Особенности функционирования фирмы в условиях муниципальных образований

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Становление и развитие рыночных отношений в российской экономике породило коренную трансформацию форм и механизмов ее функционирования. В результате которой, фирма стала центральным субъектом экономики.
Фирма — основное организационно-экономическое звено любой рыночной экономики. Совокупность фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом. От того насколько эффективно работают фирмы, насколько устойчиво его финансовое состояние, зависит здоровье экономики и индустриальная мощь государства. А именно деятельность фирм оказывает значительное влияние на благосостояние общества в целом

Содержание

Введение
3
1. Фирма как основной субъект рынка
5
1.1. Природа фирмы
5
1.2. Основные теории фирмы
8
1.3. Подходы к изучению теорий фирмы
14
2. Муниципальное образование как новый институт управления и контроля деятельностью предприятий
20
2.1. Сущность муниципального образования и муниципальная реформа в Российской Федерации.
20
2.2 Финансовые и имущественные права муниципальных образований как института власти
25
2.3. Юридическое закрепление видов деятельности муниципальных образований
33
3. Организационно правовые формы: теория, анализ, инструменты муниципального управления
38
3.1. Методы муниципального управления
38
3.2. Анализ организационно правовых форм предприятий с точки зрения возможности участия муниципальных образований
44
Заключение
55
Приложение A: принятие законов о создании государственных корпораций в 2007 году
56
Приложение Б: Система муниципальных образований на территории РФ
57
Приложение В: Система муниципальных образований на территории РФ
58
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Kursovaya_rabota_OSOBENNOSTI_FUNKTsIONIROVANIYa_FI.docx

— 134.02 Кб (Скачать)

Городской округ - это городское  поселение, не входящее в состав муниципального района, хотя и расположенное в его границах. Населенный пункт, имеющий статус городского округа, может быть административным центром муниципального района. Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта РФ.

Каждый тип муниципального образования, согласно Федеральному закону 2003 года, наделяется своим перечнем вопросов местного значения. При этом городской округ решает вопросы  местного значения как поселения, так  и муниципального района. В свете  принятой типологизации муниципальных  образований Федеральный закон 2003 года не дает содержательного определения  термина и указывает, что муниципальное  образование - это городское или  сельское поселение, муниципальный  район, городской округ либо внутригородская  территория города федерального значения.

В результате проведенной  реформы территориальной организации  местного самоуправления в России с 1 января 2006 года функционирует около 24,4 тысячи муниципальных образований, что более чем вдвое превышает их количество в 2005 году. Количество муниципальных образований по типам и по субъектам РФ приведено в Приложении 2 и в дальнейшем может уточняться.

В соответствии с Федеральным  законом 2003 года внесены изменения  в Бюджетный и Налоговый кодексы  РФ. Предусмотрен переход с трехзвенной  на четырехзвенную бюджетную систему, с тем чтобы и поселения, и  муниципальные районы имели собственные, закрепленные за ними источники доходов. За городским округом закрепляются совокупные источники доходов поселения  и муниципального района.

 

2.2. Финансовые и имущественные права муниципальных образований как института власти

 

Основным предназначением  местного самоуправления является реализация общих интересов жителей в  пределах компактной локальной территории, как правило, в поселении. Соблюдение общих интересов, урегулирование к  общей пользе отношений между  различными субъектами возможно при  условии обязательности исполнения решений муниципальных органов. Из этого следует, что местное  самоуправление должно обладать правом власти, то есть правом принятия обязательных для исполнения всеми субъектами на территории муниципального образования решений, нормативно-правовых актов, имеющих юридическую силу.

 

Финансово-экономические  права муниципальных образований.

Для выполнения своих задач  муниципальные образования должны обладать достаточными ресурсами как  финансовыми, так и материальными, а также иметь право самостоятельного управления и распоряжения этими ресурсами. Одним из важнейших в отношении собственных ресурсов прав является право на самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местного бюджета. При формировании местного бюджета в качестве минимально необходимых исходных данных должны быть известны источники его доходов и обязательные расходы. Формирование бюджета — процесс кратко-, средне- и долгосрочного планирования доходов и расходов, что невозможно без закрепленных на долговременной основе доходных источников местных бюджетов. Поэтому муниципальные образования должны иметь право на такие источники, то есть государство должно иметь обязанность передать эти источники муниципальным образованиям. Тут же возникает вопрос о том, какой минимум поступлений должны обеспечить закрепляемые за местным бюджетом доходные источники. Этот вопрос связан с гарантируемым государством уровнем оказания гражданам социально-коммунальных услуг и должен быть решен таким образом, чтобы передаваемые местному бюджету доходные источники обеспечивали поддержание этого уровня.

