Особенности функционирования фирмы в условиях муниципальных образований

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Становление и развитие рыночных отношений в российской экономике породило коренную трансформацию форм и механизмов ее функционирования. В результате которой, фирма стала центральным субъектом экономики.
Фирма — основное организационно-экономическое звено любой рыночной экономики. Совокупность фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом. От того насколько эффективно работают фирмы, насколько устойчиво его финансовое состояние, зависит здоровье экономики и индустриальная мощь государства. А именно деятельность фирм оказывает значительное влияние на благосостояние общества в целом

Содержание

Введение
3
1. Фирма как основной субъект рынка
5
1.1. Природа фирмы
5
1.2. Основные теории фирмы
8
1.3. Подходы к изучению теорий фирмы
14
2. Муниципальное образование как новый институт управления и контроля деятельностью предприятий
20
2.1. Сущность муниципального образования и муниципальная реформа в Российской Федерации.
20
2.2 Финансовые и имущественные права муниципальных образований как института власти
25
2.3. Юридическое закрепление видов деятельности муниципальных образований
33
3. Организационно правовые формы: теория, анализ, инструменты муниципального управления
38
3.1. Методы муниципального управления
38
3.2. Анализ организационно правовых форм предприятий с точки зрения возможности участия муниципальных образований
44
Заключение
55
Приложение A: принятие законов о создании государственных корпораций в 2007 году
56
Приложение Б: Система муниципальных образований на территории РФ
57
Приложение В: Система муниципальных образований на территории РФ
58
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Kursovaya_rabota_OSOBENNOSTI_FUNKTsIONIROVANIYa_FI.docx

— 134.02 Кб (Скачать)

Ресурсы фирмы определены как немобильные и разнородные, их способность обеспечивать устойчивое конкурентное преимущество зависит  от обладания четырьмя характеристиками: ценностью, редкостью, защитой от совершенной  имитации, от замещения. Организации  не сводятся к индивидам, и причиной этому является культура организации, обеспечивающая одинаковые интерпретации  ресурсов, и чем менее она кодифицирована и формально описана, тем выше степень ее защиты от имитации.

Обобщение и анализ развития теорий фирмы представлены на схеме. (см Приложении Б)

 

1.3. Подходы к изучению теории фирмы

 

Технологический подход

Технологический подход к  изучению фирмы сформировался на базе неоклассических взглядов на микроэкономические процессы. В экономической литературе этот подход часто фигурирует как  функциональный, что подчеркивает способ анализа поведения фирмы. В его основе лежит предположение о том, что всегда есть возможность определить функцию, выражающую максимальный объем выпуска при заданном уровне развития техники и технологии, при всех возможных комбинациях факторов производства, имеющихся в наличии. Такая функция в экономической теории получила название производственной. С ее помощью мы можем определить, посредством какой пропорции между отдельными ресурсами достигается оптимальный объем производства с точки зрения соотношения затрат и выпуска.

Существует несколько  определений производства: 1) производство — это любая деятельность, которая создает вещи, полезные в настоящем иди будущем времени: 2) производство — процесс, превращающий производственные ресурсы (вводимые факторы производства) в продукцию. Эти 2 определения идентичны, поскольку выпуск продукции - это нечто, что приносит пользу в настоящем или будущем. Среди вводимых факторов производства экономисты традиционно различают землю, труд, капитал и более неуловимую категорию, называемую предпринимательством. К этому списку (и это становится все более признанным) добавляются такие факторы, как знание или технология, организация и энергия людей.

Всякая предпринимательская  деятельность имеет своей целью  получение прибыли. Поэтому поведение  фирмы можно описать с помощью  производственной функции, которая  определяет нацеленность фирмы на максимизацию прибыли. Существуют два подхода  к внутрифирменной эффективности:

    • деятельность фирмы описывается ее производственной функцией, так что при всех возможных комбинациях факторов производства (главным образом, труда и капитала) обеспечивается максимальный выпуск продукции;
    • фирма выбирает комбинацию факторов с наименьшими издержками для каждого возможного объема выпуска продукции. Это дает возможность вывести кривые средних и предельных издержек.

Однако представление  о том, что единственной целью  деятельности фирмы является получение  максимальной прибыли, было бы ошибочным.

Многообразием возможных  положений отдельных фирм в конкретной экономической ситуации на рынке  определяется различная нацеленность их функционирования. Это может быть желание выжить при определенном конкретном условии, предполагающем получение  минимума прибыли; увеличение доли участия  на рынке или захват нового рынка; повышение качества продукции и  т.п.

Существуют подходы, при  которых используется тезис максимизации тех или иных параметров (бихевиористские  модели).

