Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:45, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – оценка эффективности экспортной деятельности предприятия.
Задачи курсовой работы:
изучить экспортную деятельность предприятия и систему показателей её эффективности;
провести анализ организации и эффективности экспортных операций на оао «гомельстекло»;
Введение 3
1. Экспортная деятельность предприятия и система показателей её………… эффективности 4
1.1.Сущность, роль экспортных сделок и их место во внешнеэкономической деятельности 4
1.2. Информационно-нормативные источники осуществления экспортных сделок 8
1.3. Показатели, определяющие эффективность экспортной деятельности 10
2. Анализ организации и эффективности экспортных операций на ОАО……. «Гомельстекло» 18
2.1. Общая характеристика экспортной деятельности предприятия 18
2.2. Анализ состава, структуры и динамики экспорта 23
2.3. Оценка эффективности экспортной деятельности предприятия 30
3. Пути повышения эффективности экспортного потенциала 32
Заключение 35
Список использованных источников 37
Введение
1. Экспортная деятельность предприятия и система показателей её………… эффективности
1.1.Сущность, роль экспортных сделок и их место во внешнеэкономической деятельности
1.2. Информационно-нормативные источники осуществления экспортных сделок
1.3. Показатели, определяющие эффективность экспортной деятельности
2. Анализ организации и эффективности экспортных операций на ОАО……. «Гомельстекло»
2.1. Общая характеристика экспортной деятельности предприятия
2.2. Анализ состава, структуры и динамики экспорта
2.3. Оценка эффективности экспортной деятельности предприятия
3. Пути повышения эффективности экспортного потенциала
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Республика Беларусь стремится органично включиться в систему мирохозяйственных связей. В связи с этим в стратегическом плане значительно возрастает и значимость внешнеэкономической деятельности как фактора положительной динамики экономического роста страны.
Стратегия дальнейшего экономического развития Республики Беларусь напрямую связана увеличением экспортного потенциала, что во многом связано с преобразованиями на уровне промышленных предприятий. Принятие стратегически верных решений по осуществлению внешнеэкономической деятельности предприятия в рыночных условиях невозможно без использования современных форм ее организации. Таким образом, решение важнейшей задачи для отечественных предприятий – создание благоприятной среды для продвижения белорусских товаров на внешние рынки и реализации конкурентных преимуществ – возможно только путем соответствующей организации внешнеэкономической деятельности и совершенствования условий внешнеэкономической деятельности, как на макроуровне, так и на внутрипроизводственном, что и подтверждает актуальность выбранной нами темы курсовой работы.
Цель данной курсовой работы – оценка эффективности экспортной деятельности предприятия.
Объект исследования – ОАО «Гомельстекло».
Предмет исследования – экспортная деятельность предприятия.
Задачи курсовой работы:
изучить экспортную деятельность предприятия и систему показателей её эффективности;
провести анализ организации и эффективности экспортных операций на оао «гомельстекло»;
предложить пути повышения эффективности экспортного потенциала.
Методы исследования: сравнительного анализа, группировок, экономико-математические.
Фирма может экспортировать свой товар двумя способами:
прямым экспортом (проводить экспортные операции самостоятельно);
косвенным экспортом (пользоваться услугами посредников). Практика косвенного экспорта распространена среди фирм, начинающих свою экспортную деятельность. Это связано с рядом обстоятельств [1, c. 151].
Во-первых, она требует меньше капитальных вложений, т. к. фирме не приходится заводить собственный торговый персонал за рубежом или налаживать сеть контактов.
Во-вторых, она связана с меньшим риском, т. к. посредники наделены профессиональными знаниями, умением, опытом и поэтому, как правило, совершают меньше ошибок.
Косвенный экспорт – это делегирование функций сбыта. Он может осуществляться следующими способами: посредством передачи полномочий по экспорту; экспортной франшизы; через коммерческих посредников.
