Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 15:09, курсовая работа
Управление в широком смысле слова представляет собой целенаправленную координацию общественного воспроизводства. В этой координации следует выделить управление машинами, механизмами, есть управление вещами. При этом осуществляется и управление людьми, их отношениями, возникающими в процессе производства. Поэтому управление производством можно определить как целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности в процессе производства
Очевидно, что воздействие международной торговли на производство, потребление и благосостояние во многом определяется установившимся соотношением мировых цен. Поэтому экономисты уделяют такое внимание условиям торговли, или отношению экспортных цен рассматриваемой страны к ее импортным ценам. В простом примере про сукно и пшеницу условиями торговли для США выступает цена пшеницы в ярдах сукна за бушель. Условия торговли показывают, какое количество сукна получают США за каждый проданный иностранцам бушель пшеницы. Соответственно условия торговли для остального мира равны относительной цене на их экспортную продукцию, сукно. До сих пор на наших рисунках мы фактически изображали условия торговли для остального мира в бушелях за ярд.
Если понятие «условия торговли» относится более чем к двум товарам, оно должно определяться как соотношение индексов экспортных и импортных цен. Для расчета условий торговли на реальной статистике сначала строится индекс экспортных цен (в единицах национальной или другой валюты) вида:
,
где - доля каждого (i-го) товара в суммарной стоимости экспорта в базисном году, а - отношение текущей цены на этот товар к его цене в базисном году. Такой же индекс можно рассчитать для импортных цен. Пусть
,
где - доля каждого товара в суммарной стоимости импорта в базисном году, а определяется так же, как и раньше. Такие индексы экспортных и импортных цен регулярно рассчитываются правительственными органами и публикуются, например, Международным валютным фондом в ежемесячнике International financial Statistics. Таким образом, условия торговли равны отношению двух индексов:
.
Рост этого показателя обычно называют «улучшением» условий торговли. Подразумевается, что, если иностранцы каждую продаваемую им единицу экспорта оплачивают нам большим количеством импорта, мы якобы становимся богаче. Однако это не обязательно так. Сами по себе условия торговли не дают никакого представления ни об изменении благосостояния, ни о выгодности торговли, а движение этого показателя совпадает с изменением в том же направлении уровня благосостояния лишь при определенных обстоятельствах. Если условия торговли «улучшаются» в результате изменений у наших зарубежных партнеров, мы от этого действительно выигрываем. Если кривые внешнего спроса на наш экспорт и предложения импорта остальным миром сдвигаются вовне, мы действительно получаем больше выгод от внешней торговли и становимся богаче. Но предположим теперь, что условия торговли изменились в результате каких-то сдвигов в нашем поведении. Пусть США в нашем примере нашли гораздо более эффективный способ выращивания пшеницы и избыточное предложение американской пшеницы привело к снижению цен и «ухудшению» условий торговли. Отсюда отнюдь не следует, что США что-то теряют или торговля становится для них менее выгодной. Страна одновременно может получать доход как от роста эффективности производства, так и от увеличения объема экспорта пшеницы по более низкой цене.
Существует такое понятие во внешнеэкономической деятельности зарубежом, как невидимый экспорт. Невидимый экспорт -услуги, туризм, страхование, банковские операции, реализация которых осуществляющиеся на уровне международной торговли. Например, деньги, которые иностранные туристы тратят в стране пребывания, представляют для этой страны "невидимый экспорт", поскольку она получает при этом иностранную валюту. Точно так же дивиденды от заграничных инвестиций и доходов, полученных от страховой деятельности, образуют неоцениваемый "невидимый экспорт", в то время как затраты правительства за рубежом представляют собой "невидимый экспорт".
Рассматривая российский опыт, то около четверти российского экспорта, по оценке экспертов МБРР, приходилось на промышленные товары. Основную часть доходов страна получала от вывоза нефти, газа, чугуна, стали, золота и оружия. СССР являлся крупным покупателем некоторых видов сырьевых товаров, особенно зерна. В 1990 г. (по данным Международного банка по реконструкции и развитию (МБРР) на его долю приходилось 15% мирового импорта зерна).
