Организация расчетного и кассового обслуживания клиентуры, направления совершенствования

Автор: m*******@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 22:42, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы: изучение экономической литературы и на основе анализа организации рассчетно-кассового обслуживания клиентов в Волгодонском отделении Сберегательного банка N7931 разработать предложения по его совершенствованию.

Содержание

Введение
Глава 1. Организация расчетного и кассового обслуживания клиентуры
1. 1. Открытие, ведение, закрытие банковских счетов
1. 2. Организация безналичных расчетов
1. 3. Организация кассового обслуживания клиентуры банка
1. 4. Порядок совершения кассовых операций с наличными деньгами
1. 5. Контроль банка за соблюдением кассовой дисциплины клиентов
Глава 2. Анализ расчетного и кассового обслуживания клиентуры на примере Волгодонского отделения Сберегательного банка N7931
2. 1. Общая характеристика Волгодонского Сберегательного банка N7931
2. 2. Организация работы операционного отдела с юридическими лицами в Волгодонском отделении Сберегательного банка N7931
2. 3. Анализ расчетных операций в Волгодонском отделении Сберегательного банка N7931
2. 3а. Анализ остатков денежных средств на счетах клиентов
2. 3б. Анализ форм безналичных расчетов
2. 4. Анализ кассовых операций в Волгодонском отделении Сберегательного банка N7931
Глава 3. Направления совершенствования расчетного и кассового обслуживания клиентуры
3. 1. Применение электронных технологий в обслуживании клиентуры
3. 2. Внедрение электронного бэнкинга
3. 3. Развитие международной системы SWIFT
3. 4. Использование безналичных расчетов физическими лицами
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 460.82 Кб (Скачать)

   Расчетные документы могут оформляться  как в виде документа на бумажном носителе, так и в электронном  виде с использованием аналогов собственноручной подписи в порядке, установленном  законодательством, нормативными актами Банка России и договором банковского  счета между банком и физическим лицом.

   Физическое  лицо может предоставить банку право  на составление расчетного документа  от его имени. Это условие должно содержаться в договоре банковского  счета. В этом случае банк заполняет  расчетный документ от имени клиента  на основании заявления клиента, в котором содержатся все необходимые  для перечисления денежных средств  реквизиты. При этом заполняемый  банком расчетный документ оформляется  подписями должностных лиц банка, имеющих право подписи расчетных  документов, и оттиском печати банка. Указанное заявление и расчетный  документ помещаются в документы  дня в качестве основания списания средств со счета клиента.

   Без открытия банковского счета физические лица могут осуществлять операции по переводам, не связанным с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в пользу юридических и физических лиц. Порядок и условия осуществления  операций по переводу денежных средств  по поручению физических лиц, без  открытия банковского счета, доводятся  банком до сведения физических лиц  в доступной для ознакомления форме. При этом информация размещается в местах обслуживания клиентов, включая внутренние структурные подразделения банка. Порядок и условия считаются принятыми при подписании физическим лицом документа на перечисление денежных средств. Форма документа, предназначенного для заполнения физическими лицами при перечислении денежных средств без открытия банковского счета, устанавливается банками или получателями средств, в адрес которых направляются платежи.

   В этом документе или в договоре банка с получателем средств  должны быть предусмотрены все необходимые  для перечисления денежных средств  реквизиты, на основании которых  банками заполняется платежное  поручение на бланке формы N0401060.

 
 
Заключение

   В условиях конкурентной борьбы на рынке  банковских услуг Волгодонское отделение  Сберегательного банка N7931 стремится  к тому, чтобы привлекать все больше клиентов, в том числе и корпоративных. При этом расчетно-кассовое обслуживание должно быть высокого качества, выполняться  своевременно, экономично и надежно. Важнейшее направление работы банка - осуществление расчетного и кассового  обслуживания клиентуры. Организация  расчетно-кассового обслуживания является "визитной карточкой" любого банка. Этому вопросу посвящена данная дипломная работа.

   В первой главе рассмотрены вопросы  организации расчетного и кассового  обслуживания клиентуры, такие как: открытие, ведение и закрытие банковских счетов, организация безналичных  расчетов, порядок совершения кассовых операций, контроль банка за соблюдением  кассовой дисциплины.

   Во  второй главе дипломной работы проведен анализ расчетных и кассовых операций Волгодонского отделения Сберегательного  банка N7931 по данным за 2002 и 2003 годы.

   На  основе статистических данных проведен анализ динамики движения денежных средств  на расчетных, текущих, депозитных счетах, как в валюте Российской Федерации, так и иностранной валюте. Проведен анализ остатков денежных средств на счетах юридических лиц. Рассмотрены  формы безналичных расчетов.

