Оценка повышения уровня рентабельности

Автор: Юля Юля, 22 Ноября 2010 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Постепенный переход Украины от централизованно-плановой системы хозяйствования к рыночной, по-новому ставит вопрос о методах ведения экономики предприятия. Традиционные структуры и уклады меняются. В этих условиях руководство предприятий, изучая и формируя то, что называется цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными «архитекторами» развития новых методов ведения экономики предприятия.

Содержание

1. Теоретические основы оценки резервов повышения уровня рентабельности предприятия......5
1.1 Сущность и виды прибыли предприятия……………………………………………......5
1.2 Рентабельность как экономическая категория и её виды…………………………….10
1.3 Факторы, определяющие уровень рентабельности государственного предприятия «Севастопольский винодельческий завод»…………………………………………………………12
2. Анализ резервов повышения уровня рентабельности на государственном предприятии «Севастопольский винодельческий завод»…………………………………………………...…….14
2.1 Общая характеристика государственного предприятия «Севастопольский винодельческий завод»……………………………………………………………………………… 14
2.2 Оценка уровня рентабельности и резерв её повышения………………………………….18
3. Рекомендации по повышению уровня рентабельности государственного предприятия «Севастопольский винодельческий завод»………………………………………………………....27

Работа содержит 1 файл

МОЙ КУРСАЧ ПО ЭП ОЦЕНКА РЕЗЕРВОВ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ.doc

— 533.00 Кб (Скачать)

                                                                         Р= ;                                                                     (2.2) 

     где Р - рентабельность;

    ПРП- прибыль от реализации продукции;

    ЧД - чистый доход от реализации продукции [8, с.297].

    Расчет  влияния этих факторов методом цепной подстановки:

РО = = 0,15 (15%)

РУМ.1= = 0,15 (15%) 

РУМ.2= = 0,22 (22%) 

Р1= =0,12 (12%)

   Изменение рентабельности продаж в общем:

Р = 12%-15% = -3%

       Изменение рентабельности продаж в зависимости  от изменения структуры товарной продукции:

Р = 15%-15% = 0

     Изменение рентабельности продаж в зависимости от изменения средней цены реализации:

Р = 22%-15% = 7%

     Изменение рентабельности продаж в зависимости  от изменения себестоимости реализованной продукции:

Р = 12%-22% = -10%

        Таким образом, рентабельность продаж уменьшилась за счет повышения  себестоимости на 10% и увеличилась  на 7% за счет повышения среднереализационной цены.

       Факторный анализ рентабельности продукции отдельного вида отобразим в виде таблицы 2.5                      

Таблица 2.5- Факторный  анализ рентабельности изделий отдельных  видов

Вид продукции (игристые вина) 
 
Средняя цена

реализации, грн

              

Себестоимость

одного изделия, грн 

Рентабельность,

% 
 
 

Изменение

рентабельности, %

За  счет
Цо Ц1 Со С1 То Т1 Услов-

ная

Общее Цены Себе-

стоимости

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Шампанское  Украины 8,70 8,90 6,05 6,35 43,8 40,2 47,1 -3,6 +3,3 -6,9
Мускатное игристое 10,50 11 7,55 7,70 39,1 42,9 45,7 +3,8 +6,6 -2,8
Крымское  игристое 11,40 11,50 8,30 8,35 37,3 34,5 38,6 -2,8 +1,3 -4,1
Красное игристое 12,36 12,70 9,10 9,30 35,8 36,6 39,6 +0,8 +3,8 -3

 
     Из  таблицы 2.5 видно, какие виды продукции  дают на предприятии больший доход (в частности это игристые вина мускатное и красное), как изменился уровень рентабельности за исследуемый период и какие факторы на это повлияли.

     Факторный анализ рентабельности собственного капитала.

    В основу приведенной схемы анализа заложена следующая детерминированная модель: 

                                                      RROE=RNPMОТДЗАВ                                                           (2.3) 

    где Rroe - рентабельность собственного капитала;

    Rnpm - чистая рентабельность продаж;

        РОТД - ресурсоотдача;

                       Кзав - коэффициент финансовой зависимости [3, с. 72].

     Из  представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала предприятия  зависит от трех факторов: чистой рентабельности продаж, ресурсоотдачи и структуры  источников средств, инвестированных в предприятие. Значимость данных показателей объясняется тем, что они в определенном смысле обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия: первый фактор обобщает отчет о финансовых результатах, второй - актив баланса, третий - пассив баланса.

     Для удобства расчета влияния факторов на коэффициент рентабельности собственного капитала воспользуемся вспомогательной таблицей 2.6 

Таблица 2.6 - Изменение коэффициента рентабельности собственного капитала и факторных  показателей в динамике

Показатель Предыдущий  год Отчетный год Изменение
      1
      2
      3
4
    Чистая

    рентабельность

    продаж

    0,011
0,0099 -0,11
    Ресурсоотдача
    0,1
1,05 -0,05
Коэффициент финансовой зависимости
    2,43
2,9 0,47
   Рентабельность  собственного капитала
    0,03
0,031 0,1

 

      Общее изменение рентабельности собственного капитала составило 0,1

      Влияние на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала изменения

показателя  чистой рентабельности продаж определим:

Rroe= (-0,11)*0,1*2,43=-0,03

     Изменение коэффициента рентабельности собственного капитала за счет изменения показателя ресурсоотдачи:

Rroe=0,0099*(-0,05)*2,43=-0,0012

     Изменение коэффициента рентабельности собственного капитала за счет изменение

коэффициента  финансовой зависимости:

Rroe=0,0099*1,05*0,47=0,0049

    Сложив  все значения изменения показателя рентабельности собственного капитала за счет каждого фактора, получим общее изменение значения коэффициента:

Rroe  = -0,03-0,0012+0,049=0,1

    Обобщим влияние факторов, воздействующих на изменение показателя рентабельности, в таблицу 2.7

    Таким образом, за счет снижения коэффициентов чистой рентабельности продаж и ресурсоотдачи показатель рентабельности уменьшился на 0,03 и 0,0012 пункта соответственно. А изменение коэффициента финансовой зависимости привело к увеличению коэффициента рентабельности собственного капитала.. 

