Оценка повышения уровня рентабельности

Автор: Юля Юля, 22 Ноября 2010 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Постепенный переход Украины от централизованно-плановой системы хозяйствования к рыночной, по-новому ставит вопрос о методах ведения экономики предприятия. Традиционные структуры и уклады меняются. В этих условиях руководство предприятий, изучая и формируя то, что называется цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными «архитекторами» развития новых методов ведения экономики предприятия.

Содержание

1. Теоретические основы оценки резервов повышения уровня рентабельности предприятия......5
1.1 Сущность и виды прибыли предприятия……………………………………………......5
1.2 Рентабельность как экономическая категория и её виды…………………………….10
1.3 Факторы, определяющие уровень рентабельности государственного предприятия «Севастопольский винодельческий завод»…………………………………………………………12
2. Анализ резервов повышения уровня рентабельности на государственном предприятии «Севастопольский винодельческий завод»…………………………………………………...…….14
2.1 Общая характеристика государственного предприятия «Севастопольский винодельческий завод»……………………………………………………………………………… 14
2.2 Оценка уровня рентабельности и резерв её повышения………………………………….18
3. Рекомендации по повышению уровня рентабельности государственного предприятия «Севастопольский винодельческий завод»………………………………………………………....27

Работа содержит 1 файл

МОЙ КУРСАЧ ПО ЭП ОЦЕНКА РЕЗЕРВОВ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ.doc

— 533.00 Кб (Скачать)

     2. Изменить структуру товарной продукции, что может привести к относительному уменьшению условно-постоянных расходов, относительному уменьшению амортизационных отчислений, изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению качества. Но этот метод может по-разному влияет на сумму прибыли. Если увеличится часть рентабельных видов продукции в общем объеме её реализации, то сумма прибыли увеличится. И наоборот, при увеличении части низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится, что приведет к снижению уровня рентабельности предприятия.

     3. Уменьшить себестоимость продукции,  так как себестоимость и прибыль  находятся в обратно пропорциональной  зависимости, то есть снижение  себестоимости приведет к соответственному  увеличению суммы прибыли, и наоборот.

     В себестоимость включают стоимость  сырья, материалов, топлива, электроэнергии и других предметов труда, заработная плата производственного персонала и прочие денежные расходы.

     Экономия, обусловливающая фактическое снижение себестоимости, рассчитывается по следующему составу факторов:

           а) Повышение технического уровня производства. Это внедрение новой технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов.

           б) Совершенствование организации производства и труда. Это изменение форм и методов труда при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшение материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов.

           в) Улучшение использования природных ресурсов. Здесь учитывается: изменение состава и качества сырья; изменение продуктивности месторождений, объемов подготовительных работ при добыче, способов добычи природного сырья.

           г) Отраслевые и прочие факторы. К ним относятся: ввод и освоение новых цехов, производственных единиц и производств, подготовка и освоение производства в действующих объединениях и на предприятиях.

           Допустим, применяя эти мероприятия предприятие  снизит себестоимость продукции на 10%.

     4. Увеличить уровень среднереализационных  цен. Уровень цен и величина  прибыли находятся в  прямо  пропорциональной зависимости: при  увеличении уровня цен сумма  прибыли возрастает, и наоборот. Однако для проведения активной  политике в сфере ценообразовании  предприятию необходимо учитывать следующие факторы:

     а) уровень потребительского спроса на выпускаемую продукцию;

     б) оценку реакции рынка на изменение  выпуска предприятием продукции;

     в) сложившийся уровень цен на аналогичную  продукцию предприятий- конкурентов и в целом по отрасли.

     При этом следует устанавливать такие  цены, которые могут обеспечить реализацию продукции, рассчитывать средние затраты, которые соответствуют данным объемам  производства. Предположим предприятие  увеличило цену на 3%.

       Таким образом, общую рентабельность за счет влияния факторов можно рассчитать методом цепной подстановки, используя данные таблицы 3.1 

Таблица 3.1 - Данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс.гр.