   Анализируя  динамику движения денежных средств  на расчетных, текущих счетах по отраслям в 2002-2003гг. можно сделать вывод  о развитии почти всех отраслей экономики. Такое развитие сопровождалось увеличением  числа клиентов, их среднедневных  остатков и кредитовых оборотов. Так, например, в 2003 году число клиентов в целом возросло на 176 или на 5,5%, по сравнению с 2002 годом. Рост числа  клиентов наблюдался в строительстве (на 33,78%), в сфере услуг (на 45,45%), на 15,62% увеличилось число клиентов в здравоохранении. В других отраслях численность клиентов осталось неизменной. Динамика изменения числа клиентов в 2002-2003гг. приведена в приложении 1. Данные свидетельствуют о возникновении  новых предприятий в строительстве, в сфере услуг и здравоохранении, а также о привлечении в  банк новых клиентов.

   В результате анализа среднедневных  остатков на счетах клиентов было установлено, что все отрасли развивались  стабильно, об этом свидетельствует  рост среднедневных остатков. Так  в промышленности он составил 16,33% (12619 тыс. руб.), в строительстве 11,25% (1616 тыс. руб.), в сельском хозяйстве на 12,18% (1312 тыс. руб.). Сведения о динамике изменения среднедневных остатков приводятся в таблице 2. Вместе с тем изменился удельный вес среднедневных остатков. Так удельный вес промышленности возрос на 1,27%, сферы услуг – на 0,2%, предпринимательства – на 0,27%, образования – на 0,04%, а удельный вес других отраслей в структуре среднедневных остатков снизился с 0,53% до 0,03%. Из этого следует, что более динамично развивались промышленность, сфера услуг и предпринимательство.

   При анализе расчетных операций важнейшим  показателем является кредитовый оборот. За анализируемый период он, в целом, увеличился на 13%, в частности: в промышленности на 18,31% (969903 тыс. руб.), в связи на 21,38% (84490 тыс. руб.), в торговли на 16% (252940 тыс. руб.), а также в прочих отраслях на 2,61% (60408 тыс. руб.), а в сфере  предпринимательства на 23,01% (124052 тыс. руб.). Такой рост позволяет считать, что рынок предпринимательской  деятельности не насыщен и развивается  не только количественно, но качественно. Вселяет оптимизм динамичное развитие предприятий промышленности, торговли и общественного питания. Положительная  динамика в структуре кредитовых оборотов наблюдалась в промышленности, в торговле и общественном питании, в связи, образовании, а также  у предпринимателей без образования  юридических лиц (таблица 4).

   Во  второй главе также приведен анализ движения средств на текущих счетах в иностранной валюте по отраслям за 2002-2003гг.. Данные приводятся в таблицах 6, 7, 8, 9 и проиллюстрированы на рисунках 15, 16, 17, 18. Нужно отметить, что в  абсолютном значении кредитовые обороты  в иностранной валюте увеличились  в промышленности на 9,83%, в торговле на 13,2%, в транспорте на 13%, в сельском хозяйстве на 13,27%. Однако в структуре  кредитовых оборотов удельный вес промышленности снизился на 0,27%, а на транспорте и  в общественном питании наблюдался небольшой рост.

   Что касается депозитных счетов, то число  клиентов в 2002-2003 годах не изменилось. В промышленности и торговле было и осталось по одному клиенту. Среднедневной  остаток на депозитных счетах в среднем  увеличился на 4 тыс. рублей или на 13,79%, а кредитовый оборот возрос на 38 тыс. рублей или на 14,50%.

   Депозитными счетами в иностранной валюте воспользовались только предприятия  транспорта. Количество клиентов осталось неизменным. Среднедневной остаток  увеличился на 17 тыс. долларов или 14,2%, а кредитовый оборот увеличился на 256 тыс. долларов или на 12,99%.

   В работе проведен анализ остатков денежных средств на счетах по группам клиентов. Так удельный вес группы клиентов с остатками свыше 20000 тыс. рублей составил 12,77%, от 5000 до 10000 тыс. рублей – 8,69%, от 1000 до 5000 тыс. рублей – 52,25%, от 200 до 1000 тыс. рублей – 20,26%, от 50 до 200 тыс. рублей 16,79%, от 1 до 50 тыс. рублей – 15,90%, менее 1 тыс. рублей – 0,07%.

   В 2003 году были получены комиссионные доходы от расчетно-кассового обслуживания, в размере 31 780 тыс. рублей, что составляет 115% по сравнению с предыдущим годом. Увеличение комиссионных доходов связано с расширением спектра предоставляемых услуг и увеличением клиентской базы.

   Расходы, а это проценты, выплаченные по кредитовым остаткам на счетах юридических  лиц, по сравнению с 2002 годом, в 2003 году возросли на 538 тыс. рублей (115%).

   При анализе расчетных операций был  рассчитан удельный вес каждой формы  безналичных расчетов в общем  итоге. Доля платежных поручений  в 2002 г. составила 77,64%, а в 2003 г. 77,85%, платежных  требований 15,02%, 15,04%, инкассовых поручений 7,04%, 7,10%, аккредитивов 0,3%, 0,01% соответственно (рисунок 32).

