Планирования внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Управление в широком смысле слова представляет собой целенаправленную координацию общественного воспроизводства. В этой координации следует выделить управление машинами, механизмами, есть управление вещами. При этом осуществляется и управление людьми, их отношениями, возникающими в процессе производства. Поэтому управление производством можно определить как целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности в процессе производства

Работа содержит 1 файл

Планирование внешнеэкономической деятельности.doc

— 606.50 Кб (Скачать)

1. Теоретические аспекты  планирования внешнеэкономической  деятельности

        1.1Сущность  и функции планирования 

    Любая организация — это совместная координируемая деятельность группы людей  для достижения их общей цели.

    Управление  в широком смысле слова представляет собой целенаправленную координацию общественного воспроизводства. В этой координации следует выделить управление машинами, механизмами, есть управление вещами. При этом осуществляется и управление людьми, их отношениями, возникающими в процессе производства. Поэтому управление производством можно определить как целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности в процессе производства.

    Исходным  пунктом управления являются формирование и выбор его целей. Как известно, целенаправленность — главная черта любой человеческой деятельности, поэтому она присуща и управлению. Подытоживая все сказанное, можно дать следующее определение управления.

    Управление  — это определение целей деятельности и организации работ группы людей таким образом, чтобы эти цели достигались по завершении деятельности.

    Цель  деятельности людей — наиболее важная среди других целей (экономических, стоимостных, временных), ибо все  они достигаются людьми. Не вдаваясь далее в подробности относительно разнообразных определений понятия управления, приведем широко распространенную точку зрения. В соответствии с ней существует применимый к любой организации процесс управления, заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять каждый руководитель. В настоящее время, принято следующее определение.

    Управление  — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый  для того, чтобы сформулировать цели организации и достичь их.

    В рыночных условиях для того, чтобы  выжить, быть успешной в течение долгого времени, достичь своих целей, организация должна быть как результативной, так и эффективной. По словам популярного исследователя в области управления П. Друкера, результативность является следствием того, что "делаются нужные и правильные вещи". А эффективность является следствием того, что "эти вещи создаются правильно". Эффективность достигается именно процессом управления, который выполняет взаимосвязанные функции планирования, организации, мотивации и контроля.

    Функция планирования предполагает решение вопроса о том, какими должны быть цели организации, что должна делать организация и ее члены для их достижения. По сути, и содержанию функция планирования должна отвечать на следующие три вопроса:

        1. В каком состоянии организация  находится в настоящее время? Руководители должны оценивать ее слабые и сильные стороны, возможности и опасности для нее в таких важных областях, как финансы, маркетинг, производство, НИОКР, трудовые и материальные ресурсы и т. д., чтобы определить ее реальные возможности.

        2. В каком направлении хочет  двигаться организация? Оценивая  такие возможности и опасности  в своей окружающей среде, как  конкуренция, законы, клиенты, политические  и экономические условия, социальные  и культурные изменения, НТП  и т. д., организация намечает, какими должны быть ее цели и что может помешать их достижению.

        3. Каким образом организация собирается  сделать это? Ее руководители  должны решить как в общих  чертах, так и конкретно, что  должны делать члены организации,  чтобы достичь ее целей.

    Именно  посредством планирования руководство  организации стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство целей для всех ее членов. Планирование — это одна из основ, с помощью, которой руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. Таким образом, в управлении планирование занимает основное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации целей организации.

    Сущность  планирования состоит в обосновании целей и способов их достижения на основе выявления комплекса задач и работ, а также определения эффективных методов и способов, ресурсов всех видов, необходимых для выполнения этих задач и установления их взаимодействия.

    Деятельность  по разработке планов охватывает все стороны жизни, все этапы деятельности организации. На этапе планирования определяются все необходимые параметры достижения целей — время, потребности в трудовых, материально-технических и финансовых ресурсах, сроки поставки сырья, материалов, оборудования и т. д. Принятые в плане решения должны обеспечить достижение целей организации в запланированные сроки с минимальными издержками при требуемом качестве.

    Основная  цель планирования — интеграция всех членов организации для решения комплекса задач и выполнения работ, обеспечивающих эффективное достижение конечных результатов.

    Планирование  представляет собой набор действий, предусматривающих определение  цели организации, параметров взаимодействия между задачами, работами и членами организации, распределение ресурсов и выбор других организационно-технологических, экономических и мотивационных решений, обеспечивающих достижение целей организации.

    Процесс планирования в организации не является (точнее, не должен являться) отдельным  одноразовым актом, а представляется непрерывным в силу двух существенных причин. Во-первых, многие организации стремятся продлить свое существование как можно дольше. Поэтому они должны заново определять или менять цели, даже если полностью достигли своих первоначальных целей. Вторая причина, по которой планирование должно быть непрерывным, — это постоянная неопределенность будущего. В силу изменений в окружающей среде или ошибочно принятых решений события могут развиваться не так, как было предусмотрено при выработке плана. Поэтому планы необходимо периодически пересматривать, чтобы они согласовывались с реальностью. В этом смысле планирование можно рассматривать как непрерывный, детерминированный по времени и месту процесс определения целей и обеспечения согласованной деятельности всех членов организации и ее элементов при ограниченных возможностях и времени, увеличивающихся и усложняющихся зависимостях от внешней среды. 
 

