Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:39, курсовая работа
В настоящее время внешняя торговая деятельность регулируется Федеральным законом РФ от 8 декабря 2003 г №164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В соответствии со статьей 2-ой п.17 «Нетарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера».
Как известно, термин "нетарифные меры" охватывает большую группу разнородных мер финансовой, технической, административной, кредитной и торговой политики. Однако необходимо подчеркнуть, что в мировой практике и в торговой политике принято различать нетарифные меры, специально созданные с тем, чтобы с их помощью осуществлять регулирование внешней торговли (запреты, квотирование, лицензирование, антидемпинговые меры и др.). В основном меры нетарифного регулирования применяются в целях защиты национальной экономики, выполнения международных обязательств, охраны жизни и здоровья людей, животного и растительного мира, окружающей среды, обеспечения национальной безопасности и защиты внешнего финансового положения Российской Федерации
В отношении товара, который поставляется всеми экспортерами и является предметом демпингового импорта, причиняющего ущерб отрасли российской экономики, за исключением товара, поставляемого теми экспортерами, ценовые обязательства которых были одобрены Правительством РФ, применяется антидемпинговая пошлина. Порядок ее применения определен ст. 16 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ.
При определении Минэкономразвития России индивидуальной демпинговой маржи антидемпинговая пошлина применяется индивидуально в отношении каждого известного иностранного экспортера или иностранного производителя товара, являющегося предметом демпингового импорта. Если же органом, проводящим расследования, будет определена единая демпинговая маржа, антидемпинговая пошлина применяется на недискриминационной основе в отношении всех известных иностранных экспортеров или иностранных производителей товара, являющегося предметом демпингового импорта. При этом ставка антидемпинговой пошлины не должна превышать размер демпинговой маржи.
Антидемпинговая мера применяется по решению Правительства РФ в размере и в течение срока, которые необходимы для устранения ущерба отрасли российской экономики вследствие демпингового импорта (ст. 17 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ).
Необходимость продолжения применения антидемпинговой пошлины или пересмотра ее ставки либо необходимость продолжения действия ценовых обязательств или пересмотра условий действия таких обязательств определяется Правительством РФ на основании доклада, содержащего заключение Минэкономразвития России о результатах повторного расследования, проведенного по его инициативе или по запросам заинтересованных лиц после представления этими лицами сведений, подтверждающих необходимость пересмотра антидемпинговой меры.
Заинтересованные лица вправе обратиться в Минэкономразвития России с просьбой рассмотреть вопрос о необходимости продолжения применения антидемпинговой меры для устранения ущерба отрасли российской экономики вследствие демпингового импорта, а также вопрос о вероятности возобновления причинения ущерба отрасли российской экономики в случае отмены антидемпинговой меры или пересмотра ее размера.
В случае если по результатам повторного расследования будет установлено, что продление срока действия антидемпинговой меры не является оправданным, Правительством РФ на основании доклада, содержащего заключение Минэкономразвития, принимается решение об отмене антидемпинговой меры.
Срок действия антидемпинговой меры не должен превышать пять лет со дня начала применения такой меры или со дня последнего пересмотра антидемпинговой меры.
Впервые попытка установления контроля за товарами перед их отгрузкой была предпринята в России в 1996 году, когда остановлением Правительства РФ была введена единая система экспертной оценки количества, качества и цены товаров27. Однако эта система распространялась только на экспортируемые товары и, что самое важное, была добровольной. В отличие системы экспертной оценки, предотгрузочная инспекция в случае ее введения будет распространяться на импортируемые товары и будет носить обязательный характер, т.е. товары, подлежащие инспекции, нельзя будет ввезти в Россию без представления сертификата о прохождении предотгрузочной инспекции. Это, несомненно, является новеллой в российском законодательстве.
Понятие предотгрузочной инспекции. Закон дает определение предотгрузочной инспекции как проверки качества, количества, цены, включая ее финансовые условия, и (или) правильности кодирования для таможенных целей товаров, предназначенных для импорта товаров в Российскую Федерацию.
Предотгрузочная инспекция (Preshipment Inspection) во внешнеторговых отношениях имеет многолетнюю историю. Впервые предотгрузочная инспекция возникла как часть страховой деятельности таких всемирно известных компаний, как британская Lloyd's Register, основанная в 1760 году, и французская Вureаu Veritas28, созданная в 1828 году как организация, предоставляющая морским страхователям информацию по безопасности и качеству судов. По данным Международной федерации инспекционных агентств по состоянию на 30 июля 2004 года предотгрузочная инспекция в разные годы использовалась в более чем 40 странах, в том числе в Мексике, Иране, Индии и во многих развивающихся странах.
Все
инспекционные компании имеют развернутую
сеть своих представительств за рубежом
с десятками тысяч
В
настоящее время
Таким образом, предотгрузочная инспекция - это проверка сведений о товаре в стране, из которой осуществляется отгрузка товаров. В исключительных случаях проверка может проводиться на территории страны, где товары производятся. Предотгрузочная инспекция заключается в проверке сведений, имеющих особенно важное значение для таможенного контроля, в стране, где происходит отгрузка товаров, предназначенных для ввоза на территорию страны импорта, и выдаче импортеру сертификата, содержащего результаты такой проверки. Данный сертификат представляется таможенному органу в подтверждение сведений, заявленных в таможенной декларации, и используется таможенным органом наряду с другими документами и сведениями, необходимыми для таможенного оформления.
Учитывая практику применения предотгрузочной инспекции иностранными государствами, а также механизм осуществления предотгрузочной инспекции, отработанный в рамках Международной федерации инспекционных агентств, можно сделать вывод, что заключения органа предотгрузочной инспекции, как правило, представляют собой сведения, заслуживающие высокой степени доверия.