   По  предоставленным данным был проведен анализ кассовых операций, совершаемых  банком, и рассчитан лимит максимального  остатка кассы структурного подразделения  банка (операционных касс и т.д.). Расчет лимита максимального остатка денежных средств приведен в таблице 18. Рассчитанный лимит максимального остатка  денежной наличности составил 7660,18 тыс. рублей, а арифметическая сумма лимитов  всех внутренних структурных подразделений - 8470,50 тыс. рублей (111%), что соответствует  рекомендациям (т.е. не превышает 30%).

   Третья  глава дипломной работы посвящена  совершенствованию расчетного и  кассового обслуживания клиентуры, посредством внедрения современных  электронных технологий, таких как BiPrint, Клиент-Банк, Кэш-диспансер. Приведенные  технологии позволяют кардинально  сократить время ручного ввода  платежных документов, полностью  исключить ошибки, предложить клиентам пакет услуг, который способствует переводу большей части бумажного  документооборота в электронную  форму.

   Таким образом, подводя итоги можно  отметить, что:

  • Волгодонское отделение Сберегательного банка N7931 строит свою работу на основе Закона РФ "О банках и банковской деятельности", а также на основе других нормативно-правовых документов;
  • в ВОСБ N7931 ведется большая работа по поддержанию имиджа, что очень важно в условиях конкурентной борьбы;
  • строит свою работу таким образом, чтобы быть привлекательным для клиентов;
  • развивает свою сеть. Так в настоящее время функционирует 50 дополнительных офисов и операционных касс. Таким образом, банк стремится максимально приблизить свои услуги клиенту;
  • проводится большая работа по привлечению новых клиентов. ВОСБ N7931 пользуется доверием среди предприятий крупного, среднего и мелкого бизнеса, а также бюджетных организаций;
  • ВОСБ N7931 предоставляет разнообразные формы расчетно-кассового обслуживания;
  • ВОСБ N7931 постоянно отслеживает процессы, происходящие в экономике, проводит систематический анализ основных показателей расчетно-кассового обслуживания и кредитно-денежного оборота, и на основании этого принимает стратегические задачи своего развития на будущие периоды.

   Вместе  с тем в ВОСБ N7931 очень много  рутинной работы с документами на бумажных носителях, поэтому необходимо:

  • как можно быстрее и как можно в более полном объеме внедрять современные электронные технологии, чтобы упростить работу с платежными документами;
  • вытеснять из оборота наличные деньги и внедрять систему расчетов с использованием пластиковых карт;
  • более широко использовать систему мобильного банка;
  • сокращать время прохождения платежей;
  • привлекать клиентов, которые бы открывали депозитные счета в иностранной валюте;
  • работать по расписанию наиболее удобному, для клиентов (в том числе и в выходные дни).

 
 
Список  использованной литературы

   1. Гражданский кодекс РФ.

   2. Закон РФ "О банках и банковской деятельности" N395-1 от 02.121990г. (в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N86-ФЗ).

   3. Закон РФ "О Центральном банке Российской Федерации" N86-ФЗ от 10.07.2002г. (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N5-ФЗ).

   4. Положение ЦБ РФ "О безналичных расчетах в Российской Федерации" N2-П от 03.10.2002г.

   5. Положение ЦБ РФ "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" N14-П от 05.01.1998г. (в ред. Указаний ЦБ РФ от 31.10.2002 N1201-У).

   6. Положение ЦБ РФ "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в РФ" N222-П от 01.04.2003г.

   7. Банки и банковское дело. / Под ред. Балабанова И.Т. - СПб.: Питер, 2003., c. 256.

   8. Банковское дело: Учебник. / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Коробовой Г.Г. - М.: Юристъ, 2002, c. 751.

   9. Банковское дело: Учебник. / Под ред. Жарковской Е.П. - Омега-Л; Высш. шк., 2003, c. 440.

   10. Банковское дело /Под ред. Белоглазовой Г.Н. и Кроливецкой Л.П. - СПб.: Питер, 2002, c. 384.

   11. Основы банковской деятельности (Банковское дело) /Под ред. Тагирбекова К.Р. -М.: Издательский дом "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир", 2003, c. 720.

   12. Основы банковского дела в Российской Федерации: Учеб. пособие /Под ред. Семенюта О.Г. - Ростов н /Д: Феникс, 2001, c. 448.

   13. Букато В.И., Головин Ю.В., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России. -2-е изд. перераб. и доп. /Под ред. М.Х. Лапидуса. -М.:Финансы и статистика, 2002, c. 368.

   14. Масленченков Ю.С., Тавасиев А.М., Эриашвили Н.Д. Расчетные и кассовые услуги банка. Учеб. Пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Элит - 2000, 2001, c. 282.

   15. Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: Учебник для вузов. - М.: Логос, 2003, c. 344.

   16. Мероприятия Банка России по совершенствованию платежной системы в 2004 году // Деньги и кредит. N12, 2003.

   17. Мероприятия Банка России по совершенствованию платежной системы в 2003 году // Деньги и кредит. N12, 2002.

   18. Автоматизированные системы ввода платежных документов // Банковское дело. N10, 2003.

Информация о работе Организация расчетного и кассового обслуживания клиентуры, направления совершенствования