Особенности функционирования фирмы в условиях муниципальных образований

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Становление и развитие рыночных отношений в российской экономике породило коренную трансформацию форм и механизмов ее функционирования. В результате которой, фирма стала центральным субъектом экономики.
Фирма — основное организационно-экономическое звено любой рыночной экономики. Совокупность фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом. От того насколько эффективно работают фирмы, насколько устойчиво его финансовое состояние, зависит здоровье экономики и индустриальная мощь государства. А именно деятельность фирм оказывает значительное влияние на благосостояние общества в целом

Содержание

Введение
3
1. Фирма как основной субъект рынка
5
1.1. Природа фирмы
5
1.2. Основные теории фирмы
8
1.3. Подходы к изучению теорий фирмы
14
2. Муниципальное образование как новый институт управления и контроля деятельностью предприятий
20
2.1. Сущность муниципального образования и муниципальная реформа в Российской Федерации.
20
2.2 Финансовые и имущественные права муниципальных образований как института власти
25
2.3. Юридическое закрепление видов деятельности муниципальных образований
33
3. Организационно правовые формы: теория, анализ, инструменты муниципального управления
38
3.1. Методы муниципального управления
38
3.2. Анализ организационно правовых форм предприятий с точки зрения возможности участия муниципальных образований
44
Заключение
55
Приложение A: принятие законов о создании государственных корпораций в 2007 году
56
Приложение Б: Система муниципальных образований на территории РФ
57
Приложение В: Система муниципальных образований на территории РФ
58
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Kursovaya_rabota_OSOBENNOSTI_FUNKTsIONIROVANIYa_FI.docx

— 134.02 Кб (Скачать)

Административные методы реализуются путем прямого воздействия  руководителей, собственников на подчиненных. Оно может осуществляться на основе заключенных договоров, через административные приказы и распоряжения, различные положения, правила, нормативы и другие документы, организационно регламентирующие деятельность подчиненных лиц, их четкую работу, обеспечивающие надлежащую дисциплину и ответственность. Формы и масштабы применения административных методов определяются задачами управляющего органа, уровнем организации производства, квалификацией и культурой работников, принимающих решения. Чем полнее представлены эти параметры, тем меньше потребности в административном вмешательстве. 
В современных условиях применение административных методов предполагает предварительный анализ материалов, дающих полное, достоверное представление о состоянии управляемого объекта, и несовместимо с каким бы то ни было волюнтаризмом.

 

Экономические методы муниципального управления

Большую роль в повышении эффективности общественного производства и улучшении благосостояния трудящихся играет система экономического стимулирования. Являясь важнейшим элементом хозрасчета, данная система способствует установлению непосредственной зависимости между уровнем эффективности производства и размером денежных средств, заработанных предприятием для расширения производства, материального поощрения работников, улучшения их социального положения. Система экономического стимулирования отражает хозяйственную самостоятельность предприятий в рамках единого хозяйственного механизма. Одновременно с этим она используется государством для экономического воздействия на работу предприятия и личную материальную заинтересованность его работников. Отсюда вытекает, что система экономического стимулирования выполняет экономические функции двоякого рода. 
Экономические методы управления — это комплекс способов и приемов управления, основанных на использовании экономических законов и интересов. Цель этих методов — создать условия, заинтересовывающие производителя производить необходимые товары и услуги нужного качества и по приемлемой цене. Они призваны обеспечить гармонию и единство экономических интересов предприятий и организаций, всего местного сообщества и конкретного жителя. Экономические методы включают в себя планирование, хозрасчет, ценовую политику, бюджетную политику, налоговую политику, инвестиционную политику и муниципальный заказ. Экономические методы управления главной своей задачей ставят материальное стимулирование труда работников. Следует отметить, что до недавнего времени экономические методы управления считались самыми действенными, ведь работник работает для того, чтобы заработать деньги. Но, в последнее время это убеждение подверглось критике, не менее важен для работника и его социальный статус и социальные гарантии. Потребность в экономических методах управления закономерно и существенно возрастает, поскольку в условиях развития частного предпринимательства не всегда возможно и разумно решать с помощью директивного воздействия сложную совокупность задач удовлетворения растущих потребностей населения. Сущность экономических методов — в воздействии на экономические интересы потребителя и работников с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов, позволяющих создавать эффективный механизм работы. Экономические методы основываются на использовании стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений. Особенности экономических методов управления состоят в том, что они:

1. базируются на некоторых общих правилах поведения, дающих возможность маневрировать ресурсами, тогда как административные характеризуются конкретно-адресными заданиями, ориентированными на достижение целей управляемой системы путем формирования ее четкой структуры, создания условий для подготовки, принятия и реализации решений (хотя некоторые общие правила, касающиеся, например, методики разработки бизнес-планов, режима работы и другие, могут предусматриваться директивными актами);  оказывают на производителей и потребителей косвенное воздействие, посредством системы отношений учитывают интересы коллектива и отдельных работников (административные методы по своей природе не способны столь полно и непосредственно ориентироваться на экономические интересы объектов управления);

2. непременно предполагают самостоятельность  предприятия на всех уровнях при одновременном возложении на него ответственности за принимаемые решения и их последствия (в отличие от административных методов, предполагающих значительную долю ответственности вышестоящих органов, принимающих решения);

3. побуждают исполнителей к подготовке альтернативных решений и выбору из них наиболее соответствующих интересам коллектива (административные распоряжения большей частью однозначны, требуют обязательного, точного исполнения). Экономические методы управления должны занять и неизбежно займут доминирующее положение. Это необходимо для обеспечения нормальных условий функционирования ассоциаций, союзов, предприятий в новых условиях хозяйствования. Одновременно сокращается число звеньев управления.

При умелом использовании экономических  методов управляющие органы в условиях рынка легче преодолевают инертность в реализации своих задач, обусловленной отсутствием соответствующей экономической заинтересованности в оперативном удовлетворении меняющихся потребностей. Усиливается самоконтроль, до минимума снижается необходимость в административном контроле, который сосредоточивается, если в том есть потребность, конечных результатах обслуживания населения. Чем шире применяются экономические методы, тем большее число вопросов решается непосредственно в основных звеньях управления, ближе к источнику информации. В прошлом в условиях необоснованно широкого применения административных методов нередко на высоких уровнях управления принимались решения, которые по своему содержанию входили в компетенцию нижестоящих звеньев управления. В результате замедлялся процесс принятия решений и не обеспечивалась требуемая оперативность управления, снижались его компетентность и качество. Использование системы экономических методов на государственных и муниципальных предприятиях даст должный эффект только в том случае, если принцип прибыльности ведения хозяйства будет охватывать все звенья организационной структуры управления, образуя замкнутую систему с распределением материальной ответственности между всеми ее звеньями. 
Широкомасштабное внедрение в организацию муниципальной службы рыночных механизмов, экономических показателей — не только не способно кардинально решить проблему ее эффективности, но и создает для нее дополнительные угрозы, ведет к коммерциализации государственной службы. Это искажает ее принципы, подрывает ее основы, способно разрушить даже то немногое, что уже сделано и состоялось в России в области создания эффективной и ответственной перед обществом муниципальной службы.

 

3.2. Организационно правовые формы предприятий

 

Организационно-правовая форма  предприятия есть просто форма юридической  регистрации предприятия, которая  создает этому предприятию определенный правовой статус.

 По правовому статусу  (организационно-правовым формам) предприятия  можно разделить на: хозяйственные  товарищества и общества, производственные  кооперативы, государственные и  муниципальные унитарные предприятия,  индивидуальных предпринимателей  без образования юридического  лица29.

Напомню, что цель создания предприятия – объединение капитала либо совместных усилий учредителей  для ведения предпринимательской  деятельности и извлечения прибыли.

Один из главных факторов, влияющих на выбор организационно-правовой формы (далее ОПФ) организации –  это количество учредителей, их правовое положение и отношения между  ними. Количество учредителей в зависимости  от ОПФ создаваемого предприятия  разнообразно: от одного или нескольких близких людей до достаточно большого числа учредителей, которые даже не знакомы друг с другом.

Если капитала одного человека хватит на то, чтобы создать работоспособное  и приносящее прибыль предприятие, то он может организовать хозяйственное  общество в любой из его форм.

Отношения между учредителями также необходимо учитывать в  момент создания предприятия. Разнообразие ОПФ предприятий позволяет организовывать совместную деятельность близких людей, имеющих доверительные отношения, а также незнакомых друг с другом вкладчиков.

Еще один критерий выбора ОПФ  предприятия зависит от того, что  конкретно хотели бы объединить его  создатели: личные усилия, труд или  имущество.

Можно выбрать такую ОПФ  предприятия, при которой его  учредители смогут сами в нем работать или не работать в зависимости  от собственного желания. То есть непосредственный труд учредителей не является обязательным, однако за ними сохраняется право  влиять на работу предприятия и получать некоторую материальную выгоду. В  этом смысле можно разграничить товарищества и производственные кооперативы, с  одной стороны, и хозяйственные  общества, с другой.