Предполагается, что фирма  стремится функционировать на каком-то удовлетворительном уровне эффективности, поскольку не располагает возможностями  максимизации. При характеристике целевой  нормы эффективности предусматривается  механизм, обеспечивающий достижение желательного уровня; В этом случае осуществляется поиск решения проблем  в трех формах: локальной, исследовательской  и стратегической.

Производственная функция  описывает взаимосвязь между вводимыми факторами производства и готовой продукцией. Она описывает как вводимые факторы (например, труд и капитал) трансформируются в выходные (выпускаемую продукцию).

Схематично это можно  представить в виде заштрихованного  прямоугольника. Факторы производства расположены на входе в него, готовая  продукция - на выходе. Заштрихованный прямоугольник безошибочно отображает существующее состояние технологии, которое постоянно развивается во времени. Производственную функцию можно сравнить с рецептурой приготовления пищи. В рецепте перечислены ингредиенты, необходимые для приготовления, скажем, блинов, и количество блинов, которое вы получите, если соедините эти ингредиенты определенным образом.

Производственная функция  может быть представлена и другим способом - в форме математического уравнения. Допустим, что производственный процесс использует 2 вводимых фактора производства - капитал (К) и труд (L) —для производства продуктов питания (Q). Q=F(K,L)

Важное практическое значение имеет проблема распределения вводимого фактора между двумя видами производственной деятельности решение которой обеспечит максимально возможный выпуск продукции. В общих чертах возможны 2 способа решения этой проблемы. Угловое решение возникает в том случае когда предельный продукт вводимого фактора при одном виде деятельности выше чем при другом. Самое лучшее, что следует сделать при этом, - сконцентрировать все ресурсы на наиболее производительной деятельности.

В рамках технологического подхода проблема определения оптимального размера, или границ фирмы является центральной. В этом поиске  нужно прибегнуть к эффекту экономии на масштабах производства, или возрастающей отдачи от масштаба. В соответствии с его действием, оптимальным размером фирмы можно считать тот, до достижения которого не происходит резкого роста переменных издержек фирмы. Другими словами, положительный эффект экономии на масштабе производства используется полностью.

Неоклассическую фирму справедливо  сравнивают с «черным ящиком» - она  воспринимается как данность, затем  в этот «ящик» опускают порции ресурсов, закрывают крышкой и, наконец, через  некоторое время чудесным образом  извлекают из него произведенные  блага. Но технологический подход не позволяет нам выяснить, откуда взялся этот «ящик» и что происходило внутри него.

Таким образом, основной функцией фирмы является объединение ресурсов для выпуска необходимых потребителям товаров и услуг, а производственная функция определяет максимальный объем  выпуска продукции при каждом заданном количестве ресурсов. Оливер И. Уильямсон считает, что параметры  используемой технологии полностью  определяют способ экономической организации, только если, во-первых, имеется одна технология, главенствующая над остальными, и, во-вторых, использование этой технологии требует уникальной организационной  формы. Однако, "ситуации, когда есть только одна возможная технология, очень редки, но еще более редко  возникают ситуации, когда налицо выбор между альтернативными  организационными формами, определяемыми  типом используемой технологии"14.

 

Институциональный подход

Альтернативный технологическому взгляд на проблему поведения фирм был разработан в рамках институциональной  экономической теории. Институциональная традиция изучения вопросов, связанных с процессами функционирования фирмы, берет свое начало с классической статьи Р.Коуза «Природа фирмы» (1937 г.). В соответствии с институциональным подходом, центральной проблемой изучения фирмы становятся не условия максимизации прибыли, а объяснение феномена возникновения фирмы, закономерностей её дальнейшего развития и, в конечном итоге, исчезновения. Помимо категории института, для объяснения существования и внутренней структуры фирмы в этой теории используются такие ключевые понятия, как трансакционные издержки, оппортунистическое поведение, асимметричность информации, специфичность ресурсов и контрактные отношения.

Сначала необходимо определить причины происхождения фирмы. Представим себе экономику, в которой каждый отдельный индивид самостоятельно, вне какой-либо формальной структуры занимается производством благ. В отличие от неоклассической концепции, перед нами мир с ненулевыми трансакционными издержками, минимизировать которые можно только при условии четкого распределения прав собственности каждого экономического субъекта. Следовательно, вступая в отношения с другими лицами в процессе осуществления обмена, нам, как экономическим агентам, просто нужно предусмотреть защиту всех наших интересов путем заключения соответствующего контракта (договора). На первый взгляд, мы все предусмотрели и не нуждаемся в существовании такого института, как фирма. Однако, присмотримся более внимательно к данной ситуации.

Каждая обменная сделка заключается  в нашей модели экономики только после проведения переговоров о порядке передачи блага, его цене и т. д., т. е. все наши хозяйственные субъекты, производя блага, договариваются в индивидуальном порядке о поставке сырья, оборудования и продаже конечной продукции. Но при таких условиях большая часть времени будет потрачена именно на переговоры!