Мировой опыт свидетельствует, что среди развитых стран немало экспортеров сырья. Так, например, у Норвегии доля чистого экспорта сырья в ВВП даже выше чем у России — 19,5% против 14,5%, а у Новой Зеландии — 14%. У таких стран, как Австралия, Канада, Нидерланды этот показатель значительно меньше — от 7,5% до 6,5%[10].
Экспорт сырья влияет на уменьшение объемов выпуска промышленной продукции. Эта закономерность прослеживается во всех странах мира: чем больше объемы чистого экспорта сырья, тем меньше доля обрабатывающей промышленности в валовом внутреннем продукте (ВВП). В России эта доля пока достаточно высока — 21%, у Великобритании — 22%, Японии — 27%, ФРГ — 29%. В Норвегии и Австралии доля продукции обрабатывающей промышленности в ВВП составляет 15%, Канаде и Нидерландах — 18%, что ниже, чем у России. Принимая во внимание вышеприведенные показатели, можно предположить, что Россия с ее богатейшим научно-техническим и интеллектуальным потенциалом, не менее значимым, чем сырьевые богатства, должна идти путем сбалансированного роста вывоза сырья с увеличением экспорта высоких технологий и научных разработок.
В свою очередь, экспорт машин и оборудования в последние годы сокращался. В 2005 г. он составил 11.8 млрд. долл. Его доля снизилась до 6% в общем объеме российского экспорта. Еще в 2004 г. он составлял 7%. Его объемы держатся в основном на поставках спецтехники..
Структура доходов от импорта формируется под влиянием платежеспособного спроса, а также падения производства внутри страны. В частности, эти факторы обусловливают значительный объем импорта продовольствия. Доля потребления импортного продовольствия (по стоимости) в общем объеме потребления продуктов питания населением, например в России превысила в середине 90-х годов 50%, что заметно перевалило за допустимые границы продовольственной безопасности страны.
Падают
закупки машинно-технической
Одна из главных проблем российской внешней торговли — это необходимость стимулирования промышленного экспорта. С 2000 г., по мнению экспертов, прирост экспорта сырья станет невозможным. В результате приостановится рост внешнеторгового оборота. Положительное сальдо торгового баланса станет трудно достижимым.
Следует, однако, иметь в виду, что расширение экспорта может в значительной степени означать лишь отток ресурсов и капиталов за рубеж, если не будет сформирован эффективный механизм внешнеторгового контроля, а также благоприятный инвестиционный климат внутри страны. В противном случае наращивание экспорта, в том числе готовых изделий, будет означать разбазаривание ресурсов и утечку капитала за рубеж.
Создание экспортной базы в условиях острой конкурентной борьбы на мировом рынке, несет с собой не только явные, но и скрытые проблемы. Так, например, ряд стран, в том числе США, предусматривают применение санкций против стран, применяющих так называемый «таргетинг», т. е. целевое наращивание экспортного потенциала. Сейчас перед лицом таких санкций оказались «новые индустриальные страны», используются они и в отношении Японии. При выработке внешнеэкономической политики Россия должна учитывать имеющиеся обстоятельства и строить свой курс в соответствии с ними и собственными реалиями.
Мировой экспорт и российский имеют разные структуры. В его составе примерно одинаковую долю занимает продукция химической промышленности, но наполнение этой товарной группы тоже разное. Россия экспортирует в основном минеральные удобрения, а другие страны - широкий ассортимент продукции этой отрасли. По доле в экспорте топлива, металлов и драгоценных камней Россия превосходит среднемировые показатели более чем в 5 раз, а по доле машин и оборудования уступает им в 3,5 раза.
Российский импорт по своей структуре также существенно отличается от импорта как развитых, так и развивающихся стран. Россия в большей мере ориентирована на ввоз продовольствия и сырья. Значительное превышение экспорта над импортом не свидетельствует однозначно только о положительном вкладе внешней торговли в развитие национальной экономики. Способствуя поддержанию производства и занятости в экспортно ориентированных отраслях, в то же время внешняя торговля служит каналом оттока ресурсов из страны.
В торговле услугами, в отличие от торговли товарами, Россия постоянно имеет отрицательное сальдо, что отражает ее импортную направленность. Структура российской торговли услугами коренным образом отличается от структуры услуг, предоставляемых развитыми странами.
