Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:17, курсовая работа
Становление и развитие рыночных отношений в российской экономике породило коренную трансформацию форм и механизмов ее функционирования. В результате которой, фирма стала центральным субъектом экономики.
Фирма — основное организационно-экономическое звено любой рыночной экономики. Совокупность фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом. От того насколько эффективно работают фирмы, насколько устойчиво его финансовое состояние, зависит здоровье экономики и индустриальная мощь государства. А именно деятельность фирм оказывает значительное влияние на благосостояние общества в целом
Введение
3
1. Фирма как основной субъект рынка
5
1.1. Природа фирмы
5
1.2. Основные теории фирмы
8
1.3. Подходы к изучению теорий фирмы
14
2. Муниципальное образование как новый институт управления и контроля деятельностью предприятий
20
2.1. Сущность муниципального образования и муниципальная реформа в Российской Федерации.
20
2.2 Финансовые и имущественные права муниципальных образований как института власти
25
2.3. Юридическое закрепление видов деятельности муниципальных образований
33
3. Организационно правовые формы: теория, анализ, инструменты муниципального управления
38
3.1. Методы муниципального управления
38
3.2. Анализ организационно правовых форм предприятий с точки зрения возможности участия муниципальных образований
44
Заключение
55
Приложение A: принятие законов о создании государственных корпораций в 2007 году
56
Приложение Б: Система муниципальных образований на территории РФ
57
Приложение В: Система муниципальных образований на территории РФ
58
Список используемой литературы
1.2. Основные теории фирмы
Неоклассическая теория
Традиционно первой теорией
фирмы признается неоклассическая
теория, рассматриваемая как
Критика неоклассической теории фирмы основана на следующих моментах: она не предлагает понимания границ фирмы, т.е. того, что является, что не является фирмой, что обусловливает ее возникновение и структуру. По каждому из этих вопросов неоклассическая теория фирмы дает свой ответ. Границей между фирмой и домохозяйством, т.е. не-фирмой, является значение модели потребительского выбора: для домохозяйства эта модель является отражением условия максимизации полезности, а для фирмы она модифицируется, и линия бюджетного ограничения превращается в изокосту, а кривая безразличия – в изокванту, точка их касания и определяет оптимальное сочетание факторов производства, т.е. модель становится условием минимизации затрат, а не максимизации прибыли, поскольку полезность, выраженная в выпусках, – для фирмы промежуточное, а не результирующее значение.
Здесь прослеживается корреляция между классической марксовой моделью Т – Д – Т и объяснением границ фирмы в неоклассике. Формуле Т – Д – Т сопутствует другая формула Д –Т – Д’.5 Первая формула будет актуальна в отношении работника, а вторая – в отношении капиталиста. Работник максимизирует полезность, которую можно максимизировать только через блага, а капиталист (фирма) максимизирует прибыль, которая выражается в денежной форме. Суть разногласий в трактовках можно объяснить разными системами символов, которыми пользуются сторонники различных экономических взглядов, что очень важно, система символов обусловливает отношение к определенной проблеме, и разногласия состоят в акцентировании внимания на оценках экономических процессов. Если выйти из символической обусловленности, можно установить следующее соответствие: фирма – это капиталист, а домохозяйство – это наемный работник (см. Приложение 1).
Происходит соотношение
модели потребительского выбора с марксовой
формулой Д – Т, а модель максимизации
прибыли и предельной тягости
труда соотносится с частью формулы
Т –Д. Причиной возникновения фирмы
является причина технологическая,
которая определяет возможные способы
максимизации прибыли. Отталкиваясь от
представления о структуре
Доработка неоклассической
теории фирмы пошла в нескольких
направлениях. Во-первых, изначальная
посылка о стремлении к максимизации
собственной полезности была доведена
до абсолюта, и построена
Неоинституциональная теория фирмы
Существует несколько
неоинституциональных теорий, которые
являются дополняющими и уточняющими
друг друга, и их соединение в одну
теорию только увеличивает логичность
и стройность концепции фирмы. Неоклассическая
теория, будучи критикуемой и рассматриваемой
как чрезмерно абстрактная, в
последующих теориях
Неоинституциональные теории фирмы берут свое начало из исследования Р. Коуза6, здесь выделяются теория прав собственности, агентская, новая теория прав собственности и др. Здесь отличие состоит в аспектах, на которые обращается внимание, в подчеркиваемых нюансах. Но могут ли нюансы быть определяющими в исследовании такого значимого феномена? В теории прав собственности фирма рассматривается как пучок или пакет контрактов, связывающих участников друг с другом. Фирма воспринимается только как оболочка, внутри которой участники заняты максимизацией своей выгоды, фирма, следовательно, не является полноценным экономическим агентом, она юридическая фикция. Для объяснения необходимости фирмы как оболочки неоинституционалисты обращаются к глубинным особенностям эгоистического поведения человека: здесь в центре исследования находятся конфликт интересов и коллективное действие.7 Конфликт интересов является неоспоримым фактом социальной жизни. Можно без преувеличения сказать, что все устойчивые проявления социальной жизни (от отдельных действий до институтов общества) сохраняются в ней лишь постольку, поскольку им удается свести конфликт интересов участников к приемлемому уровню. Коллективная деятельность опирается на взаимную зависимость интересов участников.
