Особенности функционирования фирмы в условиях муниципальных образований

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Становление и развитие рыночных отношений в российской экономике породило коренную трансформацию форм и механизмов ее функционирования. В результате которой, фирма стала центральным субъектом экономики.
Фирма — основное организационно-экономическое звено любой рыночной экономики. Совокупность фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом. От того насколько эффективно работают фирмы, насколько устойчиво его финансовое состояние, зависит здоровье экономики и индустриальная мощь государства. А именно деятельность фирм оказывает значительное влияние на благосостояние общества в целом

Содержание

Введение
3
1. Фирма как основной субъект рынка
5
1.1. Природа фирмы
5
1.2. Основные теории фирмы
8
1.3. Подходы к изучению теорий фирмы
14
2. Муниципальное образование как новый институт управления и контроля деятельностью предприятий
20
2.1. Сущность муниципального образования и муниципальная реформа в Российской Федерации.
20
2.2 Финансовые и имущественные права муниципальных образований как института власти
25
2.3. Юридическое закрепление видов деятельности муниципальных образований
33
3. Организационно правовые формы: теория, анализ, инструменты муниципального управления
38
3.1. Методы муниципального управления
38
3.2. Анализ организационно правовых форм предприятий с точки зрения возможности участия муниципальных образований
44
Заключение
55
Приложение A: принятие законов о создании государственных корпораций в 2007 году
56
Приложение Б: Система муниципальных образований на территории РФ
57
Приложение В: Система муниципальных образований на территории РФ
58
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Kursovaya_rabota_OSOBENNOSTI_FUNKTsIONIROVANIYa_FI.docx

— 134.02 Кб (Скачать)

Итак, в классическом определении  фирмы акцент делается на предсказании поведения фирмы в соответствии с существующей производственной функцией как формой выражения технологической  зависимости между затратами  факторов производства и максимально  возможным выходом продукции. Неоинституциональная характеристика фирмы в центр  внимания ставит объяснение существования  и соответственно в дальнейшем –  сосуществования многообразных  форм деловых предприятий, пределов их роста, возможных вариантов решения  проблем мотивации работников, организации, контроля, планирования и др.

Поведение фирм на рынке  имеет большое значение для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства, иностранцев. Изучение поведения  фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений, как на микро - так  и на макроуровне.

Современная фирма – это  сложный многоотраслевой комплекс промышленных, торговых и финансовых предприятий национального и  международного уровня. Главное в  нынешней фирме – ее кадровая компонента: предприниматели, менеджеры, ученые, инженеры, рабочие с их мастерством, профессионализмом, компетентностью, инновационным потенциалом, конкурентной энергией, управленческими  новациями, опирающимися на конкретную материально-техническую базу и  реальную величину функционирующего капитала. Процветание фирмы, ее известность  – производные от таланта и  труда ее коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Муниципальное образование как новый институт управления и контроля над деятельностью предприятий

 

2.1. Сущность муниципального образования и муниципальная реформа в Российской Федерации

 

Муниципальное образование  – это сравнительно новый субъект  российского права, появившийся  в законодательстве в 1993-1994 г.г. Одни из первых упоминаний о муниципальном  образовании появились в Постановлении  Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 2 декабря 1993 г. № 32 “О некоторых  вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных  и муниципальных предприятий”16, в Указе Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535 “Об основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года”17 и в части первой Гражданского кодекса РФ от 30 ноября 1994 г.18, но понятие муниципального образования было впервые раскрыто в ныне действующем Федеральном законе от 28 августа 1995 года “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”19, который дает следующее определение муниципального образования: это - “городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления” (п. 1 ст. 1 закона). Однако, уже в п. 2 ст. 12 этого закона законодатель говорит о территории муниципального образования, то есть получается, что у населенной территории есть территория. В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”20, который вступил в силу с 1 января 2006 г., понятие муниципального образования изменено, при оставлении неизменным его сути: это – “городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения” (п. 1 ст. 2 закона).

Определения муниципального образования, данные редакциями Федерального закона “Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации” аналогичны понятию страны, а не государства. У страны и муниципального образования одна сущность – территория. Но страна – это явление географическое или политическое, не правовое, в отличии от муниципального образования. Государство, это в первую очередь аппарат публичной власти или публично организованный народ21, имеющий территорию, но ею не являющееся, поскольку в противном случае, это уже не государство, как явление политико-правовое, а страна – категория политико-географическое.