        1.2 Планирование внешнеэкономической  деятельности

    В соответствии с действующими в России законами любое предприятие (организация) может выступать как экспортером, так и импортером. 

    Необходимость стратегического планирования внешнеэкономической  деятельности определяется существенными переменами в структуре мирового рынка и попытками предприятий, осуществляющих международную деятельность методом проб и ошибок, выработать адекватные меры, гарантирующие им защиту от чрезмерных потерь в результате неверных действий или ошибочных представлений о перспективах макроэкономических процессов.

    Выход на внешний рынок экономически целесообразен только с товарами, по которым предприятие имеет не только абсолютное, но и относительное преимущество, то есть оно может производить данный продукт с более низкими вмененными затратами, чем его торговые партнеры. Абсолютное преимущество — это способность предприятия производить товар с меньшими затратами ресурсов на единицу продукции, чем любое другое предприятие.

    Отличия внешнеэкономической деятельности предприятия от внутрихозяйственной  заключаются в том, что внешнеэкономическая деятельность осуществляется на валютной основе, регулируется специальными мерами государства. На внешнеэкономическую деятельность предприятия оказывает влияние уровень развития и стабильность национальной экономики, система мировых цен, а также правовая система собственной страны и правовые системы стран, в которых предприятие осуществляет внешнеэкономическую деятельность.

    Планирование  эффективной внешнеэкономической  деятельности предприятия основывается на тщательном учете многочисленных факторов внешней и внутренней среды.

    Планирование  внешнеэкономической деятельности на уровне фирмы осуществляется наряду с планированием предпринимательской  деятельности в рамках отечественного рынка и предполагает составление  отдельного раздела сводного внутрифирменного плана – плана внешнеторговой или внешнеэкономической деятельности.

    План  внешнеэкономической деятельности включает задания – показатели по экспорту и импорту (в зависимости  от профиля внешнеэкономической  деятельности фирмы) с разбивкой  по товарам и видам услуг, по странам и регионам в долларовом и физическом выражении за определенный период (обычно за год).

    Планы внешнеэкономической деятельности, как правило, основываются на специальных  маркетинговых программах – предложениях по расширению внешнеэкономической деятельности, указывающих наиболее перспективные внешние рынки, методы их освоения и повышения международной конкурентоспособности фирмы и ее товаров.

    Планы внешнеэкономической деятельности весьма часто сопровождаются бизнес-планами  проектов развития и coвершенствования работы фирмы за рубежом, в которых приводится обоснование необходимости привлечения соответствующих средств из внешних источников и доказывается общая эффективность проекта и реальность возможности его окупаемости и прибыльности. 

    Контроль  внешнеэкономической деятельности на фирме осуществляется в форме разработанных видов отчетности о состоянии и результатах внешнеэкономических операций с разбивкой по товарам и странам и в целом по суммарному итогу, а также с разбивкой по соответствующим филиалам, отделам и сотрудникам. При этом он осуществляется путем соотнесения фактических результатов с плановыми. Контроль может быть и в виде спонтанно организуемых ревизий и т.д. Контроль внешнеэкономической деятельности предполагает не только проверку количественных, но и качественных показателей, т.е. выполнение поставленных в планах качественных целей и задач.

    Эффективность внешнеэкономической деятельности на уровне фирмы определяется прежде всего на основе анализа прибыльности внешнеторговых операций путем сопоставления доходов и затрат, плановых заданий и их выполнения. Также эффективность внешнеэкономической деятельности определяется путем анализа рыночной доли, повышения степени известности торговой марки товара и фирмы, увеличения числа ее покупателей и контрагентов и т.д.

    Опыт  консультирования российских фирм показывает, что наибольшие сложности у коммерсантов вызывают проблемы, связанные с выбором  оптимальных способов платежей по различным  видам договоров, формулирование условий  и исполнение платежных обязательств. Нередки случаи, когда именно неправильно составленные платежные условия являются причиной снижения эффективности сделок, неполучения валютной выручки и непоставок товаров.

    Поскольку необходимость достаточно глубокого  изучения платежных условий касается не только контрактов международной купли-продажи, а также договоров мены, подряда, аренды, лизинга и др

    Внешнеэкономическая деятельность будет наиболее успешной лишь в том случае, если выход предприятий на международные рынки будет не только хорошо продуманный, всесторонне обоснован, но и вытекать из долгосрочных целей. Таким образом, внешнеэкономическая деятельность тесно связанной с стратегическим управлением предприятием.

    Следует учитывать также и то, что в современных условиях организации не обладают необходимой для эффективного стратегического планирования информации ни о себе, ни, тем более, о внешнем окружении и перспективы изменений в нем. В организациях, как правило, нет компетентных менеджеров, способных обеспечить разработку и реализацию стратегии предприятия в целом и внешнеэкономической его деятельности в частности. 
 

        1.3 Зарубежный опыт  планирования внешнеэкономической  деятельности

     Современная мировая практика знает различные  формы иностранного участия в  национальной экономике. Среди них: международная кооперация производства, сопровождающаяся передачей технологии; предоставление зарубежных кредитов, в том числе на компенсационной основе; получение иностранного оборудования на основе лизинга; создание совместных и полностью принадлежащих иностранному капиталу предприятий; создание контрактных совместных предприятий; участие на основе концессий и договоров о разделе продукции.

Информация о работе Планирования внешнеэкономической деятельности