Цели введения предотгрузочной инспекции. Закон устанавливает, что предотгрузочная инспекция может вводиться Правительством Российской Федерации в целях защиты прав и интересов потребителей, противодействия недобросовестной практике искажения сведений об импортируемых в Российскую Федерацию товарах, в том числе занижению их стоимости. Кроме того, предотгрузочная инспекция также может способствовать усилению таможенного контроля за ввозом отдельных категорий товаров, пополнению бюджета, оптимизации таможенного администрирования, пресечению ввоза запрещенных или ограниченных к ввозу товаров.
Конкретные цели введения предотгрузочной инспекции определяются Правительством Российской Федерации в каждом отдельном случае. Как представляется, в ближайшее время в российской системе государственного регулирования внешнеторговой деятельности результаты предотгрузочной инспекции будут использоваться таможенными органами Российской Федерации в первую очередь для целей надлежащего осуществления таможенного контроля.
Срок действия предотгрузочной инспекции. Предотгрузочная инспекция может вводиться на срок не более трех лет, данный срок может быть продлен по результатам обобщения и анализа практики применения предотгрузочной инспекции.
Перечень товаров, подлежащих предотгрузочной инспекции. Основные критерии для формирования перечня товаров, подлежащих предотгрузочной инспекции, основываются на том, какие товары представляют наиболее высокий риск вероятности нарушения таможенных правил. При этом не имеет значения страна происхождения таких товаров, соответственно, товары, происходящие из государств - участников таможенного союза и других участников СНГ также могут подлежать предотгрузочной инспекции.
Система управления рисками применяется для целей проведения таможенного контроля уже в течение нескольких лет, однако законодательное закрепление она получила только с 1 января 2004 года, с введением в действие Таможенного кодекса. Статья 358 Таможенного кодекса РФ30 устанавливает, что таможенные органы осуществляют таможенный контроль на основе системы управления рисками. При этом под рисками понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства. Для выявления рисков таможенные органы используют все имеющиеся в их распоряжении источники информации, позволяющие выявить данные, имеющие значение для таможенных целей.
Система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации:
- имеющих устойчивый характер;
- связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
- подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;
-
затрагивающих другие важные
интересы государства,
В отношении товаров, включенных в группы риска, таможенные органы осуществляют дополнительные меры таможенного контроля - таможенный досмотр товаров, таможенное наблюдение (например, при перегрузке товаров с одного транспортного средства на другое), таможенное сопровождение товаров, перевозимых от места ввоза на границе до места таможенного оформления, помещение второго экземпляра транзитной декларации вместе с комплектом документов в пакет-сейф и другие мероприятия.
Таким образом, перечень товаров, подлежащих предотгрузочной инспекции, может охватывать достаточно широкий круг товаров, включая продовольственные товары (мясо, кофе, чай, сахар, масло, кондитерские изделия), подакцизные товары (алкогольные напитки и табачные изделия), фармацевтическую продукцию, одежду, обувь, стекло, электрооборудование, автомобили и запчасти к ним, мебель, игрушки и некоторые другие товары.
В связи с изложенным представляется, что предоставление таможенным органам сертификатов предотгрузочной инспекции может стать одним из элементов системы управления рисками до того, как ее формирование будет окончательно завершено.
Расходы по проведению предотгрузочной инспекции. В соответствии с пунктом 3 статьи 28 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» расходы по проведению предотгрузочной инспекции несет импортер товаров. В Законе не оговаривается стоимость проведения предотгрузочной инспекции или порядок ее расчета. Вместе с тем тот же пункт 3 статьи 28 устанавливает, что одновременно с принятием решения о введении предотгрузочной инспекции Правительство должно утвердить постановление о соответствующем снижении ставок таможенных пошлин в отношении товаров, подлежащих предотгрузочной инспекции. Таким образом, фактически расходы импортеров на проведение предотгрузочной инспекции будут компенсироваться снижением сумм, подлежащих уплате в виде таможенных пошлин. Тем не менее импортеры могут нести дополнительные расходы, связанные с перезагрузкой и простоем товаров (пункт 9 статьи 28 Закона устанавливает, что срок осуществления предотгрузочной инспекции, как правило, не должен превышать три рабочих дня). Многие импортеры также расценивают введение предотгрузочной инспекции как новый административный барьер и даже как неоправданное вмешательство государства в контрактные отношения экспортеров и импортеров и приравнивают введение предотгрузочной инспекции к появлению нового частного налога на товарооборот.
Орган предотгрузочной инспекции. Орган предотгрузочной инспекции определяется Правительством по итогам конкурса. Правительство объявляет конкурс, предметом которого является право на оказание услуг по осуществлению предотгрузочной инспекции. В результате проведения конкурса предусматривается определить двух победителей, которые впоследствии будут осуществлять предотгрузочную инспекцию. Требования к органу предотгрузочной инспекции установлены в пункте 5 статьи 28 Закона, в соответствии с которым при выборе органа должны учитываться профессиональная репутация, достаточные производственные и профессиональные ресурсы, опыт работы в области оказания услуг по предотгрузочной инспекции, а также стоимость осуществления предотгрузочной инспекции.
Орган
предотгрузочной инспекции
Правительство также должно утвердить положение о предотгрузочной инспекции, в котором будут урегулированы регламент осуществления инспекции, права, обязанности и ответственность лиц, участвующих в предотгрузочной инспекции, порядок рассмотрения споров между органом предотгрузочной инспекции и импортером, порядок осуществления контроля за деятельностью органов предотгрузочной инспекции.
Информация о работе Нетарифное регулирование внешней торговли России