В юридической науке иногда просто воспроизводится и определение  муниципального образования, данное Федеральным  законом “Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации”, и одновременно муниципальное образование называется самоорганизованным в правовой форме  местным населением22. Иногда для снятия противоречий предлагается дефиницию муниципального образования использовать в двух смыслах – как населенная территория, и как самостоятельный субъект права, однако, вряд ли это разрешает все проблемы.

Неопределенность понятия  муниципального образования приводит и к другим коллизиям: так Гражданский  кодекс РФ устанавливает, что имущество, принадлежащее на праве собственности  городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным  образованиям, является муниципальной  собственностью (п. 1 ст. 215), и из буквального  толкования норм Гражданского кодекса  РФ и Федерального закона “Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” можно сделать вывод, что субъектом  муниципальной собственности является населенная территория, в пределах которой осуществляется местное  самоуправление. Хотя Конституция РФ устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной  собственностью (п. 1 ст. 130), т.е. Конституция  РФ рассматривает в качестве субъекта муниципальной собственности население, придавая ему полномочия владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной  собственностью, и в науке муниципального права муниципальная собственность  рассматривается прежде всего как  собственность населения муниципального образования23.

Перефразируя определение  государства, данное Л.С. Мамутом –  народ публичновластным образом  организуется в муниципальное образование, реализуя свое право на местное самоуправление в рамках городского, сельского поселения, нескольких поселений, объединенных общей  территорией, части поселения, иной населенной территории, в пределах которых осуществляется местное  самоуправление, имеются муниципальная  собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

В законодательстве развитых зарубежных стран муниципалитеты закреплены как корпорации публичного и частного права, т.е. учреждения, обладающие правами  публичного учреждения (субъекта административно-правовых отношений) и правами юридического лица (США, Великобритания и др.). Хотя по нашему законодательству муниципальное  образование не является юридическим  лицом, но при этом муниципальное  образование соответствует признакам  юридического лица, установленных ст. 48 ГК РФ: имеет в собственности  обособленное имущество, отвечает по своим  обязательствам этим имуществом, может  от своего имени приобретать и  осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и  ответчиком в суде, разве что личные имущественные права приобретать  и осуществлять не может и не имеет  самостоятельный баланс или смету, отсутствие которого с успехом заменяется муниципальным бюджетом. Конечно, муниципальное  образование осуществляет все эти  возможности с помощью органов  местного самоуправления и должностных  лиц, но ведь они действуют в данном случае не самостоятельно, а представляют его. При этом законодатель во всех редакциях Федерального закона “Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации” устанавливает, что выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования, хотя согласно гражданскому законодательству они не отвечают всем признакам юридического лица: при осуществлении своих  властных полномочий они не несут  самостоятельную гражданско-правовую ответственность – в соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса РФ24 вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны муниципального образования. То есть по нашему законодательству органы местного самоуправления “де-факто” являются “неполноценными” юридическими лицами, только когда это касается их материально-финансового обеспечения, но не реализации полномочий.

Исходя из всех вышеперечисленного, можно сделать вывод, что понятийный аппарат российского муниципального права страдает противоречивостью, и наука муниципального права, и  российский законодатель находятся  в начале пути осмысления сущности муниципального образования.

Необходимо также отметить, что же относится к компетенции  местного самоуправления, муниципальных  образований. По этому вопросу существует несколько точек зрения. Согласно одной из них компетенция местного самоуправления складывается естественным образом в соответствии с тем кругом задач, которые необходимо решать местной власти для обеспечения жизнедеятельности в муниципальном образовании. Другая точка зрения состоит в том, что местное самоуправление наделяется строго очередной компетенцией органами государственной власти. Многие сторонники обоих направлений считают, что существует некоторый универсальный перечень направлений деятельности, присущий всем органам местного самоуправления во всех странах. И не важно, принят ли определенный круг задач местным самоуправлением на себя добровольно, или же эти задачи выполняются органами местного самоуправления по указанию государственной власти.