Если группа людей или юридических лиц, каждый из которых обладает определенным имуществом, желают объединить свой капитал и использовать его в целях извлечения прибыли, то им следовало бы организовать хозяйственное общество. Личное участие в хозяйственном обществе не является обязательным. Если же учредитель сам работает в таком обществе, то он получает за свой труд заработную плату, а также часть прибыли в размере, пропорциональном его вкладу в уставный капитал.

Различаются коммерческие организации  и по объему имущественной ответственности  их участников перед кредиторами. Например, члены обществ с ограниченной ответственностью отвечают по долгам предприятия лишь в пределах своего вклада в него. А вот участники  полных товариществ – всем своим  имуществом30.

  Из всех типов предприятий  (фирм) в России наиболее распространены  хозяйственные товарищества и  общества, поэтому сначала и рассмотрим  эти типы.

Хозяйственные товарищества и общества

1. Полное товарищество – это товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

 Управление предпринимательской  деятельностью полного товарищества  осуществляется по общему согласию  всех его участников. Каждый участник  полного товарищества как правило  имеет один голос при решении  каких-либо вопросов на общем  собрании. Участники полного товарищества  солидарно несут субсидиарную  ответственность своим имуществом  по обязательствам товарищества. Т. е. фактически это утверждение  означает неограниченную ответственность  товарищей. 

 Полные товарищества  распространены преимущественно  в сельском хозяйстве и сфере  услуг; обычно они представляют  собой небольшие по размеру  предприятия и их деятельность  контролировать достаточно просто.

2. Товарищество на вере (коммандитное товарищество) – товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

 Данная организационно-правовая  форма предприятия характерна  для более крупных предприятий  из-за возможности привлечения  значительных финансовых ресурсов  через фактически неограниченное  число коммандитистов.

3. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников. Данная организационно-правовая форма распространена среди мелких и средних предприятий.

4. Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) – учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества. Т. е. фактически общество с дополнительной ответственностью представляет из себя гибрид полного товарищества и общества с ограниченной ответственностью.

 Преимущества товариществ  заключаются в следующем: 

  • товарищества легко организовать, т.е. практически просто заключается соглашение между участниками и нет бюрократических процедур;
  • экономические, в частности, материальные, трудовые, финансовые возможности предприятия значительно увеличиваются;
  • появляется возможность более высокой специализации участников товарищества в управлении из-за большого числа участников; в Российской Федерации данное преимущество использовать невозможно: в некоторых западных странах в налогообложении для некоторых фирм малого бизнеса делается исключение – они являются юридическими лицами, но налоги платит не фирма, а ее владельцы через индивидуальный подоходный налог.

 Недостатки же подобных  организационно-правовых форм, которые  на первых этапах создания  фирмы не всегда видны, проявляются  в следующих моментах:

  • участники товарищества не всегда однозначно понимают цели деятельности предприятия и средства достижения этих целей, т.е. у участников может проявиться несовместимость в интересах и, когда необходимо будет действовать со всей решительностью, участники либо будут бездействовать, либо их политика будет настолько несогласованной, что может привести к убыткам, а то и к банкротству фирмы, причем опасней всего несогласованность по главным вопросам;
  • финансовые ресурсы ограничены при развитии предприятия, и эта ограниченность не позволяет полностью раскрыть потенциал компании, ведь развивающееся дело требует новых капиталовложений;
  • возникают сложности определения меры каждого в доходе или убытке фирмы, сложно разделить, образно выражаясь, "нажитое вместе имущество";
  • существует некоторая непредсказуемость дальнейшей деятельности фирмы после выхода из нее одного из членов данного товарищества из-за некоторых пунктов существующего законодательства: "Участнику, выбывшему из полного товарищества, выплачивается стоимость части имущества товарищества, соответствующей доле этого участника в складочном капитале…"31, "Участник общества с ограниченной ответственностью вправе в любое время выйти из общества…" При этом ему должна быть выплачена стоимость части имущества, соответствующей его доле в уставном капитале общества…"32. Как правило большинство таких фирм просто разваливаются в подобной ситуации; данный недостаток характерен только для товариществ: существующая неограниченная ответственность, практически каждый участник несет ответственность не только за какие-то свои управленческие решения, но и за решения всего товарищества или другого участника.

Информация о работе Особенности функционирования фирмы в условиях муниципальных образований