  акты: Конституция РК, Бюджетный  Кодекс, Закон РК «О бюджетной системе», Закон РК «Об образовании», труды  отечественных и зарубежных ученых в области бюджетного процесса, материалы  периодической печати, статические  и аналитические материалы фонда  СОРОС. 
 

     Глава 1 Теоретические аспекты государственного финансирования образования 

     1.1 Сущность  государственных расходов 
 

     Государственный бюджет как совокупность экономических  отношений имеет объективный  характер. Его существование в  качестве самостоятельной сферы  распределения объективно предопределено самим общественным производством, развитие которого нуждается в соответствующих  централизованных ресурсах. Централизация  денежных средств необходима для  организации бесперебойного кругооборота в масштабах всего национального  хозяйства, для обеспечения функционирования экономики в целом. Существование  специфической бюджетной сферы  стоимостного распределения обусловлено  также природой и функциями государства. Государство нуждается в централизованных средствах; для финансирования приоритетных отраслей, для проведения социально-культурных мероприятий в масштабах всего  общества решения задач оборонного характера, покрытия общих издержек государственного управления. Таким  образом, существование государственного бюджета отнюдь не результат субъективного  желания (воли) людей, а объективная  необходимость, обусловленная потребностями  расширенного воспроизводства, природой и функциями государства. 

     На  современном этапе развития экономики  централизованные финансовые ресурсы  позволяют государству обеспечивать необходимые темпы и пропорции  общественного производства, добиваться совершенствования его отраслевой и территориальной структуры, формировать  в необходимых размерах средства для первоочередных программ развития отраслей экономики, проводить крупные  социальные преобразования. 

     Благодаря финансовой централизации денежные средства сосредоточиваются на решающих участках экономического и социального  развития, подготавливая условия  для успешной реализации экономической  и социальной политики государства. 

     Таким образом, как особая часть стоимостного распределения государственный  бюджет выполняет специфическое  общественное назначение — служит удовлетворению общегосударственных  потребностей. Являясь экономической  формой существования объективных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение, государственный бюджет выступает в качестве экономической категории. 

     Из  текущего бюджета Республики Казахстан (далее - текущий бюджет) финансировать  текущие расходы функциональных групп и обслуживание государственного долга.  

     Государственные расходы представляют собой денежные издержки, связанные с функционированием  государства. Как экономическая  категория государственные расходы  выражают экономические отношения, связанные с распределением, перераспределением и потреблением части валового общественного  продукта в целях развития и совершенствования  общественного производства, удовлетворения разнообразных потребностей общества. 

     Роль  государственных расходов определяется тем, что преобладающая их часть  направляется для производства или  обеспечения общественными товарами, благами и услугами населения  страны. Расходы на социально-культурные цели, оборону, охрану правопорядка, управление, на продукцию и услуги государственных  инфраструктурных предприятий и  организаций призваны удовлетворить  общие потребности населения  в дополнение к обеспечению рыночными  товарами и услугами со стороны как  государственного, так и рыночного  секторов экономики. 

     Организация государственных расходов достигается  посредством их прогнозирования, а  также установления строгого порядка  их финансирования и использования  средств. Поэтому одним из принципов  организации государственных расходов является плановость. Государство участвует  в распределении и перераспределении  валового общественного продукта и  национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслями, экономическими районами в целях  сбалансированного развития национального  хозяйства и повышения социального  уровня жизни народа. Основным методом  планирования государственных расходов является балансовый метод. Целевой  характер финансирования государственных  расходов предполагает использование  государственных средств на строго определенные мероприятия. Этим обеспечивается достижение пропорций в развитии отдельных отраслей национального  хозяйства и регионов, выделение  средств в первую очередь на развитие наиболее перспективных и прогрессивных  отраслей, определяющих научно-технический  прогресс и решение важнейших  социальных проблем. 

     Безвозвратный характер финансирования государственных  расходов не требует непосредственного  возмещения предоставленных ресурсов (в отличие от кредитного метода). Предоставление финансовых ресурсов согласно данному принципу в последнее  время совмещается с кредитными методами финансирования из государственного бюджета (например через Государственный  фонд финансовой поддержки сельского  хозяйства) - это повышает эффективность  используемых ресурсов. 

     Необходимым принципом организации государственных  расходов является оптимальное сочетание  бюджетных, кредитных и собственных  источников их покрытия. Этот принцип  выражает процесс софинансирования государственных расходов. 

     1.2 Система  финансирования образования 
 

     Республика  Казахстан признана мировым сообществом  как государство с рыночной экономикой. За короткий исторический период независимости  страна достигла значительного роста  в экономике, интегрируясь с мировым  сообществом.  

     В этом контексте возрастают роль и значение системы образования, человеческих ресурсов как критериев уровня общественного  развития, экономической мощи и национальной безопасности страны. Изменения в системе общественных отношений оказывают влияние на образование, требуя от него мобильности, адекватного ответа на реалии нового исторического этапа и соответствия потребностям развития экономики.  

     В условиях быстроизменяющегося мира и увеличения потоков информации фундаментальные  предметные знания являются обязательной, но не достаточной целью образования. Обучающиеся должны не просто овладеть суммой знаний, умений и навыков, на что направлена система казахстанского образования (знаниецентризм). Гораздо  важнее и сложнее привить обучающимся  умение самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни  общества (компетентность). Казахстанская  система образования продолжает развиваться в условиях устаревших методологической базы, структуры и  содержания, не позволяющих ей занять достойное место в мировом  образовательном пространстве. Содержание образования остается фактологическим  и не ориентировано на подготовку обучающихся к компетентному, ответственному и творческому участию в жизни  общества. Отсутствие унифицированной  системы управления образованием на региональном уровне, недостаток штатной  численности специалистов в отделах  образования отрицательно сказываются  на эффективности управления образованием. 

     Разработка  и реализация государственной политики в сфере образования осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании». К  компетенции правительства отнесены и разработка и реализация государственной  политики по развитию образования. Реализацию этой политики осуществляют вместе с  правительством так же и центральный  исполнительный орган Республики Казахстан  в области образования, местные  исполнительные органы и местные  органы управления образованием.  

     Система финансирования образования - совокупность бюджетов, других источников доходов, а также бюджетных и внебюджетных процессов и отношений. 

     Система финансирования образования основывается на следующих принципах: 

     -  принцип эффективности и результативности 

     -  принцип приоритетности 

     -  принцип ответственности 

     -  принцип разграничения и самостоятельности  всех уровней бюджетов 

     Источниками финансирования образования являются: 

     -  бюджетное финансирование содержания  государственных учреждений образования; 

     -  бюджетное финансирование государственного  образовательного заказа; 

     -  доходы от оказания платных  образовательных услуг; 

     -  доходы от оказания других  видов платных услуг, не противоречащих  законодательству; 

     -  кредиты банков второго уровня; 

     -  спонсорская и благотворительная  помощь, безвозмездные отчисления  и пожертвования, гранты; 

     -  средства в размере до одного  процента от общего объема  инвестиций, определяемых модельными  контрактами на проведение операций  по недропользованию. 

     Государственное финансирование является основой государственных  гарантий получения гражданами Республики Казахстан образования. Государство  обеспечивает выделение бюджетных  ассигнований на образование с учетом его приоритетности по текущим бюджетным  программам и бюджетным программам развития. 

     Финансирование  государственных организаций образования  осуществляется за счет республиканского и местных бюджетов с соблюдением  требований, устанавливаемых государственными общеобязательными стандартами  образования по уровням образования, и на основании норм, определяемых законодательством Республики Казахстан. 

Информация о работе Формирование расходов бюджета на образование