Передача полномочий по сбыту
Передача полномочий по сбыту – это такая система сбыта, когда компания, располагающая сбытовой сетью за рубежом, предоставляет ее за определенную плату в распоряжение компаний, потенциал которых еще слишком слаб, чтобы действовать в одиночку на международном рынке.
При этом нужно очень осторожно выбирать кандидатов для содействия, чтобы не нанести ущерб своему имиджу. Компания, которая получает полномочия, тоже рискует, т. к. в случае успеха она может быть поглощена или взята под контроль.
Франшиза – это система сбыта, при которой предприятие с частным капиталом управляется так, словно оно является элементом обширной организации с известным в стране товарным знаком, вывеской, оборудованием, продукцией, услугами.
Франчайзер предоставляет определенные права торговой компании, которая покупает их посредством периодического платежа пропорционально объему продаж под знаком франшизы и берет на себя обязательство выполнять технические условия сбыта, рекомендованные франчайзером.
Франшиза позволяет франчайзеру присутствовать во многих местах без необходимости финансировать свое внедрение на рынок, будучи уверенным, что его торговая марка надежно защищена, поскольку такая защита в интересах франчайзи, т. е. компании, получившей франшизу. Она берет на себя расходы по внедрению на рынок и текущие затраты.
Преимущество – быстрота создания сети франшиз в одной или нескольких странах одновременно. Для франчайзера имеет смысл передать
функции развития, стимулирования сбыта и контроля национальной сети одной крупной компании, т. к. успех одного договора отражается на всей совокупности подобных договоров.
Например, фирма по производству косметики «Ив Роше» объединяет 1500 франчайзи во Франции и 1000 франчайзи за границей.
Коммерческие посредники
Коммерческие посредники – это физические или юридические лица, которых обычно называют агентами.
Посредников можно охарактеризовать двумя критериями (рис. 1.1):
способ вознаграждения (наценка или комиссионные);
прочность связей с экспортерами.
Рисунок 1.1 - Классификация коммерческих посредников
Международный маклер ищет и устанавливает контакты, не получая полномочий от продавца или покупателя. Когда сделка заключена, ему выплачивается вознаграждение (комиссионные) – куртаж – обычно обеими сторонами сделки. Поле деятельности маклера не имеет пределов, однако чаще маклер участвует при реализации сырья (животного, растительного, минерального) [5, c. 88].
Агент по закупкам получает от покупателя поручение найти для него товар за границей определенного качества по определенной цене с указанными сроками поставки. Поставщик имеет меньшее влияние на него, т. к. тот получает вознаграждение от своего доверителя (покупателя), имя которого он может не сообщать, осуществляя платежи вместо него.
Агент по продаже получает поручение от экспортера изучить рынок, продать и поставить товар, выписать счет за него на условиях получения комиссионных в процентах от цены. Этот посредник действует как экспортер, т. к. он избавляет поставщика от забот и может быть даже поручителем, т. е. гарантировать (за дополнительные комиссионные) платеж со стороны покупателя.
Комиссионный агент получает от поставщика-экспортера поручение представлять его за границей в стране, где он сам находится. Его доверитель поставляет товар и выписывает счет. Так как агент находится за границей, нужно точно зафиксировать в контракте объем и границы его полномочий. Контроль за его деятельностью затруднен, и агент может вовлечь экспортера в нежелательные сделки.
Агент по международной торговле покупает и продает товар от своего собственного имени. Это самое простое и наименее рискованное дело. Агент подыскивает поставщика, когда находит возможность продажи, покупает товар и сам его поставляет. Связь с поставщиком слабая.
Концессионер – посредник в международной торговле, который является независимым торговцем и подписывает со своим партнером контракт, определяющий условия сотрудничества (взаимные обязательства).
Функциями концессионера являются:
торговая – собственный торговый персонал, реклама;
техническая – послепродажное обслуживание, текущий уход;
материально-техническое снабжение – финансирование запасов, кредитование заказчиков, размещение товаров.
К обязанностям поставщика относятся:
– снабжение в установленные сроки на благоприятных условиях;
– участие в расходах на рекламу;
– участие в расходах на представительство на ярмарках;
– техническая помощь.
