Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 20:01, реферат
В соответствии с действующими в России законами любое предприятие (организация) может выступать как экспортером, так и импортером. В практике выделяются три основных стимула развития внешнеэкономической деятельности предприятий:
• расширение сбыта;
• приобретение ресурсов;
• диверсификация источников снабжения и сбыта.
Планирование внешнеэкономической деятельности предприятия
В соответствии с действующими в России законами любое предприятие (организация) может выступать как экспортером, так и импортером. В практике выделяются три основных стимула развития внешнеэкономической деятельности предприятий:
· расширение сбыта;
· приобретение ресурсов;
· диверсификация источников снабжения и сбыта.
Необходимость стратегического планирования внешнеэкономической деятельности определяется существенными переменами в структуре мирового рынка и попытками предприятий, осуществляющих международную деятельность методом проб и ошибок, выработать адекватные меры, гарантирующие им защиту от чрезмерных потерь в результате неверных действий или ошибочных представлений о перспективах макроэкономических процессов.
В основе любой
формы внешнеэкономических
Международный обмен продукцией (изделиями) целесообразен для страны, если она затрачивает на производство экспортной продукции (изделий) меньше общественного труда, чем должна затратить на производство продукции (изделий) взамен импортируемой (на средства, вырученные от экспорта).
Следовательно,
товарообмен может быть выгоден
всем странам при условии
Такое состояние
внешнеэкономических связей, естественно,
никого не устраивает, а учитывая их
потенциально высокую рентабельность,
задача совершенствования
Начало реформирования
внешнеэкономической
Второй этап начался в 1989 г. с выходом известного постановления № 203 «О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности». Этим постановлением устанавливались достаточно жесткие рамки, по сути свертывающие процесс демократизации внешнеэкономической деятельности. Были введены: обязательность регистрации такой деятельности, процедура квотирования, жесткая система планирования. Данный этап закончился в 1991 г. Сначала отдельные республики, а в декабре 1991 г. и Россия заявили о новом подходе к организации внешнеэкономической деятельности в своих странах. Начался третий этап реформы — этап либерализации внешнеэкономической деятельности.
В России началом третьего этапа можно считать указ Президента РФ от 15 ноября 1991 г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности». Вслед за данным eказом появился ряд нормативных актов, определяющих процедуру осуществления внешнеэкономической деятельности.
Основные правила
осуществления
В отношении
экспортных операций, по которым в
соответствии с действующим
Правительством России намечена стратегия развития внешнеэкономической деятельности, включающая в себя четыре этапа, причем первый (подготовительный) считается пройденным. Важнейшим этапом стратегии является второй, предусматривающий мероприятия, закладывающие каркас всей модели внешнеэкономической деятельности на ближайшие годы. Основные из них — изменение практики лицензирования и контроля за экспортом и введение единого валютного курса рубля.
На этом этапе сокращен перечень квотируемой экспортной продукции (изделий) при одновременном расширении конкурсной продажи остающихся квот. Отменен специальный коммерческий курс рубля. При этом обязательную продажу валютной выручки предусмотрено производить по рыночному курсу.
Стратегия предусматривает
также поддержание плавающего по
текущим операциям, а затем и фиксированного
рыночного курса рубля по инвестиционным
операциям с постепенным их выравниванием.
Формы внешнеэкономической
деятельности предприятия
Деловые взаимоотношения между предприятиями двух и более стран, преследующих в конечном счете получение прибыли, могут включать различные направления и хозяйственные операции.
Производственно-хозяйственная
внешнеэкономическая
Эффективной формой привлечения иностранного капитала в Россию является создание в нашей стране совместных предприятий. При этом могут быть поставлены следующие цели:
· привлечение передовой зарубежной технологии и управленческого опыта;
· насыщение внутреннего рынка высококачественной продукцией;
· привлечение в страну (на предприятие) дополнительных материальных и финансовых ресурсов;
· замещение импорта;
· развитие экспортного потенциала;
· обучение национальных кадров.
При планировании экспортных и импортных операций цели внешнеэкономической
деятельности
предприятия детализируются в зависимости
от его общих целей (табл. 1).
Таблица 1. Цели экспортно-импортных операций предприятия
|
Выработка эффективных
целей внешнеэкономической
· рынок;
· нововведения;
· человеческие, материальные и финансовые ресурсы;
· производительность;
· социальная ответственность;
· прибыль.
Управляющие среднего
звена устанавливают
решение проблем подразделений и описывающие результаты, необходимые для достижения стратегических целей предприятия.
Менеджеры низшего
уровня устанавливают оперативные
цели, связанные с решением текущих
задач и характеризирующие
После определения целей внешнеэкономической деятельности создание совместного предприятия осуществляется в следующей последовательности:
· поиск и выбор иностранного партнера;
· подготовка протокола о намерениях;
· разработка технико-экономического обоснования;
· согласование учредительных документов и регистрация совместного предприятия.
Планирование
внешнеэкономической
Планирование ввоза (импорта) и вывоза (экспорта) капитала может быть предусмотрено в двух формах: ссудной и предпринимательской.
Ссудный ввоз (вывоз) капитала может быть в денежной (международные кредиты и займы) и товарной формах (машины, оборудование, патенты и ноу-хау, если они ввозятся в качестве вклада в уставный капитал создаваемого или покупаемого предприятия).
Предпринимательская форма ввоза (вывоза) капитала — это международное инвестирование, то есть создание совместных предприятий и их филиалов. Импорт капитала в предпринимательской форме может быть в виде прямых и портфельных инвестиций. Характерная черта прямых инвестиций в том, что инвестор имеет право управленческого контроля над объектом вложения: филиалом предприятия, дочерним или зависимым хозяйственным обществом, совместным предприятием.
Портфельные инвестиции такого контроля не дают и обычно существуют в виде пакета акций, на которые приходится менее 10–25 % собственного капитала предприятия.
Филиал — это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций. Филиал не является юридическим лицом, имущество ему выделяет материнское предприятие.
Решения, принимаемые дочерним хозяйственным обществом, определяются основным предприятием в связи с преобладающей долей в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом.
Информация о работе Планирование внешнеэкономической деятельности предприятия