Автор: Юля Юля, 22 Ноября 2010 в 10:06, курсовая работа
Постепенный переход Украины от централизованно-плановой системы хозяйствования к рыночной, по-новому ставит вопрос о методах ведения экономики предприятия. Традиционные структуры и уклады меняются. В этих условиях руководство предприятий, изучая и формируя то, что называется цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными «архитекторами» развития новых методов ведения экономики предприятия.
1. Теоретические основы оценки резервов повышения уровня рентабельности предприятия......5
1.1 Сущность и виды прибыли предприятия……………………………………………......5
1.2 Рентабельность как экономическая категория и её виды…………………………….10
1.3 Факторы, определяющие уровень рентабельности государственного предприятия «Севастопольский винодельческий завод»…………………………………………………………12
2. Анализ резервов повышения уровня рентабельности на государственном предприятии «Севастопольский винодельческий завод»…………………………………………………...…….14
2.1 Общая характеристика государственного предприятия «Севастопольский винодельческий завод»……………………………………………………………………………… 14
2.2 Оценка уровня рентабельности и резерв её повышения………………………………….18
3. Рекомендации по повышению уровня рентабельности государственного предприятия «Севастопольский винодельческий завод»………………………………………………………....27
Расчетная
рентабельность производства:
где РРАСЧ - расчетная рентабельность производства;
Пч - чистая прибыль, тыс.грн.;
Фоф
- среднегодовая стоимость
Фобс - среднегодовой норматив оборотных средств предприятия, тыс.грн.
Рентабельность
%
где Рф - рентабельность основних производственных фондов;
ПБ - валовая прибыль, тыс.грн.;
ФОФ
- среднегодовая стоимость основных производственных
фондов предприятия, тыс.грн. [2, c.222].
1.3 Факторы, определяющие уровень рентабельности предприятия
Изменение экономических
показателей за любой временной
период происходит под влиянием множества
разнообразных факторов. К числу таких
показателей относится и уровень рентабельности
производства. При анализе этого показателя
необходимо знать все возможные факторы,
воздействующие на его величину.
Для определения основных направлений увеличения прибыли и повышения рентабельности факторы, влияющие на них, классифицируют по различным признакам.
Внешние факторы - это факторы, не зависящие от деятельности предприятий, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли и рентабельность. К ним относятся природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентов, налоговых льгот, штрафных санкций, инфляции.
Внутренние факторы - это факторы, зависящие от деятельности предприятия и характеризующие различные стороны работ.
Выявление в процессе анализа влияние внутренних и внешних факторов дает возможность отделить показатели эффективности от внешнего воздействия.
В свою очередь внутренние факторы подразделяются на производственные и внепроизводственные. В непроизводственные факторы в основном связаны с коммерческой деятельностью, природоохранной и аналогичными видами деятельности, социальными условиями труда и быта. Производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли. Это средства труда, предмет труда и сам труд. Производственные факторы являются первичными и основными факторами роста производительности предприятия, т.к. предмет труда и сам труд переносят свою стоимость на готовую продукцию.
При углублении анализа по каждому из этих элементов выделяется группа экстенсивных и интенсивных факторов. К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (изменение численности работников, стоимости основных фондов, величины запасов товарно-материальных ценностей), их использование по времени (изменение продолжительности рабочего дня), а также непроизводительное использование ресурсов (потери из-за брака). Эти факторы воздействуют на повышение рентабельности через количественные изменения. К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов (повышение квалификации работников, производительности оборудования, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, внедрение прогрессивных технологий).
В процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной связи.
Таким образом, уровень рентабельности зависит от многих факторов, главными из которых являются:
Таким образом, классификация факторов повышения рентабельности изображена на рисунке 1.1
Рисунок
1.1 - Факторы, влияющие на уровень рентабельности
[6, с.269]
2 АНАЛИЗ
РЕЗЕРВОВ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ
2.1
Общая характеристика государственного предприятия
«Севастопольский винодельческий завод»
Предприятие «Севастопольский винодельческий завод» основано на государственной собственности и подчинено Министерству аграрной политики.
Государственное предприятие «Севастопольский винодельческий завод» - специализированное винодельческое предприятие, производящее винопродукцию с 1961 года.
Местонахождение предприятия – 99009, Крым, г.Севастополь, ул.Портовая, 8.
ГП «Севастопольский винодельческий завод» осуществляет свою деятельность на основании и в соответствии с действующим законодательством Украины и настоящего Устава, который утвержден Органом управления имущества с участием трудового коллектива.
ГП
«Севастопольский винодельческий завод»
создано с целью эффективного
использования государственного имущества
путем внедрения новых
Основными направлениями деятельности предприятия являются производство и реализация продуктов переработки винограда и иной сельскохозяйственной продукции и сырья, виноматериалов с правом производства и реализации винодельческой продукции, водки, коньячной продукции, спирта и иных алкогольных и безалкогольных напитков, продукции производственно – технического назначения и товаров народного потребления, осуществление промышленного и гражданского строительства, транспортных перевозок и услуг, иных услуг, не противоречащих законодательству Украины.