Следовательно, можно сделать  вывод о том, что, создавая фирмы, индивиды стремятся найти альтернативные способы координации своей деятельности, сокращающие величину издержек. Как же это происходит? Дело в том, что фирма представляет собой субъект рынка, внутреннее построение которой иерархично15.

Институциональная структура  рыночной системы включает такие  институты, как рынок и фирма. Фирма нуждается в объективном  контроле со стороны рынка. Но и рынок  нуждается в фирмах, так как  только организация производства в  виде фирм может дать необходимый  результат для развития рыночной экономики. Существование рынка  и фирмы есть сосуществование  в единой рыночной экономике двух типов отношений; традиционно рыночных и альтернативных им внутрифирменных  отношений, которые Р. Коуз трактует как отношения сознательного  регулирования производства, отношения  координации, для эффективности  которых большое значение имеют  нерыночные методы и формы (приказы, личное доверие, внутрифирменные правила, традиции, моральные факторы). Причем развитие этих нерыночных отношений  Р. Коуз выводит из законов рыночной экономики: соотношение рыночных и  нерыночных связей определяется движением (сокращением или увеличением) рыночных трансакционных издержек.

 

Неоинституциональный  подход

Сегодня все большее значение приобретает неоинституциональный подход к определению фирмы. Неоинституционалисты не рассматривают фирму как нечто  данное, они хотят понять механизм ее возникновения. Зачем нужна фирма, если есть рынок? Почему бы собственникам  ресурсов не функционировать как  независимым товаропроизводителям, покупая факторы производства у  других собственников, добавляя свой вклад  и реализуя готовую продукцию  потребителям?

Представитель неоинституционализма Р. Коуз сделал нестандартное для традиционной экономической теории предпочтение в пользу фактора издержек трансакций, т. е. контрактов, сделок (обычно принимавшихся равными нулю). Трансакционные издержки – это издержки ведения сделок: информационные, издержки измерения качества товаров и услуг, на разработку правил ведения контрактов, издержки уклонения от ответственности за выполнение обязательств по сделкам и т. д. Издержки трансакций никогда не бывают нулевыми, так как в реальном мире отношения собственности в значительной мере влияют на производство.

Исходя из этого, Р. Коуз предложил  трактовать фирму как совокупность взаимовыгодных контрактов. Определение  фирмы как совокупности контрактных  отношений позволяет понять, что  появление фирмы обусловлено, прежде всего, существованием издержек рыночного  механизма (механизма цен). Путем  создания организации и предоставления предпринимателю, права управлять  ресурсами может сэкономить на определенных издержках рыночного механизма. Предприниматель выполняет свою функцию с меньшими издержками, так  как получает факторы производства по более низким ценам, чем при  рыночных трансакциях, которые он вытесняет. Если же он потерпит неудачу, то всегда может вернуться на свободный (открытий) рынок. Новизна неоинституционального  определения фирмы заключается  в том, что наряду с выгодами разделения труда внутри предприятия четко  определяется граница развития фирмы. Пределы власти предпринимателя  в фирме устанавливаются контрактным  соглашением. В контракте записываются границы, в рамках которых предполагается деятельность поставщика товара или  услуги, детально же действия поставщика определяются позднее покупателем. Следовательно, в пределах, контрактного соглашения размещение ресурсов попадает в зависимость от покупателя. В  этих условиях краткосрочные контракты  нежелательны. Такую систему взаимоотношений, при которой управление ресурсами  зависит от предпринимателя, Р. Коуз и называет фирмой, фирма как система  альтернативна рынку, Внутри фирмы  отношения регулируются не рыночными  сигналами (спросом и предложением), а командами, исходящими из иерархической  системы. По существу, фирма есть система, в которой ценовой механизм подавлен. Поэтому и граница фирмы определяется чертой, на которой уравновешиваются трансакционные рыночные издержки и  трансакционные издержки административного  механизма. А поскольку структура  трансакционных издержек у фирмы  иная, чем на свободном рынке, то когда последний (рынок) бессилен, с  проблемой организации труда  справляется фирма.

Характеристика фирмы  как сети двухсторонних долгосрочных контрактов между собственниками ресурсов, которые замещают рынок продуктов  и ресурсов, в которых ценовые  сигналы играют относительно небольшую  роль, позволяет определить и оптимальный  размер фирмы, фирма, становится крупнее  по мере того, как предприниматель  организует дополнительные трансакции (сделки), и уменьшает свои размеры, когда он прекращает заниматься организацией сделок.

Нетривиальный взгляд неоинституционалистов  на фирму имеет междисциплинарное  значение, объединяя в ее понятии  экономическое, правовое и организационное  начала.

Информация о работе Особенности функционирования фирмы в условиях муниципальных образований