Нетарифное регулирование внешней торговли России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время внешняя торговая деятельность регулируется Федеральным законом РФ от 8 декабря 2003 г №164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В соответствии со статьей 2-ой п.17 «Нетарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера».

Как известно, термин "нетарифные меры" охватывает большую группу разнородных мер финансовой, технической, административной, кредитной и торговой политики. Однако необходимо подчеркнуть, что в мировой практике и в торговой политике принято различать нетарифные меры, специально созданные с тем, чтобы с их помощью осуществлять регулирование внешней торговли (запреты, квотирование, лицензирование, антидемпинговые меры и др.). В основном меры нетарифного регулирования применяются в целях защиты национальной экономики, выполнения международных обязательств, охраны жизни и здоровья людей, животного и растительного мира, окружающей среды, обеспечения национальной безопасности и защиты внешнего финансового положения Российской Федерации

Работа содержит 1 файл

курсовая по вэд.doc

— 312.00 Кб (Скачать)

     Прохождение предотгрузочной инспекции подтверждается сертификатом о прохождении предотгрузочной  инспекции, который выдается импортеру  и представляется при таможенном оформлении товаров.

     Случаи, когда необходимо предоставлять сертификат о прохождении предотгрузочной инспекции. Пункт 10 статьи 28 Закона устанавливает, что импорт товаров, подлежащих предотгрузочной инспекции, осуществляется только при наличии сертификата о прохождении предотгрузочной инспекции. Учитывая данное в пункте 10 статьи 2 Закона определение импорта как ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе, а также условия помещения товаров под таможенные режимы, установленные в соответствии с таможенным законодательством, проведение предотгрузочной инспекции будет необходимо при помещении товаров под таможенные режимы, в соответствии с которыми лицо, помещающее товары под соответствующий таможенный режим, не дает обязательства об обратном вывозе таких товаров. Это режимы выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления и таможенного склада.

     При помещении товаров под иные таможенные режимы, в том числе под таможенный режим свободной таможенной зоны при ввозе товаров на территорию Калининградской области, представление сертификата о прохождении предотгрузочной инспекции не требуется.

     Нормативные акты, необходимые  для введения предотгрузочной  инспекции. Суммируя изложенное выше, реализация статьи 28 Закона потребует принятия целого комплекса нормативных правовых актов, регламентирующих ключевые аспекты проведения предотгрузочной инспекции. К таким актам относятся:

     1) положение о предотгрузочной  инспекции;

     2) постановление Правительства об  утверждении перечня товаров,  в отношении которых вводится предотгрузочная инспекция;

     3) правила организации и проведения  конкурса на оказание услуг  по предотгрузочной инспекции;

     4) постановление Правительства, утверждающее  по итогам конкурса органы  предотгрузочной инспекции;

     5) постановление Правительства, предусматривающее снижение ставок ввозных таможенных пошлин на товары, подлежащие предотгрузочной инспекции;

     6) порядок осуществления предотгрузочной  инспекции;

     7) соглашения Правительства Российской  Федерации с органами предотгрузочной  инспекции.

     Принятие Российской Федерацией специального закона о предотгрузочной инспекции определено стремлением России унифицировать свое законодательство с международными стандартами. Однако в отсутствие специального нормативного регулирования остаются вопросы, без решения которых введение предотгрузочной инспекции может оказаться неэффективным.

     В заключении этой главы необходимо отметить, что несмотря на очевидный приоритет  использования в условиях рыночных отношений механизмов косвенного (тарифного) воздействия на внешнеэкономические связи, ни одно государство никогда полностью не отказывалось и от прямого, административного, т.е. нетарифного их регулирования. Нетарифное регулирование - возможность введения определенных ограничений и запретов на ввоз и вывоз товаров, устанавливаемых исходя из соображений экономической политики. Анализ внешнеэкономического, включая таможенное, законодательства  позволяет определить и систематизировать основной перечень мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, применяемых сегодня в России. 
 
 
 

Выводы  и предложения

 

     В связи с вступлением России в  ВТО нормативная правовая база в  части касающейся нетарифного регулирования  нуждается в доработке, а именно:

  • в уменьшении срока рассмотрения пакета документов представляемых заявителем на получение разрешений на импорт (экспорт) товаров;
  • уменьшение количества предоставляемых документов;
  • совершенствование самой нормативной правовой базы, так как имеются существенные противоречия между Федеральными законами, Постановлениями и Приказами.

     Главным законодательным актом является Федеральный закон, но министерства зачастую пользуются своими приказами  или внутренними документами  которые не доводятся до сведения участников, что не позволяет предопределять действующие барьеры.

     Также механизм квотирования несовершенен. В методику расчета объема квот необходимо внести изменения, которые позволят преодолеть существующие в ней недостатки, а именно надо внести изменения в формулу расчета таким образом, чтобы рассчитываемая квота на будущий год не зависела от того, сколько поставщик ввез мяса в этом году.

     При вступлении России в ВТО настоящее  законодательство будет изменено, что  также отразится на нетарифном регулировании.

     Меры  нетарифного регулирования внешней  торговли являются неотъемлемой частью международной торговли. Одной из основных целей российской экономической политики в области внешнеэкономической деятельности сегодня является вступление во Всемирную Торговую Организацию. Из этого следует, что России необходимо привести национальные нормы, регулирующие применение нетарифных мер во внешней торговле, к нормам ВТО.

     Совершенствование нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности предполагает его гармонизацию с нормами и правилами ВТО, изменение и дополнение законодательной  базы с целью упрощения порядка лицензирования и процедуры выдачи лицензий, а также создания необходимых правовых условий для реализации российскими предпринимателями прав и возможностей по продвижению российских товаров на мировой рынок.

