Автор: Юля Юля, 22 Ноября 2010 в 10:06, курсовая работа
Постепенный переход Украины от централизованно-плановой системы хозяйствования к рыночной, по-новому ставит вопрос о методах ведения экономики предприятия. Традиционные структуры и уклады меняются. В этих условиях руководство предприятий, изучая и формируя то, что называется цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными «архитекторами» развития новых методов ведения экономики предприятия.
1. Теоретические основы оценки резервов повышения уровня рентабельности предприятия......5
1.1 Сущность и виды прибыли предприятия……………………………………………......5
1.2 Рентабельность как экономическая категория и её виды…………………………….10
1.3 Факторы, определяющие уровень рентабельности государственного предприятия «Севастопольский винодельческий завод»…………………………………………………………12
2. Анализ резервов повышения уровня рентабельности на государственном предприятии «Севастопольский винодельческий завод»…………………………………………………...…….14
2.1 Общая характеристика государственного предприятия «Севастопольский винодельческий завод»……………………………………………………………………………… 14
2.2 Оценка уровня рентабельности и резерв её повышения………………………………….18
3. Рекомендации по повышению уровня рентабельности государственного предприятия «Севастопольский винодельческий завод»………………………………………………………....27
Рентабельность
Рентабельность продаж - это отношение прибыли от реализации к сумме чистого дохода. Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности предприятия, прибыль с гривны продаж.
Фондоотдача - это
отношение выручки от реализации
к среднегодовой стоимости
Фондовооруженность - показатель, характеризующий количество денежных единиц основных средств, приходящихся на одного работника. Вычисляется как отношение среднегодовой стоимости основных средств к среднеучетной численности персонала.
Материалоотдача - показатель обратный материалоемкости, характеризующий выпуск продукции на гривну потребленных материальных ресурсов. Вычисляется как отношение объема выпускаемой продукции к материальным затратам [5, с. 99].
Таким образом, по результатам таблицы можно сделать вывод, что:
1. Реализация продукции увеличилась на 18,8%, следовательно увеличились показатели выручки от реализации без налогов на 8435,3 тыс. грн.
2. Уровень затрат на денежную единицу реализованной продукции увеличился на 20,6 %.
3. Валовая прибыль сократилась на 7 %, т.е прибыль, получаемая от всех видов деятельности сократилась на 358,7 тыс.грн. Но при этом увеличилась чистая прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после внесения в бюджет налогов и других платежей, на 16,5%.
4. Среднегодовая стоимость основных средств уменьшилась – на 4%. Этот показатель опередил рост выручки от реализации, что привело к повышению показателя фондоотдачи на гривну основных средств на 0,9 тыс.грн. Т.е количество денежных единиц продукции, приносимых каждой одной единицей основных средств увеличилось на 0,9 тыс.грн. В дальнейшем следует повышать эффективность использования ресурсов и искать пути снижения затрат производства.
5. Наблюдается увеличение среднесписочной численности персонала с 263 человек до 275 человек, то есть увеличение на 4,6 %. Это говорит о том, что на предприятии трудовые ресурсы используются эффективно.
6. Материальные затраты увеличились на 31,5% , т.е на 6812,5 тыс.грн, что связано с ростом производительности труда
Для более подробного изучения изменений были рассчитаны следующие показатели:
1. Рентабельность продукции уменьшилась на 1%. Поэтому предприятию необходимо проводить эффективную производственную деятельность и эффективную политику ценообразования. А рентабельность продаж увеличилась на 0,2%.
2. Фондовооруженность уменьшилась на 9%.
Таким
образом, исходя из выше
изложенного, производственно-хозяйственную
деятельность данного предприятия можно
оценить как приемлемую.
2.2
Оценка уровня рентабельности
и резерв её повышения
Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.
Показатели
рентабельности являются важными характеристиками
факторной среды формирования прибыли
предприятий. Поэтому они обязательны
при проведении сравнительного анализа
и оценке финансового состояния предприятия.
При анализе производства показатели
рентабельности используются как инструмент
инвестиционной политики и ценообразования.
