Автор: m*******@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 22:42, дипломная работа
Цель данной дипломной работы: изучение экономической литературы и на основе анализа организации рассчетно-кассового обслуживания клиентов в Волгодонском отделении Сберегательного банка N7931 разработать предложения по его совершенствованию.
Введение
Глава 1. Организация расчетного и кассового обслуживания клиентуры
1. 1. Открытие, ведение, закрытие банковских счетов
1. 2. Организация безналичных расчетов
1. 3. Организация кассового обслуживания клиентуры банка
1. 4. Порядок совершения кассовых операций с наличными деньгами
1. 5. Контроль банка за соблюдением кассовой дисциплины клиентов
Глава 2. Анализ расчетного и кассового обслуживания клиентуры на примере Волгодонского отделения Сберегательного банка N7931
2. 1. Общая характеристика Волгодонского Сберегательного банка N7931
2. 2. Организация работы операционного отдела с юридическими лицами в Волгодонском отделении Сберегательного банка N7931
2. 3. Анализ расчетных операций в Волгодонском отделении Сберегательного банка N7931
2. 3а. Анализ остатков денежных средств на счетах клиентов
2. 3б. Анализ форм безналичных расчетов
2. 4. Анализ кассовых операций в Волгодонском отделении Сберегательного банка N7931
Глава 3. Направления совершенствования расчетного и кассового обслуживания клиентуры
3. 1. Применение электронных технологий в обслуживании клиентуры
3. 2. Внедрение электронного бэнкинга
3. 3. Развитие международной системы SWIFT
3. 4. Использование безналичных расчетов физическими лицами
Заключение
Список использованной литературы
В таблице 15 приводится изменение удельного веса количества клиентов по группам. На рисунках 25, 26, 27, 28 отражены эти изменения.
Из
рисунка 25 видно, что наиболее многочисленная
группа клиентов (1860 клиентов) имеет
среднедневной остаток в
Рисунок 26 иллюстрирует количество клиентов на 01.07. 02г. по группам.
На рисунке 26 показано изменение групп клиентов на 01.07. 02г. в сравнении с данными на 01.01. 02г. Так увеличилось количество клиентов (на 63 клиента) со среднедневными остатками от 1 до 50 тыс. рублей; на 5 клиентов – в группе от 200 до 1000 тыс. рублей; на 2 клиента – в группе от 5000 до 10000 тыс. рублей. В остальных группах количество клиентов уменьшилось. А вот клиентов, имеющих среднедневные остатки в размере от 50 до 200 тыс. рублей стало меньше на 23, от 200 до 1000 тыс. рублей – на 25, от 1000 до 5000 тыс. рублей – на 5, менее 1тыс. рублей – на 71. Количество клиентов с остатком свыше 20000 тыс. рублей осталось неизменным.
Рисунок 27 отражает группы клиентов по среднедневным остаткам на 01.01. 03г.
Сравнивая данные, приведенные в рисунке 27 можно сказать, что существенно увеличилась группа клиентов со среднедневными остатками менее 1тыс. рублей (на 989 клиентов). Вместе с тем на 985 уменьшилось число клиентов в группе от 1 до 50 тыс. рублей, от 200 до 1000 тыс. рублей - на 5, в группе от 1000 до 5000 тыс. рублей – на 3, от 5000 до 10000 тыс. рублей – на 1. Группа от 10000 до 20000 тыс. рублей пополнилась тремя клиентами. Неизменным осталось число клиентов в группе свыше 20000 тыс. рублей.
На
01.07. 03г. снова наблюдается
Как видно уменьшилось группа клиентов со среднедневными остатками до 1тыс. рублей с 1867 до 1422, от 5000 до 10000тыс. рублей – на 4 и от 10000 до 20000 тыс. рублей – на 3. В то же время значительно стало больше клиентов в группе от 1 до 50 тыс. рублей – на 405. Четырнадцатью клиентами пополнилась группа от 200 до 1000 тыс. рублей, на 9 клиентов увеличилась группа от 1000 до 5000 тыс. рублей.
В целом по сравнению с предыдущим периодом банк потерял 23 клиента.
Динамику изменения количества клиентов по группам, за исследуемые периоды, можно проследить на рисунке 29. Ряд 1 соответствует клиентам со среднедневными остатками меньше 1тыс рублей, второй ряд отвечает группе клиентов от 1 до 50 тыс. рублей, желтому цвету на рисунке (3 ряд) соответствует группа клиентов от 50 до 200 тыс. рублей, а ряд 4- от 200 до 1000 тыс. рублей.
На рисунке 30 показана динамика изменения количества клиентов по другим группам.
На рисунке 30 ряд 1 соответствует группе клиентов от 1000 до 5000 тыс. рублей, а ряд 2 –от 5000 до 10000 тыс. рублей.
На протяжении исследуемых периодов менялся удельный вес группы клиентов в общей сумме среднедневных остатков. В таблице 15 приводятся данные среднедневных остатков и удельного веса группы в общей сумме среднедневных остатков. На рисунке 31 графически отражен удельный вес среднедневных остатков по группам клиентов.