Также предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
-производство и реализация игристых вин (шампанское) до 4,6 млн бут. в год;
-промышленная переработка бракованного вина и вина с истекшим сроком реализации;
-услуги по розливу алкогольного давальческого сырья;
-розничная торговля алкоголем;
-проведение дегустаций;
-оказание культурно-туристических услуг;
-
Основными потребителями продукции завода являются такие группы как молодые люди и лица среднего возраста со средним уровнем дохода.
Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность, определяет стратегию и основные направления своего развития в соответствие с отраслевыми научно-техническими прогнозами, коньюктурой рынка продукции, товаров, работ, услуг и экономической ситуации.
Предприятие ведет самостоятельный баланс, имеет расчетный валютный и другие счета в отделениях банков, печать установленного образца со своим наименованием.
Имущество
Предприятия составляют основные фонды
и оборотные средства, а также
ценности, стоимость которых отражается
в самостоятельном балансе
Имущество Предприятия является государственной собственностью и закрепляется за ним на праве полного хозяйственного ведения. Осуществляя право полного хозяйственного ведения, Предприятие владеет, пользуется и распоряжается указанным имуществом на свое усмотрение, совершая с ним какие-либо действия, не противоречащие действующему законодательству и настоящему Уставу.
Управление предприятием осуществляет его руководитель. Руководитель предприятия самостоятельно решает вопросы деятельности предприятия за исключением тех, которые отнесены Уставом к компетенции Органа управления имуществом. Руководитель предприятия:
-несет
полную ответственность за
-действует без доверенности от имени предприятия, представляет его во всех организациях и учреждениях, судебных инстанциях;
-распоряжается средствами и имуществом в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом;
-заключает договоры, выдает доверенности, издает приказы, открывает в учреждениях банков расчетные и другие счета;
несет ответственность за формирование и выполнение финансовых планов;
-орган управления имуществом не имеет право вмешиваться в оперативную и хозяйственную деятельность Предприятия.
Полномочия трудового коллектива государственного предприятия реализуются общим собранием через их выборные органы.
Если говорить о рынках сбыта, то предприятие реализует свою продукцию как и на рынках Украины, так и за рубежом.. Установлены многолетние торговые отношения с Германией, Россией, США, Израилем. Новые торговые партнеры ГП «Севвинзавод» – Эстония, Грузия, Турция.
Вкладом
предприятия в экономику
Исходя из приложения А, Б можно сделать вывод, что финансовое положение предприятия достаточно устойчиво. На предприятии увеличился чистый доход, а также увеличилась чистая прибыль. Увеличение произошло за счет роста объемов выпуска продукции, структурных сдвигов в ассортименте продукции, а также внедрения в производство новых видов продукции. Также предприятие способно погасить обязательства за счет собственных средств, т.е. предприятие является платежеспособным.
Оценка
основных показателей производственно-
Таблица 2.1 - Основные показатели хозяйственной деятельности предприятия
Показатель | 2006 | 2007 | Изменения за год | |
абсолютные | относительные | |||
1. Обобщающие показатели | ||||
Доход (выручка) от реализации | 44953,6 | 53388,9 | 8435,3 | 1,188 |
Чистый доход от реализации | 34258,8 | 39900,3 | 5641,5 | 1,165 |
Себестоимость реализации | 29140,6 | 35140,8 | 6000,2 | 1,206 |
Валовая прибыль | 5118,2 | 4759,5 | -358,7 | 0,93 |
Финансовый результат операционной деятельности | 1151,7 | 1810,1 | 658,4 | 1,572 |
Финансовый результат от обычной деятельности до налогообложения | 513,0 | 807,6 | 294,6 | 1,574 |
Среднегодовая стоимость основных фондов | 11746,55 | 11295,85 | -450,7 | 0,96 |
Среднесписочная
численность персонала, чел.
в том числе основной деятельности |
263 247 |
275 262 |
12 15 |
1,046 1,061 |
Чистая прибыль (убыток) | 394,9 | 398,1 | 3,2 | 1,008 |
Материальные затраты | 21636,3 | 28448,8 | 6812,5 | 1,315 |
Затраты на оплату труда | 2490,8 | 3146,6 | 655,8 | 1,263 |
2. Показатели эффективности | ||||
Рентабельность продукции | 1,54 | 1,52 | -0,02 | 0,99 |
Рентабельность
продаж |
1,31 | 1,34 | -0,03 | 1,02 |
Фондоотдача основных фондов | 3,8 | 4,7 | 0,9 | 1,24 |
Фондовооруженность | 23,03 | 21,03 | -2 | 0,91 |
Материалоотдача, коп. | 0,018 | 0,014 | -0,004 | 0,78 |