Организация кредитного процесса в коммерческом банке

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 18:58, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей дипломной работы является изучение подходов к анализу и оценке кредитного риска коммерческого банка, кредитоспособности его клиентов, в том числе на примере деятельности коммерческого банка ОАО РОССЕЛЬХОЗБАНК, и на этой основе – выработка рекомендаций по совершенствованию этого процесса. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
дать определение кредитного риска банка и кредитоспособности заемщиков;
определить информационную базу анализа;
проанализировать кредитную политику ОАО РОССЕЛЬХОЗБАНК;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1 Теоретические Основы ОРГАНИЗАЦИИ кредитной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ коммерческого банка……………………………………………………………
1.1 Организация кредитного процесса в коммерческом банке………….
1.2 Формирование кредитного портфеля коммерческого банка……….
1.2.1 Факторы, влияющие на формирование кредитного портфеля
1.2.2 Виды кредитов, предоставляемых коммерческими банками..
1.2.3 Методы кредитования и виды ссудных счетов……………….
1.3 Составляющие элементы процедуры кредитования…………………
1.3.1 Документы, необходимые для получения банковского кредита…………………………………………………………..
1.3.2 Принципы оценки кредитоспособности заемщика…………..
1.3.3 Формы кредитного обеспечения………………………………
1.3.4 Принципы составления кредитного договора ……………….
1.4 Выявление, анализ и решение ситуаций, связанных с проблемными кредитами……………………………………………..
1.5 Оценка качества кредитного портфеля коммерческого банка…….
1.5.1 Принципы оценки качества кредитного портфеля…………..
1.5.2 Управление кредитными рисками связанными с кредитными операциями банка……………………………….
Глава 2 Анализ кредитной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ коммерческого банка АФ ОАо «Россельхозбанк» В Г.АСТРАХАНИ ……………………
2.1 Кредитная политика АФ ОАО «РОССЕЛЬХОЗБАНК» в г.Астрахани…………………………………………………………….
2.2 Анализ динамики кредитных вложений ФКБ «Россельхозбанк» в г. Астрахани …………………………………………………………..
2.3 Анализ структуры кредитного портфеля ФКБ «Россельхозбанк» в г. Астрахани …………………………………………………………..
2.4 Анализ кредитного риска ФКБ «Россельхозбанк» в г. Астрахани..
2.5 Анализ погашения выданных кредитов ФКБ «Россельхозбанк» в г. Астрахани…………………………………………………………..
Глава 3 Совершенствование кредитной деятельности Астраханского филиала Россельхозбанка……………………………………….
Заключение…………………………………………………………………..
Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы……………………………..

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 136.41 Кб (Скачать)

Главное для банка  – разместить деньги так, чтобы они вернулись обратно, да еще с процентами. И, несмотря на то, что кредитный портфель банка вырос во много раз,  в то же время за анализируемый период возросла и сумма просроченной задолженности, и хотя ее доля в общей структуре кредитного портфеля не велика всего 0,3%, она все же есть.

Как правило, если клиент не может вернуть банку кредит, то по решению кредитного комитета банка создается рабочая группа, в которую входят сотрудники кредитного подразделения, юрисконсульт и сотрудник  службы безопасности банка. Кредитный  комитет банка на основе заключения рабочей группы принимает решение  о методе и форме взыскания  с заемщика причитающихся платежей по кредиту и о целесообразности возбуждения  судебного производства. И передавать дело в суд, чаще всего,  нецелесообразно, потому что расходы, связанные с ведением этого дела превышают   в некоторых случаях самой суммы задолженности, да и судебная тяжба длится довольно долго.

То есть, необходим  четкий внутренний порядок по работе с обнаружением и взысканием просроченной задолженности, в том числе предусмотреть  порядок списания ссуд на счет резервы  под возможные потери по ссудам без  подтверждающих процессуальных документов.

Как свидетельствует  практика,  одна из существенных проблем в банковском бизнесе – это уровень защиты прав кредиторов. Система удовлетворения их потребностей за счет обеспечения сегодня очень несовершенна.

