Автор: m*******@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 22:42, дипломная работа
Цель данной дипломной работы: изучение экономической литературы и на основе анализа организации рассчетно-кассового обслуживания клиентов в Волгодонском отделении Сберегательного банка N7931 разработать предложения по его совершенствованию.
Введение
Глава 1. Организация расчетного и кассового обслуживания клиентуры
1. 1. Открытие, ведение, закрытие банковских счетов
1. 2. Организация безналичных расчетов
1. 3. Организация кассового обслуживания клиентуры банка
1. 4. Порядок совершения кассовых операций с наличными деньгами
1. 5. Контроль банка за соблюдением кассовой дисциплины клиентов
Глава 2. Анализ расчетного и кассового обслуживания клиентуры на примере Волгодонского отделения Сберегательного банка N7931
2. 1. Общая характеристика Волгодонского Сберегательного банка N7931
2. 2. Организация работы операционного отдела с юридическими лицами в Волгодонском отделении Сберегательного банка N7931
2. 3. Анализ расчетных операций в Волгодонском отделении Сберегательного банка N7931
2. 3а. Анализ остатков денежных средств на счетах клиентов
2. 3б. Анализ форм безналичных расчетов
2. 4. Анализ кассовых операций в Волгодонском отделении Сберегательного банка N7931
Глава 3. Направления совершенствования расчетного и кассового обслуживания клиентуры
3. 1. Применение электронных технологий в обслуживании клиентуры
3. 2. Внедрение электронного бэнкинга
3. 3. Развитие международной системы SWIFT
3. 4. Использование безналичных расчетов физическими лицами
Заключение
Список использованной литературы
Расчетные документы могут оформляться как в виде документа на бумажном носителе, так и в электронном виде с использованием аналогов собственноручной подписи в порядке, установленном законодательством, нормативными актами Банка России и договором банковского счета между банком и физическим лицом.
Физическое
лицо может предоставить банку право
на составление расчетного документа
от его имени. Это условие должно
содержаться в договоре банковского
счета. В этом случае банк заполняет
расчетный документ от имени клиента
на основании заявления клиента,
в котором содержатся все необходимые
для перечисления денежных средств
реквизиты. При этом заполняемый
банком расчетный документ оформляется
подписями должностных лиц
Без
открытия банковского счета физические
лица могут осуществлять операции по
переводам, не связанным с осуществлением
ими предпринимательской
В этом документе или в договоре банка с получателем средств должны быть предусмотрены все необходимые для перечисления денежных средств реквизиты, на основании которых банками заполняется платежное поручение на бланке формы N0401060.
Заключение
В
условиях конкурентной борьбы на рынке
банковских услуг Волгодонское отделение
Сберегательного банка N7931 стремится
к тому, чтобы привлекать все больше
клиентов, в том числе и корпоративных.
При этом расчетно-кассовое обслуживание
должно быть высокого качества, выполняться
своевременно, экономично и надежно.
Важнейшее направление работы банка
- осуществление расчетного и кассового
обслуживания клиентуры. Организация
расчетно-кассового
В первой главе рассмотрены вопросы организации расчетного и кассового обслуживания клиентуры, такие как: открытие, ведение и закрытие банковских счетов, организация безналичных расчетов, порядок совершения кассовых операций, контроль банка за соблюдением кассовой дисциплины.
Во
второй главе дипломной работы проведен
анализ расчетных и кассовых операций
Волгодонского отделения
На основе статистических данных проведен анализ динамики движения денежных средств на расчетных, текущих, депозитных счетах, как в валюте Российской Федерации, так и иностранной валюте. Проведен анализ остатков денежных средств на счетах юридических лиц. Рассмотрены формы безналичных расчетов.
Анализируя
динамику движения денежных средств
на расчетных, текущих счетах по отраслям
в 2002-2003гг. можно сделать вывод
о развитии почти всех отраслей экономики.
Такое развитие сопровождалось увеличением
числа клиентов, их среднедневных
остатков и кредитовых оборотов. Так,
например, в 2003 году число клиентов
в целом возросло на 176 или на 5,5%,
по сравнению с 2002 годом. Рост числа
клиентов наблюдался в строительстве
(на 33,78%), в сфере услуг (на 45,45%), на
15,62% увеличилось число клиентов
в здравоохранении. В других отраслях
численность клиентов осталось неизменной.
Динамика изменения числа клиентов
в 2002-2003гг. приведена в приложении
1. Данные свидетельствуют о
В результате анализа среднедневных остатков на счетах клиентов было установлено, что все отрасли развивались стабильно, об этом свидетельствует рост среднедневных остатков. Так в промышленности он составил 16,33% (12619 тыс. руб.), в строительстве 11,25% (1616 тыс. руб.), в сельском хозяйстве на 12,18% (1312 тыс. руб.). Сведения о динамике изменения среднедневных остатков приводятся в таблице 2. Вместе с тем изменился удельный вес среднедневных остатков. Так удельный вес промышленности возрос на 1,27%, сферы услуг – на 0,2%, предпринимательства – на 0,27%, образования – на 0,04%, а удельный вес других отраслей в структуре среднедневных остатков снизился с 0,53% до 0,03%. Из этого следует, что более динамично развивались промышленность, сфера услуг и предпринимательство.