     Все это позволит в перспективе получить для российских участников внешнеэкономической деятельности на мировых рынках более справедливые и недискриминационные условия, будет содействовать развитию экспортных возможностей России и улучшению структуры ее экспорта. 
Соглашение по техническим барьерам в торговле предоставит России ряд важных торгово-политических и экономических преимуществ:

  • российские экспортеры будут располагать эффективным средством противодействия применению в отношении них технических барьеров в странах торговых партнерах;
  • активизируется практика заключения соглашений Россией с другими странами о взаимном признании национальных систем оценки соответствия, что облегчит экспорт продукции обрабатывающей промышленности и снизит расходы поставщиков. Соглашение по санитарным и фитосанитарным мерам позволит России эффективно противодействовать применению против ее поставщиков необоснованно строгих мер. Кроме того, оно дает основание рассчитывать на либеральный режим поставок на рынки членов ВТО, подпадающих под компетенцию Соглашения товаров при нормальной эпидемиологической обстановке в стране.

     Общепринятая  мировая практика нетарифного регулирования, базируясь на многосторонних межгосударственных договоренностях, унифицирует многие правовые, административные и технические  стороны внешнеторгового регулирования в большинстве стран мира. Эти договоренности создают во многом одинаковое понимание терминов, норм, правил и техники нетарифного регулирования.

     Общепринятая  практика нетарифного регулирования  опирается прежде всего на Генеральное соглашение по тарифам и торговле и принятые в рамках этого Соглашения кодексы, регламентирующие многие стороны нетарифного регулирования. Все эти соглашения и договоренности составляют правовую основу ВТО, которая постепенно выходит на первый план как международное учреждение, регулирующее на многосторонней основе мировую торговлю, и как свод правил такого  регулирования.

     Знания  в области нетарифного регулирования  важны не только потому, что товары российских внешнеторговых операторов пересекают таможенные границы зарубежных государств и регулируются ими, но и потому, что Россия, присоединяясь к ВТО, должна перевести свое внешнеторговое регулирование на общепринятые принципы, нормы и мировую практику в области нетарифного регулирования.

     В заключении необходимо отметить, что, несмотря на очевидный приоритет использования в условиях рыночных отношений механизмов косвенного (тарифного) воздействия на внешнеэкономические связи, ни одно государство никогда полностью не отказывалось и от прямого, административного, т.е. нетарифного их регулирования. Нетарифное регулирование - возможность введения определенных ограничений и запретов на ввоз и вывоз товаров, устанавливаемых исходя из соображений экономической политики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

1. Справочник  по импортным режимам ЮНКТАД, Женева, 1994

2. Каменков  В.С. Международное регулирование  внешнеэкономической деятельности. – М., Издательство деловой и  учебной литературы, 2005

3. Дюмулен  И.И. Нетарифные ограничения в  международной торговле, М., ВАВТ, 2006

4. Данильцев А.В. Международная торговля: инструменты регулирования. – М.,  Деловая литература, 2006

5. Соглашение ВТО по процедурам импортного лицензирования.  Принято в ходе Уругвайского раунда многосторонних переговоров 15.04.94. – М., Наука/Интерпериодика, 2002

6. Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование – М., ВАВТ, 2005

7. Генеральное соглашение по тарифам и торговле. Принято в ходе Уругвайского раунда многосторонних переговоров 15.04.94. – М., Наука/Интерпериодика, 2002

8. Основы торговой политики и правила ВТО – М., Международные отношения, 2005

9. Соглашение по техническим барьерам в торговле,  принятое в ходе Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров в 1994 г. - М., Наука/Интерпериодика, 2002

10. Дюмулен И.И. Барьеры на торговых путях. Империалистический протекционизм в действии. – М., Международные отношения, 1997

11. Практическое  руководство по Уругвайскому  раунду. – Международный торговый  центр ЮНКТАД/ВТО (МТЦ) и Секретариат  Содружества. –Женева, 1995

12. Зенкин  И.В. Право Всемирной торговой  организации. Учебное пособие  по праву ВТО. – М., Международные  отношения, 2003

13. Регулирование  экспортно-импортных операций. Информационно-аналитический  журнал «Внешнеэкономический комплекс  России: современное состояние и перспективы»  № 1, М., ВНИКИ, 1999

14. С.Д.Долгов. Внешняя торговля России на  рубеже веков – М., Экономика, 2001

15. Бурмистров  В.Н., Холопов К.В. Внешняя торговля  Российской Федерации. – М., Юристъ, 2001

16.Шишаев А.И. Регулирование международной торговли товарами. – М., Центр экономики и маркетинга, 1998

17. А.Д.  Ершов, А.И. Роденков, И.Г. Тараторин.  Экспортный контроль и нетарифное  регулирование ВЭД. СПб, ЮНИТИ, 2006.

18. Бюллетень  международных договоров. 2000. N 6. –  ИПС «Консультант»  http://prof.consultant.ru

19. Т.Н. Трошкина. Меры нетарифного регулирования. - "Налоговый вестник", N 11, 2002 - http://online.arbt.ru

20. Комаров  А.С. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. – М., ДеКа, 2007

21. Мячин А.Н. Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности. Лицензии, разрешения, сертификаты. – М, Тирекс, 2007

22.  Постановление Правительства РФ от 6 ноября 1992 г. N 854 "О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации"

23. Авторский  коллектив Высшей школы экономики.  Комментарии к ФЗ от 08.12.2003 №  164-ФЗ. –  2005 г. 

24. Федеральный  закон от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров". Принят ГД СФ РФ 18.11.2003

Информация о работе Нетарифное регулирование внешней торговли России