Оценка стоимости предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Развитие рыночной экономики в России привело к многообразию форм собственности и возрождению собственника, к увеличению количества объектов собственности в хозяйственном обороте.
У каждого, кто задумывается реализовать свои права собственника, возникает много проблем и вопросов. Одним из основных является вопрос об оценке стоимости бизнеса (предприятия), т.е. объекта собственности.

Содержание

Введение 3
1.Теория и стандарты оценки бизнеса 5
1.1. Понятие процессов оценки бизнеса 10
1.2. Проблемы процесса оценки бизнеса 13
2. Процесса оценки бизнеса 15
2.1. Подготовительный этап 16
2.2. Оценочный этап 19
2.3. Заключительный этап 21
3. Процесс оценки бизнеса на предприятии 25
3.1.Характеристика предприятия 25
3.2. Определение рыночной стоимости действующего предприятия с целью продажи 26
Заключение 42
Литература 43
Приложение

Работа содержит 1 файл

оценка.docx

— 127.41 Кб (Скачать)

    В 1981 году был образован Международный  комитет по стандартам оценки имущества (МКСОИ). МКСОИ поддерживает постоянные связи с Международным комитетом  по стандартам бухгалтерского учета, Международной  федерацией бухгалтеров, Международным  комитетом по аудиторской деятельности, Международной организацией комиссий по ценным бумагам.

    Международные стандарты оценки, являясь стандартами  профессиональной деятельности по проведению оценки бизнеса, регламентируют оценку бизнеса. Каждый Стандарт (их четыре) соответствует  некоторому классу ситуаций, относящихся  к процессу оценки, и содержит следующие  разделы:

  • Введение;
  • Область применения;
  • Определение;
  • Взаимосвязь со Стандартами бухгалтерского учета;
  • Формулировка Стандарта;
  • Замечания;
  • Требования, предъявляемые к структуре отчета;
  • Условия отступления от Стандарта;
  • Дата вступления в силу.

    Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации N 519 6 июля 2001 г., являются обязательными к применению при определении вида стоимости объекта оценки, подходов к оценке и методов оценки и также при проведении оценки. При оценке должны точно определить и различить такие составляющие как: цена, рынок, затраты и стоимость.

    Цена  совершившийся факт, отражающий то, сколько было затрачено на покупку сходных объектов в прошлых сделках. Термин цена обычно относится к цене продажи (транзакции), а также обмена.

    Затраты - мера издержек, необходимых для того, чтобы создать объект собственности, сходный с оцениваемым. Термин “затраты” - используется оценщиками в связи с производством, но не обменом. Затраты могут быть либо уже свершившимися, либо определенными на текущий момент. В числе нескольких видов затрат определяют: прямые затраты, непрямые затраты, затраты на постройку и развитие (создание планов).

    Стоимость - мера того, сколько покупатель (инвестор) будет готов заплатить за оцениваемую собственность. Взаимоотношение цены, рынков и затрат также использует концепцию стоимости. Стоимость может иметь много значений в оценке. Чтобы избежать путаницы в оценке не используются термин стоимость в одиночку - поскольку существуют различные виды стоимости: рыночная, стоимость пользования, инвестиционная стоимость и т.д.

    Рыночная  стоимость определяется как наиболее вероятная стоимость данного вида оцениваемого товара в данном районе в определенный период времени. Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции.

    Инвестиционная  стоимость определяется на основе индивидуальных требований к инвестициям.

    Балансовая  стоимость бывает первоначальной и восстановительной. Первоначальная стоимость отражается в бухгалтерских документах на момент ввода в эксплуатацию. Восстановительная стоимость воспроизводства ранее созданных основных средств определяется в процессе переоценки основных фондов.

    Терминологию  по оценке бизнеса определяет стандарт BSV-I принятый в 1988 году и дополнения к стандарту BSV-I принятые в 1991 году. Вот основные определения:

    Оценка  бизнеса (business valuation) — акт или процесс подготовки заключения или определения стоимости предприятия или доли акционера в его капитале.