Таким образом, муниципальные образования имеют право на наличие собственных доходных источников, обеспечивающих социальный стандарт (уровень качества жизни в муниципальном образовании), установленный государством.

Местное самоуправление является одним из уровней власти, имеющих  собственные полномочия; в то же время довольно часто целесообразно  исполнение отдельных государственных  полномочий на местном уровне. Эти  полномочия могут исполняться и  специально создаваемыми местными органами государственного управления, но во многих случаях могут быть переданы органам  местного самоуправления. Исполнение отдельных государственных полномочий связано с использованием материально-финансовых ресурсов, и государство, возлагая на муниципальные образования исполнение своих полномочий, одновременно должно передать и достаточные финансовые ресурсы. В связи с этим у муниципальных  образований возникает право  на получение дополнительных финансовых ресурсов для исполнения отдельных  государственных полномочий, либо право  исполнять эти полномочия только в том объеме, который обеспечен  переданными финансовыми ресурсами.

Решения органов государственной  власти могут повлечь за собой  дополнительные расходы местных  бюджетов либо недополучение ими  доходов. Учитывая самостоятельность  муниципального бюджетного процесса, органы государственной власти должны предоставить муниципальным образованиям право на получение компенсации  финансовых потерь за счет средств  органов, принявших решение, а также  как и в случае с передачей отдельных государственных полномочий — право на исполнение решений в пределах переданных в качестве компенсации средств.

Местный бюджет является не только формой финансового планирования, но и средством проведения определенной муниципальной политики. В качестве регуляторов при этом используются местные налоги и сборы. Самостоятельная  финансовая и социальная политика предполагает наличие у муниципальных образований  права на самостоятельное установление местных налогов, сборов и льгот  по их уплате.

Одним из важнейших экономических  факторов, непосредственно связанных  с территорией муниципального образования, являются природные ресурсы. На их сохранение, использование воспроизводство  муниципальные образования могут  оказывать прямое влияние. В то же время они являются объектом собственности, который с наибольшей очевидностью может быть отнесен к муниципальной  собственности, что подразумевает  право муниципальных образований  на получение платы от пользователей  природными ресурсами.

Часть местных сборов устанавливается  с целью финансирования вполне определенных мероприятий и программ, на эти  же цели выделяется и доля бюджетного финансирования. В этом случае принципиально  важным становится гарантированное  расходование собранных средств  по целевому назначению. С учетом этого, а также необходимости более  эффективного управления целевыми финансовыми  ресурсами и возможности привлечения  средств других лиц под конкретные проекты и программы, существует необходимость права муниципальных  образований на создание целевых  внебюджетных фондов.

Обладая самостоятельными финансовыми  ресурсами, муниципальные образования  могут заметно повысить эффективность  управления своими финансами, в том  числе получить возможность их приращения, если будут обладать правом равноправной деятельности на рынке финансов. Это  право в свою очередь обеспечивается рядом других прав: правом на выпуск займов и лотерей, правом на предоставление и получение кредитов, правом на создание финансово-кредитных учреждений.

И, наконец, о реальной самостоятельности  в финансово-бюджетных вопросах можно говорить в том случае, когда  доходы от закрепленных источников зачисляются  непосредственно в местный бюджет, то есть имеется право на муниципальную  казну (соответственно — на муниципальное  казначейство).

Местный бюджет является составной  частью муниципальной собственности  и в отношении других объектов собственности справедливо и  все сказанное выше о правах муниципальных  образований в бюджетной сфере. Муниципальные образования в  отношении объектов муниципальной  собственности должны наделяться всеми  правами наравне с другими  собственниками при существовании, быть может, небольшого круга ограничений, связанных с их правовым статусом как уровня власти. Так, необходимо учитывать, что, принимая нормативно-правовые акты, органы местного самоуправления имеют возможность создавать льготные условия для деятельности своих предприятий в ущерб другим хозяйствующим субъектам. Кроме того, осуществляя финансово-хозяйственную деятельность в условиях свободного рынка, муниципальные образования рискуют бюджетными средствами и объектами собственности, основное предназначение которых — обеспечение жизнедеятельности, удовлетворение насущных интересов жителей.