Концессионер и поставщик обязуются предоставлять друг другу информацию о рынке. Проблемой является ценообразование, возникновение теневых сетей.
Импортер-дистрибьютор – независимый торговец. Отличается от концессионера тем, что:
редко действует на правах исключительности;
часто не заключает контракта с экспортером;
сам выписывает счета и часто экспортер не знает численности и состава покупателей.
Поэтому привлечение такого посредника возможно при высоком уровне личных отношений.
Прямой экспорт – присутствие на рынке без инвестирования. Это самый простой и наименее дорогостоящий, но не всегда самый выгодный способ, несмотря на большое распространение. Прямой экспорт может быть осуществлен различными способами (рис. 1.2).
Рисунок 1.2 - Способы прямого экспорта
Прямой экспорт – это экспорт без поддержки посредников за рубежом, является наиболее примитивной формой:
– ограничивает возможности действий;
– отсутствует углубленное изучение рынка;
– отличается слабым знанием зарубежного рынка;
– отсутствуют послепродажное обслуживание и последующие поставки.
Прямой экспорт используется при продаже тяжелого оборудования, сложной промышленной продукции на хорошо изученных и расположенных рядом рынках незначительному количеству клиентов [8, c. 66].
Оплачиваемый торговый представитель – более развитая разновидность прямого экспорта. Служащий временно командируется за границу. Во многих странах необходим торговый представитель из местных жителей, т. к. он знаком с обычаями, образом мышления, со всем тем, что отличает данную страну от другой.
Бюро представительства создается, т. к. один человек не в состоянии сделать многого и поэтому нужна команда (кроме случаев с очень небольшими рынками). Бюро напрямую заключает сделки, отвечает за стимулирование и контроль национальных дистрибьюторов. Преимущество создания бюро представительства состоит в том, что сотрудники бюро оплачиваются экспортером, активно стимулируются, иностранные дистрибьюторы чувствуют себя под контролем, им оказывается помощь со стороны бюро, сотрудники которых лучше знают рынок, чем далекий экспортер.
Основные нормативно-правовые акты, регулирующие внешнеторговую деятельность в РБ:
Гражданский Кодекс Республики Беларусь
Нормативные акты в сфере налогового законодательства (таким актами как правило устанавливаются принципы взимания косвенных налогов по внешнеторговым операциям с различными государствами, а также устанавливаются различного рода налоговые льготы, направленные на развитие экспортного потенциала РБ).
Закон Республики Беларусь «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами» (этот закон определяет приоритетные направления защиты государственных интересов Республики Беларусь в сфере внешней торговли и внешнеэкономических связей).
Постановление Совета Министров РБ от 05.06.2000г. № 800 (в редакции постановления Совмина от 26.06.2006г. № 859) «Об утверждении положения о порядке проведения расследования, предшествующего введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер» (это постановление направлено на установление порядка рассмотрения экспортно-импортных дел, по товарам, которые принося ущерб национальной экономике. В положении предусмотрен комплекс ограничительных мер по импорту товара, направленных на защиту национально рынка соответствующего товара и интересов производителя).
Указ Президента № 7 от 04.01.2000г. «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» (с изм. и доп.).
С точки зрения государственного контроля за порядком проведения внешнеторговых операций этот указ устанавливает целый ряд ограничений, направленных на обеспечение поступления средств от экспорта продукции в РБ (экспорт – это основная забота государства, а валютная выручка – значительное подспорье в поддержании резервов национально Банка РБ).
Закон Республики Беларусь от 22 июля 2007 г. № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» Принятый Закон состоит из 33 статей, объединенных в 7 глав. В основу Закона положены модельный Закон Межпарламентского Комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации от 7 декабря 1998 г. «О единых принципах валютного регулирования и валютного контроля» и Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле». В то же время значительную часть правового материала составляют нормы, заимствованные из нормативных правовых актов Главы государства, а также нормативных правовых актов подзаконного уровня.