Оценка рентабельности основана на анализе
прибыли предприятия и расчете следующих
коэффициентов с использованием формы
№2 «Отчет о финансовых результатах»:
рентабельность совокупного капитала,
рентабельность собственного капитала,
валовая рентабельность реализованной
продукции, операционная рентабельность
реализованной продукции, чистая рентабельность
реализованной продукции. Расчеты показателей
рентабельности приведены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Расчет показателей рентабельности
|
Данные таблицы 2.2 позволяют сделать следующие выводы: сравнивая показатели рентабельности отчетного года с предыдущим годом, в общем можно сделать вывод, что эти показатели находятся на достаточно низком уровне. Положительным является их рост в динамике. Ради роста рентабельности собственного капитала предприятию приходится жертвовать своей финансовой независимостью. В этой связи необходимо отметить, что для предприятия очень важным является выбор оптимального положения, равновесной точки между финансовой автономией и рентабельностью собственного капитала.
Что касается показателей
рентабельности продаж, то судить о
их значениях аналогичных
Рост показателя операционной рентабельности продаж с одновременным снижением показателя чистой рентабельности продаж свидетельствует об увеличении доли налога на прибыль в общей сумме прибыли предприятия [3, с.70].
Как и в случае с показателями рентабельности продаж наблюдается снижение показателя валовой рентабельности производства и чистой рентабельности производства на 4,1% и 0,17%. Это свидетельствует о том, что темпы роста валовой и чистой прибыли, соответственно, отстают от темпов роста себестоимости продукции. Что, в свою очередь, может свидетельствовать о том, что предприятием получены убытки от финансовой и инвестиционной деятельности или же увеличении доли налога на прибыль в структуре выручки.
На рентабельность предприятия как и на прибыль существенное влияние оказывают такие факторы как: объем реализованной продукции, структура товарной продукции, себестоимость продукции, уровень среднереализационных цен.
Рассмотрим более значимые показатели рентабельности путем факторного анализа с учетом влияния выше перечисленных факторов.
Уровень рентабельности операционной деятельности (коэффициент окупаемости затрат), который рассчитан по всему предприятию, зависит от трех основных факторов: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости, средних цен реализации.
Факторная
модель этого показателя такова:
где Р - рентабельность;
П - прибыль;
В - затраты на реализацию продукции [8, с.298].
Расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию
можно выполнить методом цепной подстановки, используя данные таблиц 2.3 и 2.4
РО= = 0,18 (18%)
РУМ.1= = 0,18 (18%)
РУМ.2=
= 0,17 (17%)
РУМ.3=
= 0,27 (27%)
Р1=
= 0,14 (14%)
Изменение уровня рентабельности операционной деятельности в общем:
Р = 14%-18% = -4%
Изменение уровня рентабельности операционной деятельности в связи с изменениями объема реализуемой продукции:
Р = 18%-18% = О
Изменение
уровня рентабельности операционной деятельности
в связи с изменениями
Р = 17%-18%= -1%
Изменение
уровня рентабельности операционной деятельности
в связи с изменениями
Р = 27%-17% = 10%
Изменение уровня рентабельности операционной деятельности в связи с изменениями себестоимости продукции:
Р = 14%-27% = -13%
Полученные
результаты свидетельствуют о том,
что повышение себестоимости реализованной
продукции вызвало снижение уровня рентабельности
на 13%. Положительное влияние оказало увеличение
среднего уровня цен.
Таблица 2.3 - Данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс.гр.
|
|
Данные базового периода, перерасчитанные на объем продаж отчетного периода | Отчетный период |
Чистый доход от реализации продукции (ЧД) |
34258,8 |
|
39900,3 |
Себестоимость реализованной продукции(В) | 29140,6 |
|
35140,8 |
Прибыль
от реализации
продукции (П) |
5118,2 |
5524,75 |
4759,5 |
Таблица 2.4 - Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции
|
Для
того чтобы найти сумму прибыли
при фактическом объеме продаж и
базовой величине других факторов, необходимо
рассчитать индекс объема реализации
продукции:
IVPM=
Приблизительно
также проводят факторный анализ
рентабельности продаж, на которую
оказывает влияние средняя цена реализации,
себестоимость, структура товарной продукции.