Из рисунка 31 видно, что структура среднедневных остатков менялась на протяжении каждого периода. Так на 01.01. 02г 21,91% среднедневного остатка было на счету клиентов, имеющих среднедневной остаток свыше 20000 тыс. рублей; 24%- у клиентов с остатками 200 до 1000 тыс. рублей; 18,28%, 15,12%, 11,39%- пришлось на группы от 5000 до 10000 тыс. рублей, от 1000 до 5000тыс. рублей, от 50 до 200тыс. рублей, соответственно. На 01.07. 02 формирование среднедневных остатков изменилось. На первое место в структуре среднедневных остатков вышла группа клиентов от 5000 до 10000 тыс. рублей – 27,94%, затем от 200 до 1000 тыс. рублей - 21,79%. 19,7% приходится на долю клиентов от 1000 до 5000 тыс. рублей, 15,88% - на долю клиентов со среднедневными остатками свыше 20000 тыс. рублей, 12,6% - на долю группы клиентов от 50 до 200 тыс. рублей. На 01.01. 03г. динамика формирования среднедневных остатков менялась незначительно, что видно из диаграммы. На 01.07. 03г. удельный вес группы клиентов со среднедневными остатками от 1000 до 5000 тыс. рублей возрос более чем в 3 раза и составил 52,25%, также наблюдался рост в группе от 200 до 1000 тыс. рублей с 18,42 до 20,26%. Резко возрос удельный вес клиентов от 1 до 50 тыс. рублей до 15,90%. Удельный вес группы клиентов от 50 до 200 тыс. рублей увеличился с 11,20 до 16,79%. Это привело к снижению удельного веса группы клиентов со среднедневными остатками свыше 20000 тыс. рублей с 18,04 до 12,77%.
Если сравнивать абсолютные значения среднедневных остатков, то на протяжении четырех периодов, в целом, они менялись незначительно. Но по отдельным группам отмечался существенный рост. Так в группе клиентов с 01.01. 03г. по 01.07. 03г. среднедневные остатки возросли на 37 824 тыс. рублей., что составило 576% или в 5,76 раза; в группе от 50 до 200 тыс. рублей – в 1,48 раза; в группе от 200 до 10000 тыс. рублей – в 1,08 раза; в группе от 1000 до 5000 тыс. рублей – в 1,5 раза. Значительно уменьшились среднедневные остатки в группе от 5000 до 10000 тыс. рублей – на 40,8%, свыше 20000 тыс. рублей – на 69,8%.
Таким образом, на 01.07. 03г. на первое место в формировании среднедневных остатков вышла группа клиентов от 1000 до 5000 тыс. рублей, затем от 200 до 10000 тыс. рублей, затем от 50 до 200 тыс. рублей и от 1 до 50 тыс. рублей. Доля клиентов со среднедневными остатками до 1 тыс. рублей на протяжении всех периодов соответствовала 0,06-0,08% от суммы среднедневных остатков.
При
составлении маркетинг - плана на
2003 год было определено, что потенциальными
клиентами Волгодонского
В таблице 16 приведены данные доходов и расходов от расчетного и кассового обслуживания в Волгодонском отделении Сберегательного банка N7931.
Таблица 16. Доходы и расходы от расчетно-кассового обслуживания юридических лиц.
|
За 2003 год рост комиссионных доходов, по сравнению с прошлым годом, составил 115% и достиг 31 780 тыс. рублей. Увеличение комиссионных доходов связано с расширением спектра предоставляемых услуг и увеличением клиентской базы.
Расходы, а это проценты, выплаченные по кредитовым остаткам на счетах юридических лиц, по сравнению с 2002 годом, в 2003 году возросли на 538 тыс. рублей (115%).
2.
3б. Анализ форм безналичных
расчетов
При анализе расчетных операций следует учитывать удельный вес каждой формы безналичных расчетов в общем итоге [15].
Структура
безналичных платежей в разрезе
применяемых форм расчетов характеризуется
преобладанием платежных
Такие платежные инструменты, как платежные требования, инкассовые поручения применялись в безналичных расчетах не столь широко, так например, в 2002 доля платежных требований составляла 15,02%, а в 2003г. - 15,04%; доля же инкассовых поручений в 2002г. составляла 7,04%, а в 2003г. – 7,10%.
Платежи с применением аккредитивов используются незначительно. Аккредитивная форма безналичных расчетов между хозяйствующими субъектами предполагает гарантирование банком плательщика оплаты поставляемых товаров или оказываемых услуг. Эта форма расчетов применяется тогда, когда поставщик не полностью уверен в оплате покупателем отгруженного товара и хочет заручиться гарантией банка. Так, например, доля аккредитива в 2002г. составила 0,3%, а в 2003г. -0,01%, т.е. произошло снижение на 0,29%.
Рост объема платежей вызван некоторым подъемом в ряде отраслей реального сектора экономики, повышением деловой активности предприятий, увеличением платежеспособности клиентов, и на этой основе – ростом поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды, увеличением финансирования организаций бюджетной сферы на выплату заработной платы, пенсий.
Структура форм безналичных расчетов за 2002-2003г. представленная на рисунке 32.
2. 4. Анализ кассовых операций в Волгодонском отделении Сберегательного банка N7931
Для определения объема, источников поступления наличных денег в кассу и направления их выдачи составляется прогноз кассовых оборотов на квартал.
При составлении расчета по прогнозу кассовых оборотов по операциям в Волгодонском отделении Сберегательного банка N7931 используются следующие показатели, определяемые следующим образом:
В Волгодонском отделении Сберегательного банка N7931 ежедневно составляется кассовый план на следующий рабочий день. Кассовый план кассового отдела приведен в таблице 17.
Таблица 17. Кассовый план отдела кассовых операций на 17 декабря 2003г. (тыс. руб.)(Составлена по отчетным данным ВОСБ N7931)
|