В целом в сфере муниципальной  собственности муниципальные образования  должны обладать правами самостоятельного владения, пользования, распоряжения и  управления собственностью, создания предприятий, учреждений и организаций, решения вопросов их реорганизации  и ликвидации, определения целей, условий и порядка деятельности муниципальных предприятий, учреждений и организаций, регулирования цен  на их продукцию и услуги, назначения и увольнения руководителей этих предприятий, учреждений и организаций, контроля за их деятельностью.

В части распоряжения муниципальной  собственностью муниципальным образованиям, как и любому другому собственнику, должны предоставляться права создания, приобретения и отчуждения объектов собственности, в том числе право  установления порядка и условий  приватизации муниципальной собственности.

В ряде случаев из соображений  экономической целесообразности и  большей эффективности имеет  смысл выполнять работы по благоустройству  территории, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту  объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг  населению и т.п. не силами муниципальных  предприятий, учреждений и организаций, а привлекать для этого специализированные организации других форм собственности. Следовательно, муниципальные образования  должны обладать правом на размещение муниципального заказа с использованием собственных материальных и финансовых средств.

Развитие международного разделения труда привело к необходимости  выхода муниципальных образований  на внешние рынки и влечет наличие  права муниципальных образований  на осуществление внешнеэкономической  деятельности.

Одной из главных задач, стоящих  перед муниципальными образованиями, является комплексное социально-экономическое  развитие территории. Совершенно очевидно, что только за счет собственных ресурсов муниципальные образования не в  состоянии обеспечить полноценное  развитие территории, даже ставить  такую задачу нет необходимости. Важно, чтобы муниципальные образования  имели возможность привлекать к  решению задачи комплексного социально-экономического развития субъектов хозяйственной  деятельности всех форм собственности, то есть обладали бы правом координации  участия предприятий, учреждений и  организации в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования.

 

Определение прав на имущество муниципальных  образований. (проблемы)

Для каждого типа муниципального образования – городского округа, муниципального района или поселения  федеральный законодатель установил  свое ведение (функции, зону ответственности) в виде перечня вопросов местного значения. Концептуальными положениями  муниципальной реформы является установление фактически закрытого (исчерпывающего) перечня видов имущества, которое  может находиться (а может и  не находиться?) в муниципальной  собственности. Это означает, что  виды имущества, находящегося в собственности  любого муниципального образования, должны строго соответствовать ведению  муниципалитета данного типа. Имущество, не предназначенное для решения  вопросов местного значения, считается  излишним и подлежит передаче другому  публичному собственнику, перепрофилированию или приватизации.

Действующая редакция статьи 50 Федерального закона № 131 ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 131) допускает иметь  в собственности муниципальных  образований:

1) имущество, предназначенное  для решения установленных ФЗ  № 131 вопросов местного значения  и перечисленное в частях 2–4  статьи 50;

2) имущество, предназначенное  для осуществления отдельных  государственных полномочий, переданных  органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными  законами и законами субъектов  Российской Федерации;

3) имущество, предназначенное  для обеспечения деятельности  органов местного самоуправления  и должностных лиц местного  самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий  и учреждений в соответствии  с нормативными правовыми актами  представительного органа муниципального  образования;

4) объекты культурного  наследия (памятники истории и  культуры) независимо от категории  их историко-культурного значения  в случае, если такие объекты  необходимы для осуществления  полномочий органов местного  самоуправления, а также в иных  случаях, установленных федеральным  законом;

5) имущество, необходимое  для осуществления полномочий, право  осуществления которых предоставлено  органам местного самоуправления  федеральными законами.25

Необходимо отметить что  закрытый перечень появился в ходе муниципальной реформы, когда в  декабре 2004 года федеральный законодатель в статье «Вопросы местного значения»  ввел новые полномочия для муниципальных  образований всех типов (статьи 14–16 ФЗ № 131), не расширив перечень имущества  для решения этих вопросов, то есть, не дополнив статью 50 ФЗ №131. Спустя год  этот пробел был восполнен, однако не полностью. Поправками в ФЗ № 131, введенными Федеральным законом от 31 декабря 2005 года № 199 ФЗ, поселениям, муниципальным  районам и городским округам  дано право иметь имущество библиотек, имущество для развития физической культуры и массового спорта, для  организации защиты населения и  территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другое имущество для решения  введенных дополнительно вопросов. При этом снова было упущено, которое  может потребоваться муниципалитетам  для таких вновь введенных  полномочий местного значения, как  развитие сельскохозяйственного производства, малого предпринимательства (например, бизнес инкубаторы, бизнес центры), организация  работы с детьми и молодежью (соответствующие  здания, строения, помещения) и другие.

Информация о работе Особенности функционирования фирмы в условиях муниципальных образований