    Оценка  бизнеса - это определение стоимости компании как имущественного комплекса, способного приносить прибыль ее владельцу.

    Оценка (appraisal) — акт или процесс определения стоимости. Синоним Valuation.

    Метод оценки стоимости (appraisal method) — способ определения стоимости, который варьируется в зависимости от подхода к оценки стоимости

    Подход  к оценки стоимости (аррraisal approach) — общий способ определения стоимости, в рамках которого используются один или более методов оценки.

    Процедура стоимости (appraisal procedure) — операции, способы и технические приемы при выполнении этапов метода оценки стоимости.

    Подход  на основе активов  (asset based approach) — общий способ определения стоимости предприятия и/или его собственного капитала, в рамках которого используются один или более методов, основанных непосредственно на исчислении стоимости активов предприятия за вычетом обязательств. (сам подход регламентируется стандартом BSV-IV )

    Рыночный  подход (market approach) — общий способ определения стоимости предприятия или его собственного капитала, в рамках которого используются один или более методов, основанных на сравнении данного предприятия с аналогичными, уже проданными, капиталовложениями (сам подход регламентируется стандартом BSV-VI )

    Доходный  подход (Income approach) — общий способ определения стоимости предприятия или его собственного капитала, в рамках которого используются один или более методов, основанных на пересчете ожидаемых доходов. (сам подход регламентируется стандартом BSV-VII )

    В теории и практике процесса оценки бизнеса по аналогии с оценкой  недвижимости традиционно существует процесс оценки бизнеса по используемым исходным данным:

    Таблица №1. Аналог сравнения

    Оценка  бизнеса     Оценка  недвижимости
    рыночный  подход     Рыночный  подход
    доходный  подход     Доходный  подход
    подход  на основе активов     Затратный подход
 

    Приведенные определения в данной главе взяты из различных изданий, публикаций и стандартов и для нахождения общего языка - использование некоторого стандарта терминов - избрать два направления в определении терминов:

    1. Использовать  российские специальные стандарты  (ГОСТР 51195.0.02-98 или стандарты РОО);

    2. Использовать  иностранный накопленный опыт  в оценке бизнеса

 

    

1.1. Понятие процессов оценки бизнеса

    Процесс оценки включает в себя две базовые  составляющие — аналитическую и расчетную — грамотное сочетание которых, позволяет сформировать научно обоснованное мнение.

    Аналитическая составляющая — это анализ прошлой, текущей и прогнозирование будущей ситуации на рынке, изучение предоставленных заказчиком документов, рассуждения о важности тех или иных факторов, влияющих на стоимость объекта оценки, самостоятельный выбор оценщиком источников информации, возможных подходов и методов оценки. Именно аналитическая составляющая объясняет возможность получения различных данных о стоимости одного и того же объекта в отчетах, сделанных разными оценщиками.

    Расчетная составляющая — это введение полученных различными способами данных в математические формулы и получение результатов, которые снова будут аналитически перерабатываться и т. д., пока оценщик не придет к конечной искомой цифре.

    Процесс оценки изложен в п. 13 Стандартов оценки. Однако перечень этапов и их последовательность отличается от практического  применения и в различных источниках предлагается различными вариантами. Перечень и последовательность этапов, предложенных в данной курсовой, более приближен к практике оценки бизнеса.

    Процесс оценки бизнеса осуществляют тремя  подходами сравнительный, доходный и затратный.

    Сравнительный подход к оценке имущества рассчитывается по трем методам:

  • метод рынка капитала - основан на анализе цен акций на аналогичном предприятии, сложившемся на фондовом рынке;
  • метод сделок основан на анализе цен продаж контрольных пакетов или предприятия в целом;
  • метод отраслевых коэффициентов основан на анализе отраслевой информации по продаже аналогичного предприятия.