Поэтому в целях  повышения эффективности про цедур возврата долгов,  по банковским кредитам и укрепления института залога как способа обеспече ния обязательств необходимо решить вопрос о вне сении изменений и дополнений в законодательство, направленных на защиту кредиторов. В целях дополнительного обеспечения прин ципа равенства сторон и зашиты прав кредиторов и вкладчиков (в том числе физических лиц) в право отношениях, возникающих при осуществлении банками операций по привлечению (размещению) денежных средств, нужно внести изменения и дополнения в Гражданский кодекс Российской Фе дерации, направленные на установление единого порядка начисления процентов по операциям бан ков, связанным с привлечением и размещением денежных средств.

Ключевыми элементами управления кредитными рисками в  банке являются:

кредитная политика;

организация кредитного процесса;

эффективное управление кредитным портфелем;

контроль.

Степень кредитного риска зависит от организации  кредитного процесса банком. Наличие инструктивных и методологических документов, регулирующих кредитные операции банка, разработка четкой процедуры рассмотрения и разрешения ссуды, определение требований к кредитной документации, создание системы эффективного контроля за обоснованностью выдачи ссуды и реальностью источников ее погашения, хорошая постановка аналитической работы в банке и высокий уровень информации о клиентах – все это в значительной мере уменьшает риск кредитных сделок банка.

Для избежания кредитного риска банк может воспользоваться следующей последовательностью действий:

изучение кредитным  работником или сотрудником заявки клиента;

определение соответствия заявки клиента возможностям банка;

анализ источников погашения данного кредита. При  данном анализе необходимо определить первичные и вторичные источники  погашения, вероятность погашения  кредита; исследовать сильные и  слабые стороны заемщика; проанализировать его финансовую отчетность, движение денежных средств, рынок, на котором  функционирует заемщик; оценить  классификацию руководства, информацию о нем; изучить цели получения  кредита.

Наблюдение за кредитом является одной из главных задач  сотрудников кредитного отдела, так  как грамотное управление кредитом может исправить «плохой» кредит на «хороший».

Надежность и  прибыльность кредитов определяется опытом и квалификацией кредитных работников.

Персонал, отвечающий за выдачу кредитов, должен обладать рядом  личных и профессиональных качеств для успешной работы. Данные сотрудники банка на основе личных бесед с клиентом, обратившимся в банк за кредитом, изучения необходимых материалов о финансовом положении фирмы, обследовании дел на месте и т.д. дают заключение о целесообразности выдачи кредита, формируют условия будущего кредитного договора. Они являются своего рода “ситом”, которое позволяет отсеять рискованные и нерентабельные проекты и отобрать наиболее перспективные сделки. Работники кредитных отделов банков должны обладать следующими характеристиками:

умение общаться с людьми;

быть решительными и дипломатичными;

быть внимательными  к деталям;

уметь рисковать, но помнить об ответственности за сохранность  капитала банка и доверенных ему  средств вкладчиков;

делать свою работу честно, банковское дело основано на доверии, и нечестный работник может нанести  большой вред и банку, и его  клиентам;

быть работоспособными, эффективно использовать время.

Если банк обнаружил  неблагополучный кредит, чреватый неплатежом, он должен действовать незамедлительно.

В такой ситуации с каждым заемщиком банк должен разбираться  индивидуально.

При необходимости  банк может ужесточить режим кредитования. Здесь возможно:

увеличение процентной ставки (такую возможность необходимо включить в кредитный договор);

прекращение выдачи кредита, если она выдана не полностью;

требование досрочного погашения кредита.

Однако наилучшим  выходом является обсуждение дел  с заемщиком и разработка программы  преодоления кризисной ситуации. Такой вариант более предпочтителен, чем объявление заемщика банкротом. Если удастся убедить клиента, что  положение можно исправить, банк может предложить продать активы, сократить персонал, снизить накладные  расходы, изменить маркетинговую стратегию, сменить руководство компании и  т.д.

Формами ответственности  за нарушение кредитного договора является неустойка и возмещение убытков. Поскольку законодательство не содержит норм, которые устанавливали бы неустойку  за указанные нарушения, то она носит  исключительно договорный характер. За нарушение сроков возврата полученного  кредита клиент, как правило, обязан уплатить банку повышенные проценты.