При анализе расчетных операций важнейшим показателем является кредитовый оборот. За анализируемый период он, в целом, увеличился на 13%, в частности: в промышленности на 18,31% (969903 тыс. руб.), в связи на 21,38% (84490 тыс. руб.), в торговли на 16% (252940 тыс. руб.), а также в прочих отраслях на 2,61% (60408 тыс. руб.), а в сфере предпринимательства на 23,01% (124052 тыс. руб.). Такой рост позволяет считать, что рынок предпринимательской деятельности не насыщен и развивается не только количественно, но качественно. Вселяет оптимизм динамичное развитие предприятий промышленности, торговли и общественного питания. Положительная динамика в структуре кредитовых оборотов наблюдалась в промышленности, в торговле и общественном питании, в связи, образовании, а также у предпринимателей без образования юридических лиц (таблица 4).
Во второй главе также приведен анализ движения средств на текущих счетах в иностранной валюте по отраслям за 2002-2003гг.. Данные приводятся в таблицах 6, 7, 8, 9 и проиллюстрированы на рисунках 15, 16, 17, 18. Нужно отметить, что в абсолютном значении кредитовые обороты в иностранной валюте увеличились в промышленности на 9,83%, в торговле на 13,2%, в транспорте на 13%, в сельском хозяйстве на 13,27%. Однако в структуре кредитовых оборотов удельный вес промышленности снизился на 0,27%, а на транспорте и в общественном питании наблюдался небольшой рост.
Что касается депозитных счетов, то число клиентов в 2002-2003 годах не изменилось. В промышленности и торговле было и осталось по одному клиенту. Среднедневной остаток на депозитных счетах в среднем увеличился на 4 тыс. рублей или на 13,79%, а кредитовый оборот возрос на 38 тыс. рублей или на 14,50%.
Депозитными счетами в иностранной валюте воспользовались только предприятия транспорта. Количество клиентов осталось неизменным. Среднедневной остаток увеличился на 17 тыс. долларов или 14,2%, а кредитовый оборот увеличился на 256 тыс. долларов или на 12,99%.
В работе проведен анализ остатков денежных средств на счетах по группам клиентов. Так удельный вес группы клиентов с остатками свыше 20000 тыс. рублей составил 12,77%, от 5000 до 10000 тыс. рублей – 8,69%, от 1000 до 5000 тыс. рублей – 52,25%, от 200 до 1000 тыс. рублей – 20,26%, от 50 до 200 тыс. рублей 16,79%, от 1 до 50 тыс. рублей – 15,90%, менее 1 тыс. рублей – 0,07%.
В
2003 году были получены комиссионные доходы
от расчетно-кассового
Расходы, а это проценты, выплаченные по кредитовым остаткам на счетах юридических лиц, по сравнению с 2002 годом, в 2003 году возросли на 538 тыс. рублей (115%).
При анализе расчетных операций был рассчитан удельный вес каждой формы безналичных расчетов в общем итоге. Доля платежных поручений в 2002 г. составила 77,64%, а в 2003 г. 77,85%, платежных требований 15,02%, 15,04%, инкассовых поручений 7,04%, 7,10%, аккредитивов 0,3%, 0,01% соответственно (рисунок 32).
По
предоставленным данным был проведен
анализ кассовых операций, совершаемых
банком, и рассчитан лимит
Третья
глава дипломной работы посвящена
совершенствованию расчетного и
кассового обслуживания клиентуры,
посредством внедрения
Таким образом, подводя итоги можно отметить, что:
Вместе с тем в ВОСБ N7931 очень много рутинной работы с документами на бумажных носителях, поэтому необходимо:
Список
использованной литературы
1. Гражданский кодекс РФ.
2. Закон РФ "О банках и банковской деятельности" N395-1 от 02.121990г. (в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N86-ФЗ).
3. Закон РФ "О Центральном банке Российской Федерации" N86-ФЗ от 10.07.2002г. (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N5-ФЗ).
4. Положение ЦБ РФ "О безналичных расчетах в Российской Федерации" N2-П от 03.10.2002г.
5. Положение ЦБ РФ "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" N14-П от 05.01.1998г. (в ред. Указаний ЦБ РФ от 31.10.2002 N1201-У).
6. Положение ЦБ РФ "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в РФ" N222-П от 01.04.2003г.
7. Банки и банковское дело. / Под ред. Балабанова И.Т. - СПб.: Питер, 2003., c. 256.
8. Банковское дело: Учебник. / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Коробовой Г.Г. - М.: Юристъ, 2002, c. 751.
9. Банковское дело: Учебник. / Под ред. Жарковской Е.П. - Омега-Л; Высш. шк., 2003, c. 440.
10. Банковское дело /Под ред. Белоглазовой Г.Н. и Кроливецкой Л.П. - СПб.: Питер, 2002, c. 384.
11. Основы банковской деятельности (Банковское дело) /Под ред. Тагирбекова К.Р. -М.: Издательский дом "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир", 2003, c. 720.
12. Основы банковского дела в Российской Федерации: Учеб. пособие /Под ред. Семенюта О.Г. - Ростов н /Д: Феникс, 2001, c. 448.
13. Букато В.И., Головин Ю.В., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России. -2-е изд. перераб. и доп. /Под ред. М.Х. Лапидуса. -М.:Финансы и статистика, 2002, c. 368.
14. Масленченков Ю.С., Тавасиев А.М., Эриашвили Н.Д. Расчетные и кассовые услуги банка. Учеб. Пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Элит - 2000, 2001, c. 282.
15. Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: Учебник для вузов. - М.: Логос, 2003, c. 344.
16. Мероприятия Банка России по совершенствованию платежной системы в 2004 году // Деньги и кредит. N12, 2003.
17. Мероприятия Банка России по совершенствованию платежной системы в 2003 году // Деньги и кредит. N12, 2002.
18. Автоматизированные системы ввода платежных документов // Банковское дело. N10, 2003.