Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 19:15, реферат
Взаимосвязь между качеством норм и эффективностью производства достаточно хорошо объясняет заинтересованность собственников капиталистических предприятий в поддержании высокого качества норм .
Сегодня уже ушло в прошлое большинство элементов “общегосударственной системы нормирования труда”: отчетность по “охвату” нормированием, обязанность применения межотраслевых нормативов времени и т.д. Однако роль норм как основы организации производства и повышения эффективности использования живого труда с расширением рыночных отношений будет возрастать.
Введение ……………………………………………………………………………………..……3
Сущность и содержание норм труда ……………………………………………………….........4
Требования к нормированию труда. Функции нормирования труда. Виды норм труда и их характеристика ………………………………………………………………………………........5
Основные направления совершенствования нормирования труда в Республике Беларусь ....7
Норма времени. Норма штучного времени ……………………………………………………..9
Норма обслуживания. Норма времени обслуживания ………………………………………..14
Оценка экономической эффективности по совершенствованию нормирования труда ……16
Заключение ………………………………………………………………………………………17
Список используемых источников ……………………
Вспомогательное время на обработку каждой детали включает все составляющие связанные с обработкой каждой детали:
1. установка и снятие, раскрепление - закрепление
2. подвод и отвод инструмента
3. время на включение и выключение станка
4. время на измерения
5. время связанное с переходом
Состав работ по обслуживанию рабочего места и необходимые затраты времени на их выполнение зависят от типа и организации производства, характера работы, вида оборудования. Часть этих работ может выполняться в течение машинно-автоматического времени (смазка и чистка оборудования, уборка стружки), а другая часть передана вспомогательным рабочим. Величина времени на обслуживание рабочего места определяется по нормативам или по данным фотографии рабочего времени. Уменьшение времени на обслуживание рабочего места достигается путем организации доставки инструмента на рабочие места, централизованной его заточки, механизации уборки отходов в производстве и др.
Величина времени на отдых зависит от производственных условий, влияющих на утомляемость, темп работы, от физических усилий, рабочей позы.
Время на личные надобности устанавливается в минутах на смену или в размерах 2% от величины оперативного времени и входит в состав нормы времени.
На
предприятии часто необходимо знать
полные затраты времени на производство
продукции или выполнение операции,
т.е. калькуляцию всех затрат. С этой
целью определяют штучно-калькуляционное
время, в которое, кроме штучного времени,
входит часть подготовительно-
где Тштк – штучно-калькуляционное время;
n – количество изделий в партии (задании).
Тогда норму времени на изготовление всей партии изделий или выполнение вспомогательного задания можно определить следующим образом:
В некоторых случаях (например в машинных, автоматизированных процессах в условиях массового и крупносерийного производства) при нормировании машинно-ручных работ время технического обслуживания может быть выражено в процентах к основному времени, тогда расчет Тшт производится по формуле
где Атех – время технического обслуживания рабочего места, выраженное в % от основного времени;
tо – основное время;
tв – вспомогательное время.
В
тех случаях, когда норма подготовительно-
Тшт = Топ × (1+ Ппз + Побс + Потл) / 100,
где Ппз – подготовительно-заключительное время в % от оперативного времени.
Норма времени для бригады
Бригадная форма организации труда весьма распространена на предприятиях различных форм собственности, а значит, практики достаточно часто сталкиваются с необходимостью нормировать работу бригад.
Начнем со старого анекдота:
—
Почему у вас барабанщик
не все время играет?
— спросил начальник.
— Но у него же паузы!
— ответил дирижер симфонического
оркестра.
— А зарплату он тоже
получает с паузами?
Бригада — это тоже своего рода оркестр: производственная задача — общая для всех, а функции и обязанности распределены между разными работниками. Так же как и в оркестре, паузы бывают и в работе отдельных членов бригады. В этом случае задача нормирования сводится к определению общего времени выполнения рабочего задания с учетом наилучшего распределения труда между членами бригады и минимизации потерь рабочего времени.
Для получения объективного и точного результата нужно определить:
длительность каждой из операций (с помощью хронометража), входящей в общую норму времени;
необходимое для выполнения каждой из операций количество работников;
возможность выполнения данных операций одновременно с другими операциями (определяются технологами и нормами безопасности труда).
Далее
составляется план-график, позволяющий
распределить работу в бригаде и
установить бригадную норму времени. План-график
— это таблица, где в столбцах проставлены
равные промежутки времени, а в строках
— исполнители работ.