Таблица 2.7 - Сводная таблица влияния факторов на рентабельность собственного капитала

        Показатели
Влияние
    Чистая рентабельность продаж
-0,03
      Ресурсоотдача
-0,0012
    Коэффициент финансовой зависимости
0,0049
        Всего
0,1
 

       Резервы повышения уровня рентабельности производства зависит от следующих показателей:

     1. Резерва увеличения прибыли:

           а) Увеличение объёма производства и реализации продукции;

           б) Снижения себестоимости  продукции;

           в) Повышения качества и конкурентоспособности продукции;

           г) Сокращение непроизводительных расходов и потерь.

      2. Резерва улучшения использования  основных и оборотных фондов:

              а) Повышения фондоотдачи  за счет улучшения использования  действующего оборудования;

              б) Ликвидация излишнего оборудования и сверхнормативных запасов оборотных фондов;

           в) Ускорение оборачиваемости  оборотных средств.

       3. Рентабельности основных производственных  фондов, которая служит для сопоставления  эффективности использования основного  капитала для производственных  фондов.

     Таким образом, факторный анализ уровня рентабельности операционной деятельности и рентабельности продаж показал, что наибольшее влияние на рентабельность предприятия оказывает себестоимость продукции (ее снижение приводит к увеличению рентабельности и наоборот) и средние цены реализации (их увеличение приводит у увеличению рентабельности). Увеличение рентабельности достигается также путем применения более современных и экономичных технологий, замены дорогостоящего сырья на более дешёвое.

     Исходя  из факторного анализа рентабельности собственного капитала можно сделать вывод, о том что ГП «Севвинзавод» необходимо увеличить чистую рентабельность продаж,  а также ресурсоотдачу, что в дальнейшем приведет к увеличению коэффициента рентабельности собственного капитала.. Также в этих расчетах  прослеживается прямопропорциональная связь между коэффициентом финансовой зависимости предприятия и  изменением рентабельности собственного капитала: увеличение степени финансовой зависимости предприятия от внешних источников финансирования  приводит к рентабельности собственного капитала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Рекомендации по повышению уровня рентабельности государственного предприятия «Севастопольский винодельческий завод» 
 

     Исходя  из определения, рентабельность - это  показатель, отражающий насколько эффективно предприятие ведет свою производственно-финансовую деятельность. И вне зависимости от того, на базе чего рассчитывается рентабельность, факторы ее роста зависят от единых экономических явлений и процессов. Разнообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышение. При анализе путей повышения рентабельности важно различать влияние внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем использованных  ресурсов и объем производства  продукции, прибыли  от  реализации   и  рентабельности (доходности) продажа, находятся между собою в тесной  функциональной связи.

    Уровень рентабельности зависит от многих факторов, главные из которых:

      1.Структура  произведенной продукции;

      2. Уровень себестоимости продукции;

      3.Уровень  использования производственных  фондов;

      4. Уровень оптовых цен на продукцию;

            5.Уровень оптовых  цен на исходные материалы,  полуфабрикаты, топливо, энергию  и т.п.;

         6.Уровень  тарифных ставок и окладов. 

     Таким образом, напрашивается вывод о том, что государственное предприятие «Севастопольский винодельческий завод», производящее продукцию массового потребления в целях роста прибыли и рентабельности должно стремиться к:

      1. Увеличению объема производства  и реализации продукции;

      2. Снижению себестоимости продукции;

      3. Повышению среднереализационных  цен на продукцию;

      4. Уменьшению ресурсозатрат, ведущее  к снижению себестоимости;

      5. Уменьшению остатков нереализованной  продукции;

      6. Снижению затрат на гривну  товарной продукции;

         7.Увеличению  в номенклатуре продукции доли более рентабельных изделий.

     Из  анализа произведенного во 2-й главе  данной работы можно сделать вывод, при этом учитывая факторы, которые влияют на рентабельность продукции, что основными путями повышения уровня рентабельности продукции государственного предприятия «Севастопольский винодельческий завод» являются повышение суммы прибыли от реализации продукции, а также снижение себестоимости товарной продукции.

       Основними резервами увеличения прибыли от реализации являються увеличение объема реализации продукции, повышение качества товарной продукции, а также её реализация  на более выгодных рынках сбыта.

     Таким образом, для увеличения рентабельности операционной деятельности данного предприятия можно применять следующие меры:

     1. Увеличить объемы реализации продукции. Этот метод может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние, поскольку увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли, а следовательно и к увеличению уровня рентабельности. Однако при увеличении объема реализации продукции, которая является убыточной , происходит уменьшение суммы прибыли. Предположим, за счет проведения этого мероприятия предприятие увеличит выпуск рентабельной продукции и его чистый доход увеличится на 5%.

Информация о работе Оценка повышения уровня рентабельности