    Показатель
    Базовый период
Данные базового периода, перерасчитанные на объем продаж отчетного периода Отчетный период
Чистый  доход от реализации продукции (ЧД) 39900,3
         40675,7
41895,32
Себестоимость реализованной продукции(В) 35140,8
            35825,9
31626,72
Прибыль от реализации

 продукции (П)

53388,9 4849,8 10268,6
 

IVPM=  

РО= = 0,15 (15%)

РУМ.1= = 0,15 (15%) 

РУМ.2= = 0,15 (15%) 

РУМ.3= = 0,17 (17%) 

Р1= = 0,32 (32%) 

    Изменение уровня рентабельности операционной деятельности в общем:

Р = Р1- Р2 = 32%-15% = 17%

     Изменение уровня рентабельности операционной деятельности в связи с изменениями объема реализуемой продукции:

Р = РУМ.1 - РО = 15%-15% = О

    Изменение уровня рентабельности операционной деятельности в связи с изменениями структуры  реализованной продукции:

Р = РУМ.2 - РУМ.1 =15%-15%= 0

     Изменение уровня рентабельности операционной деятельности в связи с изменениями среднереализационной цены:

Р = РУМ.3 - РУМ.2 = 17%-15% = 2%

     Изменение уровня рентабельности операционной деятельности в связи с изменениями себестоимости продукции:

Р = Р1 - РУМ.3  =32%-17% = 15%

    Полученные  результаты свидетельствуют о том, что за счет проведения мероприятий рентабельность предприятия увеличится на  17%.

    Таким образом ГП «Севвинзавод» для ведения эффективной производственно-финансовой деятельности необходимо проводить вышеизложенные мероприятия, которые позволяют  снизить себестоимость, повысить средние цены реализации, а также увеличить объемы реализации продукции, что в дальнейшем положительно отразится на деятельности предприятия, а следовательно приведет к увеличению прибыли и рентабельности. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     Показатель  рентабельности производства имеет  особенно важное значение в современных, рыночных условиях, когда руководству  предприятия требуется постоянно  принимать ряд неординарных решений для обеспечения прибыльности, а, следовательно, финансовой устойчивости предприятия .

     Прибыль отражает чистый доход, созданный в  сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Величина прибыли характеризует абсолютную доходность производства, но не дает представления об эффективности работы предприятий, характеристики их степени прибыльности, конкурентоспособности производства товаров и услуг, и поэтому используется показатель рентабельности.

      Наиболее  распространенными показателями рентабельности являются:

    1. Общая рентабельность производства, которая показывает насколько результативно используется имущество предприятия, то есть степень общей прибыльности на 1 грн. затрат всех производственных ресурсов.
    2. Рентабельность продаж, характеризующая эффективность производственной деятельности предприятия, то есть прибыльность с гривны продажи
    3. Рентабельность продукции, которая показывает сколько прибыли имеет предприятие с каждой гривны, потраченной на производство и реализацию продукции.
    4. Рентабельность собственного капитала, характеризующая прибыль, которая приходится на гривну собственного капитала после уплаты процентов за кредит и налогов.

     Факторы, оказывающие влияние на рентабельность производства, многочисленны и многообразны. Одни из них зависят от деятельности конкретных коллективов, другие связаны с технологией и организацией производства, эффективности использования производственных ресурсов, внедрением достижений научно-технического прогресса. Поэтому, для более успешной работы предприятию  необходимо уметь  правильно  классифицировать  факторы  и  выявлять  направление  их  влияния на результативный показатель, а также искать и своевременно использовать  резервы  как  важнейшее  условие  выживания  и   развития   хозяйствующего субъекта.

     На  основе проведенного анализа хозяйственной  деятельности ГП «Севастопольский винодельческий завод» можно сделать следующие  выводы.

     Прежде  всего, нельзя не заметить, что результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия в 2006 году улучшились по сравнению с 2007 г. А именно:

         а ) Выручка от реализации повысилась на 18,8%;

         б) Чистая прибыль увеличилась на0,8 %;

         в) Среднегодовая стоимость основных средств уменьшилась на 4%;

         г) Среднесписочная численности персонала  увеличение на 4,6 %;

          д) Рентабельность продаж увеличилась на 0,2%.

    Все это говорит о достаточно  эффективном использовании предприятием своих ресурсов, а следовательно об успешном функционировании предприятия в отчетном году.

  Однако  в работе предприятия есть и некоторые отрицательные моменты:

           а) Уровень затрат на денежную единицу реализованной  продукции увеличился на 20,6 %;

         б) Валовая прибыль сократилась  на 7 %;

         в) Рентабельность продукции уменьшилась  на 1%;

         г) Материальные затраты увеличились  на 31,5%.

       С целью дальнейшего повышения эффективности производства ГП «Севастопольский винодельческий завод» предлагается провести ряд мероприятий, направленных на повышение суммы прибыли от реализации продукции, а также снижение себестоимости товарной продукции.