Норма обслуживания. Норма времени обслуживания
Механизация и автоматизация производства влияют на изменение функций основных рабочих в производстве и на формы организации их труда. С развитием техники уменьшается непосредственное воздействие рабочего на предмет труда. У рабочего становятся преобладающими функции контроля за ходом производственного процесса. Кроме того, с техническим прогрессом увеличивается на производстве доля вспомогательных рабочих, занятых обслуживанием рабочих мест, ремонтом оборудования, перемещением предметов труда, готовой продукции. Обслуживающие рабочие (наладчики, дежурные слесари, электрики, транспортные рабочие и контролеры) не создают товарной продукции, но способствуют высокопроизводительной работе производственных рабочих. Главной особенностью выполняемых работ по обслуживанию является их разнообразие, нерегулярная повторяемость, сложность измерения количества и качества труда. Для целей нормирования все работы по обслуживанию производства можно классифицировать следующим образом:
· наладочные работы (наладка и подналадка оборудования);
· работы по ремонту и дежурному обслуживанию оборудования (ремонт, чистка, смазка, ремонт технологической оснастки);
· контрольные работы (контроль качества продукции при приемке), включая лабораторные испытания;
· работы по приему, хранению, выдаче материальных ценностей на складах, в кладовых и хранилищах;
· транспортные и погрузочно-разгрузочные работы (погрузка, разгрузка, транспортировка материалов, деталей внутри цеха, между цехами и в пределах заводской территории);
· работы по уборке производственных помещений и территории предприятия;
· работы по обслуживанию зданий и сооружений.
Норму времени и норму выработки установить на такие работы трудно. В этих условиях нормы труда выступают в виде норм обслуживания и норм численности.
Норма обслуживания – это установленное количество единиц оборудования (число рабочих мест, квадратные метры площади), обслуживаемых одним рабочим или бригадой в течение смены.
Нормы
обслуживания могут разрабатываться
укрупненным и
Укрупненный метод применяется, когда отсутствует стабильность элементов работы по обслуживанию объектов как по времени, так и по повторяемости.
Дифференцированный метод применяется, если работы по непосредственному обслуживанию прикрепленных объектов могут быть разделены на регулярно повторяющиеся элементы, время выполнения которых может быть установлено путем наблюдения.
При укрупненном методе норма обслуживания устанавливается исходя из всего объема работ по обслуживанию объекта в целом и за определенный период (смену, год). При этом выявляются прямые и косвенные факторы, влияющие на трудоемкость работ.
При
разработке норм обслуживания дифференцированным
методом функции рабочих
Норма времени обслуживания – это количество времени, необходимое в определенных организационно-технических условиях для обслуживания в течение смены или месяца единицы оборудования, квадратного метра производственной площади и т.д.
Таким образом, норма обслуживания является производной от нормы времени, для ее расчета необходимо определить норму времени обслуживания, т.е. количество времени, необходимого для выполнения всех функций по обслуживанию единицы оборудования или рабочего места:
Нвр.обс= (Σ Ti Ni) × K,
где Нвр. Обс – норма времени на обслуживание единицы оборудования, рабочих мест, мин, ч.;
Ti – время, затрачиваемое на выполнение отдельных работ, входящих в основные функции;
Ni – количество на обслуживаемом объекте единиц работ, выполняемых в течение данного периода;
K – коэффициент, учитывающий выполнение дополнительных функций, а также время на отдых и личные надобности.
На
отдельные категории работ по
обслуживанию установленные нормы
времени приводятся в справочниках
и соответствующих нормативных материалах.
Оценка экономической эффективности по совершенствованию нормирования труда
При разработке мероприятий по совершенствованию нормирования труда целесообразно определить ожидаемую эффективность от их выполнения.
При
внедрении новых норм показателями
экономической эффективности
Определение
экономической эффективности
1. Экономия затрат труда:
Эт = В2 . (Нвр.д. – Нвр.н.),
где: В2 – годовой объем продукции (работ) после внедрения новых норм в натуральном выражении ;
Нвр.д, Нвр.н –действующая и новая норма времени, чел.-час.
2. Годовая экономия по фонду заработной платы:
Эгод = В2 (Р1 – Р2) . К,
где Р1, Р2 – сдельная расценка на единицу продукции до и после внедрения новых норм труда;
К – коэффициент, учитывающий дополнительную заработную плату.
3.
Количество условно
Эч = Т1-Т2/Ф*К*В2 ,
где: Т1, Т2 – трудоемкость единицы продукции (работ) до и после введения новых норм труда;
Ф – годовой фонд рабочего времени одного работника, час.;
К
– коэффициент выполнения норм труда
за месяцы, предшествующие пересмотру.
Заключение
В настоящее время, характеризующееся переходом от централизованной экономики к рыночной, возрастает роль нормирования труда как элемента управления стабильностью экономического, социального и технического развития предприятия любой организационно-правовой формы – государственного, казенного, малого, акционерного и др. Это объясняется, прежде всего, повышением роли экономического фактора в складывающихся отношениях между работодателем (администратором, доверенным лицом м т.д.) и работником в процессе производства материальных благ (оказания услуг), получения прибылен и их распределения, а также усилением социальной направленности современного менеджмента.
Информация о работе Оценка экономической эффективности по совершенствованию нормирования труда