В
российском экспорте и импорте услуг
преобладают туризм и транспорт,
на долю которых приходится 70 - 75% всего
объема услуг
2. Практика
планирования
2.1 Краткая характеристика «»
Нижне-Тагильское Акционерное Общество "Аммофос" является одним из лидеров среди российских производителей фосфорных минеральных удобрений. Значительные производственные мощности - 900 тысяч тонн P2O5 в год - обуславливают необходимость большого числа партнеров.
C 2001 года ОАО "Аммофос" входит в состав компании "ФосАгро". Компания "ФосАгро" - крупная вертикально-интегрированная структура с полным циклом производства фосфорсодержащих минеральных удобрений от добычи фосфатного сырья до конечных продуктов (удобрения, кормовые фосфаты, фосфорная кислота). Руководство производственно-хозяйственной деятельностью большинства предприятий компании осуществляет управляющая компания ЗАО "ФосАгро АГ".
В числе компаний, передавших ЗАО "ФосАгро АГ" полномочия единоличного исполнительного органа, - крупнейшие предприятия российской химии: ОАО "Аммофос" и ОАО "Череповецкий "Азот" (Вологодская область), ООО "Балаковские минудобрения" (Саратовская область), ОАО "Воскресенские минеральные удобрения" (Московская область), крупнейшее в России предприятие по производству апатитового концентрата ОАО "Апатит" (Мурманская область), а также транспортно-экспедиторская компания "ФосАгро-Транс". Поставки минеральных удобрений российским потребителям и в страны СНГ осуществляются через дочернюю региональную сбытовую сеть "Регион-Агро" и специализированную сбытовую организацию ООО "ФосАгро-Маркетинг".
Суммарный годовой объем производства минеральных удобрений составляет более 4 млн. тонн. В деятельности компании основным приоритетом является насыщение внутреннего рынка высококачественными фосфорсодержащими удобрениями.
Нижнее-Тагильские удобрения хорошо известны практически во всех регионах России и далеко за ее пределами. ОАО "Аммофос" имеет 7 международных наград, в том числе наиболее престижную - "Бриллиантовую Звезду" за качество продукции. Нет ни одного региона в России, который за почти 25 лет существования завода не вносил на поля нижнее-тагильский фосфор.
Главный курс, который взят предприятием в качестве приоритетного в последние годы, - повышение качества продукции и удовлетворение запросов потребителей. Компанией многое сделано в этом плане: оно первое в России, кто освоил в промышленном масштабе выпуск диаммонийфосфата. Для российских сельскохозяйственных производителей специально разработаны и выпускаются комплексные NPK удобрения с оптимальным содержанием питательных веществ: диаммофоска и NPK 13:19:19, которые, как продукты, стали в 1999 году лауреатами конкурса "100 лучших товаров России". Освоен выпуск ЖКУ марки 11:37.
Разработана и внедрена технология введения в состав удобрений микрокомпонентов. Все производимые ОАО"Аммофос" удобрения обрабатываются обеспыливающими и антислеживающими реагентами, что позволяет потребителю снижать их потери при транспортировке и сохранять качество при хранении.
Один из главных моментов производственной деятельности - постоянный комплексный анализ затрат на производство продукции и, как его результат, - снижение расхода сырья и материалов на производство каждой тонны удобрений за период 2002-2009 гг. в среднем на 7%.
Ближайшей перспективой технического развития ОАО "Аммофос" станет создание гибких схем по производству самого широкого ряда тройных удобрений, система фасовки удобрений будет дополнена установкой по упаковке продукции в 50-килограммовые мешки, в результате чего потребитель сможет получать все виды удобрений, упакованные в полиэтиленовую тару по 5 кг, 50 кг, в 1000-литровые контейнера. Компания уже выпустила первые партии тукосмесей и в дальнейшем планирует развивать сеть тукосмесительных установок.
Модернизации будут подвергнуты все основные технологические производства, особое внимание программа перспективного развития ОАО "Аммофос" уделяет совершенствованию собственного транспортного комплекса и расширению комплекса природоохранных мероприятий.
Информация о работе Планирования внешнеэкономической деятельности