Для понимания причин возникновения
зависимости интересов
Важным достижением
С использованием инструментария
этой теории достаточно логично объясняется
невозможность построения экономики
по принципу одного предприятия. Если
фирма возникает как способ экономии
на транзакционных издержках, то возникает
существенная экономия на издержках
до заключения сделки за счет механизма
иерархии: отсутствует необходимость
каждому работнику искать себе партнера,
оценивать качество обрабатываемых
им изделий, вести переговоры – все
эти функции выполняет
Менеджеральная теория
Параллельно в западной экономической теории развивалась менеджериальная теория. Роль предпринимателя в крупной корпорации выполняют профессиональные управляющие (менеджеры). Предпринимательские функции сводятся к маркетинговой и инновационной. Владение и управление разделяются, и существуют только три критерия, которые необходимо учитывать собственникам при определении успешности управления в фирме: прибыль, рентабельность, рост активов. Собственник заинтересован в прибыли, рентабельности, минимизации инвестиций и затрат для производства выпусков, однако интересы менеджера не настолько сконцентрированы в сфере прибыли: выдвигаются гипотезы о стремлении максимизировать доход, следовательно, долю рынка, максимизировать рост фирмы либо добиться оптимального сочетания роста и дохода.
Г.Йэрроу определяет основные
ограничители менеджерского произвола:
стремление акционеров максимизировать
богатство (через механизм биржи) и
возможность поглощения конкурентом,
что уменьшает уровень
Новая институциональная экономическая теория
Концепции фирмы, возникающие
в рамках новой институциональной
экономической теории, принимают
посылку об ограниченной рациональности
Г. Саймона. Ограниченная рациональность
оказывает существенное влияние
на принятие решений в фирме: основным
критерием принятия решения становится
сатисфакция или
В условиях кризиса этот механизм позволяет урезать выплаты, но сохранить коалицию, т.е. он является своеобразным способом быстрого поиска резервов (снижение зарплат, отказ от выплат дивидендов, некоторое увеличение цен, снижение цен закупа или задержки выплат поставщикам). Основным механизмом, позволяющим фирме выжить, является производство ренты, которая распределяется между членами коалиции. В условиях кризиса рентопроизводства в фирме рентосодержащая часть выплат выступает как резерв: ее изъятие или снижение обеспечивает положительное сальдо денежного потока фирмы в кризис.
Фирма ставит перед собой
пять целей: производство, продажи, рыночная
доля, запасы, прибыль. В фирме постоянно
происходит накопление опыта и формирование
стандартной процедуры принятия
решений – как следствия
Эволюционная теория фирмы
В эволюционной теории фирмы ключевым понятием становится рутина как строгий образец поведения – по сути, стандартная процедура. Эволюция связана с сохранением рутин и с их пересмотром в кризисных ситуациях. Эволюция происходит через два параллельных процесса поиска и отбора рутин, новые рутины вырастают в рамках действующих старых, таким образом, будущее фирмы и отрасли имеет зачатки уже в настоящем.12 Кризисы связаны с тем, что набор рутин, который использовался фирмой для достижения результатов, начинает вступать в конфликт с изменившейся средой. Наборы рутин представляют генотип организации.
Теория ресурсной базы
Очень близкой к практической
деятельности фирмы будет теория
ресурсной базы, некоторые ее авторы
отходят от позиций индивидуализма
и рассматривают фирму с
Информация о работе Особенности функционирования фирмы в условиях муниципальных образований