Проблемные кредиты  являются результатом финансового  или денежного кризиса заемщика. Однако существуют и злостные неплательщики, которые могут, но не желают погашать кредит. Кризис не может наступить  внезапно. Он развивается постепенно, и по мере его развития появляются различные признаки его наступления. Работники кредитного отдела должны уметь распознать и проанализировать первые признаки наступающего кризиса. Система раннего оповещения очень  сложно разрабатывается. Человеческий фактор является одной из самых сложных  помех (например, сотрудники кредитного отдела могут не оповещать о таких  признаках, боясь критики начальства по поводу выдачи кредита). Кроме того, состояние выявленных проблемных кредитов оказывается на много  хуже, чем предполагалось в момент выявления. Поэтому необходимо периодически осуществлять независимые объективные обзоры кредитных отделов, кредитов системами внутреннего и внешнего аудита. Иногда система внутреннего контроля является первичной системой выявления проблемных кредитов.

С целью страхования  кредитного риска следует увеличить  размер фонда страхования. Данная мера приведет к отвлечению денежных средств  в недоходные активы, однако это  позволит выполнить нормативные  требования и в случае невозврата кредита возместить часть убытков.

Эффективное управление кредитным риском во многом зависит  от качественной оценки кредитоспособности клиентов банка. Поэтому в качестве такой методики может быть предложена уникальная система рейтинговой  оценки кредитоспособности заемщика. Кредитный рейтинг заемщика используется в качестве индикатора вероятности  невыполнения им своих обязательств по кредитному соглашению.

При оценке рейтинга используются параметры, характеризующие  финансово-хозяйственную деятельность заемщика, объединенные в пять групп. Исходные данные определяются на основе данных экспертного заключения Управления кредитования банка, бухгалтерской  отчетности заемщика, сведений об оборотах на его счетах и сведений о наличии  обеспечения. Каждому исходному  данному присваивается соответствующий  балл, устанавливаемый экспертным или  расчетным путем.

По каждой группе и каждому показателю внутри группы устанавливаются веса значимости, которые  в дальнейшем используются при расчете  рейтинга. Рейтинг рассчитывается как  сумма произведений баллов и соответствующих  весов, как внутри каждой группы, так  и по группам. Полученное значение находится  в интервале между нулем и  единицей, то есть не требует нормировки и используется для определения  рейтинга заемщика по девятибалльной системе, для определения   класса кредитоспособности заемщика и для расчета риск-премии, входящей в состав вознаграждения.

Входные параметры  разделяются на качественные, которые  носят описательный характер, и количественные, которые могут быть подвержены точным расчетам.

Данная рейтинговая  система позволяет осуществлять управление кредитным портфелем.

Помимо данной рейтинговой  системы банк может практиковать внутреннюю вторичную проверку кредитоспособности заемщика, проверку документации клиента, внедрение управленческих информационных систем, отслеживающих качество кредитного и инвестиционного портфеля.

Существует ряд  вопросов, постановка которых в целом  по стране сможет помочь решению проблемы кредитных рисков.

В нашей стране отсутствует  пока отлаженная система сбора информации о кредитоспособности клиентов, а  также сведений о полученных и  не погашенных ими кредитах. Ведь если бы существовала такая система, многих проблем можно было бы избежать. Например, не нужно было бы собирать массу кредитной документации (справки, заявления, копии договоров и  т.д.) только для того, чтобы выяснить кредитную историю и кредитоспособность заемщика. Достаточно было бы просто найти информацию по данному клиенту в базе данных. Не надо было бы ломать голову о предоставлении кредита тому или иному клиенту. Можно было бы просто обратиться к базе данных и проанализировать состояние кредитоспособности заемщика на данный момент. Один и тот же человек мог бы взять кредиты сразу у нескольких кредиторов и не погасить их, поскольку базы данных о таких «невозвращенцах» у банков не было.

Например, во Франции  создана Центральная служба рисков, которая занимается указанной деятельностью. Всякий банк, желающий получить информацию о клиенте, перед тем как выдать или увеличить ему сумму кредита, вправе обратиться за услугами к этой службе. Банк, получающий такую информацию, не уведомляется о том, какой банк уже выдал кредит, и тем более, на каких условиях заключен кредитный договор. Он может осведомиться только о том, какова его общая сумма.

Информация о работе Организация кредитного процесса в коммерческом банке