     Таким образом цель данной курсовой работы была успешно достигнута. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

  1. Волков  В.П. Экономика предприятия: Учеб. пособие/ В.П. Волков, А.И. Ильин, В.И. Станкевич; под  ред. А.И. Ильина, В.П. Волкова.- М.: ИНФРА-М, 2002.-256с.
  2. Волков О.И. Экономика предприятия: Курс лекций.-М.:ИНФРА-М,2004.-280с.
  3. Кононенко О.Анализ финансовой отчетности/О. Кононенко, О. Маханько.- Х.:Фактор, 2006.-200с.
  4. Маркарьян Э.А. Финансовый анализ: Учеб. пособие/ Э.А. Маркарьян, Г.П.Герасименко, С.Э. Маркарьян.- М.:ФБК-ПРЕСС,2003.-224с.
  5. Мельник Л.Г. Економіка підприємства: Конспект лекцій/ Л.Г. Мельник.- Суми:ВТД «Університетська книга», 2004.-412с.
  6. Нехорошева Л.Н. Экономика предприятия: Учеб. пособие/Л.Н. Нехорошева.- М.: Выш. шк.,2005.-383с.
  7. Продиус Ю.И. Экономика предприятия: Учеб. пособие/ Ю.И. Продиус.- Харьков: ООО «Одиссей», 2004.- 416с.
  8. Савицька Г.В. Економічний аналіз діяльності підприємства: Навч. посіб./ Г.В. Савицька.- К.: Знання, 2004.- 654с.
  9. Скляренко В.К. Экономика предприятия: Учеб. пособие/ В.К. Скляренко, В.М. Прудников, Н.Б. Акуленко.- М.: ИНФРА-М, 2002.- 256с.
  10. Суша Г.З. Экономика предприятия: Учеб. пособие /Г.З. Суша. – М.: Новое знание, 2003.- 569с.
  11. Чечевицина Л.Н. Экономика предприятия: Учеб. пособие/ Л.Н. Чечевицина. – М.: ИНФРА-М, 2005.-384с.
  12. Шершет О.О. Фінансовий аналіз: Навч. посіб. для студ. вищ. навч. закл./ О.О. Шершет.- К.: Кондор, 2005.- 194с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  А 

БАЛАНС 

на 31 декабря 2007 г. 

АКТИВ Код  
строки
На начало отчетного  периода  На конец  отчетного периода
1 2 3 4
I. Необоротные  активы        
Нематериальные  активы:        
Остаточная  стоимость  010 0.3 0.1
Первоначальная  стоимость 011 1.0 1.0
Накопленная амортизация 012 (         0.7          ) (          0.9            )
Незавершенное строительство 020 777.0 777.0
Основные  средства:        
Остаточная  стоимость  030 11’521.2 11’070.5
Первоначальная  стоимость 031 19’067.0 18’944.9
Износ 032 (     7’545.8       ) (        7’874.4       )
Долгосрочные  финансовые инвестиции:        
Учитываемые по методу участия в капитале других предприятий 040    
Прочие  финансовые инвестиции 045 2.8 2.8
Долгосрочная  дебиторская задолженность  050    
Отсроченные налоговые активы 060 104.9 42.8
Прочие  необоротные активы 070 235.7 46.5
Всего по разделу I 080 12’641.9 11’939.7
II. Оборотные  активы        
Запасы         
Производственные  запасы 100 9’532.0 10’570.9
Животные  на выращивании и откорме  110    
Незавершенное производство 120 8.5 13.4
Готовая продукция 130 961.4 614.5
товары 140 0.4 1.0
Векселя полученные 150 2.5 -
Дебиторская задолженность за товары, работы, услуги:        
Чистая  реализованная стоимость 160 5’076.3 12’091.9
Первоначальная  стоимость 161 5’076.3 12’091.9
Резерв  сомнительных долгов 162 (         -         ) (             -       )
Дебиторская задолженность по расчетам:        
С бюджетом 170 4.3 12.8
По  выданным авансам  180 - 627.8
По  начисленным доходам  190 - -
По  внутренним расчетам 200 - -
Прочая  текущая дебиторская задолженность  210 1’063.6 120.8
Текущие финансовые инвестиции 220 - -
Денежные  средства и их эквиваленты:        
в национальной валюте 230 29.7 105.5
в иностранной  валюте 240 335.3 0.1
Прочие  оборотные активы 250 970.4 1’067.7
Всего по разделу II 260 17’984.4 25’226.4
III. Затраты будущих периодов 270 372.1 559.6
Баланс  280 30’998.4 37’725.7

Информация о работе Оценка повышения уровня рентабельности