Действительно, некоторый  общий круг задач, решаемых местным  самоуправлением вне зависимости  от различных факторов, существует. Но имеются и вполне определенные отличия в сферах деятельности местного самоуправления. Общая тенденция  последнего времени такова, что в  большинстве развитых стран идут взаимодополняющие процессы централизации  и децентрализации. В результате этого местному самоуправлению, с  одной стороны, предоставляются  широкие свободы, а с другой —  государство возлагает на местное  самоуправление и определенный круг обязанностей.

Наиболее подробно и систематизировано  вопросы, которые обычно относятся  к предметам ведения местного самоуправления, применительно к  городскому самоуправлению перечислены  Л.А.Велиховым в его работе «Основы  городского хозяйства». В кратком  изложении они могут быть сформулированы следующим образом:

1. Основное благоустройство  (производство энергии для коммунальных  нужд, территория и земельное  хозяйство, планировка и перепланировка  территории, строительство общественных  и частных зданий, озеленение, создание  и эксплуатация жилищного фонда).

2. Благоустройство в узком  смысле слова (внутригородские  пути сообщения, городской транспорт  и связь, уличное движение, уличное  освещение, отопление муниципальных  зданий).

3. Благоустройство в широком  смысле слова (водоснабжение,  очистка, санитарные мероприятия,  медицинская помощь, эпидемиологическая  безопасность, похоронные услуги, организация  питания, социальная помощь, местная  торгово-промышленная политика, ценовая  политика, общественное призрение,  юридическая помощь, мировое судейство,  пожарная и общественная безопасность, дошкольное воспитание и народное  образование, развитие культуры, охрана нравственности).

Несмотря на то, что этот перечень вопросов был изложен в 20-е годы, он остается актуальным и  в настоящее время.

Федеральный закон 2003 года N 131-ФЗ предусматривает кардинальное изменение принципов территориальной  организации местного самоуправления. Все муниципальные образования (за исключением городов федерального значения) разделяются в правовом отношении на 3 типа: поселение (городское или сельское), муниципальный район, городской округ. При этом важно отделять понятие "поселение" как самоуправляемая территория от понятия "населенный пункт". Поселение может состоять и из одного, и из нескольких населенных пунктов. Кроме того, введено новое понятие - "межселенная территория". Система муниципальных образований на территории субъекта РФ (см. Приложение В).

Поселение - это сельский, городской населенный пункт или  несколько населенных пунктов, объединенных общей территорией. В состав территории городского поселения могут входить  один город или поселок, а также  территории, предназначенные для  развития его инфраструктуры в соответствии с генеральным планом. На этих территориях  могут находиться поселки и сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями.

В состав территории сельского  поселения могут входить, как  правило, один сельский населенный пункт  с численностью населения более 1000 человек (более 3000 человек для  территорий с высокой плотностью населения) и (или) объединенные общей  территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (менее 3000 для территорий с высокой  плотностью населения). Сельские населенные пункты с численностью населения  менее 1000 человек, как правило, не являются муниципальными образованиями и  входят в состав сельских поселений. В труднодоступных и удаленных  районах законами субъектов РФ могут  создаваться

сельские поселения с  численностью населения менее 1000 человек, а в особых случаях - даже менее 100 человек. Границы сельского поселения, состоящего из нескольких населенных пунктов, как правило, устанавливаются  с учетом пешеходной доступности  до административного центра поселения  и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав поселения (кроме малонаселенных и труднодоступных  территорий). Практически это требование во многих субъектах РФ выполнить  оказалось невозможным.

Муниципальный район - это  несколько поселений, объединенных общей территорией. В их числе  могут быть и городские, и сельские. Главное предназначение муниципального района - решение вопросов межпоселенческого  характера, требующих развитой инфраструктуры, а также выполнение отдельных  государственных полномочий. Границы  муниципального района определяются с  учетом транспортной доступности до административного центра района и  обратно в течение рабочего дня  для жителей всех поселений, входящих в состав муниципального района (кроме  малонаселенных и труднодоступных  территорий). Межселенная территория - это территория, не входящая в границы  поселений.

Здесь могут располагаться  удаленные один от другого населенные пункты с числом жителей менее 1000 человек. Все функции органов  местного самоуправления на межселенной территории исполняются муниципальным районом. Таким образом, в состав территории одного муниципального района в малонаселенном субъекте РФ (или части субъекта РФ) могут входить несколько поселений и межселенные территории.

Информация о работе Особенности функционирования фирмы в условиях муниципальных образований