    Сравнительный подход, называемый в оценке бизнеса методом компании-аналога, базируется на допущении, что наибольшая стоимость предприятия определяется наименьшей ценой, которая может быть получена за аналогичное предприятие. Основная идея метода - найти предприятия-аналоги, у которых известны либо цена акций, либо цена сделки при приобретении предприятия. Дальше при расчетах исходят из гипотезы о прямой пропорциональности цены и некоторых финансовых показателей (например, чистой прибыли на акцию). Следовательно, если мы знаем соотношение цены и чистой прибыли на акцию у аналога, то можем рассчитать цену акций своего предприятия, умножив свою чистую прибыль на полученное по аналогу соотношение.

    Затратный подход - подход замещения покупатель не заплатит за готовый объект больше, чем за строительство объекта аналога. Методов затратного подхода два:

  • Метод стоимости чистых активов: стоимость бизнеса равна рыночной стоимости всех активов предприятия за вычетом обязательств.
  • Метод ликвидационной стоимости: стоимость бизнеса равна суммарной стоимости всех активов предприятия за вычетом обязательств с учетом затрат на его ликвидацию. Применяют затратный подход, когда необходима оценка всего предприятия, оценка контрольного пакета акций, оценка недавно созданных предприятий, нет рыночной информации о предприятиях – аналогах, в случаях ликвидации предприятия, традиционный баланс заменяется сокращенным.

    Затратный подход, чаще называемый имущественным, заключается в том, что стоимость предприятия соответствует затратам, которые понес владелец. Все затраты (как текущего, так и капитального характера) материализуются в имуществе предприятия. Но деятельность компании, как мы уже знаем, может финансироваться и за счет заемного капитала. Следовательно, задача определения стоимости собственного капитала сводится к расчету рыночной стоимости всех активов предприятия, которая затем уменьшается на величину заемного капитала

    Доходный  подход:

  • Метод капитализации доходов. Стоимость бизнеса V=D/R, где D- чистый доход бизнеса за год, R-коэффициент капитализации.
  • Метод дисконтирования денежных потоков - стоимость бизнеса получают на основе прогнозирования потоков дохода от него и их дисконтирования в соответствии с требуемой инвестором ставкой дохода. Ставку дисконтирования обычно определяют кумулятивным методом, который основывается на учете без рисковой ставки дохода, к которой прибавляется премия за инвестирование в данную компанию. Эта премия представляет доход за дополнительный риск, связанный с капиталовложением в данную компанию.
  • Кумулятивный метод наилучшим образом учитывает все виды рисков инвестиционных вложений, связанные как с факторами общего для отрасли и экономики характера, так и со спецификой оцениваемого предприятия.

    Доходный  подход основывается на допущении, что рациональный инвестор (будущий владелец) не заплатит за предприятие больше полученных в перспективе доходов. Поэтому задача сводится к прогнозированию деятельности компании на перспективу и определению величины доходов, приносимых собственным капиталом. При этом учитывается, что будущие доходы, если их оценивать сегодня, будут меньше на величину упущенной выгоды от невозможности их «крутить» сейчас.

    Содержание  процессов оценки бизнеса представляет собой последовательность этапов, выполняемых специалистом оценщиком для определения оценки предприятия (бизнеса). В соответствии с постановлением Правительства РФ «Об утверждении стандартов оценки» оценка проводится в несколько этапов (таблица№2):

  1. Определение объекта;
  2. Заключение договора об оценке;
  3. Сбор и проверка данных;
  4. Финансовый анализ ;
  5. Выбор и применение к итоговой оценке стоимости;
  6. Приведение результатов к итоговой оценке стоимости;
  7. Составление и передача заказчику отчета об оценке.

    В таблице №2 приведены подразделы, которые применяются на соответствующем этапе процесса оценки бизнеса.

    В схеме №1 приведен ещё один из вариантов, в оценочной деятельности, применяемый  при оценке бизнеса на практике, который состоит из следующих  этапов:

Информация о работе Оценка стоимости предприятия